Джованни Баттиста До́ни
(Giovanni Battista Doni) (крещён во
Флоренции
13.3.1595 — 1.12.1647, Флоренция) — итальянский гуманист: музыковед, искусствовед, литератор. Писал на латинском, итальянском и французском языках. Подобно другим учёным эпохи, Дони стремился «возродить» древнегреческую культуру, интерпретируя доступные ему старинные музыкально-теоретические трактаты (
Клеонида
,
Птолемея
,
Гауденция
,
Аристида Квинтилиана
,
Алипия
), которые читал на языке оригинала.
Содержание
Биография и творчество
Изучал философию, классические языки, географию и математику в Иезуитском колледже в Риме (ныне
Папский григорианский университет
). Среди учителей Дони — профессор риторики Тарквино Галлуцио (с которым Дони был дружен и в последующие годы), Торквато де Куппис, Бернардино Стефонио и Фамиано Страда. В 1613-18 годах (под руководством Луи Дони д’Аттиши) изучал право в
Бурже
. Вернувшись в Италию, занимался изучением греческого языка, собирал античные памятники письменности. В 1621-22 годах служил консультантом-юристом у
апостольского нунция
Оттавио Корсини, которого сопровождал в его миссии
папского легата
в
Париж
. В Париже Дони познакомился с математиком, философом и выдающимся популяризатором науки
Мареном Мерсенном
. Вернувшись в Италию, в 1623 году Дони стал секретарём
кардинала
Франческо Барберини
, которого сопровождал в зарубежных поездках в Париж и
Мадрид
. В 1629 Дони занял высокий пост секретаря
Священной коллегии кардиналов
. С 1640 года жил во Флоренции, где стал профессором
риторики
в местном университете, совмещая преподавание с учёной деятельностью.
На пике своей административной карьеры, начиная с 1630-х годов Дони неожиданно углубился в изучение античной истории и теории музыки, пытался «реставрировать» древнегреческую музыку в том или ином виде. В частности, он пытался вникнуть в
нотационные таблицы
Алипия
(автора учебного пособия по музыке, написанного около IV в. н. э.) и транскрибировать на современный манер сохранившиеся памятники древнегреческой музыки. В том же русле «реставрации» греков Дони разработал проекты диковинного
клавесина
(который он назвал «пентармоническим»)
и не менее диковинного полихордового инструмента, который он назвал «барберинской
лирой
»
. Эти экспериментальные инструменты, по мысли Дони, давали композиторам возможность сочинять музыку во всех древнегреческих
родах мелоса
, включая «
хроматику
» и «
энармонику
» (имеются в виду звукоряды с различными
микрохроматическими
интервалами). Барберинская лира была столь сложной конструкции (см. изображение), что на ней никто не хотел играть
.
Дони занимался также вопросами музыкального театра, критически рассматривал современные ему феномены (в частности, музыкальную
пастораль
) и предлагал его реконструкции на основе собственного понимания античного прототипа.
Энергичный пропагандист античной художественной культуры, Дони агитировал композиторов
сочинять в
ладах
и
родах
древних греков, используя созданные им экспериментальные инструменты. Идеалист, увлечённый античностью, Дони не придал особого значения событию в современной ему музыке, которая как раз в годы раннего
барокко
совершила окончательный поворот к классической
тональности
на основе
гомофонно-гармонического склада
. По этой причине на призывы Дони к возрождению античности откликнулись лишь маргинальные композиторы, не оставившие сколько-нибудь заметного следа в истории музыки западной Европы
. Стиль сочинений Каччини, Монтеверди, Пери в
гомофонно-гармоническом
складе по аналогии с античной монодией Дони предлагал называть
«монодическим»
(stylus monodicus).
Дони принадлежат печатные и рукописные труды о музыке научного и дидактического содержания преимущественно на итальянском, а также на латинском и французском языках. Наиболее известен его «Компендий трактата о родах и видах музыки» (Рим, 1635)
. Ряд трактатов Дони не опубликован до наших дней. Сохранились письма Дони на итальянском и французском языках; среди его корреспондентов
Марен Мерсенн
, Рене Моро, Жан Бурдело,
Галилео Галилей
,
Афанасий Кирхер
,
Исаак Восс
и многие другие выдающиеся учёные того времени.
Не будучи практикующим музыкантом, Дони, тем не менее, внёс вклад и в развитие музыкального образования. В дидактическом пособии «Новое введение в музыку» (
фр.
«Nouvelle introduction de musique»
, 1640) он предлагал реформировать
сольмизацию
, в частности, заменить
Гвидонов
слог
ut
(для первой ступени гептахорда) на слог
до
(
doh
)
, а седьмую ступень гептахорда (нынешнее
si
) обозначать слогом
bi
. В том же труде предлагал реформу линейной нотации. В частности, по мысли Дони, каждая линейка нотоносца должна быть подписана своей буквой (звукоступенями A, B, C и т. д.) наподобие
ключей
. Предлагаемые Дони новшества в области музыкальной нотации были оставлены музыкантами без внимания.
Труды о музыке
Трактат о родах и видах музыки (Trattato de’ generi e de’ modi della musica, не опубликован)
Компендий трактата о родах и видах музыки (Compendio del trattato de’ generi e de’ modi della musica
;
Рим
, 1635)
Аннотации к компендию о родах и видах музыки (Annotazioni sopra il Compendio de’ generi e de’ modi della musica; Рим, 1640)
О превосходстве древней музыки, в трёх книгах (De praestantia musicae veteris libri tres;
Флоренция
, 1647)
Объяснение пентармонического
клавесина
(Dichiaratione del cembalo pentarmonico, 1647; не опубликован)
Рассуждение о сценическом речитативе с участием музыкальных инструментов (Discorso sopra il recitare in scena con l' accompagnamento d' instrumenti musicali, без даты; не опубликован)
Барберинская
лира
(Lyra Barberina ΑΜΦΙΧΟΡΔΟΣ, accedunt eiusdem opera pleraque nondum edita <…> Флоренция, 1763); посмертный сборник трудов разных лет, в двух томах
.
В письме в
М. Мерсенну
, датированном 1640 годом, Дони жалуется, что не никак не может найти для неё исполнителя. См.:
Palisca C.V.
Doni’s Lyra Barberina. Bologna, 1981, p.35.
Среди них
Вирджилио Мадзокки
(1597—1646), написавший музыку к трагедии
Сенеки
«Троянки» (1640; с применением «древнегреческих» музыкальных инструментов Дони; музыка не сохранилась) и Пьетро делла Валле (della Valle; 1586—1652), автор «панармонической» (panarmonico)
оратории
«Dialogo per la festa della santissima purificatione» (1640).
Подробное описание этого трактата см. в книге: Lexikon Schriften über Musik. Bd. 1: Musiktheorie von der Antike bis zur Gegenwart, hrsg. v. U. Scheideler und F. Wörner. Kassel: Bärenreiter, 2017, S. 119—122.
Позже (1678) Дж. М. Бонончини приписал происхождение этого слога самой фамилии Дони (do).
Впрочем, точно то же и исключительно в целях
начального
музыкального образования отроков предлагал ещё в начале XI века
Гвидо Аретинский
(в учебнике «Стихотворные правила [музыки]»).
Полный заголовок: Compendio del trattato de’ generi e de’ modi della musica. Con un discorso sopra la perfettione de' concerti, et un saggo à due voci di mutationi di genere, e di tuono in tre maniere d’intavolatura, e d’un principio di madrigale del Principe, ridotto nella medesima intavolatura.
Из содержания: Lyra Barberina, [или]
Аμφίχορδος
(1632-35); Idea sive designatio aliquot operum; Progymnastica musicae pars veterum restituta; Dissertatio de musica sacra recitata (1640); Discorso <…> del conservare la salmodia de’ Greci; Due trattati <…> l’uno sopra il genere enarmonico, l’altro sopra gl’instrumenti di tasti <…> con 5 discorsi <…>; Trattato della musica scenica; Discorso della ritmopeia de’ versi latini e della melodia de’ cori tragichi; Degli obblighi ed osservazione de’ modi musicali; Nouvelle introduction de musique (1640); Abrégé de la matiere des tons (1640).
Литература
Prose fiorentine raccolte dallo Smarrito, Accademico della Crusca, xvi, ed. G.G. Bottari, R.A. Martini, T. Buonaventura. Firenze, 1743;
Bandini A.M.
Commentariorum de vita et scriptis Ioannis Bapt. Doni. Firenze, 1755, pp.CXI ss. (список неопубликованных сочинений Дони о музыке, а также его немузыкальных сочинений);
Correspondance du P. Marin Mersenne, ed. C. de Waard. Paris, 1932-;
Lettere inedite di alcuni illustri Accademici della Crusca, ed. T. Cicconi. Pesaro, 1835;
Barbieri P.
Il cembalo onnicordo di Francesco Nigetti in due memorie inedite di G.B. Doni (1647) e B. Bresciani (1719) // RIM, xxii (1987), pp. 34-113 (содержит факсимиле рукописного трактата Дони «Dichiaratione del cembalo pentarmonico»);
Italienische Musiktheorie im 16. und 17. Jahrhundert // Geschichte der Musiktheorie. Bd.7. Darmstadt, 1989 (SS. 256—260 u.a.).
Schaal S.
Musica scenica: die Operntheorie des Giovanni Battista Doni. Frankfurt, 1993;
Palisca C.V.
G.B. Doni, musicological activist, and his Lyra Barberina // Studies in the history of Italian music and music theory. Oxford, 1994, pp.467-90.
Palisca C.V.
Giovanni Battista Doni’s interpretation of the Greek modal system // Journal of Musicology 15 (1997), pp. 3-18.
Barbieri P.
Gli strumenti poliarmonici di G.B. Doni e il ripristino dell’antica musica greca // Analecta Musicologica 30 (1998), pp. 79-114.