Акакус
, или
Тадрарт-Акакус
,
араб.
تدرارت أكاكوس
— горный массив в пустыне Сахара на территории Ливии. Расположен к востоку от ливийского города
Гат
и тянется на север вдоль границы с
Алжиром
примерно на 100 км. Слово
Tadrart
означает «гора» на языке
тамахак
туарегской группы
.
Содержание
Ландшафт
Ландшафт массива Акакус весьма разнообразен: от цветных песчаных дюн до горных арок, ущелий, отдельно стоящих скал, глубоких провалов и высохших русел рек (
вади
). Среди основных достопримечательностей — горные арки Афзеджаре и Тин-Хлега. Хотя эта область является одной из самых засушливых в Сахаре, здесь существует растительность, например,
калотропис высокий
, а в горах имеются родники и даже колодцы.
На керамике из пещеры
(Takarkori)), датирующихся периодом 8200—6400 лет до н. э., обнаружены следы растительного жира. Анализ изотопов углерода показал, что посуда использовалась для термической обработки таких растений как рогоз, фикус, кипарис, кассия, трагус, баланитес египетский, злаки ежовник и щетинник
. Также в Такартори нашли более 200 тыс. семян, что указывает на начало сельскохозяйственного использования культур жителями Сахары
. В долине Вади-Такаркори в
каирне
(каменной насыпи) обнаружили 20 скелетов, которые радиоуглеродным анализом датируются между 6000 и 2200 годами до нашей эры
. У двух неолитических скотоводов
TK RS H1
и
TK RS H9
из Такаркори, живших в Зелёной Сахаре 7 тыс. л. н., определили субкладу
митохондриальной гаплогруппы N
, близкую к базальной линии
. На стенках глиняной посуды из пещеры Такаркори возрастом 7 тыс. л. н. методом масс-спектрометрии выявили наличие молочных жиров. Тогда жители Северной Африки обладали непереносимостью лактозы, поэтому они изготавливали молочные продукты из молока коров, овец и коз
.
Наскальное искусство
Область горного массива Акакус известна наскальными изображениями, которые в 1985 г. были отнесены к Всемирному наследию ЮНЕСКО. Изображения охватывают весьма значительный период, датируются 12 000 г. до н. э. — 100 г. н. э. и отражают весьма значительные изменения в местном ландшафте, флоре и фауне.
На изображениях представлены люди, а также жирафы, слоны, страусы, верблюды и лошади. Люди изображены в разнообразных обыденных ситуациях, например, играющими на музыкальных инструментах и танцующими.
В начале XXI в. в местности началась разведка нефти, что поставило под угрозу памятники наскального искусства. Подземные взрывы, используемые для локализации залежей нефти, уже значительно повредили ряд скал, в том числе и тех, на которых имеются изображения.
Примечания
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 15 июля 2011.
30 марта 2017 года.
Kjeilen, Tore (2009)
от 23 марта 2010 на
Wayback Machine
LookLex Ltd.
(неопр.)
Дата обращения: 6 января 2020.
3 декабря 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 января 2020.
21 декабря 2016 года.
Stefania Vai
et al.
от 6 марта 2019 на
Wayback Machine
, 05 March 2019
Julie Dunne
et al.
от 22 февраля 2020 на
Wayback Machine
, 20 June 2012
(неопр.)
. Дата обращения: 6 января 2020.
24 декабря 2019 года.
(Map) (1st ed.). 1:100,000, inset 1:400,000. Tourist and cave art information. Cartography by EWP. EWP. 2006.
ISBN
0906227-933
. Архивировано из
10 июля 2011
. Дата обращения:
15 июля 2011
.
1 июня 2013 года.
Bohannon, John (2005-02-10).
.
The Guardian
.
из оригинала
18 марта 2013
. Дата обращения:
15 июля 2011
.
Литература
Di Lernia, Savino e Zampetti, Daniela (eds.) (2008)
La Memoria dell’Arte. Le pitture rupestri dell’Acacus tra passato e futuro
, Florence, All’Insegna del Giglio;
Minozzi S., Manzi G., Ricci F., di Lernia S., and Borgognini Tarli S.M. (2003) «Nonalimentary tooth use in prehistory: an Example from Early Holocene in Central Sahara (Uan Muhuggiag, Tadrart Acacus, Libya)»
American Journal of Physical Anthropology
120: pp. 225–232;
Mattingly, D. (2000) «Twelve thousand years of human adaptation in Fezzan (Libyan Sahara)» in G. Barker, Graeme and Gilbertson, D.D. (eds)
The Archaeology of Drylands: Living at the Margin
London, Routledge, pp. 160–79;
Cremaschi, Mauro and Di Lernia, Savino (1999) «Holocene Climatic Changes and Cultural Dynamics in the Libyan Sahara»
African Archaeological Review
16(4): pp. 211–238;
Cremaschi, Mauro; Di Lernia, Savino; and Garcea, Elena A. A. (1998) «Some Insights on the Aterian in the Libyan Sahara: Chronology, Environment, and Archaeology»
African Archaeological Review
15(4): pp. 261–286;
Cremaschi, Mauro and Di Lernia, Savino (eds., 1998)
Wadi Teshuinat: Palaeoenvironment and Prehistory in South-western Fezzan (Libyan Sahara)
Florence, All’Insegna del Giglio;
Wasylikowa, K. (1992) «Holocene flora of the Tadrart Acacus area, SW Libya, based on plant macrofossils from Uan Muhuggiag and Ti-n-Torha Two Caves archaeological sites»
Origini
16: pp. 125–159;
Mori, F., (1960)
Arte Preistorica del Sahara Libico
Rome, De Luca;