Interested Article - Хавеман, Густав

Густав Хавеман ( нем. Gustav Havemann ; 15 марта 1882 , Гюстров 2 января 1960 , Шёнайхе ) — немецкий скрипач.

Сын военного музыканта. Учился музыке у своего отца и его местных коллег. В 1898—1900 гг. студент Йозефа Иоахима в Берлинской Высшей школе музыки .

С 1900 г. концертмейстер оркестра в Любеке , с 1903 г. работал в Дармштадте , с 1909 г. в Гамбурге , с 1911 г. преподавал в Лейпцигской консерватории . В 1914—1921 гг. работал в Дрездене , концертмейстер Дрезденской придворной оперы , после смерти Генри Петри в 1914 г. недолгое время возглавлял созданный им струнный квартет.

В 1921—1945 гг. профессор Берлинской Высшей школы музыки, опубликовал учебник «Скрипичная техника вплоть до совершенства» ( нем. Die Violintechnik bis zur Vollendung ; 1928). Одновременно в 1920-е гг. много концертировал как ансамблист во главе собственного струнного квартета (вторая скрипка Георг Кништедт или Георг Кюнау, альт , виолончель Адольф Штайнер или Герман Хопф ), в том числе исполняя новейшую музыку. Так, в 1921 г. квартет Хавемана участвовал в первом Фестивале новейшей музыки в Донауэшингене , исполнив, в частности, две премьеры: Серенады Op. 4 Эрнста Кшенека (с кларнетистом Филиппом Драйсбахом ) и струнного квартета Op. 4 Алоиса Габы . Квартет Хавемана также исполнил в 1923 году в Зальцбурге струнный квартет Альбана Берга — это, видимо, не была премьера, но произведение Берга впервые получило благодаря этому концерту широкий резонанс . Почётный доктор Грайфсвальдского университета (1932).

В середине 1920-х гг. Хавеман был членом Ноябрьской группы , однако затем вступил в , а в 1932 г. стал членом НСДАП . В том же году он предпринял масштабную антисемитскую кампанию в Высшей школе музыки, направленную первоначально против своего конкурента, другого профессора скрипки — Карла Флеша , но затем обратившуюся против директора Высшей школы Франца Шрекера , который в результате настойчивых обвинений в продвижении еврейских преподавателей и студентов вынужден был уйти в отставку . Организовав при Союзе борьбы за немецкую культуру оркестр, составленный из безработных музыкантов, Хавеман дебютировал с ним как дирижёр, однако, как сообщается, не преуспел на этом поприще и дирижировал в полупустых залах перед скучающими сторонниками нацистских идей. В 1933 г. вошёл в президиум . На этом посту выступал, вместе с Вильгельмом Фуртвенглером , в защиту музыки Пауля Хиндемита . Однако в 1935 г. в ходе инициированной Йозефом Геббельсом смены власти в Музыкальной палате Хавеман был отправлен в отставку вместе с президентом палаты Рихардом Штраусом ; Геббельс по этому поводу записал в своём дневнике: «Эти люди искусства настолько политически бесхарактерны!» В дальнейшем до конца существования Третьего Рейха оставался на периферии музыкальной жизни, хотя и продолжал преподавать в Высшей школе музыки. Обратившись к композиции, в 1939 г. во Франкфурте-на-Майне исполнил премьеру собственного скрипичного концерта. В годы Второй мировой войны , вновь сформировав струнный квартет, выступал перед солдатами .

После Второй мировой войны в 1947 г. в последний раз выступил как солист, исполнив в своём родном городе скрипичный концерт Иоганнеса Брамса . В 1950 г. преподавал в Котбусе , с 1951 г. и до конца жизни — в Восточноберлинской высшей школе музыки . Опубликовал брошюру «Что нужно знать скрипачу» ( нем. Was ein Geiger Wissen Muss ; 1950).

Был трижды женат, в третий раз (1931) на Ингеборг Харнак (в первом браке замужем за художником ), сестре антифашистов-подпольщиков Арвида и Фалька Харнаков. Старший из трёх детей — Вольфганг Хавеман (1914—2004), научный сотрудник и преподаватель .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #116550171 // (нем.) — 2012—2016.
  2. (англ.) Library of Congress .
  3. . Дата обращения: 10 июля 2019. 10 июля 2019 года.
  4. // Kammermusikführer der Villa Musica
  5. Christopher Hailey. Franz Schreker, 1878—1934: A Cultural Biography. — Cambridge University Press, 1993. — P. 273.
  6. Jonathan Petropoulos. Artists Under Hitler: Collaboration and Survival in Nazi Germany. — Yale University Press, 2014. — P. 103.
  7. Michael H. Kater. The Twisted Muse: Musicians and Their Music in the Third Reich. — Oxford University Press, 1999. — P. 23-24.

Ссылки

  • // Music and the Holocaust
Источник —

Same as Хавеман, Густав