Браун, Ада
- 1 year ago
- 0
- 0
Ада Негри ( итал. Ada Negri ; 3 февраля 1870 , Лоди , Ломбардия — 11 января 1945 , Милан ) — итальянская поэтесса и писательница .
Родилась в семье крестьянина-батрака в год объединения Италии. Рано потеряла отца. Воспитывала её мать — фабричная работница с шелкопрядильни. Трудовую деятельность начала учительницей школы для детей крестьян и рабочих. После выхода в свет первого сборника стихотворений (1893) заняла место учительницы словесности миланской женской гимназии. Ей была назначена ежегодная пенсия в 2000 лир. Сближается с миланскими социалистами: Этторе Патрици, Турати, Филиппо , Бенито Муссолини . Подружилась с Анной Кулишёвой , известной деятельницей социалистического движения, и испытала ее влияние, называя ее идеальной сестрой. В 1896 году вышла замуж за крупного миланского промышленника Джованни Гарланда. В 1913 году развелась с Гарландой и уехала вместе с дочерью Бианкой в Швейцарию, потом жила на озере Комо, на острове Капри . После замужества дочери Негри жила одиноко и замкнуто, хотя и вела обширную переписку.
Номинировалась на Нобелевскую премию по литературе в 1926 и 1927 гг. В 1931 году Аде Негри вручили главную литературную премию Италии, имени Муссолини . Негри — первая женщина, вошедшая в состав Итальянской Академии (1940). Потрясенная мировой дисгармонией, отказывалась публиковать завершающий том ее стихов до конца Второй мировой войны.
Умерла зимой 1945 года. В 1976 годе ее прах был перезахоронен в древней церкви Сан-Франческо в Лоди.
Представительница веризма в итальянской литературе. Близость к жизни простого народа определила содержание творчества Негри в начальный его период. Ада Негри ярко отразила социальные контрасты, ее пафос — сочувствие простым труженикам, соучастие в их бедах и невзгодах. В 1893 году вышел первый сборник Ады Негри «Рок» («Fatalità»). Это первый поэтический сборник с рабочей тематикой, резко выделившей поэтессу в литературе Италии. Последовавший за ним второй сборник «Буря» («Tempeste», 1896) тематически связанный с первым («Пожар в шахте», «Безработный», «Рабочий» и др.) принес поэтессе широкое мировое признание, в том числе в Российской империи. Переводы на русский и украинский язык в начале XX века — переводчиков ( И. Анненского , В. Шулятикова , В. Богораза , Леси Украинки , Павла Грабовского ).
Дальнейшая литературная деятельность поэтессы уводит ее от тематики первых сборников. В сборнике Негри «Материнство» (Maternità, 1904) наряду с мотивами о матери-работнице и беспризорности её детей находят отражение семейные заботы и невзгоды самой Негри. Личные печали и сожаления ярко выражены в четвертом сборнике Негри «Из глубин» (Dal profondo, 1910).
В начале XX века пользовалась большой популярностью на родине, в Германии , Франции и России . Но ее сборник «Изгнание» (Esilio, 1914) остался уже почти незамеченным.
После первой мировой войны появился ряд книг прозы Ады Негри: «Одинокие» (Le solitarie, 1917), «Проповеди» (Orazioni, 1918), автобиографический роман «Утренняя звезда» (Stella mattutina, 1923), «Вечерние песни» (Vespertina, 1931). Серию стихов поэтесса посвятила острову Капри , в книге «Песни острова» (I canti dell’isola, 1924). Поэтессой владеют религиозные настроения, чувство одиночества. Поэзия последних лет проникнута пессимизмом и эсхатологическими переживаниями.
В честь поэтессы взяла себе сценическое имя — польская актриса, звезда и секс-символ эпохи немого кино Пола Негри (наст. имя и фамилия Барбара Аполония Халупец ).