Байбаков, Владимир Викторович
- 1 year ago
- 0
- 0
Владимир Викторович Кибальчич-Русаков ( исп. Vladimir Victorovich Kibalchich Rusakov ; 15 июня 1920, Петроград , РСФСР — 21 июля 2005, Куэрнавака , близ Мехико ), известный под псевдонимом « Влади » ( Vlady ) — российско - французско - мексиканский художник (живописец и график).
Сын писателя и левого политического деятеля Виктора Кибальчича , также известного как Виктор Серж, с которым прибыл в Мексику как советский политический беженец. Привлеченный занятиями живописью в Европе, Влади вскоре стал заметной фигурой художественной и интеллектуальной сцены Мексики, представив свою первую индивидуальную выставку в 1945 году, через два года после приезда в страну.
Влади провёл большую часть своей карьеры в Мексике, периодически путешествуя по Европе, и приобрел широкую известность в 1960-х годах. В 1970-х годах его пригласили расписать фрески в Библиотеке имени Мигеля Лердо де Техада — церковном здании XVII века в историческом центре Мехико . Результатом стала роспись главного зала «Las revoluciones y los elementos», посвящённая различным революционным процессам в современном мире. Работа слыла несколько скандальной, но проложила путь к его последующим монументальным муралам в Никарагуа и Кульякане .
Труды Влади были отмечены рядом наград, в том числе почётным членством в Российской академии художеств . За несколько лет до своей смерти в 2005 году художник пожертвовал 4600 произведений из персональной коллекции, около тысячи из которых ныне хранятся в Центре Влади ( Centro Vlady ) при Автономном университете Сьюдад-де-Мехико, посвящённом исследованию и продвижению работа художника.
Влади родился 14 июня 1920 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург ), во время событий русской революции . Он был сыном писателя, переводчика, фотографа и революционера Виктора-Наполеона Львовича Кибальчича, более известного как Виктор Серж, и Любови Русаковой. ; внук народовольца, эмигрировавшего в Бельгию.
Бывший эсер и анархист Серж вернулся на родину родителей, где вступил в ВКП(б) , работал в Третьем Интернационале , был секретарём Льва Троцкого и поддерживал троцкистскую Левую оппозицию . За это после консолидации всей власти в Советском Союзе в руках Сталина Серж был исключён из партии и сослан с семьёй в Оренбург, где они жили в крайней нищете . В 1933 году Русакова была помещена в психиатрическую клинику Красной Армии , а Владимир вместе с отцом — в ГУЛАГ . В заключении он учился у большевистских профессоров — соратников Ленина, депортированных Сталиным .
Благодаря заступничеству французских интеллектуалов, включая Ромена Роллана и Андре Мальро , семье было разрешено покинуть Советский Союз в 1936 году. Несколько месяцев они жили в Брюсселе ( Бельгия ), а затем переехали в Париж (Франция). В это время Влади активно поддерживал республиканцев во время гражданской войны в Испании , хотя из-за своего возраста ещё не мог в ней участвовать.
Время, проведённое в Бельгии и Франции, дало ему первый опыт работы с современным тогда искусством, что побудило его стать художником. В Париже Влади учился в мастерских различных художников, таких как Виктор Браунер , Вифредо Лам , Жозеф Лакасс, Андре Массон и скульптор Аристид Майоль . Во время Второй мировой войны нацистское вторжение во Францию вынудило семью снова бежать.
Семья отправилась в Марсель, чтобы сесть на судно, отбывавшее из Европы, но мать Влади снова пришлось госпитализировать. Влади и его отец отправились на остров Мартиника , но мать осталась в психиатрической клинике в Экс-ан-Провансе , где в том же году скончалась.
С Мартиники отец и сын отправились в Доминиканскую Республику . Их изначально привлекал климат и люди страны. Его отец снова начал писать, но был обеспокоен незнанием Влади испанского и склонностью того болтаться с другими беженцами в барах . Экс-президент Мексики Ласаро Карденас , один из генералов Мексиканской революции, в своё время предоставивший убежище Троцкому, помог им получить визу для проживания в его стране, и после непродолжительного пребывания на Кубе семья Кибальчичей прибыла на полуостров Юкатан .
В 21-летнем возрасте Влади обосновался с отцом в Мехико в 1943 году . Хотя Влади и его отец быстро интегрировались в художественные и интеллектуальные круги страны, их экономическое положение было шатким. Влади упорно трудился, чтобы добиться своей первой художественной выставки в Instituto Francés de América Latina в 1945 году, но его отец умер спустя несколько дней. В том же году Влади женился на мексиканке Исабель Диас Фабела, а через два года после этого получил гражданство Мексики.
Принимал участие во многих групповых выставках мексиканских художников, участвовал в международных выставках за рубежом. Развивая карьеру в Мексике, Влади поддерживал частые контакты с Европой. Его первый послевоенный визит на оправлявшийся от Второй мировой континент состоялся в 1950 году, когда он посетил Нидерланды , Бельгию, Югославию , Испанию, Италию, Англию и Францию, где сделал серию литографий . В 1964—1965 годах он снова путешествовал по разным странам, а в 1969 году посетил Бельгию, Францию и Португалию .
В 1989 году Кибальчич отправился в Советский Союз, чтобы добиваться от Горбачёва реабилитации Троцкого и Сержа .
Влади жил и работал в Мехико до 1990 года, когда переехал в Куэрнаваку , в загородный дом с большой студией. Он продолжал жить там с женой и работать до своей смерти 21 июля 2005 года от рака мозга . Его супруга Исабель умерла в 2010 году .
Занимался станковой и монументальной живописью, а также акварелью, гравюрой и литографией. После приезда в Мексику Влади был очарован муралами — монументальными настенными фресками, написанными художниками-коммунистами Диего Риверой и Хосе Клементе Ороско , и сначала безуспешно пытался их имитировать. Путешествовал по Мексике, чтобы больше узнать о своей новой стране, оставляя зарисовки людей и географии. Его последующие выставки включало открытие галереи Galería Prisse в 1952 году с Альберто Джиронеллой и Энрике Эчеверриа. Она просуществовала всего год, но оказала большое влияние на « Поколение разрыва ». С 1951 по 1961 год он участвовал в Парижских биеннале (I и II), биеннале в Сан-Паулу , IV биеннале в Токио и биеннале в Кордове (Аргентина) .
Карьера Влади набрала обороты, когда ему было за сорок — он стал неоднократно получать престижные премии. В 1966 году он получил грант от посольства Франции в Мексике на поездку в Париж для изготовления литографий. В 1967 году он выиграл медаль на Всемирном мероприятии в честь Баккаччо в Чертальдо (Италия). Он был приглашен для участия в Confrontación 66 и участвовал в Hemisferia 68, а также во Всемирной выставке в Осаке . В 1968 году он получил стипендию Гуггенхайма , благодаря которой провел год в Нью-Йорке. Другие важные выставки были в Художественном музее Санта-Барбары, Музее современного искусства в Мехико и галерее Woadington в Монреале ; его работы также экспонировались в Италии, Бразилии и Аргентине .
В 1986 году в Дворце изящных искусств Мехико состоялась большая ретроспектива его работ. В 1989 году у него была выставка в Jardín Borda в Куэрнаваке. В 2000 году Музей современного искусства Мехико представил ретроспективу работ Влади, в которую вошли 173 акварели, эскизы, гравюры и литографии .
С 2000 по 2005 год его работы демонстрировались на различных выставках, в основном в Мексике и России, включая Музей Хосе Луиса Куэваса и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве . В Оренбургском областном краеведческом музее тогда открылась выставка «Кибальчичи: отец и сын». В июне-июле 2005 года, в самый канун смерти художника, его выставка прошла в МВК РАХ Галерее искусств Зураба Церетели в Москве. В 2015 году, по случаю 10-летию со дня смерти художника, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве состоялась выставка «Влади возвращается домой».
В 1972 году президент Мексики Луис Эчеверриа пригласил Кибальчича расписывать фрески по заказу мексиканского правительства. Его важнейший проект росписи начался в 1973 году для Библиотеки имени Мигеля Лердо де Техада ( Biblioteca Miguel Lerdo de Tejada ). На реализацию проекта, площадь которого составила 2 000 квадратных метров, потребовалось восемь лет. Работа разделена на несколько панелей, которые, в отличие от большинства мексиканских муралов , не ограничиваются историей Мексики, но затрагивают различные современные революции, включая русскую, французскую , различные американские движения за независимость и даже сексуальную революцию. середины XX века . Общая работа называется Las revoluciones y los elementos и состоит из панелей под названием La tríade apacionada , La mano martirizante de la vieja fe rusa , la passion comunista и Una cabeza autosuficiente . Влади сперва завершил роспись в часовне, которая считается самой важной и стал причиной переименования этого места в «Фрейдистский зал». Работы были наконец открыты в 1982 году президентом Хосе Лопесом Портильо . Фрески библиотеки посетили ряд известных людей, включая Эдгара Морена , Лоуренса Ферлингетти , Жана-Пьера Шевенмана , , Аллена Гинзберга и Андрея Вознесенского . Фрески остаются в хорошем состоянии, а в библиотеке в 2000-х годах проводились реставрационные работы, чтобы внутрь не попали влага и другие разрушающие элементы.
Библиотечные муралы считались несколько противоречивыми, но они также привели к приглашениям Кибальчичу от никарагуанского правительства к росписям для Национального дворца революции в Манагуа в 1987 году (совместно с канадско-мексиканским художником Арнольдом Белкиным). В Кульякане он расписал пятьдесят квадратных метров потолка работой под названием El ocaso y la alborada, используя венецианскую технику, которой он восхищался благодаря использованию пигментов.
В 1990-е годы Влади написал несколько монументальных полотен. В 1994 году он завершил серию монументальных росписей социального звучания из четырех частей под названием Luces y obscuridad , Violencias fraternas , Descendimiento y ascension и Huella del pasado . Однако эти работы были уничтожены вскоре после их официального представления в бывшей тюрьме Лекумберри — в связи с открытой поддержкой Влади леворадикального оппозиционного движения сапатистов в Чьяпасе .
В 1995 году он представил епископу Чьяпаса Самуэлю Руису Tatic — ещё одно монументальное произведение в поддержку того же движения; оно было полностью завершено в 2000 году.
В конце 1960-х он стал членом Salón de Independientes, но покинул в 1970 году. В 1971 году он получил премию Premio Annual de Grabado в Салоне мексиканской пластики , членом которого он состоял. В 1998 награжден французским орденом Искусств и словесности. В 2000 был признан в Мексике человеком тысячелетия в области изобразительных искусств. 9 февраля 2004 г. состоялось торжественное открытие Персональной комнаты Почётного члена Российской Академии художеств . В 2005 году он получил памятную медаль Palacio de Bellas Artes от Национального института изящных искусств.
Влади был художником, художником-монументалистом и гравером, а также лидером движения современного искусства в Мексике. На него больше всего повлияли мексиканский мурализм и французский сюрреализм — испытав их влияние, он не вместе с тем отказался от стилей этих школ живописи. Первоначально вдохновлённый мексиканскими художниками-монументалистами, Влади не любил националистические и дидактические элементы их творчества. Будучи одного возраста с муралистами, он отождествлял себя с более молодыми мексиканскими художниками из «поколения разрыва». Позже Влади экспериментировал с абстракцией, сохраняя фигуративные образные элементы, такие как солнечные лучи, песок, волны и т. д. Это было минималистское выражение, но не достигавшее полного абстракционизма.
Находясь по стипендии Гуггенхайма в Нью-Йорке в 1967—1968 годах, он познакомился с художником Марком Ротко , работы которого произвели на него сильное впечатление. Возвратившись в Мексику, он решил вернуться к фигуративному искусству. Важнейшее полотно этого позднейшего периода — триптих, посвященный Троцкому.
В его зрелой манере живописи были некоторые черты экспрессионизма , но его основной моделью определённо было итальянское Возрождение — Караваджо , Тициан и Артемизия Джентилески были для него современниками. Источником вдохновения также была фламандская и голландская живопись, в частности Питер Пауль Рубенс и Рембрандт . Многие из его тем были заимствованы из классической живописи, но изменены, измельчены на множество фрагментов и изобретены заново. По сути, хотя он и соглашался с молодыми художниками в новых образах и фигурах, но не верил полный в отказ от традиционных методов и техник. Некоторые его работы отмечены духом чувственности и эротизма, другие имеют социально-политическую окраску. Его наследие также включает восемь автопортретов.
Продолжительное знакомство с классической живописью побудило Влади рисовать по строжайшим техникам своих мастеров, используя натуральные продукты, такие как яичный желток и земляные порошки, и полностью отказаться от того, что он называл промышленной росписью. Эта настойчивость в классической технике побудила Влади отвергнуть большую часть современного искусства, которое, как он считал, забыло принципы хорошей живописи. Ему нравилось говорить: «Если бы Пикассо или Фрэнсис Бэкон могли вернуться во времени и прийти в студию Верроккьо или Рафаэля Санцио , они бы не протянули и недели, их бы выгнали как плохих художников…».
В 2004 году он пожертвовал большую часть своей коллекции произведений искусства, в общей сложности 4600 картин, рисунков и гравюр, Национальному институту изящных искусств. Около 1000 произведений являются частью Centro Vlady Автономного университета Сьюдад-де-Мексико (UACM). Миссия центра — охранять, проводить исследования и продвигать дело жизни Влади, а также его отца Виктора Сержа . Центр был открыт его вдовой Исабель Диас Фабела и его племянником Карлосом Диасом в июле 2005 года. В центре находится постоянная коллекция из 318 картин, 245 гравюр, литографий и офортов на линолеуме, 63 масла и 376 рисунков и акварелей. Это не совсем музей, хотя он спонсирует исследования, выставки и продвижение работ художника .
С 2011 года между потомками Влади и школой идет спор. Первые утверждают, что колледж не выполнял взятые на себя обязательства.