Interested Article - Мыльников, Андрей Андреевич

Андре́й Андре́евич Мы́льников ( 22 февраля 1919 , Покровск 16 мая 2012 , Санкт-Петербург ) — советский, российский художник - живописец , график , монументалист , педагог . Герой Социалистического Труда ( 1990 ). Народный художник СССР ( 1976 ). Лауреат Ленинской премии ( 1984 ), Сталинской премии третьей степени ( 1951 ), Государственной премии СССР ( 1977 ) и Государственной премии РСФСР ( 1979 ).

Один из ключевых представителей русской реалистической школы второй половины XX века. Его художественное наследие составляют монументальные росписи, панно, мозаики, эпические картины, портреты, натюрморты, пейзажи, скульптуры и графические произведения. Как педагог внёс большой вклад в развитие и совершенствование художественного образования и подготовил более пятисот учеников.

Биография

Андрей Мыльников родился 22 февраля 1919 года в Покровске (ныне Энгельс Саратовской области ).

Его отец Андрей Константинович Мыльников, инженер-строитель, начальник Тамбовских вагоностроительных мастерских, расстрелянный большевиками в 1918 году, так и не увидел сына. Мать Вера Николаевна Мыльникова (в девичестве Ухина), происходившая из состоятельной семьи поволжского купечества, была вынуждена растить сына одна. В 1930 году, потеряв работу, она уехала с сыном в Москву, а потом в Ленинград . С ранних лет проявлял тягу к творчеству и занимался в художественной студии, где ему удалось встретиться с К. С. Петровым-Водкиным .

В 1937 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры на архитектурный факультет, а позже перевёлся на факультет живописи. Его учителями были И. Э. Грабарь , В. М. Орешников , А. И. Савинов , Б. А. Фогель , В. А. Оболенский , А. С. Никольский и Н. М. Чернышев .

В годы войны вступил в Народное ополчение и участвовал в обороне блокадного Ленинграда . В феврале 1942 года в последней стадии дистрофии был эвакуирован в Самарканд .

После возвращения из эвакуации в 1944 году приступил к дипломной монументальной работе «Клятва балтийцев» (1946), которая посвящена судьбе героев-моряков, павших в годы войны. Тема героического реквиема была подсказана художнику самой жизнью. Работа была высоко оценена критиками и обществом, на её защите И. Э. Грабарь сравнил его дипломную работу с дипломной работой И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира» (сам И. Э. Грабарь являлся учеником И. Е. Репина ) . Закончил аспирантуру под руководством И. Э. Грабаря (1946—1948).

Вскоре после защиты диплома приступил к работе над картиной «На мирных полях» (1950). Это полотно стало эпическим гимном труду, свету и красоте цветущей земли. На смену трагедии пришла яркая и солнечная драматургия. В 1951 работа была удостоена Сталинской премии .

Пятидесятые и начало шестидесятых годов — период наиболее активной работы художника в области монументально-декоративной живописи. За это время им выполнено более десяти крупных проектов, среди которых наибольшее признание принесли ему: мозаичное панно «Изобилие» для станции ленинградского метрополитена « Владимирская » (1957) и жесткий занавес с изображением В. И. Ленина для Дворца съездов в Москве (1961) , который впоследствии стал наиболее известным и тиражируемым изображением Ленина во всём мире . При этом художник никогда не был членом партии .

Одновременно с созданием монументальных произведений активно работал в разнообразных живописных жанрах. Он пишет своих друзей и одновременно ярких представителей культуры своего времени. Среди них можно выделить «Портет П. Качальского» (1958), «Портрет скульптора С. Т. Коненкова» (1970), «Портрет М. Дудина» (1973) . Однако наибольшую известность ему принесли женские портреты близких ему людей. Как правило, это люди, к которым он относится с особой нежностью. Портреты матери Веры Николаевны, жены, известной балерины, Ариши Пестовой, дочери Веры и внучки Даши. Он пишет их многократно, находя в этих женщинах каждый раз неуловимое очарование. Среди большой галереи этих портретов можно выделить «Портрет матери художника» (1947); портреты жены: «Ариша» (1951), «За завтраком» (1958), «Белая ночь» (1963); портреты дочери различных годов: «Верочка» (1955), (1963), (1966); портрет внучки: «Даша. (Принцесса)» (1979) .

Художник уделял особое внимание женскому образу и создал целый цикл картин, где стремится раскрыть его поэтическую красоту. Среди них «Материнство» (1966), «Сестры» (1967), «Лето» (1969), «У озера» (1969), «Сон» (1969), «Утро» (1972). В этих работах пластическая цельность композиции достигается созданием особой символической среды, в которой плоскости и объёмы становятся равноправными участниками действия . Художник создает огромное количество полотен с обнаженной натурой, которая является для него скорее не выражением эротизма, а попыткой воспроизвести высший идеал духовной красоты. Сам автор пишет: «Я много писал обнаженную модель… Я продолжаю работать над этой темой. Мне хочется создать, нечто такое, что полнее выражало бы мои мысли и чувства. И чтобы это не была просто модель. Мне хочется шагнуть непосредственно от модели к чему-то такому, что с юношеских лет сохраняется в глубине души, как представление о прекрасном» .

Пейзажи художника, написанные в разные годы, несут в себе не просто любование природой, а всё тот же поиск собственного выразительного языка. Для него важно найти в природе адекватный отклик на внутренние процессы, происходящие в его душе. Такие известные пейзажи как «Встреча в Петровском» (1970), «Весна» (1972), «Остров» (1975), «Весна» (1977), «Пейзаж» (1977), «Весенний вечер» (1980), «Гроза» (1980), «Деревья в снегу» (1984) и другие — это примеры неразрывного тонкого взаимодействия природы и художника . Картина «Тишина» (1987) — одно из самых лиричных произведений художника, в котором пейзаж и персонажи, лежащие у стога девушка и юноша, составляют единую мелодию, тихую песнь вечной красоте .

Знаковой картиной зрелого периода в творчестве художника является картина «Прощание» (1975). Сам художник так объясняет свою картину: «О чём она? О Родине, о матери, которая для меня неразделима с Родиной, о трудностях, которые выпали на долю, тяжкую долю моего народа в период Великой Отечественной войны. О неоплаченном долге перед нашими матерями, даровавшими нам жизнь, освятившими своей любовью» .

Мыльников часто ездил в зарубежные страны. Неоднократно бывал в Италии и в Китае, знакомился с искусством Японии, Египта, Венгрии, Голландии, Франции, ГДР, Соединенных штатов Америки и других стран мира. Так, сильнейшее впечатление на художника произвели испанские мастера, которых он видел в Мадриде, Толедо и других городах. Старая и новая культура этой страны поразила его, и по возвращении на родину он исполнил триптих, посвященный Гарсиа Лорке . «Испанский триптих» (1979), включающий: «Распятие», «Корриду», «Смерть Гарсиа Лорки», считается вершиной творческого наследия автора. В этой работе, ставшей яркой вехой в истории отечественной живописи, с особой остротой и отчаянным темпераментом раскрываются вечные темы: жизни и смерти, предательства и любви, телесного страдания и духовного возрождения .

В поздний период своего творчества, не теряя интерес к излюбленным жанровым мотивам, художник не перестаёт находиться в глубоком духовном поиске и пишет несколько знаковых работ на религиозную тему, в которых его философские идеи раскрываются с особым драматизмом. В 1995 году он пишет «Распятие», где его волнует идея трагического искупления. С 1998 по 2000 год создал картину «Пьета», в которой сдержанная холодная гамма позволяет зрителю почувствовать глубину идеи о покаянии и всепрощении .

Произведения художника находятся в крупнейших собраниях России — Государственном Русском музее , Государственной Третьяковской галерее , Музее современного искусства в Москве, галерее З. К. Церетели , Музее академии художеств, Смоленской картинной галерее, Дрезденской картинной галерее , Музее Людвига в Кёльне, а также в музеях и частных собраниях Германии, Китая, Испании, Японии, Тайваня, США . Большая коллекция работ автора находится в Шанхайском музее живописи имени А. А. Мыльникова .

По свидетельству аукционного дома «MacDougall’s Russian Art», Мыльников является одним из наиболее востребованных на рынке российских художников , в связи с чем его работы часто являются предметом фальсификации.

В 1947—2012 годах преподавал Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина , профессор (1957). Руководитель мастерской монументальной живописи и заведующий кафедрой живописи и композиции в института (1953—2012). Руководитель творческой мастерской монументальной живописи АХ СССР / РАХ (1962—2012).

Академик АХ СССР ( 1966 ; член-корреспондент 1962 ). Вице-президент Российской академии художеств (1997—2012). Член Союза художников СССР . Народный депутат СССР от творческих союзов.

Умер 16 мая 2012 года в Санкт-Петербурге . Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища .

Семья

  • Жена — Ария Георгиевна Пестова (1928—1999), солистка балета Мариинского театра . После окончания работы в театре преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой .
  • Дочь — Вера Андреевна Мыльникова (род. 1950), художник. Заслуженный художник России. Академик РАХ.
    • Внучка — Дарья Всеволодовна Мыльникова-Акцынова (1974—2021), художник.
    • Внук — Андрей Всеволодович Акцынов (род. 1987), журналист.
  • Зять — Всеволод Аркадьевич Акцынов (род. 1947), советский российский живописец, график, педагог, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии художеств, профессор Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Награды и звания

Память

Мемориальная доска

  • В 2013 году на фасаде дома по адресу: Каменноостровский проспект , дом 26/28, где художник жил и работал в квартире-мастерской № 44 в 1951—1967 годах, установлена мемориальная доска .

Памятник

Музеи

  • Шанхайский музей живописи имени А. А. Мыльникова .
  • Памятник в Санкт-Петербурге
    Памятник в Санкт-Петербурге
  • Памятная доска в Санкт-Петербурге
    Памятная доска в Санкт-Петербурге
  • Памятник в городе Энгельс
    Памятник в городе Энгельс

Основные произведения

Портрет В. И. Ленина работы Андрея Мыльникова на занавесе Кремлёвского дворца съездов
Жанровые полотна
  • « Клятва балтийцев » (1946, дипломная картина, ГРМ),
  • « На мирных полях » (1950, ГТГ — Сталинская премия),
  • «Белая ночь» (1963),
  • «Тишина» (1970),
  • «Сестры» (1967),
  • «К родне» (1972),
  • «Лето» (1969, ГРМ),
  • «Мать с ребёнком» (1978),
  • «Сон» (1984),
  • «Ленинград. 1941 год» (1974),
  • « Прощание » (1975, ГРМ — Государственная премия СССР),
  • Испанский триптих: «Коррида», «Распятие», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979, ГТГ — Ленинская премия),
  • «Тишина» (1987).
Портреты
  • «Верочка» (1964),
  • «Портрет скульптора С. Т. Коненкова» (1970),
  • «Портрет М. Дудина» (1973).
Пейзажи
  • «Венеция» (1964),
  • «Новгородский пейзаж» (1969),
  • «Весна» (1972),
  • «Гроза» , «Остров» (обе 1975),
  • «Ветреный день» (1975),
  • «Голубой день» (1978),
  • «Зима» (1979),
  • «Гроза», «В парке» (1980),
  • «Берега» (1982).
Натюрморты
  • «С зелёной кружкой» (1983),
  • «С лимонами» (1981),
  • «С синей вазой» (1984).
Монументальное искусство

Ученики

Об искусстве

Искусство бывает живое и мертвое. И сколько ни закапывай его в землю, ни разрушай и растаптывай, оно встанет, его раскопают, и, если оно рождено истинной любовью, стремлением к совершенству и прекрасному, добром и болью души, оно встанет из руин и озарит своей красотой сердца людей .

Источники

  • Виталий Смирнов. (рус.) . Сайт « Герои страны ». Дата обращения: 21 января 2016.
  • Грабарь И. Дипломники всероссийской академии художеств // Творчество. — 1947. — № 1 (94). — С. 20, 21.
  • Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись: Каталог. — Л.: ЛССХ, 1948.
  • Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников // Ленинградская правда. — 1947, 29 ноября.
  • Мочалов Л. Выставка без жюри. Новые работы ленинградских живописцев // Вечерний Ленинград. — 1956, 11 декабря.
  • Бродский В. Жизнеутверждающее искусство // Ленинградская правда. — 1957, 11 октября.
  • Бетхер-Остренко И. Художественная летопись истории // Вечерний Ленинград. — 1964, 28 января.
  • Кривенко И. «Ленинград» (раздел живописи) // Художник. — 1965. — № 3. — С. 27-36.
  • : Каталог. — М.: МК РСФСР, 1967. — С. 38.
  • Аникушин М. О времени и о себе // Вечерний Ленинград. — 1967, 17 октября.
  • Арбузов Г. С мыслью о родине // Ленинградская правда. — 1972, 10 октября.
  • Яковлева Л. Величие подвига // Вечерний Ленинград. — 1975, 27 мая.
  • Губарев А. На полотнах — человек труда: Выставка «Наш современник» // Ленинградский рабочий. — 1975, 11 октября.
  • Вишняков Б. Девиз: Наш современник: Заметки с V Республиканской выставки «Советская Россия» // Правда. — 1975, 7 декабря.
  • Леняшин В. Думая о будущем. Время. Художник. Творчество // Вечерний Ленинград. — 1976, 26 января.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки . — Л.: Художник РСФСР, 1976. — С. 24, 86.
  • Exhibition of modern Soviet Painting. 1976. Gekkoso Gallery. Catalogue. — Tokyo, 1976. — P. 82-83, 164.
  • . — Л.: Художник РСФСР, 1982. — С. 17.
  • Дмитренко А. Человек на своей земле // Ленинградская правда. — 1977, 20 ноября.
  • Леняшин В. Поиски художественной правды // Художник. — 1981. — № 1. — С. 8-17.
  • Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. — 1981. — № 2. — С. 63.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб.: НП-Принт, 2007. ISBN 5-901724-21-6

Примечания

  1. Андрей Мыльников. Каталог выставки работ в залах Академии художеств // Санкт-Петербург, февраль 2002. — М. Художник и книга. — 2002. — С. 8, 9, 11
  2. Блэк В. Андрей Андреевич Мыльников. — 1961. — С. 6
  3. А. А. Мыльников. Автобиография. Архив кафедры живописи и композиции института имени И. Е. Репина
  4. ↑ В Петербурге открылась выставка произведений Андрея Мыльникова. Телеканал «Культура». 20.02.2014 от 14 марта 2018 на Wayback Machine
  5. Андрей Мыльников. Каталог выставки работ в залах Академии художеств // Санкт-Петербург, февраль 2002. — М. Художник и книга. — 2002. — С. 15
  6. Андрей Мыльников. Каталог выставки работ в залах Академии художеств // Санкт-Петербург, февраль 2002. — М. Художник и книга. — 2002. — С. 16
  7. (неопр.) Дата обращения: 7 декабря 2021. 7 декабря 2021 года.
  8. ↑ Андрей Мыльников. Каталог выставки работ в залах Академии художеств // Санкт-Петербург, февраль 2002. — М. Художник и книга. — 2002. — С. 19
  9. Андрей Мыльников. Каталог выставки работ в залах Академии художеств // Санкт-Петербург, февраль 2002. — М. Художник и книга. — 2002. — С. 19,20
  10. ↑ А. А. Мыльников. Из записных книжек.
  11. Андрей Мыльников. Каталог выставки работ в залах Академии художеств // Санкт-Петербург, февраль 2002. — М. Художник и книга. — 2002. — С. 24
  12. Гусев В. А. Мыльников. — М.: Сов. Художник. — 1989. — С. 63
  13. А. Каганович. Андрей Андреевич Мыльников. — Ленинград «Художник РСФСР». — 1986
  14. Андрей Мыльников. Известный и неизвестный. Выставка к 95-летию со дня рождения. — от 14 марта 2018 на Wayback Machine
  15. Андрей Мыльников. Каталог выставки работ в залах Академии художеств // Санкт-Петербург, февраль 2002. — М. Художник и книга. — 2002. — С. 26
  16. (неопр.) . Дата обращения: 13 марта 2018. 13 марта 2018 года.
  17. (неопр.) . Дата обращения: 13 марта 2018. 14 марта 2018 года.
  18. MacDougall’s Russian Art , Works of Art and Icons. 29 November 2017 Auction Sale, Grand Totals. — от 13 марта 2018 на Wayback Machine
  19. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1990 года. № 1227-I
  20. Указ Президента РФ от 22 ноября 1999 года. № 1557
  21. Указ Президента РФ от 14 февраля 2009 года. № 157
  22. Указ Президента РФ от 11 июня 1994 года. № 1202
  23. (неопр.) . Дата обращения: 13 марта 2018. 22 февраля 2019 года.
  24. (неопр.) . Дата обращения: 12 ноября 2016. 9 января 2022 года.
  25. (неопр.) Дата обращения: 22 апреля 2022. 22 апреля 2022 года.
  26. Художник. 1976, № 2. С.14.

Ссылки

Same as Мыльников, Андрей Андреевич