Interested Article - Квир-искусство
- 2021-02-01
- 1
Квир-искусство ( англ. queer art ) — термин, обозначающий коллекцию произведений искусства и художников, оказавших влияние на культурный дискурс квир-сообщества, а также общество и культуру в целом .
Искусство, определяемое в «квир» ключе, как правило, имеет подспорье в критической «квир-теории» , которая предполагает отход от бинарной гендерной системы и представляет ненормативное видение сексуальности индивидов, половой принадлежности человека и определения гендера в обществе в целом.
Дэвид Джей Гетси, профессор Чикагского института искусств и составитель антологии Queer, вышедшей в знаменитой серии Documents of Contemporary Art («Документы современного искусства») издательства MIT Press пишет:
«Возможно, лучший способ понять содержание термина „ квир “ — уяснить, что это, по сути, прилагательное , которое целенаправленно искажает то, к чему прилагается. Это приемлемое для общества определение любой „инаковости“»
Люди, отвергающие традиционные гендерные идентичности и ищущие альтернативу аббревиатуре ЛГБТ , могут называть себя квирами .
Значимость термина
Алекс Пилчер в книге «Краткая история квир-искусства» доказывает социальную значимость квир-искусства через детальный пересмотр принятой модели сексуальности , которая была сформирована ещё в 20-ом веке. Автор повествует о существующих конкретных аномалиях гендера , дает им название « анархическая жилка», у которой нет официального определения и обычно она выступает дополнением к общепринятой модели сексуальности .
Квир-взгляд освещает, «оголяет» этот феномен и отрицает сглаживание подобных девиаций , которые фактически не вписываются в гендерный сценарий, который социологи и психологи прошлого столетия, а также и нынешнего времени, стремились упорядочить через отсылку к общественным клише (« женское » и « мужское » начало; различные степени отклонений в сторону « бисексуальности », присущие каждому индивиду).
Культурная функция
Термин «квир-искусство» решает проблему искажения фактов при описании изображаемых отношений героев произведений. Исследователи и специалисты в области искусства прибегают к исключительно бинарной системе отношений в соответствии с половой принадлежностью героев. До 20-го века практически нигде не обнаруживалось выражений открытой трансгендерной идентичности индивидов, что также указывает о существовании негласной «гендерной двойственности» .
Термин «квир-искусство» решает проблему вынужденного умалчивания художниками переживаний по поводу их внутренних личных гендерных несоответствий, что неизбежно отражается в их произведения.
Так, изображенных представителей одного и того же пола в культурных произведениях называют «друзьями» или дают роли, которые напрямую исключают романтическую предпосылку отношений однополых представителей вовсе.
Введение термина решает проблему умалчивания важной биографической информации о художниках или интерпретации данной информации, исходя из негласной, исключительно «традиционной», сугубо гетеросексуальной принадлежности, что на практике в корне искажает смыслы произведений, а также предпосылки к их созданию и исторический контекст.
Распространение термина
«Сегодня квир-искусство избирает для себя самые разнообразные формы репрезентации в диапазоне от активистских практик и междисциплинарных фестивалей, вроде Queer Arts Belfast в Северной Ирландии или в Канаде, до знаменитого комикса Элисон Бехдель (Dykes to Watch Out For ), который лёг в основу теста на гендерную предвзятость . Параллельно происходит пересмотр истории искусства с точки зрения эволюции образов гомосексуальности в визуальной культуре . Здесь можно назвать труды Ричарда Мейера (Art & Queer Culture ), Дэвида Гальперина (Is There a History of Sexuality?), Кристофера Рида (Art and Homosexuality. A History of Ideas) и Уитни Дэвиса (Queer Beauty: Sexuality and Aesthetics from Winckelmann to Freud and Beyond).»
В некоторых развитых странах мира закон о декриминализации гомосексуальности был принят ещё в 20-ом веке. Это произвело влияние и на культурный дискурс искусства этих регионов. Так, в 2017 году в галерее «TATE MODERN. International modern and contemporary art» в Лондоне проходила масштабная выставка британского квир-искусства от 6 июля 2020 на Wayback Machine 1861—1967 в честь пятидесятилетия со снятия запрета на гомосексуальность в Англии.
Споры о границах значения термина
На повестку выставки квир-искусства 2017 года в Великобритании бывший студент Оксфорда , ныне — доктор философии по английской литературе университета Саутгемптона Кевин Бразил написал критическое эссе , в котором доказывает через исторические арт-кейсы и культурные повестки тезис о том, что «Квир должен оставаться вне времени» от 8 января 2020 на Wayback Machine .
Автор ссылается к словам куратора выставки квир-искусства Британского Тейт Модерн Клэр Барлоу:
Выставка демонстрирует то время, когда терминология « лесбиянка », « гей », « бисексуал » и « транс » не были признанными (не существовали, не имели применения, не выступали в качестве форм классификации). То же самое относилось и к термину « квир ».
И такое обозначение формы странности лишь позже станет одной из легальных форм самовыражения, а значит в наше время «странностью» уже не назовется. С точки же зрения Кевина Бразила введение термина «квир» создает парадокс : что общего между нынешним «квиром» и тем квиром, что закладывался в работы художников представленных на выставке «квир-искусства»? должны ли мы рассматривать объекты квир-искусства в качестве сексуальной оппозиции или контекста исторического промежутка создания произведения / жизни художника?
Автор вопрошает: «что тогда можно называть квиром, если от комнаты к комнате, следуя хронологической логистике музейной выставки, мы увидим очевидно отличимые формы самовыражения, но они все признаны формами „странности“ — квир-искусством. Парадокс и заключается в том, что эти вопросы — это не сухая частная претензия к кураторам выставки или сотрудникам музея — а как открытые вопросы к концепции квир-искусства в целом.»
Вводится дискуссия о парадоксе среди тех, кто не находит ответа на вопрос: сам термин — это абстрактная константа «квирности» или термин носит функцию «ярлыка», предупреждение для зрителя о существующей «инаковости» произведения относительно своему времени создания?
Библиография
- Алекс Пилчер. Краткая квир-история искусства. М., 2020
Примечания
- // Choice Reviews Online. — 2012-07-01. — Т. 49 , вып. 11 . — С. 49—6067—49—6067 . — ISSN . — doi : .
- ↑ The MIT Press. (англ.) . The MIT Press. Дата обращения: 20 января 2020. 14 января 2020 года.
- . shop.tate.org.uk. Дата обращения: 20 января 2020. 3 июня 2019 года.
- // Art and Politics. — I.B.Tauris, 2013. — ISBN 978-1-84885-110-8 , 978-0-7556-0394-7 .
- Basia Sliwinska. (англ.) // Third Text. — 2013-11. — Vol. 27 , iss. 6 . — P. 808—810 . — ISSN . — doi : .
- Lisa London, Alison Bechdel. // The Women's Review of Books. — 2003-12. — Т. 21 , вып. 3 . — С. 10 . — ISSN . — doi : .
- // Mehr(wert) queer - Queer Added (Value). — Bielefeld: transcript Verlag. — ISBN 978-3-8394-1057-8 .
- Reed, Christopher, 1961-. (англ.) . — Oxford University Press, 2011. — ISBN 978-0-19-539907-3 , 0-19-539907-2, 2010017792.
- Артгид. Дата обращения: 20 января 2020. 18 января 2020 года.
- Tate. (англ.) . Tate. Дата обращения: 20 января 2020. 6 июля 2020 года.
- . www.southampton.ac.uk. Дата обращения: 20 января 2020. 20 апреля 2021 года.
- Arts, Vanessa Thorpe (2017-04-01). . The Observer . из оригинала 12 марта 2020 . Дата обращения: 21 января 2020 .
- Cumming, Laura (2017-04-09). . The Observer . из оригинала 1 декабря 2020 . Дата обращения: 20 января 2020 .
- 2021-02-01
- 1