Гро, Антуан-Жан
- 1 year ago
- 0
- 0
Пьер Ле Гро , Легро , в литературе называемый Младшим ( фр. Pierre Le Gros le jeune ; 12 апреля 1666 , Париж , Королевство Франция — 3 мая 1719 , Рим , Папская область ) — французский скульптор эпохи барокко , многие годы живший и работавший в Риме.
Пьер Ле Гро родился в Париже в семье бывшего придворного скульптора короля Людовика XIV Пьера Ле Гро Старшего . Оба дяди Пьера по матери — братья Гаспар и Бальтазар Марси — также были скульпторами. Ваянию мальчик учился у своего отца, рисунку — у деда, выдающегося архитектора- декоратора , рисовальщика- орнаменталиста и гравёра Жана Лепотра . В юности участвовал в конкурсах парижской Королевской академии живописи и скульптуры . В 1685 году получил третий приз по рисунку, в 1686 — первый приз по скульптуре, и соответственно — Римскую премию для поездки и обучения в Италии. В 1690 году Ле Гро Младший поступил во Французскую академию в Риме . Вскоре после этого создал из мрамора копию античной статуи «Ветурия». Ныне эта скульптура Ле Гро Младшего выставлена в парке Тюильри и является единственным из его произведений, находящимся в Париже.
В Риме Ле Гро Младший испытал значительное влияние искусства римского барокко в лице его гения Джованни Лоренцо Бернини и в последующие годы работал под воздействием произведений его школы . В 1695—1697 годах Ле Гро участвовал в конкурсе, организованного Орденом иезуитов для украшения главной церкви иезуитов в Риме Сант-Иньяцио и возведения величественного алтаря над захоронением святого Игнатия Лойолы , основателя ордена. По итогам конкурса скульптор получил заказ на создание аллегорической группы «Религия изгоняет Ересь» и алтарной статуи из серебра самого Святого Игнатия в церкви Иль-Джезу . Для выполнения этих заказов Ле Гро покинул Французскую академию и устроил мастерскую в римском Палаццо Фарнезе . Одновременно он работал, также по заказу иезуитов, над алтарём св. Луиджи Гонзага, добившись в этой работе выразительного пластического единства рельефов и статуи. По заказу доминиканского ордена в 1698 году Ле Гро изготовил роскошный саркофаг папы Пия V в церкви Санта-Мария-Маджоре .
В 1700 году Пьер Ле Гро Младший стал членом римской Академии Святого Луки . В 1702 году созданная им статуя Святого Доминика была установлена в хоре собора Святого Петра (в 1706 году заменена на мраморную копию его же работы). В 1703—1712 годах Ле Гро создал фигуры двух апостолов для базилики Сан-Джованни-ин-Латерано . В результате совместной работы со своим другом, архитектором Филиппо Юваррой в 1708—1710 годах была создана алтарная композиция капеллы Антамори в римской церкви Сан-Джироламо делла Карита с «витающей» в воздухе скульптурой святого Филиппо Нери .
В 1713 году Пьер Легро Младший был назначен советником комиссии по оформлению капеллы Святого Станислава Костки в церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале . В 1714 году в Париже скончался отец скульптора, и он сам тяжело заболел (камни в жёлчном пузыре). На следующий год, немного поправившись, Ле Гро Младший переехал в Париж. Скульптор рассчитывал остаться навсегда в родном городе, однако враждебное отношение к нему со стороны его коллег по французской Королевской академии заставило его вскоре вернуться в Рим.
В 1716 году комиссия по оформлению Латеранской базилики вынесла решение, что последние четыре статуи апостолов будет выполнять Камилло Рускони с помощниками, при этом интересы Ле Гро и других скульпторов не были учтены. В результате их протестов, обращённых к Академии Святого Луки, принявшей сторону Рускони, Ле Гро был исключён из Академии. Так как Академия контролировала распределение заказов в Риме и Папской области — и не в пользу опального скульптора — последний получал скромные заказы при помощи своего друга Юварры, придворного архитектора герцога Савойского (две скульптуры на фасадах зданий в Турине ).
Пьер Ле Гро Младший скончался от воспаления лёгких в возрасте пятидесяти трёх лет. В 1725 году, посмертно, он был восстановлен в звании академика Святого Луки.
Брат скульптора — Жан Ле Гро был живописцем-портретистом.