Interested Article - Соната для фортепиано и валторны № 2 (Данци)

Сона́та для фортепиа́но в сопровожде́нии обяза́тельной валто́рны или виолонче́ли ми мино́р , соч. 44, P. 255 (иногда называемая Конце́ртной ) — вторая из двух сонат Франца Данци для этого состава исполнителей, написанная через девять лет после первой . Её публикацию лейпцигское издательство «Брейткопф и Гертель» анонсировало в ноябре 1813 года . В январе следующего года во «Всеобщей музыкальной газете» была напечатана короткая рецензия , в целом положительная. Первая соната для валторны, написанная в минорной тональности . По сравнению с ми-бемоль-мажорной сонатой Данци ми-минорная исполняется и записывается реже.

История создания

Обстоятельства создания сонаты неизвестны. С 1812 года и до конца жизни Данци руководил оркестром в Карлсруэ . За время, прошедшее с написания композитором первой сонаты, репертуар для дуэта валторны с фортепиано пополнился несколькими значительными произведениями: в 1811 году появилась фа-мажорная соната Фердинанда Риса , а в 1812 была опубликована ми-мажорная соната . «Ответом» на последнюю, возможно, и стала новая соната Данци.

Использовавшаяся в это время натуральная валторна ещё не имела вентилей и, как следствие, обладала ограниченным звукорядом. Это не создавало особенных затруднений при сочинении в простейших мажорных тональностях, но возможность написания крупных произведений в миноре была исключена. Данци первым решился написать сонату с минорной основной тональностью. Вероятно, отчасти несовершенством натуральной валторны объясняется выбор мажорного лада для финала . Необычным является и совпадение тональностей второй и третьей частей.

Как и в случае с первой сонатой Данци , для увеличения числа возможных покупателей в дополнение к партиям фортепиано и валторны была выпущена партия виолончели.

Композиция

Соната состоит из трёх частей.

  • I. Allegro
  • II. Larghetto
  • III. Allegretto
Главная тема первой части в партии фортепиано: аккорды и ответ.

Первая часть (в традиционной сонатной форме ) начинается двумя решительными аккордами обоих инструментов в унисон , каждому из которых противопоставляется жалобный ответ фортепиано. Эта главная тема всей части укладывается в восемь тактов. Затем фортепиано излагает лирический «противовес» к ней (являющийся развитием темы), на что коротко и мрачно отвечает валторна. Стремительная связующая партия построена на фортепианных арпеджио . Она позволяет перейти от тёмных красок к светлым. Тема написанной в параллельном соль мажоре побочной партии исполняется сначала фортепиано, затем валторной. Заключительная партия традиционна; как и в связующей, в ней выделяется роль фортепиано, на этот раз играющего гаммами. Возвращается материал из начала сонаты: аккорды у валторны и ответ у фортепиано. Экспозиция повторяется. Разработка естественно продолжает последние её такты. Фортепиано врывается с яростными аккордами, и следующий за ними краткий возглас валторны, хотя и светлый, оказывается основанием для модуляции в ля минор. Главная тема проходит секвенцией через ряд минорных тональностей. Валторна поначалу помогает подчёркивать резкие аккорды, но затем её плавные вторжения в фигурации фортепиано утишают драматичность музыки, и именно валторне отдано проведение темы побочной партии в разработке. Её подхватывает фортепиано. В репризе почти весь материал оставлен без изменений, но из главной партии изъят заключительный период (мрачный ответ валторны). Побочная партия излагается в ми мажоре , и эта тональность сохраняется до конца части. Неуверенность заключительных аккордов исправляется бодрой кодеттой .

Первые четыре такта второй части в партии фортепиано.

Вторую часть, также сонатную форму, начинает фортепиано, но спустя четыре такта на первый план выходит валторна, которая исполняет кантиленную тему целиком, приводя её в параллельный до-диез минор . На протяжении следующей вариации (уже снова в ми мажоре), валторна постоянно «доигрывает» за фортепиано мелодию. Несколько нисходящих пассажей начинают модуляцию в тональность побочной партии, однако это происходит не сразу, переход долго подготавливается новой доминантой, сохраняющей напряжение. Требуемый си мажор устанавливается лишь в короткой (пять тактов) заключительной партии. Фортепианный пассаж возвращает основную тональность. За новым проведением темы валторной (на этот раз она заканчивается «правильно», в ми мажоре) помещён контрастирующий разработочный эпизод. Оживлённость ему придают синкопированные аккорды в аккомпанементе и перемена лада (ми минор). Вскоре после кульминации начинается реприза, а размеренная поступь фортепиано незаметно превращается в текучий аккомпанемента к теме. На этот раз избежать как будто неотвратимой модуляции её в до-диез минор позволяет исключение вариации. Побочная партия так же не может прийти к своей тонике, которая теперь совпадает с тональностью главной партии. Последние шесть тактов отведены под кодетту.

Начало темы третьей части в партии валторны: тянущиеся ноты и синкопы.

Третья часть написана в форме вариаций . Изложение простой двухчастной темы наконец целиком предоставляется валторне. Она начинается с характерного скачка на квинту вниз; валторна долго тянет ноту, прежде чем разрешить её. В первой вариации фортепиано заполняет эти «пустоты» лёгкими трелями . Ощущению воздушности способствует также и то, что валторна на протяжении всей этой вариации молчит. Вторая вариация — диалог двух инструментов: они перебрасываются арпеджио и трелями. В третьей вариации валторна исполняет первоначальную версию темы, но аккомпанемент фортепиано изменён на параллельное движение двух голосов . В четвёртой вариации, имеющей более сложную структуру (три периода вместо двух), первенство вновь уходит к фортепиано, проводящему изящные фигурации на фоне аккомпанемента валторны. Пятая вариация написана в одноимённом ми миноре, и в ней инструменты равноправны: первую половину периода фортепиано аккомпанирует валторне, затем они меняются местами. Ми мажор возвращается в небольшой (четыре такта) фортепианной интерлюдии (Adagio), за которой следует развёрнутая последняя вариация (Allegro), напоминающая четвёртую (валторна аккомпанирует фортепианным пассажам). В конце снова излагается тема, на этот раз несколькими использованными в предыдущих вариациях способами, что позволяет суммировать материал всей части и достичь большего единства формы.

Издания

В середине XX века соната была издана в редакции фаготиста (из сочинений Данци он также издал трио Фа мажор для скрипки, валторны и фагота, соч. 23 и оригинальную, не печатавшуюся, версию секстета Ми-бемоль мажор, P. 283 ).

  • Franz Danzi . Sonate concertante, für Waldhorn und Klavier. Op. 44. Hrsg. und bearb. von Johannes Wojciechowski. — Hamburg: Sikorski (458), [1957]. — 28 S. + 1 St.

Записи

В скобках указана дата записи.

Выпущенные на компакт-дисках

Примечания

  1. Hill, Douglas. Collected Thoughts on Teaching and Learning, Creativity, and Horn Performance. — Alfred Music Publishing, 2001. — ISBN 9780757906855 .
  2. от 27 августа 2016 на Wayback Machine в Intelligenzblatt ко «Всеобщей музыкальной газете» (ноябрь 1813 года).
  3. Дата обращения: 10 июля 2016. 7 августа 2016 года.
  4. от 27 августа 2016 на Wayback Machine во «Всеобщей музыкальной газете» (январь 1814 года).
  5. Записи с этого диска от 8 августа 2016 на Wayback Machine .

Ссылки

Источник —

Same as Соната для фортепиано и валторны № 2 (Данци)