Interested Article - Аарон, Пьетро

Пье́тро Аарон , также А́рон ( итал. Pietro Aaron / Aron ) (около 1480 года , Флоренция — после 1545 года , Венеция или Флоренция) — итальянский теоретик музыки .

Очерк биографии и творчества

Судя по фамилии, имел еврейское происхождение. О крещении, детстве и юности Арона биографических данных нет. Нет достоверной информации и о музыкальном образовании Арона — по всей вероятности, он был самоучкой . В возрасте примерно 35 лет, будучи священником в Имоле , Арон написал на родном языке свой первый трактат о музыке, который перевёл на латынь гуманист под заглавием «Основы гармоники, в трёх книгах» ( лат. Libri tres de institutione harmonica ). Трактат был издан в Болонье в 1516 году.

В том же году, пользуясь покровительством папы Льва X , Арон основал в Риме школу пения. С 1521 года служил руководителем церковного хора в соборе Имолы. В 1523 году был каноником в Римини . В 1529 году принял монашеский постриг в Ордене Святого Иоанна . С 1523 по 1534 год жил в Венеции. В 1535 году переехал в Падую. С 1536 по 1540 год жил в монастыре в Бергамо, откуда снова переехал в Венецию, где умер в 1545 году. По другой версии он скончался во Флоренции, куда вернулся из Венеции.

Написал и издал ряд музыкально-теоретических трактатов (все — на итальянском языке), вызвавших полемику в музыкальных кругах того времени. Особенную известность в Италии приобрёл трактат Арона о контрапункте и мензуральной нотации «Тосканец о музыке» ( итал. Il Toscanello delia musica ), который впервые был издан в Венеции в 1523 году. Активно переписывался с Дж. Спатаро , в 1529 году предпринял второе издание «Тосканца», в котором учёл замечания Спатаро.

«Трактат о природе и познании всех тонов многоголосной музыки » ( итал. Trattato della natura et cognitione di tutti gli tuoni di canto figurato ), изданный в 1525 в Венеции, поднимает острую проблему идентификации церковных тонов в многоголосной музыке. Изданный в 1545 трактат «Разъяснение некоторых древних и современных суждений о музыке» ( итал. Lucidario in musica di alcune opinione antiche e moderne ) написан как полемический ответ на критику работ Арона, высказанную признанным учёным музыкантом Франкино Гафури . Справочник «Краткий обзор... наставлений о... музыке» ( итал. Compendiolo di molti dubbi, segreti, et sentenze intorno al canto fermo et figurato ), изданный в Милане без указания даты, считается последним (возможно, изданным посмертно) его трудом.

С одной стороны, отсутствием у Арона систематического образования объясняются несколько сумбурное изложение теоретических вопросов и непоследовательность в их трактовке, на которые указывают современные исследователи (внутренние противоречия в трактовке музыкального строя у Арона, например, чётко показывает Марк Линдли ). С другой стороны, то же отсутствие образования ставят Арону в заслугу (Бонни Блэкбёрн) — именно теоретическая «незашоренность», непосредственность восприятия позволила ему сделать ряд интересных наблюдений над музыкальной практикой, которые отсутствуют в трудах его более «маститых» коллег.

Сочинения

Гравюра из трактата П. Арона "Тосканец о музыке" (1529)
  • Основы гармоники в трёх книгах ( лат. Libri tres de institutione harmonica , 1516 )
  • Тосканец о музыке ( итал. Toscanello de la musica , 1523 ). 2-е издание (с дополнением), 1529; 1531 (репринт 2-го издания). 3-е издание, 1539; 1562 (репринт 3-го издания). Английский перевод (сводный, с учётом всех изданий): Toscanello in music, translated by P. Bergquist. Colorado Springs, 1970.
  • Трактат о природе и познании всех тонов многоголосной музыки ( итал. Trattato della natura et cognitione di tutti gli tuoni di canto figurato , 1525 )
  • Разъяснение некоторых древних и современных суждений о музыке ( итал. Lucidario in musica di alcune opinione antiche e moderne , 1545 )
  • Краткий обзор многих вопросов, секретов и наставлений, касающихся одноголосной и многоголосной музыки ( итал. Compendiolo di molti dubbi, segreti, et sentenze intorno al canto fermo et figurato , 1547?)

Примечания

  1. Blackburn B. Aaron // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. New York; London, 2001.
  2. Lindley M. Stimmung und Temperatur // Geschichte der Musiktheorie, Bd. 6: Hören, Messen und Rechnen in der Frühen Neuzeit. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1987, SS.138-140

Литература

  • Powers, Harold . Is mode real? Pietro Aron, the octenary system and polyphony // Basler Jahrbuch für historische Musikpraxis 16 (1992), S. 9–52.
  • Bent, Margaret . Accidentals, counterpoint, and notation in Aaron's Aggiunta to the Toscanello // Journal of Musicology 12 (1994), p.306–344.
  • Cristle Collins Judd. : [ англ. ] . — New York : Cambridge University Press, 2006. — 339 p. — (Cambridge Studies in Music Theory and Analysis). — ISBN 9780521028196 .
  • Dean, Jeffrey . Pietro Aaron. Toscanello // Lexikon Schriften über Musik. Bd. 1, hrsg. v. U. Scheideler u. F. Wörner. Kassel: Bärenreiter, 2017, S. 1–3.

Ссылки

  • Alfredo Bonaccorsi. . Treccani.it. — Dizionario Biografico degli Italiani - Volume 1 (1960). (итал.)
Источник —

Same as Аарон, Пьетро