Interested Article - Слова Святого Павла

Слова Святого Павла ( итал. Parole di San Paolo ) — сочинение Луиджи Даллапикколы для меццо-сопрано и камерного ансамбля, написанное в 1964 году на текст из Первого послания к Коринфянам в латинском переводе . Продолжительность — около 8 минут (ровно 100 тактов) . Партитура опубликована издательством « Suvini Zerboni ». Сочинение считается одним из самых совершенных во всём творчестве композитора.

Предыстория написания

Сочинение было заказано Фондом Элизабет Спрэг Кулидж при Библиотеке Конгресса в начале 1964 года к концерту, приуроченному к столетнему юбилею со дня рождения Спрэг Кулидж. Активно работавший тогда над оперой « Улисс » Даллапиккола был склонен заказ отклонить, однако, случайно открыв несколько месяцев спустя партитуру «Струнного квартета» (соч. 28) Антона Веберна для уточнения некоторых её деталей и обнаружив в ней посвящение Спрэг Кулидж, счёл это своего рода знамением и своё решение изменил, дав в тот же день согласие и приступив к работе, которой хотел отдать дань смелости и проницательности жеста американской меценатки , памятуя об обстоятельствах её заказа Веберну, на тот момент занимавшему в музыке маргинальное место и более того запрещённому в числе других представителей « дегенеративного искусства ».

Выбору текста и его осмыслению способствовало тесное общение композитора с Мурило Мендесом , на стихи которого были написаны предшествующие «Словам Святого Павла» « Молитвы ».

О технике

Сочинение относится к позднему периоду творчества композитора. Отмечается особая тщательность, с которой текст положен на музыку: каждая строка библейского текста окрашена яркими индивидуальными особенностями, включая перемены в динамике, плотности фактуры, ритме, а также способе изложения серии . Обращает на себя внимание непрерывающаяся в течение всей работы и легко различимая на слух связь гармонического и мелодического развития музыки с последовательностью открывающих произведение четырёх аккордов, из которых она и предельно экономно развёртывается .

По тембровой гармонии работа тяготеет к эстетике Веберна (в частности, в смысле использования «тембровой мелодии»). Сама серия, лишённая элементов октатоники, комбинаторных свойств (соответствия первичной формы её инверсии) и симметрии, топологически роднит «Слова Святого Павла» с кантатой « » и более поздней работой « Словно тень... » .

Рецепция

Массимо Мила , считая «Слова Святого Павла» одной из самых совершенных работ композитора, ставил это сочинение в пример музыкальному авангарду тех лет, выбравшему путь расщепления слова до асемантических по своей сути фонем . Камилло Тоньи называл «Слова Святого Павла» малой кантатой и подлинной экзегезой апостольского послания .

Состав

Сочинение написано для меццо-сопрано (предпочтительнее задействовать мальчика) и ансамбля в составе: флейта , альтовая флейта , два кларнета , бас-кларнет , челеста (пятиоктавная)/ фортепиано , вибрафон / ксилоримба , арфа , альт , виолончель .

Первые исполнения

Мировая премьера состоялась 30 октября 1964 года в Вашингтоне , в Библиотеке Конгресса . Дирижировал сам композитор (уникальный случай во всей жизни Даллапикколы, премьерами своих сочинений никогда не дирижировавшего), партию меццо-сопрано исполнила Нэнси Уильямс.

Записи

  • Ансамбль под управлением Золтана Пешко , меццо-сопрано Магда Ласло . Издания: CBS S 61490 / Itl 70019 / Esz 84002. Запись 1974 года. Стерео. Аннотация к грампластинке Камилло Тоньи. Мнения о качестве исполнения разнятся: Оливер Кнуссен считает его неудовлетворительным ; сам композитор записью был доволен .
  • Ансамбль Филадельфийского форума композиторов, дирижёр (англ.) , меццо-сопрано Бенита Валенте . Издания: Candide Ce 31021 / Vox Box 2 / Cdx 5144. Издано на грампластинке в 1972 году, переиздано на компакт-диске в 1995 году. Критикой отмечается безупречная игра ансамбля и пение (особенно в сложных переходах между собственно пением и пением декламационным) .
  • Ансамбль «Dissonanzen» под управлением Клаудио Луго, меццо-сопрано (итал.) . Концертная запись с Равеннского фестиваля 2004 года.

В доступны для изучения ещё несколько концертных записей, сделанных в 1964—73 годах, в том числе под управлением самого композитора (включая мировую премьеру) .

Примечания

  1. Ср. с ровно 1000 тактами партитуры «Ночного полета», а также с выраженными в числе тактов пропорциями внутри « Улисса ».
  2. Alegant, Brian. Parole di San Paolo: "A Performance under a Glass Bell" // The Twelve-Tone Music of Luigi Dallapiccola. — New York: University of Rochester Press, 2010. — P. 226-284. — (Eastman Studies in Music). — ISBN 978-1-58046-325-6 .
  3. Donat, Misha. DALLAPICCOLA: Parole di San Paolo; Concerto per la Notte di Natale dell'Anno 1956 // Tempo. — Cambridge University Press, 1972. — № 98 . — С. 37 .
  4. Mila, Massimo. San Paolo canta con Dallapiccola (estratto), l'Espresso, 27 giugno 1965, p. 27 // . — Milano: Ricordi, 2005. — P. 394-397. — ISBN 8875927987 . 20 декабря 2013 года.
  5. Togni, Camillo. Nota a Tartiniana seconda, Due Studi, Ciaccona, Intermezzo e Adagio, Parole de San Paolo // CBS S 61490. — Suvini Zerboni, 1974.
  6. Knussen, Oliver. // Tempo. — 1977. — Вып. 121 . — С. 41—42 . 30 декабря 2021 года.
  7. Письмо Пьетро Скарпини к Луиджи Даллапикколе от 14 февраля 1974 года // Luigi Dallapiccola. Saggi, testimonianze, carteggio, biografia e bibliografia / a cura di Fiamma Nicolodi. — Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 1975. — P. 107.
  8. . Дата обращения: 24 января 2013. 4 февраля 2013 года.

Библиография

  • Alegant, Brian. Parole di San Paolo: "A Performance under a Glass Bell" // The Twelve-Tone Music of Luigi Dallapiccola. — New York: University of Rochester Press, 2010. — P. 226-284. — 336 p. — (Eastman Studies in Music). — ISBN 978-1-58046-325-6 .
  • Dallapiccola, Luigi. // = Parole di San Paolo / A cura di Fiamma Nicolodi. Introd. di Gianandrea Gavazzeni. — Milano: Il Saggiatore, 1980. — P. 510. — 603 p. — ISBN 9783885830054 . (недоступная ссылка)
  • Mila, Massimo. // = San Paolo canta con Dallapiccola (estratto), l'Espresso, 27 giugno 1965, p. 27 / a cura di Livio Aragona ; prefazione di Pierluigi Petrobelli. — Milano: Ricordi (Universal Music MGB), 2005. — P. 394-397. — 428 p. — ISBN 8875927987 .

Ссылки

  • (рус.)
Источник —

Same as Слова Святого Павла