Убить священника
- 1 year ago
- 0
- 0
Дело священника Глеба Грозо́вского — уголовное дело в Российской Федерации по обвинению священника Гатчинской и Лужской епархии Русской Православной Церкви Глеба Грозовского в насильственных действиях сексуального характера в отношении трёх несовершеннолетних . Сами инкриминируемые действия относятся к 2009 и 2013 году, под стражей Грозовский находится с сентября 2014 года.
17 января 2018 года по итогам закрытого судебного процесса Грозовский приговорён к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима . 13 апреля 2018 года приговор без изменений подтверждён Ленинградским областным судом. В конце ноября 2018 года Верховный суд РФ после изучения материалов дела отклонил поданную кассационную жалобу защиты Грозовского и кассационное представление Генеральной прокуратуры РФ о пересмотре дела и сокращении срока наказания. Несмотря на вступление приговора в законную силу, РПЦ отказалась предавать Грозовского церковному суду и лишать его священного сана .
Дело Грозовского вызвало общественную полемику в России; ряд экспертов в психологии, психиатрии и сексологии, выступивших на процессе, некоторые религиозные деятели сочли показания потерпевших и доказательства вины Грозовского неубедительными. По мнению экспертов газеты « Коммерсантъ », люди, работающие с детьми, после приговора «находятся в уязвимой ситуации из-за общественной истерии » .
История с уголовным преследованием Грозовского получила широкий общественный резонанс не только из-за характера преступления, но и в связи с тем, что священник был известен как ведущий радио- и телепередач на православную , католическую и протестантскую аудитории, организатор православных лагерей для подростков в России и за рубежом, благотворительными акциями для детей из неблагополучных семей, по работе с малолетними правонарушителями, воспитанниками детских домов, занимался профилактикой ВИЧ и СПИДа в детских и социальных учреждениях . Грозовский — первый в России капеллан в составе футбольной команды Премьер-лиги . По данным ТАСС , он занимал пост советника генерального директора футбольного клуба « Зенит » по духовно-нравственным вопросам .
Глеб Викторович Грозовский родился 19 марта 1979 года в Ленинграде в многодетной семье режиссёра Ленинградского телевидения , бывшего актёра Александринского театра и театра имени В. Ф. Комиссаржевской Виктора Иосифовича Грозовского (1934—2007), ставшего в 1987 году священником Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге . Отец Глеба Виктор был ещё в 1980 году рукоположен в диаконы будущим патриархом (тогда архиепископом) Кириллом (Гундяевым) . Дед Глеба, Иосиф Зеликович Грозовский (1905—1939), происходил из еврейской семьи Минской губернии ( Игуменский уезд ), работал заместителем главного редактора ленинградского отделения газеты « Известия », а в 1936 году был репрессирован как « враг народа », попал в Норильлаг , где погиб . Мать — Зинаида Грозовская, скончалась 6 октября 2016 года в Санкт-Петербурге. Глеб Грозовский женат с 2003 года, его супругу зовут Татьяна. В семье четверо детей , двое из которых приёмные .
С восьми лет Глеб, у которого было 8 братьев и сестёр , занимался футболом , поступил в футбольную школу «Зенит», окончил в 1996 году спортивный класс школы № 93. В 16 лет был признан лучшим бомбардиром и стал обладателем футбольной награды Золотая бутса на международном турнире в Германии . Был вместе с Вячеславом Малафеевым в составе сборной Санкт-Петербурга по футболу. В 18 лет несколько месяцев играл, по приглашению Б. С. Раппопорта , в футбольном клубе «Динамо» (Санкт-Петербург). Вследствие спортивной травмы оставил профессиональный спорт. Окончил в 2000 году Университет физической культуры и спорта имени П. Ф. Лесгафта (защитил диплом тренера по футболу на кафедре педагогики) , а в 2005 году — Санкт-Петербургскую духовную семинарию .
В 2000 — 2004 годах был штатным иподиаконом митрополита Санкт-Петербургского Владимира . В 2004 году он был возведён в сан диакона Князь-Владимирского собора . После окончания семинарии в 2005 году был рукоположен во священники и спустя год начал служить в Софийском соборе Царского Села . С 2004 года — член Всецерковного православного молодёжного движения . Более 10 лет был волонтёром в детских приютах . Занимался профилактикой ВИЧ и СПИДа среди детей из детских домов и социальных учреждений . Работал в Центре социальной адаптации святителя Василия Великого для несовершеннолетних правонарушителей . С 2007 года занимался детскими православными лагерями. В 2009 — 2011 годах работал в православном лагере Царскосельского благочиния на острове Коневец . В 2013 году четыре раза вывозил школьников на отдых в Ленинградскую область и два раза — в сопровождении родителей — в Грецию .
В 2011 году священник Грозовский переведён настоятелем храма Иоанна Воина в деревне Малое Верево . Спустя некоторое время Грозовский начал вести молодёжные передачи на радиостанциях (включая « Град Петров » ), отдельно для трёх разных конфессий — православной, католической и протестантской . Участник всероссийского миссионерского интернет-проекта « Батюшка онлайн » . Активно выступал на порталах о православии и образовании с критикой ювенальной юстиции . С 2006 года являлся неофициальным духовником ряда игроков футбольного клуба «Зенит» . По данным ТАСС и РИА «Новости» , занимал должность советника генерального директора ФК «Зенит» по духовно-нравственным вопросам .
По информации « Российской газеты », Грозовский — первый в России капеллан в составе футбольного клуба премьер-лиги , анализу этого феномена в 2009 году издание посвятило специальное интервью .
20 сентября 2013 года Следственный комитет РФ по заявлениям родителей потерпевших возбудил уголовное дело по четвёртой части статьи 134 УК РФ — о сексуальных преступлениях в отношении несовершеннолетних . Сначала обвинения персонально предъявлены никому не были, а священник Грозовский проходил по делу в качестве свидетеля .
После возбуждения уголовного дела, 27 сентября 2013 года, узнав о беседе следователя со знакомой священника, Грозовский срочно поменял авиабилеты, купленные на 3 октября, и покинул территорию России . 30 октября 2013 года СК РФ признал Грозовского единственным подозреваемым по уголовному делу и предъявил ему официальное обвинение . На момент предъявления обвинения Грозовский находился в Израиле , где, по информации Русской службы Би-би-си , поступил на работу в центр помощи страдающим от алкогольной и наркотической зависимости . 1 ноября 2013 года в России было вынесено решение о заочном аресте Грозовского, и он объявлен в международный розыск . Находясь в Израиле, Грозовский отверг все обвинения , предположил заказной характер дела, упомянув отца отчисленного из лагеря ребёнка Сергея Зазимко, а также приверженность родителей пострадавших детей оккультизму . Через адвоката Грозовский передал следствию свои письменные показания, где утверждал, что его преследуют за «социальную активность и гражданскую позицию» .
18 ноября 2013 года священноначалием РПЦ Грозовский запрещён в священнослужении до окончания следствия . От добровольного возвращения в Россию для того, чтобы предстать перед правосудием, несмотря на призывы РПЦ, Грозовский без гарантий личной свободы отказался . В конце декабря 2013 года стало известно, что ходатайство в суд об изменении меры пресечения Грозовскому подписали около 400 человек — в том числе чемпионы мира по боксу Нина Абросова и Дмитрий Кириллов , другие спортсмены, прихожане, представители православной общественности. Авторы обращения, давно и хорошо знакомые с Грозовским, описали его как «абсолютно нормального, добропорядочного человека, которого оклеветали», в течение последующих лет следствия и суда поддержку Грозовскому оказывали также и отдельные футболисты, сотрудники персонала, болельщики питерского клуба «Зенит» .
Уголовное дело базировалось на показаниях трёх школьниц — Кати, Марии и Дарьи (на момент случившегося им было 8, 9 и 12 лет ) о событиях, произошедших в детских православных лагерях на островах Коневец (Ленинградская область) и Кос ( Греция ) соответственно в 2009 и 2013 годах. Первый эпизод следствие изначально относило к 2011 году, однако после подтверждения алиби священника, находившегося в тот момент в Турции , год был изменён на 2009 . Согласно показаниям отдельных воспитанников детского лагеря на острове Коневец в Ладожском озере , священник каждую ночь заходил в домики и целовал девочек в губы, шею, живот и гениталии . Со слов пострадавших в детском православном лагере «Филадельфия» на острове Кос, священник однажды вошёл в комнату к девочкам, лёг между ними на общую двуспальную кровать и начал к ним приставать. В последующие дни на исповеди убеждал детей скрыть эти факты от родителей .
21 января 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал поручение правозащитному центру Всемирного русского народного собора изучить обстоятельства уголовного дела против Грозовского и позицию сторон, о результатах информировать главу РПЦ и Священный синод .
21 сентября 2014 года Грозовский был задержан в Израиле и взят под стражу. Неофициально на уровне главы МВД Израиль сразу подтвердил российским инстанциям готовность выдать Грозовского после судебного рассмотрения официального ходатайства Генпрокуратуры РФ . На время рассмотрения требования России об экстрадиции Грозовский был помещён в тюрьму для особо опасных преступников и террористов Шатат (Шита), где два года содержался в камере с семью арабами , не говорившими даже по-английски , личные вещи у священника, включая Евангелие , были изъяты . В получении гражданства Израиля , о чём ходатайствовал Грозовский, ссылаясь на свои еврейские корни, ему было отказано . 17 сентября 2016 года по постановлению израильского Верховного суда Грозовский на основании Европейской конвенции о выдаче был экстрадирован в Россию. Вскоре после возвращения Грозовский был этапирован в петербургский следственный изолятор « Кресты », а затем в СИЗО Выборга . 25 января 2017 года следствие предъявило Грозовскому обвинение в окончательной редакции в совершении трёх преступлений по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, предусматривающей от 12 до 20 лет лишения свободы .
22 июня 2017 года в Приозерске начался закрытый судебный процесс. Дело вела судья Людмила Яшина . В изложении следователя по особо важным делам Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Александра Гаврилова , в своих показаниях девочки рассказывали о деталях, «которые не могли придумать в силу отсутствия сексуального опыта». Касаясь заключения судебно-медицинской экспертизы, не установившей у пострадавших следов сексуального насилия, следователь Гаврилов уточнил, что Грозовский обвинялся не в изнасиловании , а в насильственных действиях сексуального характера , которые не оставили видимых следов и повреждений. Всем потерпевшим девочкам, согласно материалам следствия, оглашённым на суде, назначалась комиссионная экспертиза с участием большого числа специалистов разного профиля, сделавших «однозначный вывод об отсутствии признаков оговора и фантазирования». В материалах дела имеются сторонние свидетельства, что Грозовский заходил к детям после отбоя. Приобщены к делу и проанализированы 99 аудиозаписей телефонных разговоров Грозовского с адвокатами, священнослужителями, журналистами, друзьями и со свидетелями по делу, файлы которых Грозовский хранил в своём компьютерном архиве. От прохождения сексологической экспертизы Грозовский, по утверждению следователя, отказался (защита сообщала, что в ходатайстве о проведении судебной экспертизы на предмет наличия у Грозовского расстройства сексуального предпочтения отказал суд ). Священник не пожелал давать показания в суде, вместо этого были заслушаны его письменные объяснения, ранее присланные им из Израиля . Одна из трёх пострадавших девочек, ныне проживающая с родителями в Чехии , приехала в суд и дала показания .
Почти 100 жалоб и ходатайств стороны защиты Грозовского о нарушениях со стороны следствия были отклонены. Своей вины Грозовский не признал, в последнем слове на суде сказал, что «самого события преступления нет как такового», а поэтому рассчитывает на «человеческое понимание и справедливое решение». На приговор подсудимый прибыл в подряснике и толстовке «Зенита». По благословению правящего архиерея Гатчинской епархии епископа Митрофана (Осяка) в храме Иоанна Воина посёлка Малое Верево во время оглашения приговора и всех судебных заседаний были отслужены молебны о защите бывшего настоятеля отца Глеба и «заграждении уст злых» .
17 января 2018 года Приозерский городской суд приговорил Грозовского к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима и одному году ограничения свободы. В приговоре Грозовский признан виновным в насильственных действиях сексуального характера в отношении трёх несовершеннолетних в период их пребывания в детских православных лагерях на островах Коневец и Кос в 2009 и 2013 годах. На осуждённого возложена также обязанность выплатить потерпевшим по 400 тысяч рублей компенсации морального вреда . Грозовский назвал приговор «абсурдным», обжаловал в апелляционной инстанции .
13 апреля 2018 года Ленинградский областной суд оставил приговор без изменения, апелляционную жалобу осуждённого без удовлетворения . В мае 2018 года Грозовский для отбывания наказания этапирован в исправительную колонию № 16 в посёлке Мурмаши Мурманской области .
В октябре 2018 года заместитель генерального прокурора Российской Федерации Леонид Коржинек представил в Верховный суд Российской Федерации кассационное представление на приговор Приозерского городского суда Ленинградской области . По словам адвоката Грозовского Михаила Уткина, это было сделано «в связи с жестокостью приговора», и Генеральная прокуратура «добивается снижения срока до 8,5 лет колонии» . В конце ноября 2018 года Верховный суд РФ после изучения материалов дела отклонил поданную кассационную жалобу защиты Грозовского и кассационное представление Генпрокуратуры РФ о пересмотре дела и сокращении срока наказания. Несмотря на вступление приговора в законную силу, РПЦ отказалась предавать Грозовского церковному суду и лишать его священного сана .
Следствие и закрытый судебный процесс, продолжавшийся 7 месяцев, (журналисты были допущены лишь на оглашение вводной и резолютивной части приговора ) привлекли значительное внимание российских и мировых средств массовой информации. Анализ и комментарии к уголовному делу появились, в частности, в « Российской газете », газете « Коммерсантъ », « Независимой газете », « Известиях », информационных агентствах ТАСС и Интерфакс , порталах ведущих российских сетевых СМИ Gazeta.ru , Lenta.ru , РИА Новости , NEWSru.com , РБК , на Первом канале , на телеканале « Россия 1 », на Радио Свобода , в передачах Русской службы Би-би-си , во многих других изданиях . Публикации и интервью о деле Грозовского выходили также в израильских СМИ, что вызвало недовольство Следственного комитета РФ .
Приглашённый в судебное заседание в качестве эксперта петербургский психиатр и сексолог Владимир Ефремов усомнился в правдоподобности рассказов девочек о поведении своего наставника, некоторые интимные подробности счёл никак не возможными в реальных условиях, другие интерпретировал как детские фантазии, неубедительными расценил результаты гинекологических исследований, удивил эксперта и факт того, что потерпевшие вспомнили о столь тяжёлом происшествии лишь спустя время после событий . Эксперт-психолог в выступлении на суде квалифицировала показания потерпевших как «детский оговор» .
По утверждению богослова, протодиакона Андрея Кураева , к делу Грозовского было привлечено внимание российского государственного и церковного руководства . Комментируя приговор, Кураев не увидел преследования Грозовского по политическим мотивам, однако указал на «существенные различия в нормах общения с детьми в России и на Западе». Укоренившаяся в России культура общения с детьми, по мнению Кураева, особая: «в порядке вещей подойти к ребёнку, чтобы поцеловать его или, скажем, обнять». Большинство обвинений в непозволительных действиях, отметил тенденцию Кураев, строятся на подобных фотографиях, «и любой желающий сможет обвинить в педофилии кого угодно. Крайне часто эти обвинения притянуты за уши» . Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в деревне Александровка протоиерей Михаил Владимиров, учившийся вместе с Грозовским в семинарии и работавший с ним в епархии, убеждён в его невиновности: «Я тоже работаю с детьми и понимаю, что могу так же пострадать, уверен, что отца Глеба подставили». По мнению священника, вся история могла быть связана с конфликтом коммерческих интересов в сфере реабилитации наркозависимых, где Грозовский участвовал в проектах .
Критики [ кто? ] Грозовского акцентируют внимание [ где? ] , что священник солгал, утверждая о том, будто в ходе следствия в сентябре 2013 года направился в Израиль в «рабочую командировку» по линии епархии, — хотя потом объективно установлено, что Грозовский отправился туда целиком по собственной инициативе. При этом так торопился, что вылетел в Израиль на несколько дней раньше запланированного, словно спасался бегством. Это породило предположения, что Грозовский хочет скрыться от следствия. Находясь в Израиле, Грозовский использовал все возможные лазейки и ухищрения, чтобы не возвращаться на родину и не идти к следователю, хотя от имени священноначалия РПЦ к этому его публично призывал председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин .
Отдельные религиозные деятели считали, что история Грозовского отражает и трения в консисторских кругах Русской Православной Церкви. Ведущий программы Радио Свобода «С христианской точки зрения» священник Украинской автокефальной православной церкви (обновлённой) Яков Кротов , полагал, что в деле Грозовского «совершенно случайно приоткрывается завеса над клановым характером современного российского православия» . Освещая ход следствия, информационное агентство Интерфакс-Религия цитировало общественного защитника Грозовского Андрея Мурашко, который поражался «беспрецедентным» интересом к делу Грозовского: «Масштаб внимания такой, будто от него зависит судьба патриарха . Я всё больше убеждаюсь, что в этом деле замешана политика» .
«Очень резонансным» назвал дело руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора , религиовед Роман Силантьев , который скептически отнёсся к доказательствам вины священника, обратив внимание на странное обстоятельство, что «пострадавшие — уже довольно взрослые девицы — на суд не явились» . Отмечалось, что обвинения, выдвигаемые от лица малолетних детей, в принципе крайне сложно опровергать . По мнению экспертов газеты « Коммерсантъ », люди, работающие с детьми, после приговора и созданного им негативного фона «находятся в уязвимой ситуации из-за общественной истерии » .