Interested Article - Хиппи

Хи́ппи ( англ. hippie или hippy ) — философия и субкультура , изначально возникшая в 1960-х годах в США .

Расцвет движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей , а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм . Один из самых известных лозунгов хиппи: « Make love, not war , что означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!» .

Обычно считается, что хиппи верят в следующие положения:

  • человек должен быть свободным ;
  • достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу, как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу, и реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община — идеальная форма общежития.

Тем не менее, у хиппи не существует чётко сформулированного символа веры, который уже в силу своей точной формулировки был бы противоречием в определении .

История

В 1940 1950-х годах в США среди представителей « бит-поколения » существовал термин хипстеры , обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру , которая формировалась вокруг них. Культура хиппи в 1960-х годах развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из блюза и джаза. Однако, некоторые специалисты говорили об упадке рок-н-ролла в конце 1950-х и начале 1960-х годов , что противоречит представлению о том, что развитие рок-н-ролла из блюза и джаза происходило во время перехода от 1950 к 1960. Одним из передовых и известных сообществ хиппи было сообщество « Весёлые проказники », о котором Том Вулф пишет в книге « Электропрохладительный кислотный тест ».

Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips».

Пара посещает фестиваль Snoqualmie Moondance, август 1993

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие ( ахимса ). Хиппи носили длинные волосы , слушали рок-н-ролл (в особенности «I Got You Babe» Сонни и Шер , и пионеров психоделического рока , таких как Джими Хендрикса , The Doors , Дженис Джоплин и пр.), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери , районе Сан-Франциско , позже в Дании Свободный город Христиания ), путешествовали автостопом , увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом , индуизмом и даосизмом , многие из них были вегетарианцами . Имели также место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг « » («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое « лето любви »), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — « San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair) » (автор — Джон Филлипс из The Mamas & the Papas , исполнялась певцом Скоттом Маккензи ), « All You Need Is Love » и « She’s Leaving Home » The Beatles . Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка . В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла « Волосы », участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма .

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими , вошли в менталитет современного человека.

Символика хиппи

Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус , обычно « Фольксваген », который хиппи традиционно раскрашивали в стиле « Flower Power » (на фото представлен микроавтобус Barkas B 1000). На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками.
Пацифик («лапка») — символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций
Символ Инь и ян , используемый и популяризируемый хиппи

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус , плетённых из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля, окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — « сибори »).

Примером могут служить так называемые фенечки . Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа , а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом так называемых «пионеров» (то есть начинающих) и в среде опытных, как правило, вызывают ироническую реакцию. Однако, несколько устоявшихся значений используются в одном смысле в большинстве компаний — черный+синий с графическим узором (гомосексуальность), желтый+зелёный+синий со строгим чередованием последовательности (пацифизм) и однотонный красный (признание в любви). Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.

Российская исследовательница молодёжных движений установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры .

Лозунги хиппи 1960-х

Коммуны

Район Хейт-Ашбери , Сан-Франциско, США

Коммуны (общины) хиппи — главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение, т. н. сквоттерство ) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации.

Наиболее известные коммуны:

В настоящий момент многонациональные коммуны хиппи имеются на Ибице в Хорватии , в Черногории , Греции , Турции , Индии (особенно в Гоа ), Марокко , Тунисе , Индонезии (особенно на Бали ), Камбодже , Вьетнаме , Таиланде , Перу , Эквадоре , Коста-Рике и др. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».

Хиппи и наркотики

Относительно роли галлюциногенов хиппи придерживаются двух мнений. Согласно и первому и второму взгляду, психоделики способствуют «расширению сознания», создают условия, в которых человек начинает осознавать в себе наличие «души». Разногласия существуют лишь в вопросе о том, является ли наркотическое опьянение необходимым и достаточным условием или только одним из возможных средств «расширению сознания», для обретения «ви́дения».

Согласно первой интерпретации, тот, кто не вполне принял и усвоил опыт психоделических трипов, остается чужд «ви́дению» и, следовательно, не способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки зрения, любой, прибегнувший к психоделикам по необходимости, обретает «видение» в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется какими-либо обстоятельствами: «видение» было истинным, но новичок оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком тесно связан с «обычным миром», или находился в неподходящем окружении, помешавшем «правильному» воздействию психоделика.

Согласно другому, более распространённому мнению, приём психоделиков не является идеологическим императивом : психоделики — только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: « Хотя „кислота“ не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать достойным образом. Она может быть воспитательным средством — с её помощью можно кое-чему научиться ». С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения «ви́дения»: медитация , восточные культы и до некоторой степени « западная » религия.

В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий насчёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена: «видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или «видения», совершенно не совместимые с этой идеологией.

Однако, независимо от описанной разницы во мнениях, некоторые хиппи считают, что приём психоделиков непосредственно связан с идеологическими предпосылками, на которых основано их движение .

Хиппи и политика

Мемориальный знак мира в Арколе, штат Иллинойс, США. По кругу написано: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь». Bob Moomaw — создатель мемориала, Gus Kelsey отреставрировал знак после его смерти (см. ссылки)

Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе .

Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи битников — вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.

В США Джерри Рубином , Эбби Хоффманом и в 1967 году было основано движение Йиппи (от аббревиатуры YIP англ. Youth International Party — международная молодёжная партия). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых , сотрудничали с « Чёрными пантерами » и устраивали многотысячные марши и демонстрации. Самой известной их акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была свинья по имени Пигасус (Свинтус) .

Опыт театральной герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с «Маршем Любви» в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией , другие просто хотели жить вне политизированного строя.

Хиппи в СССР

Образ хиппи
Хиппи на Гоголевском бульваре , 1988 год

Появившись на исходе « хрущёвской оттепели », субкультура хиппи в СССР , известная под самоназванием «Система», была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодёжи. [ источник не указан 91 день ]

Представителей субкультуры хиппи (в просторечии — хиппари , хиппаны , хиппанутые ) в конце 1960-х 1970-х годах легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР , на так называемых «тусовках» (или «тусовочных местах»). К примеру, в Москве — «Фрунзенский садик» ( улица Знаменка ), «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» ( Гоголевский бульвар ), в Ленинграде «Сайгон » (кофейня на Невском ), «Казань» (площадь перед Казанским собором ), в Киеве Андреевский спуск , а также в Минске , Риге , Вильнюсе , Таллине , Баку , Ташкенте , Алма-Ате , Свердловске , Новосибирске , в Крыму и в других местах. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на временное проживание, у кого-либо из знакомых).

При этом, о существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 1970-х.
В массовом сознании образ хиппи во многом был сформирован СМИ и являл собой типаж неопрятного молодого человека с длинными волосами, бездельника , выпивохи и наркомана , часто аполитичного и безыдейного, — в противовес культивировавшемуся тогда образу советского человека , «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу линии партии .

С активными хиппи проводили «профилактические беседы» сотрудники милиции и КГБ .

Советская (русская) культура хиппи сформировала свой жаргон на основе английского языка и арго . Например: « ксивник » (от ксива «документ») — маленькая сумочка для переноски сего документа, « хайратник » (или « хаератник », от хаер «волосы») — ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), « фенечка » — браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек и другие .

Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…

Вот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 1980-х годов:

Некий мэн вписывается к такой же некой гёрле. Та ему говорит: Поскольку бэд у меня один, а на граунде найтать ты колданёшься, придётся нам на нём вдвоём плэйсоваться. Только ты меня, чур, на фак меня не подписывай?
Мэн (устало): Лет ит би. — говорит мэн, усталый и замёрзший. — А вообще, ты, подписываешься?
Гёрла: Ну вот, сразу и подписал!

С. Печкин

Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество . Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать , означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.

После того, как 7 апреля 1970 года в Минске был убит 18-летний хиппи Вячеслав Максаков, 9 апреля на месте его убийства собралось до 500 человек молодёжи, произошла драка с милицией . Задержанные в результате беспорядков и их участники были исключены из учебных заведений .

1 июня 1971 года московские хиппи организовали демонстрацию против войны во Вьетнаме у посольства США ; по слухам — это им провокационно предложили сотрудники КГБ. Но когда около 150 молодых людей собрались во дворе исторического факультета МГУ , чтобы отправиться к посольству, их посадили в автобусы и развезли по разным отделениям милиции. Часть были приговорены к краткосрочному аресту по обвинению в «мелком хулиганстве», остальных освободили. Но затем многие из них были исключены из институтов и призваны в армию, некоторых принудительно поместили в психиатрические больницы . Эти события показаны в фильме « Дом Солнца » (2010).

В 1982 году яркий представитель московских хиппи художник Сергей Батоврин основал Группу за установление доверия между СССР и США . В том же году другие московские хиппи, Юрий Попов и Сергей Троянский, основали пацифистскую группу « Свободная инициатива » .

Современность

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

  • Арт-группа «Фризия» (старейшая в Москве , художники).
  • Творческое объединение «Антилир» (Москва).
  • Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
  • «Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat ).

Хиппи входят в состав fnb -групп Челябинска, Владивостока, Санкт-Петербурга, Москвы и др.

Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри контркультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это « », возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering , появившейся в конце 1960-х и восходящей к американским хиппи. Ещё пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1 апреля «на Гоголях», и 1 июня — в Царицынском парке .

В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в былые времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных контркультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и прочих. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции , в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии Релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин киберхиппи .

Фестиваль «Hippiefest», организованный Кантри Джо Макдональдом , — весна/лето 2007 года .

Символика и культура хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готов и рэперов , например, представляют собой творчески искажённый хипповый жаргон). Ролевики носят фенечки (иногда с «закосом» под «олдовых хиппи»), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и ценность.

Фестивали

На фестивале Вудсток

В произведениях культуры

В кино

В музыке

В литературе

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 19 сентября 2014. 23 октября 2014 года.
  2. от 14 декабря 2017 на Wayback Machine | Russia Beyond The Headlines
  3. D. Hatch and S. Millward, From blues to rock: an analytical history of pop music (Manchester: Manchester University Press ND, 1987), p. 110.
  4. на сленге русских хиппи — «хаер» ( англ. hair )
  5. Щепанская Т. Б. Символика молодёжной субкультуры. Опыт исследования системы, 1986—1989 гг. — СПб.: Наука, 1993. ISBN 5-02-027379-1
  6. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. — М.: ОГИ, 2004. ISBN 5-94282-108-9
  7. Шейла Кэйвен от 18 октября 2011 на Wayback Machine Сен-Луи, Нью Критикс Пресс, 1972 [ неавторитетный источник ]
  8. (недоступная ссылка)
  9. . Дата обращения: 22 декабря 2018. 23 декабря 2018 года.
  10. . Дата обращения: 27 сентября 2007. 6 октября 2007 года.
  11. Харатьян, Кирилл. // « Коммерсантъ-Власть » : журнал. — 2001. — 30 января ( № 4 ). 27 октября 2020 года.
  12. . web.archive.org (12 апреля 2010). Дата обращения: 20 августа 2020. Архивировано из 12 апреля 2010 года.
  13. . Дата обращения: 7 марта 2016. Архивировано из 7 мая 2017 года.
  14. Ирина Гордеева. . История российского пацифизма позднего советского времени в биографии Юрия Попова (1954—1999) . // akrateia.info (17 января 2020). — «В период позднего социализма в странах Восточной Европы возникло низовое, независимое движение за мир, которое стало одним из новых социальных движений, направленных на защиту международного мира и продвижения в обществе ценностей ненасилия. В 1982 году, когда заявили о своём существовании группы «За установление доверия между СССР и США» (Группа Доверия) и «Свободная инициатива», такое движение появилось и в СССР.» Дата обращения: 2 октября 2022. 9 января 2022 года.
  15. Дата обращения: 29 мая 2011. 8 января 2010 года.
  16. . Дата обращения: 12 марта 2019. 14 марта 2022 года.

Ссылки

  • А. Мадисон
  • («Новые хиппи» в общине США учат жить на 103 доллара в месяц и делиться женами) // Лента.ру, 27 августа 2015
Источник —

Same as Хиппи