Льерас Камарго, Альберто
- 1 year ago
- 0
- 0
Мо́царт Кама́рго Гуарнье́ри (согласно правилам транскрипции более точная передача фамилии: Кама́ргу порт.-браз. Mozart Camargo Guarnieri ; 1 февраля 1907 , Тиете , Сан-Паулу — 13 января 1993 или 1993 , Сан-Паулу ) — бразильский дирижёр, композитор, музыкальный и общественный деятель, педагог, ученик Л. Бальди и М. де Андраде . Один из самых плодовитых и исполняемых композиторов Бразилии после Э. Вила-Лобоса .
Родители отца прибыли в Бразилию из Италии , точнее Сицилии в 1895 (или 1885 ) году и в написание фамилии добавили «i» во избежание кажущейся связи с известным скрипичным мастером Гварнери . Отец будущего композитора, Мигел Гуарньери ( Miguel Guarnieri ), обосновался в Тиете́, где открыл парикмахерскую и познакомился со своей будущей женой Жессией де Арруда Камаргу Пентеаду ( Géssia de Arruda Camargo Penteado ), происходившей из богатого семейства, основанного 400 лет назад искателем приключений из Испании и индианкой. Мигел Гуарньери был любителем оперы и старшего из своих 10 детей назвал Моцартом, а трём младшим сыновьям дал имена Россини, Беллини и Верди . В зрелые годы, став композитором и осознав значение своего имени, Камаргу Гуарньери перестал его использовать, чтобы, по собственным словам, «не оскорблять Мастера» .
Родился 1 февраля 1907 года в Тиете. В 7 лет пошёл в школу, но закончил лишь 2 класса начального обучения. О детстве отзывался, как о самых счастливых временах жизни. Отец всеми силами помогал сыну достичь того, чего сам не смог реализовать. Надежда на то, что вся вложенная в сына энергия даст результат, стала причиной переезда семейства в Сан-Паулу в 1922 году (в 15 лет), где была возможность обучения у лучших преподавателей. В Сан-Паулу на протяжении 3 лет брал уроки фортепиано у Эрнани Брага ( Ernani Braga ), после чего выбрал другого педагога — Антониу де Са Перейра ( Antônio de Sá Pereira ). Игре на флейте и скрипке обучал отец. Большую пользу в развитии оказало исполнение произведений для фортепиано всех композиторов в алфавитном порядке от А до С: Баха , Шопена , Моцарта , Рахманинова и других. Был штатным пианистом в кинотеатре, где порой отец аккомпанировал на контрабасе или флейте, после чего до 3 или 4 часов утра играл в кабаре .
Вопреки встречающейся в некоторых источниках информации, никогда не обучался ни в одной консерватории . В 1926 году познакомился с итальянским дирижёром Ламберто Бальди ( Lamberto Baldi , сам Гуарньери произносил по-португальски «Балди»), который 5 лет (1926—1930) обучал гармонии, контрапункту, фуге и оркестровке. По настоянию Бальди освоил клавишные инструменты симфонического оркестра: фортепиано , челесту , и также ксилофон . На частных уроках с Бальди (в меньшей мере с Брагой и Перейрой) получил современное и специальное образование, которое было недоступно в Консерватории Сан-Паулу того времени . В марте 1928 года при первой встрече с молодым композитором Мариу де Андраде удостоверился в близости его музыки и своей теории национальной культуры, решил оказывать ему всестороннюю поддержку. Вскоре идеолог бразильской культурной идентичности заключил с Бальди соглашение: дирижёр продолжил обучение молодого таланта техническим приёмам, сам Андраде занялся эстетической и общекультурной направленностью . Эти два педагога оказали решающее воздействие на формирование Гуарньери как композитора.
В 1928 году началась педагогическая карьера в Консерватории Сан-Паулу ( Conservatório Dramático e Musical de São Paulo ) по классу фортепиано и аккомпанемента, продолжавшаяся в том заведении по 1933 год . В течение 3 лет обучался на философском факультете (1928—1930) . 27 мая 1935 года в рамках проведения Недели современного искусства состоялось первое публичное исполнение произведений композитора, когда были представлены 1-я соната для виолончели и фортепиано (1930), некоторые песни и понтейю ( Ponteios — прелюдии из 1-го тома, созданные в 1931—1935 годах), 1-й струнный квартет (1932) с участием Закариаса Аутуори . В том же 1935 году занял должность художественного руководителя и дирижёра Хора Сан-Паулу ( Coral Paulistano ), вводя в его репертуар главным образом сочинения бразильских композиторов с текстами на португальском языке, что было редкостью в те времена .
В 1938 году после победы в конкурсе получил стипендию и для усовершенствования навыков отправился в Париж , где заново стал изучать контрапункт, фугу и композицию под руководством Шарля Кёклена , управление оркестром и хором с Франсуа Рюльманом ( François Ruhlmann ) до возвращения в Бразилию в ноябре 1939 года . В 1942 году впервые посетил США , где пробыл полгода. В 1945 году стал одним из основателей Бразильской академии музыки ( Academia Brasileira de Música ), избрав патроном кресла № 23 Леопольда Мигеса ( Leopoldo Miguéz ); занял должность художественного руководителя и главного дирижёра Муниципального симфонического оркестра Сан-Паулу . После смерти Вила-Лобоса в 1959 году стал почётным президентом Бразильской академии музыки . С 1956 по 1960 год был советником по вопросам музыки при министре образования и культуры Кловисе Салгаду в правительстве Жуселину Кубичека , разработал план музыкального образования в Бразилии .
Гастролировал по странам Европы и США в качестве дирижёра. Являлся активным деятелем в области народного просвещения, а также видным представителем бразильской национальной композиторской школы. В 1958 году по личному приглашению Д. Д. Шостаковича вошёл в состав жюри 1-го Международного конкурса имени П. И. Чайковского . Был лично знаком с А. И. Хачатуряном и поддерживал творческие связи с С. А. Кусевицким и М. Л. Ростроповичем . В 1975 году занял должность художественного руководителя и дирижёра созданного им самим Симфонического оркестра университета Сан-Паулу ( Orquestra Sinfônica da Universidade de São Paulo ), которую занимал до 1992 года . Преподавая композицию, создал собственную композиторскую школу, среди учеников которой выделяются Ожвалду Ласерда ( Osvaldo Lacerda ), Сержиу де Васконселус-Корея ( Sérgio de Vasconcellos-Corrêa ), Аилтон Эскобар ( Aylton Escobar ), Алмейда Праду ( Almeida Prado ) и Марлус Нобре ( Marlos Nobre ) .
Скончался 13 января 1993 года в Сан-Паулу.
Вопреки настояниям отца, не проявлял никакого интереса к урокам по теории музыки. Импровизация стала началом творческого развития и оказала определяющее воздействие на музыку композитора, характеризующуюся текучестью и спонтанностью. Из детских импровизаций в 11 лет (1918) родилась первая пьеса Гуарньери — вальс «Мечта художника» ( Sonho de Artista , первая публикация Casa Mignon, Сан-Паулу, 1920) . Публикация вальса 13-летнего композитора Моцарта Гуарньери была удостоена благожелательной, восторженной и лестной критики. В 1929 году было создано первое сочинение для оркестра — «Детская сюита» ( Suíte Infantil para Piano ) . В 1928 году в возрасте 21 года был автором созданных под руководством Бальди произведений, обладавших характерными чертами бразильского фольклора: «Бразильского танца» ( Dança Brasileira ) и 1-й сонатины для фортепиано. Части 1-й сонатины в отличие от общепринятых правил были обозначены не на итальянском , а на португальском языке .
Гуарньери противился тому, чтобы его именовали «фольклорным» композитором, предпочитая определение «национальный композитор» . Несмотря на то, что в отечественной критике принято считать, что Гуарньери придерживался фольклорного направления , по словам самого композитора, его произведения национального характера не являются фольклорными — это сочинения академической музыки, созданные по мотивам бразильской народной музыки. Например, также как и Вила-Лобос, Гуарньери создал серию шору для солирующих инструментов с оркестром (для кларнета, фагота, флейты, фортепиано, гитары, виолончели, скрипки) и отдельно Choro Torturado . В этих сочинениях воспроизводились ритмы и мотивы популярного бразильского танцевального жанра шору . «Чёрный танец» ( Dança Negra , 1946; авторские транскрипции для оркестра 1947 года и для 2-х фортепиано 1948 года) был написан по впечатлениям от церемонии ритуала кандомблэ , на которой композитор присутствовал вместе с Жоржи Амаду в 1937 году в Баие .
Творческое наследие композитора включает около 700 сочинений различных жанров, в числе которых 2 оперы, 7 симфоний, 6 концертов для фортепиано с оркестром, 2 концерта для скрипки с оркестром, 5 сюит, 3 струнных квартета. Среди сонат: 1 для фортепиано, 1 для гитары и фортепиано, 7 для скрипки и фортепиано, 3 для виолончели и фортепиано. Сонатины: 8 для фортепиано, 1 для флейты и фортепиано, 1 для скрипки и фортепиано. 1 трио для скрипки, виолончели и фортепиано; 1 трио для скрипки, гитары и виолончели. 10 вальсов для фортепиано . К наиболее известным и часто исполняемым сочинениям относятся 50 понтейю для фортепиано (то есть прелюдий — Ponteios para Piano ). Оставил после себя много песен, сочинённых, в частности, на тексты Мариу де Андраде и своего брата Россини Камаргу Гуарньери, который был известным в своё время писателем и поэтом.