Interested Article - Sicut umbra...
- 2021-06-05
- 1
Словно тень… ( лат. Sicut umbra... ) — сочинение Луиджи Даллапикколы для меццо-сопрано и четырёх групп инструменталистов, написанное в 1970 году на стихотворения Хуана Рамона Хименеса из сборника «Камень и небо». Работа широко известна идеограммами созвездий в нотном тексте своей последней части.
О названии
Название отсылает к строке Книги Иова (8:9), помещённой композитором в качестве постскриптума к произведению на последней странице партитуры: «sicut umbra dies nostri sunt super terram» («сень бо есть наше житие на земли»).
Структура и состав
Сочинение состоит из четырёх частей, объединённых темой размышления о конечности земного существования :
- Интродукция (без пения)
- «Забвение» (El olvido)
- «Воспоминание» (El recuerdo)
- «Идеальная эпитафия моряку» (Epitafio ideal de un marinero)
Первая часть — инструментальная миниатюра в девять тактов для трёх флейт ( флейта-пикколо , флейта , альтовая флейта ), построенная в виде канона ; во второй — голос сопровождается тремя кларнетами ( кларнет-пикколо , кларнет ля/си-бемоль, бас-кларнет ) и тремя струнными ( скрипка , альт , виолончель ); в третьей части состав расширяется тремя флейтами; в последней — к ним добавляются челеста , арфа и вибрафон .
История написания
Сочинение стало первым написанным после окончания многолетней работы над « Улиссом »; год спустя после завершения партитуры оперы композитору под руку попался сборник испанской поэзии (книга хранилась в его домашней библиотеке с 1934 года), открыв который, он наткнулся на первые строки «Идеальной эпитафии моряка» Хименеса, заканчивавшиеся словом «firmamiento» («небесная твердь») . Показавшееся особенным звучание этого слова послужило исходным импульсом к написанию работы. К 30 июля 1970 года была написана заключительная её часть (композитор традиционно для себя начал с кульминации сочинения), затем, в середине августа, — предпоследняя; и т. д. «ракоходом» к открывающей работу «Интродукции». Лишь при подготовке к итальянской премьере сочинения Даллапиккола узнал от испанской солистки (Кармен Гонсалес), что «firmamiento» — это просто опечатка, а правильное написание слова идентично итальянскому («firmamento») .
Будучи первым сочинением, написанным после «Улисса», работа неизбежно несёт в себе отголоски оперы, на символическом и музыкальном уровнях: «лейтмотив моря» из «Улисса» цитируется здесь дважды (тт. 116 и 182), а последняя часть может служить своего рода эпитафией почившему в море дантову Улиссу .
Как и в случае с « Пятью песнями » и « Словами Святого Павла », сочинение было написано по заказу Фонда Элизабет Спрэг Кулидж .
Идеограммы
В партитурах многих своих сочинений Даллапиккола использовал т. н. «идеограммы», то есть графическое представление в нотном тексте надмузыкальной идеи. Наиболее известны в этом отношении « Пять песен » с идеограммой Распятия в самом центре произведения, а также « », где лигами образуется круг, соответствующий словам лауды Якопоне «Любовь, любовь, ты совершенный круг» (пер. М. Лозинского ). «Словно тень…» является наиболее изощрённым и сложным образцом такого рода «музыки для глаз» во всём творчестве композитора. В последней части сочинения им представлены изображения созвездий Летучей Рыбы , Кассиопеи , Голубя , Большой Медведицы , Южного Треугольника , Малой Медведицы , Пегаса , Андромеды и Весов как они предстают на небе в ясную ночь (композитор имел привычку регулярно перед сном выходить из дома и отыскивать в небе любимые созвездия) . Графика при этом согласована и с текстом, и с «потусторонней» тембровой гармонией сочинения. Также важно заметить, что изображения созвездий не были для Даллапикколы декоративным элементом, украсившим уже законченную работу: анализ сохранившихся рукописей показывает, что они были вплетены в её ткань уже с самых первых черновиков .
Небезынтересно сопоставление идеи Даллапикколы с формально схожими замыслами Кейджа в «Atlas eclipticalis» (1961-62) и Штокхаузена в « » (1971). Дитрих Кемпер подчёркивает, однако, что ставшие расхожими в 1960-70-е годы идеи «открытой» формы и алеаторики , задействованные в этих работах, оставались Даллапикколе предельно чуждыми . Хотя следует отметить, что ритмически сами «созвездия» определены в тексте лишь более или менее схематично: в целях прозрачности и читаемости графики, где та становится достаточно сложной, они записаны целыми нотами , а ниже отдельной строкой следует вариант «расшифровки». В предисловии к партитуре композитор пишет, что рассчитывает на воображение исполнителей («con molta fantasia»).
Посвящение
Сочинение посвящено памяти трагически ушедшей из жизни в результате несчастного случая дочери виолончелиста Амедео Бальдовино .
Первые исполнения
Мировая премьера прошла 30 октября 1970 года в концертном зале Библиотеки Конгресса , в Вашингтоне : меццо-сопрано Джен Де Гаэтани с Современным камерным ансамблем Нью-Йорка п/у . Итальянская премьера состоялась в Сиене 26 августа 1971 года. Партию меццо-сопрано исполнила Кармен Гонсалес. Дирижировал Золтан Пешко .
Записи
- Меццо-сопрано Сибилла Михелов (Sybil Michelow) и Лондонская симфониетта п/у Гари Бертини . Издано в 1975 году на грампластинке Argo Zrg 791. Критикой отмечается очень высокий исполнительский уровень, особенно пения .
В Архиве Даллапикколы доступны для ознакомления записи с мировой и итальянской премьер, а также запись исполнения 1974 года в Чикаго п/у известного композитора (меццо-сопрано — Филлис Уносава). Кроме того, в сентябре 2012 года на фестивале «Данте 2021» была сделана концертная запись с контратенором .
Примечания
- ↑ Dallapiccola, Luigi. // Parole e musica = Sicut umbra... / A cura di Fiamma Nicolodi. Introd. di Gianandrea Gavazzeni. — Milano: Il Saggiatore, 1980. — P. 535—537. — ISBN 9783885830054 .
- ↑ Fearn, Raymond. Sicut umbra... // The Music of Luigi Dallapiccola. — New York: University of Rochester Press, 2003. — P. 252—258. — (Eastman Studies in Music). — ISBN 978-1-58046-347-8 .
- Donat, Misha. Dallapiccola e l'arte della memoria. Pensieri su «Sicut umbra...» // Luigi Dallapiccola nel suo secolo: atti del convegno internazionale, Firenze, 10-12 dicembre 2004 / Fiamma Nicolodi. — Firenze: L. S. Olschki, 2007. — P. 413—448. — (Historiae Musicae Cultores). — ISBN 9788822256379 .
- Kämper, Dietrich. Le ultime opere // Luigi Dallapiccola. La vita e l'opera. — Firenze: Sansoni Editore, 1985. — P. 275—298.
- Амедео Бальдовино. // In ricordo di Luigi Dallapiccola, Numero speciale del “Notiziario” delle Edizione Suvini Zerboni. — Milano: Suvini Zerboni, 1975.
- Nathan, Hans. // The Musical Quarterly. — 1978. — Т. 64 , вып. 4 . — С. 549—560 . 24 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 29 января 2013.
Библиография
- Ahn, Sun Hyun. . — University of Maryland, 2004. — 417 p.
- Dallapiccola, Luigi. // Parole e musica = Sicut umbra... / A cura di Fiamma Nicolodi. Introd. di Gianandrea Gavazzeni. — Milano: Il Saggiatore, 1980. — P. 535—537. — ISBN 9783885830054 .
- Donat, Misha. Dallapiccola e l'arte della memoria. Pensieri su «Sicut umbra...» // Luigi Dallapiccola nel suo secolo: atti del convegno internazionale, Firenze, 10-12 dicembre 2004 / Fiamma Nicolodi. — Firenze: L. S. Olschki, 2007. — P. 413—448. — (Historiae Musicae Cultores). — ISBN 9788822256379 .
- Ruffini, Mario. Sicut umbra... // L'opera di Luigi Dallapiccola. Catalogo Ragionato. — Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 2002. — P. 313—316. — ISBN 88-900691-0-4 .
Ссылки
- 2021-06-05
- 1