Interested Article - Райя и последний дракон

Внешние видеофайлы
Логотип YouTube (англ.)
Логотип YouTube (англ.)

«Ра́йя и после́дний драко́н» ( англ. Raya and the Last Dragon ) — американский компьютерно-анимационный фэнтезийный приключенческий боевик 2021 года, снятый студиями « Walt Disney Pictures » и « Walt Disney Animation Studios ». Он является 59-м фильмом , снятым студией Disney. Режиссёром фильма выступил Дон Холл , продюсером Оснат Шурер, автором Адель Лим. Главные роли озвучивали Келли Мэри Трэн , Аквафина , Айзек Ванг, Джемма Чан , Дэниэл Дэ Ким , Бенедикт Вонг , Сандра О , Талия Тран, Люсиль Сунг и Алан Тьюдик . Международная премьера фильма прошла 3 марта 2021 года, премьера в США — 5 марта 2021 года . Премьера в России состоялась 4 марта 2021 года.

В июле 2021 года, вскоре после выхода в премиум-доступ, фильм стал вторым по количеству просмотров после пятого сезона сериала « Люцифер » от Netflix . Фильм получил различные награды, включая номинацию на 94-й церемонии вручения премии « Оскар » в категории за « Лучший анимационный полнометражный фильм », а также был номинирован в той же категории на 79-й церемонии вручения премии « Золотой глобус ». Однако он уступил обе награды другому диснеевскому фильму — « Энканто ». Фильм «Райя и последний дракон» также лидировал на 49-й церемонии вручения премии « Энни » с десятью номинациями, но не победил ни в одной из заявленных категорий.

Фильм стал третьим самым просматриваемым фильмом 2021 года и собрал более 130 миллионов долларов по всему миру. Фильм также получил положительные отзывы критиков, которые высоко оценили анимацию, расширение прав и возможностей женщин, визуальные эффекты, экшн-последовательности, построение мира, персонажей и игру актёров.

Сюжет

Однажды на мирных землях страны Кумандра, которую населяли люди и создающие для них воду драконы, появились создания хаоса — Друуны, превращающие в камень всех, кого коснутся. Драконам удалось изгнать их и вернуть окаменевшим людям жизнь, но сами они так и не воскресли, оставив после себя лишь волшебный драконий камень. В попытках завладеть остатками магии люди разбились на пять племён и разделили Кумандру на несколько стран: Хвост, Коготь, Клык, Хребет и Сердце, в последней и остался камень и ей теперь завидуют все остальные страны.

Пятьсот лет спустя вождь Сердца, Бенжа, решает объединить племена и приглашает их на совместную трапезу. Его дочь-подросток Райя, перед этим сдавшая экзамен на звание стража камня, знакомится там со своей ровесницей, дочерью вождя Клыка — Намаари. Та рассказывает Райе, что по легенде последний дракон ещё жив, и дарит своё украшение в виде дракона, и Райя в знак благодарности показывает ей драконий камень, однако оказывается, что это было в планах Клыка, и племя готовилось к краже камня. За ним прибывают воины из других племён и случайно разбивают камень, из-за чего возрождаются Друуны. В панике вожди племён забирают себе по куску камня и уходят. Спасая Райю, вождь Сердца сталкивает её с моста в воду (ввиду непереносимости Друунами воды), но сам становится камнем.

Шесть лет спустя Райя находит последнего дракона Сису-Дату , которая все пятьсот лет спала и не знала о том, какими недоверчивыми и злобными стали люди. Также она не может создать новый драконий камень, потому что лишь использовала его силу, которую вложили в него её братья и сёстры, но может вбирать эти силы в себя, поэтому герои решают собрать все осколки камня и сконцентрировать все силы драконов в Сису. Несмотря на Друунов, недружелюбно настроенных людей и идущую по следам Райи Намаари, героям удаётся добыть по камню из каждой страны, захватывая с собой и по одному товарищу: Мальчика-корабельщика из Хвоста — Буна; Осиротевшую девочку-младенца из Когтя — Нои и последнего выжившего варвара из Хребта — Тонга.

Вместе команда разрабатывает план по заполучению последнего осколка камня, находящегося в Клыке. Сису предлагает Райе вызвать Намаари на сделку: Намаари отдаст осколок камня в обмен на участие в спасении человечества. Они встречаются, однако Намаари, желая очистить Клык от дурной славы уничтожителей камня решает забрать все камни в Клык, восстановить его и тем самым спасти человечество от Друунов. Она наставляет на героев арбалет и между ними встаёт Сису. Сису предлагает Намаари довериться ей, однако Райя не выдерживает и бросается вперёд, чем пугает Намаари, и та выпускает стрелу в Сису, тем самым убивая её. Из мира уходит вся вода, и канал, окружающий страну Клыка, не может защитить её жителей от Друунов. Пока друзья Райи с помощью осколков камня отпугивают друунов и уводят людей в безопасное место, сама она яростно сражается с Намаари, но не убивает и даже не забирает осколок камня. Та решает помочь героям, и в итоге все пятеро оказываются в кольце друунов. Вспомнив слова Сису о том, что только доверие к братьям и сёстрам помогло ей активировать силу камня, Райя сама отдаёт свой осколок Намаари, добровольно отдаётся Друунам и каменеет. Вслед за ней это делают остальные. Шокированная их доверием после всех её предательств, Намаари собирает осколки воедино, оставляет их на разрушенной колонне и окаменевает рядом с Райей. Камень восстанавливается и вызывает дождь, смывающий со всех живых существ Кумандры, в том числе драконов, каменные наслоения. Так как Сису — водный дракон, её братья и сёстры воскрешают её из вод реки.

Вся команда возвращается в свои племена, в том числе и Райя. Она встречает своего ожившего отца и приветствует его в Кумандре. Появляется Сису и благодарит Бенжу, приведя с собой остальные племена в Сердце, вновь объединяя всех вместе.

Актёры озвучивания

  • Келли Мэри Трэн en : Неистовая и добродетельная принцесса-воительница Сердца, которая проходит обучение, чтобы стать Хранительницей Драконьего Камня. Чтобы спасти отца от окаменения и восстановить мир в Кумандре, она отправляется на поиски последнего дракона .
  • Аквафина Сису-Дату : Последний из существующих драконов . Имеет нелепый и несколько неуравновешенный характер, однако при этом является храброй, доброй и мудрой .
  • en — Бун : Харизматичный 10-летний владелец бизнеса из Хвоста, потерявший свою семью в результате нападения Друунов .
  • Джемма Чан — Намаари: Принцесса-воительница Клыка и соперница Райи с детства .
    • en — Намаари в детстве .
  • Дэниел Дэ Ким — вождь Бенджа: Отец Райи и правитель Сердца .
  • Бенедикт Вонг — Тонг: Грозный, высокий и добросердечный воин из Хребта, потерявший в бою с Друунами свою семью и народ .
  • Сандра О — Вирана: Мать Намаари и правитель Клыка .
  • en — малышка Нои: Маленькая мошенница из Когтя, потерявшая свою мать из-за Друунов . Была воспитана Онгами — существами, напоминающими обезьян с усами сома .
  • Люсиль Сунг — Данг Ху: Правитель Когтя .
  • Алан Тьюдик — Тук-Тук: Лучший друг и верный питомец Райи, который представляет собой помесь броненосца и en . Имя «Тук-Тук» является отсылкой к Моторикше , распространённой в Таиланде .

В фильме также приняли участие Дичен Лакмэн в роли генерала Атитайи из Клыка и воина Хребта; en в роли правителя Хвоста ; en озвучивает цветочника Чая; Сон Кан озвучивает Дан Хая, бывшего правителя Когтя; Сьерра Катоу озвучивает торговца Когтя и офицера Клыка; Росс Батлер озвучил правителя Хребта; Франсуа Шо озвучивает Вана; Гордон Ип и Пол Йен озвучивают торговцев Когтя .

Производство

В октябре 2018 года издательство Deadline Hollywood сообщило, что компания Disney разрабатывает анимационный фильм в жанре фэнтези по сценарию Адель Лим, продюсером которого выступит Оснат Шурер , а режиссёрами — Пол Бриггс и Дин Уэллинз. Они ранее были задействованы в других анимационных фильмах Disney, включая « Холодное сердце » (2013), « Зверополис » (2016) и « Моана » (2016) . В августе 2019 году Disney анонсировал фильм во время презентации D23 Expo Walt Disney Animation Studios, утвердив en на роль en и Аквафину на роль Сису-Дату .

В августе 2020 года компания Disney объявила о замене нескольких актёров и членов съёмочной группы. Дон Холл и Карлос Лопес Эстрада заменили Пола Бриггса и Дина Уэллинса в качестве режиссёров, причём Бриггс и Уэллинс были понижены до сорежиссёров . Позднее Рипа также заменил Уэллинса в качестве сорежиссёра, а Уэллинс был указан в титрах как соавтор сценария. Кви Нгуен присоединился к Лиму в качестве соавтора сценария, а Питер Дель Вечо присоединился к Шуреру в качестве продюсера . Келли Мэри Трэн заменила Кэсси Стил, чтобы она соответствовала изменениям в характерах и сюжете; Шурер заявила, что актёр должен воплощать тот же дух, что и персонаж, и что Трэн лучше подходит для этой роли .

По словам Холла, Disney изменил роль, так как изначально Райя задумывалась как «стоическая одиночка», но команда решила придать ей «легкомыслие» и «развязность», схожие с чертами Питера Квилла / Звездного Лорда из фильма « Стражи Галактики » (2014) . Трэн безуспешно пробовалась на роль Райи. Однако в январе 2020 года, когда Трэн заменила Стилл на роли Райи, она предположила, что Disney уже отверг её ранее, но теперь нанимает её на место главной актрисы . Disney нанимал каждого актёра отдельно и заставлял их записывать свои реплики по отдельности, храня секрет от каждого из них, пока они случайно не узнали об участии друг друга в фильме до того, как Disney официально раскрыл его им . Несмотря на влияние пандемии COVID-19 на киноиндустрию, они работали и успешно завершили проект, не выходя из дома . Общий бюджет фильма составил около 100 млн долларов .

Разработка и дизайн

Фильм «Райя и последний дракон» был вдохновлён традиционными культурами Юго-Восточной Азии. Создатели фильма консультировались с экспертами Southeast Asia Story Trust, чтобы обеспечить точное представление культуры в фильме . В процессе производства фильма создатели подчёркивали, что очень важно избегать стереотипного изображения азиатских персонажей . Для проведения исследований они посещали Лаос , Вьетнам , Камбоджу , Таиланд , Сингапур , Малайзию и Индонезию , где вдохновлялись местным чувством принятия, единства и доверия, которые и стали темой фильма. Художники исследовали различные способы выражения отличительных черт и индивидуальности Кумандры, после чего проконсультировались с Фондом и включили культурные элементы в свои проекты . При создании раздробленных территорий Кумандры, команда наделила их уникальными климатическими условиями и характеристиками, отражающими различные верования и культуру их жителей, причём каждая земля и её жители представляют собой мандалу , вращающуюся вокруг Кумандры. Это вдохновлено религиозными и культурными принципами, согласно которым все сосредоточено вокруг общей системы верований или космологии . При создании мира Кумандры дизайнеры сосредоточились на проявлении фантазии через использование непривычных форм, игру с масштабом и цветом, а также размещение объектов в неожиданных местах. Река в форме дракона Кумандры вдохновлена Меконгом , и её динамичные цвета в разных землях используются для иллюстрации местоположения Райи в фильме .

Серьёзная Райя в красно-жёлтом традиционном сабай-топе и зелёных штанах дхоти гуляет с восторженным сине-белым длинным змеевидным драконом Сису
Райя и Сису на концепт-арте к фильму

«В основе нашего фильма лежат два персонажа, их история и их отношения, поэтому я попытался представить их в разные моменты их пути. [Я] нарисовал их как приятелей, которые общаются и делятся секретами, со временем сближаясь и открываясь.»

художник-постановщик персонажей en

Основу фильма составили Райя и Сису, а их противоречивые черты — недоверие и излишняя доверчивость — стали основой юмора фильма. Изначально они разрабатывали персонажей отдельно, рисуя различные образы Райи и Сису. Однако они чувствовали, что в их рисунках есть что-то недостающее и незавершённое, и осознали важность совместной работы над ними, которая помогла бы им лучше понять, как они дополняют друг друга как визуально, так и тематически .

Изначально Райя задумывалась как отличная фехтовальщица, сосредоточенная на своей цели — найти Сису, а Сису — как дракон, попавший в человеческую ловушку и отказавшийся помочь Райе. Однако по ходу работы над фильмом характер Райи был смягчён, а характер Сису был сделан более отзывчивым; сценаристы подошли к Райе как к персонажу, который действует безупречно, а к Сису — как к персонажу, который делает всё наперекосяк . Дизайнеры позаботились о том, чтобы наблюдаемые качества Райи были культурно аутентичными, функциональными для её роли фехтовальщицы и отражали её эмоциональный путь на протяжении всего фильма. Они спроектировали её с женственным носом и сильными, выдающимися скулами. В основе её наряда — традиционный топ сабай и штаны дхоти с отсылками к культуре драконов; накидка с высоким воротником и большая шляпа выполняют роль защитных слоёв, которые, по замыслу создателей, будут сниматься по мере её эмоционального развития в ходе фильма . Они стремились сделать Райю необычайно выразительной и эмоционально разнообразной, акцентируя внимание на её игровой и комедийной сторонах .

Вдохновением для создания Сису послужили наги — мифические существа, которые могут принимать облик змеи или человека и обычно ассоциируются с водой. Дизайнеров вдохновило культурное влияние наги и их мощное присутствие в Юго-Восточной Азии, вызывающее ощущение, что они «на самом деле существуют в невидимом мире, частью которого мы не являемся», и они стремились исследовать эту концепцию в истории, где драконы почитались и аналогичным образом отражали этот эффект . Они рассмотрели множество силуэтов и образов Сису — от неземного и магического до свирепого и скептического, а также проконсультировались с представителями треста, чтобы сохранить её фантастические и уникальные черты, но при этом учесть культурные обычаи и верования. Для создания целостного и узнаваемого образа персонажа специфические элементы дизайна в виде дракона были намеренно сохранены в человеческом облике .

Позы статуй драконов представляют собой попытку дизайнеров передать то же чувство величия, благоговения и трепета, которое драконы вызывают в культуре Юго-Восточной Азии . Ступни драконов излучают разноцветную преломлённую рябь света, что подчёркивает культурную связь с водой . Они спроектировали драконов со светящимися чертами, плавными переходами и текстурами, используя различные элементы дизайна, такие как чешуя и полупрозрачные плавники . Вода является центральным элементом сюжета и используется для иллюстрации эмоционального роста Райи: цветные водоёмы представляют моменты, когда Райя чувствует близость с окружающими её людьми, а контрастные, тёмного цвета — её недоверие и неуверенность . Друуны рассматривались как воплощение безнадёжности и ужаса с динамичной, облачной формой, которую трудно воспринимать как единую непрерывную форму; их концепции включают водную жизнь, кипение воды в обратном направлении, сворачивание «теста в трубочку», чёрные дыры и паразитическое поведение .

Драконы занимают центральное место в дизайне Сердца; они появляются в его священной крепости и дворце и служат культурными символами. На дизайн драконов оказала влияние вода, что нашло отражение в архитектурных конструкциях Сердца округлой формы, образующих рисунок ряби . Дизайнеры стремились сделать водоём Сердца волшебным и священным местом, поскольку он представляет собой важный момент взаимоотношений Райи и её отца, используя элементы цветов, которые распускаются только ночью. На создание цветов Кумандры их вдохновила художественная инсталляция с лампами, которые становились то сильнее, то тусклее в зависимости от местоположения человека. Аналогичным образом они загорались, когда рядом находился Драконий камень, символ надежды, предназначенный для иллюстрации важной темы сюжета .

Хвост был вдохновлён фантастическими плоскогорьями и песчаными водопадами и задумывался как «Дикий Запад» Кумандры . Коготь — это плавучая земля, которая в сюжете выступает в качестве торгового перекрёстка и был вдохновлён культурными плавучими рынками и ночными базарами Юго-Восточной Азии. По замыслу дизайнеров, Коготь представляет собой пирс, состоящий из пяти различных уровней, причём каждый пирс начинается с верхнего уровня, а по мере снижения уровня воды из-за засухи под ним будут сооружаться новые платформы . Дизайн Хребта был разработан под влиянием культурной связи с бамбуком и ориентирован на природные формы и текстуры, состоящие из чёрного бамбукового каркаса и колоссальной крыши в виде бивня шерстистого мамонта с большим каменным фундаментом из окружающей скалистой горы. Снежно-чёрные бамбуки Хребта становятся тёмно-синими с бордовыми оттенками, а светлые цветовые решения создают поразительный визуальный контраст, который значительно усиливает грандиозную атмосферу. Дизайнеры использовали подход «потерянных и найденных краёв», играя с тенями и освещением, чтобы создать ощущение таинственности и драматизма для Хребта .

Эстетика дизайна Клыка отражает её приверженность строгим и жёстким принципам. В основе их дизайна лежит брутализм и сильные, монолитные и жёсткие геометрические формы, усиливающие их жёсткую идентификацию. Дизайнеры стремились растянуть здания Клыка и включить в них повторяющиеся линии крыш, чтобы вызвать зловещее ощущение большого существа, заглядывающего вниз. Во дворце Клыка с высоких потолков зловеще свисают высокие вертикальные баннеры и гигантские золотые скульптуры, напоминающие клыки. Их прямоугольные формы с острыми краями и холодные, стерильные на ощупь конструкции призваны контрастировать с цветочными мотивами и круглыми, органическими формами, присущими Сердцу .

Намаари была близкой подругой Райи в детстве, однако затем стала выступать в качестве одного из главных антагонистов и её соперницы после предательства Райи ради Драконьего камня. Чтобы передать силу и мощь Намаари, дизайнеры сосредоточились на её мимике и физических данных, таких как агрессивный характер и свирепый взгляд. Для выражения жёсткого характера Намаари была одета в строгую одежду с преобладанием белоснежной цветовой палитры, отражающей геометрические формы силуэта и узора Клыка . Одежда юной Намаари была призвана контрастировать с одеждой юной Райи: строгие белые и золотые элементы символизируют суровый образ жизни Клыка, в отличие от мягких и голубых драпировок Райи, создающих ощущение безмятежности .

Анимация и съёмки

Сису-Дату с драконьим камнем.

Келси Хёрли, Габриэла Эрнандес и Швета Вишванатан руководили группой технических руководителей, состоящей из женщин, которые контролировали поступление средств анимации и других технических ресурсов . Около 800 художников работали над фильмом сразу в нескольких отделах, используя различные программные приложения, такие как Autodesk Maya , Houdini и Nuke .

В фильме была частично использована традиционные анимация , что позволило создать уникальный стиль, отличающийся теплотой, несовершенством и самобытностью, что выгодно отличает его от традиционной CG-анимации. Этот подход включает в себя приплюснутый взгляд, напоминающий теневых марионеток , используемых в китайских сказках, что придаёт фильму человеческое качество и эффекты эмоционального резонанса . Для создания разнообразного окружения Кумандры команда аниматоров использовала сложное освещение и атмосферный дизайн . Они искусно драпировали одежду персонажей, ловко складывая длинные панели ткани, сводя к минимуму использование швов для поддержания структуры. Такой отход от традиционного стандартного подхода к построению трубопроводов на основе шаблонов сделал процесс чрезвычайно сложным . Чтобы справиться с задачей подбора и хореографического сопровождения широкого круга разноплановых персонажей, команда усовершенствовала свою систему работы с массовкой для эффективного управления растущим разнообразием в фильме. Они тщательно изучили и модифицировали свои рабочие процессы и конвейеры для поддержки этого подхода, адаптировав свои инструменты и процессы для решения сложных задач. Эти изменения были достигнуты с помощью художественно-режиссёрского, симуляционного и процедурного подходов с использованием системы Skeleton Library компании Disney на базе Houdini .

Для изображения различных племён, проживающих на разных землях, был использован инновационный модульный подход, предполагающий стратегическое повторное использование элементов и новые приёмы внесения разнообразия. Для проверки активов и обеспечения их эффективного использования в дальнейшем была внедрена система отслеживания. Совместные усилия и усовершенствованный документооборот между отделами позволили команде творчески и эффективно создавать массовые объекты массового потребления . Для обработки сложных кадров были использованы различные методы анимации, включая анизотропные расстояния при en и en моделировании, а также процедурные слои анимации рыбы / дракона и инварианты интеграла расстояния для обнаружения контакта с лапами дракона. К таким кадрам относятся ползающие друг по другу жуки и сложная хореография рыб и драконов .

Создание Сису в компьютерной анимации (CGI) было непростой задачей: её уникальная, потусторонняя форма была исключительно сложной для скелетной анимации , а её плавные очертания необходимо было сделать как двуногими, так и четвероногими . Исключительно сложные и замысловатые элементы, активы, модели и персонажи Когтя, а также необходимость их перемещения по воде делают эту среду наиболее сложной для производства . Рендеринг Хвоста в CGI оказался сложной задачей из-за того, что камера должна была располагаться очень близко для съёмки пустынного дна. Дополнительные сложности возникали при ручном моделировании трещин, разбросанных по сцене камней и элементов растительности .

Операторская работа была направлена на то, чтобы подчеркнуть характер Райи и её недоверие к окружающему миру. Для иллюстрации доверия и недоверия были использованы контрасты различных стилей съёмки и освещения, которые применялись последовательно, от кадра к кадру в зависимости от сюжетной линии. Например, недоверчивая Райя была снята с помощью широкоугольного объектива, глубокого фокуса и узкой цветовой палитры, а доверчивая Сису — с помощью длиннофокусного объектива, мелкого фокуса и более широкой цветовой палитры . Чтобы подчеркнуть резкий переход от сцены, когда Райя бросается в голубые воды реки в Сердце, к сцене, происходящей шесть лет спустя в суровой пустыне Хвоста, кинематографисты использовали приёмы искажения света. Эти приёмы позволили создать эффект миража — мерцающей иллюзии, характерной для жаркой среды, чтобы тем самым подчеркнуть резкую смену освещения, цвета, климата и воды в фильме .

Музыка

Джеймс Ньютон Ховард сочинил музыкальную партитуру для фильма . Джене Айко написала и исполнила песню «Lead the Way», которая звучит в конце титров. Партитура была выпущена 26 февраля 2021 года . В марте 2021 года филиппинская певица en была назначена исполнителем песни «Gabay», первой в истории компании Disney песни на филиппинском языке . Эта композиция, а также филиппинская версия песни «Lead the Way», были выпущены в качестве части саундтрека к филиппинскому дубляжу фильма. Алли Бенедикто, руководитель отдела маркетинга студии Disney Philippines, заявила, что эта песня «демонстрирует их стремление сотрудничать с местными творческими талантами» .

Маркетинг и выпуск

26 января 2021 года компания Disney опубликовала трейлеры к мультфильму, после которых зрители выразили обеспокоенность по поводу ограниченного представления Юго-Восточной Азии в основном восточноазиатском актёрском составе фильма и выступили за более точное и разнообразное представление культуры . Для продвижения фильма компания Disney сотрудничала с различными брендами, от игрушек до товаров, такими как McDonald’s , LG и Procter & Gamble . Кроме того, компания сотрудничала с такими брендами Юго-Восточной Азии, как en и en , чтобы отдать дань уважения культуре Юго-Восточной Азии, которая послужила источником вдохновения для фильма, а также поддерживала и продвигала в своих рекламных кампаниях многих местных начинающих рекламодателей. При выборе рекламных партнёров учитывалась целевая аудитория фильма и растущее число людей, возвращающихся в кинотеатры, несмотря на пандемию COVID-19 .

107-минутный фильм «Райя и последний дракон» был первоначально запланирован на 25 ноября 2020 года , но затем был перенесён на 12 марта 2021 года, после чего также был сдвинут на неделю. По имеющимся данным, эти изменения были вызваны пандемией COVID-19. В итоге перенос позволил одновременно выпустить фильм в кинотеатрах и на платформе en , на которой его можно было приобрести до 4 июня 2021 года , после чего он стал бесплатным для всех подписчиков . В кинотеатрах фильм сопровождался короткометражным фильмом « Снова мы » (2021) . В России мультфильм был выпущен в прокат 4 марта 2021 года .

Walt Disney Studios Home Entertainment выпустила фильм «Райя и последний дракон» для скачивания в цифровом формате 2 апреля и на Ultra HD Blu-ray , Blu-ray и DVD 18 мая 2021 года . Цифровой релиз также включал короткометражный фильм «Снова мы» . Бонусные функции, прилагаемые к Blu-ray выпуску включали в себя «Знакомство с „Снова мы“», взгляд за кулисы короткометражного фильма «Снова мы»; «Taste of Raya» — виртуальный обед в Юго-Восточной Азии; «Raya: Bringing It Home» — взгляд изнутри на то, как аниматоры работали в домашних условиях; «Martial Artists» — урок по видам боевых искусств и оружию, использованному в фильме; «We are Kumandra» — культурное влияние фильма от Southeast Asia Story Trust; вырезки из фильма, факты и пасхальные яйца , а также опыт Рипы в работе над раскадровкой и удалёнными сценами .

Восприятие

Кассовые сборы

Фильм «Райя и последний дракон» собрал 54,7 млн долларов в США и Канаде и 75,7 млн долларов на других территориях, общие мировые сборы составили более 130,4 млн долларов .

В первый день премьеры в США и Канаде фильм «Райя и последний дракон» собрал 2,5 млн долларов и достиг 8,5 млн долларов в 2045 кинотеатрах, возглавив прокат . Сети кинотеатров en и en в США, а также en в Канаде, отказавшись от прокатных условий Disney изначально не поставили фильм в прокат , в результате чего фильм не смог сравниться по сборам на старте недели с такими семейными фильмами, как « Семейка Крудс: Новоселье » (2020) и « Том и Джерри » (2021) . Однако в последующие недели показатели фильма улучшились, в результате чего он сравнился с кассовыми сборами фильма «Том и Джерри» и в конечном итоге превысил их. Фильм собрал 5,5 млн долларов во второй уик-энд и 5,2 млн долларов в третий, оставшись на вершине кассовых сборов .

В мировом прокате фильм «Райя и последний дракон» дебютировал на 32 рынках и собрал 26,2 млн долларов в премьерный уик-энд ; лидерами стали Китай ($ 8,6 млн) и Россия ($ 2,8 млн) . Фильм заработал 11,5 млн долларов во второй уик-энд и 8 млн долларов с 29 рынков в третий .

Реакция критиков

На сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 93 % на основе 303 отзывов критиков со средней оценкой 7,7/10. Общее мнение сайта гласит: «Ещё одна великолепно анимированная и умело озвученная картина в каноне Disney „Райя и последний дракон“ продолжает расширять представительство студии и подтверждает, что её классическая формула так же надёжна, как и прежде» . На сайте рецензий Metacritic фильм получил 74 балла из 100 на основании 48 критических оценок, что означает «в целом положительные отзывы» . Зрители, опрошенные en , поставили фильму среднюю оценку «A» по шкале от «A+» до «F». По данным en , 92 % зрителей дали фильму положительную оценку, а 78 % заявили, что рекомендовали бы его к просмотру .

Критики, в том числе Ширли Ли из The Atlantic и Брэндон Кац из Observer , высоко оценили образность и тематику фильма . Аллен Джонсон из San Francisco Chronicle , в частности, отметил, что фильм умело балансирует между эмоциями, юмором и социальной политикой на фоне потрясающей визуальной красоты и захватывающей сюжетной линии . IndieWire также отмечает насыщенность сюжета и эмоциональную глубину, дополненную юмором и душевными моментами. Rolling Stone и RogerEbert.com ?! высоко оценили мастерское сочетание образов и культурных мифологий, создающее по их словам визуально ошеломляющее и эмоционально захватывающее повествование, напоминающее классические диснеевские анимационные репертуары . Также, Vanity Fair и Vulture отметили, что фильм мастерски передаёт эмоциональную глубину и тематику сюжета с помощью потрясающей анимации и убедительных персонажей . Кроме того, похвалы удостоился актёрский состав и разнообразие персонажей .

Однако сюжет и ограниченное представление Юго-Восточной Азии подверглись критике . Ли раскритиковала отсутствие у Райи глубины, описав её поведение как туриста, а не как подлинного представителя изображаемых культур. Она отметила, что в отличие от других успешных фантастических фильмов, таких как « Моана » (2016) или « Чёрная пантера » (2018), где культурная специфика является неотъемлемой частью путешествия героя, Райе не удаётся органично вписать свой мир в повествование . В газете The New York Times Беатрис Лоайза выразила мнение, что фильм и главная героиня не соответствуют привычной формуле диснеевской принцессы, поставив под сомнение её культурную репрезентативность и корпоративную стратегию . В рецензиях The Irish Times и Vox , соответственно, отмечались громоздкий центральный замысел и нечёткое и нечувствительное представление культуры .

Зрительская аудитория

За первые три дня на неделе с 1 марта фильм посмотрели 355 млн минут, после чего он занял четвёртое место за неделю среди фильмов . Фильм был выпущен на стриминговом сервисе Disney+ без дополнительной оплаты 4 июня 2021 года по всему миру и стал вторым по количеству просмотров после сериала « Люцифер » (2016—2021) от Netflix . В период с 31 мая по 6 июня его просмотрели около 1,1 млрд минут, что является значительным показателем для фильма и любой потоковой передачи, которая ранее составляла 115 млн минут просмотров в неделю, когда фильм был доступен только в качестве премиум-версии за 30 долларов .

Согласно официальному списку самых просматриваемых фильмов 2021 года, опубликованному 21 января 2022 года компаниями Deadline Hollywood и Nielsen Holdings , фильм занял 3-е место среди самых просматриваемых фильмов 2021 года с 8,34 млрд минут просмотра, уступив фильмам « Лука » (2021) и « Моана » (2016) с 10,5 млрд и 8,9 млрд минутами просмотра соответственно . В январе 2022 года технологическая компания Akamai сообщила, что фильм занял 9-е место по количеству пиратских копий в 2021 году .

Награды

Награды и номинации, полученные фильмом «Райя и последний дракон»
Награда Дата церемонии вручения Категория Получатель(-и) Результат Прим.
« Оскар »
27 марта 2022
« Лучший анимационный полнометражный фильм » Дон Холл , Карлос Лопес Эстрада , Оснат Шурер и Питер Дель Вечо Номинация
en
25 января 2022
«Лучший анимационный фильм» «Райя и последний дракон» Номинация
«Лучшая анимационная женская роль» Келли Мэри Трэн Номинация
Аквафина Номинация
« Эдди »
en
« en » Фабьен Роули и Шеннон Стэйн Номинация
« Энни »
en
« Лучший анимационный полнометражный фильм » «Райя и последний дракон» Номинация
« en » Алекс Моавени, Дмитрий Берберов, Брюс Райт, Скотт Таунсенд и Дейл Майеда Номинация
« en » Дженнифер Хейгер Номинация
« en » Эми Томпсон Номинация
« Лучшая музыка в анимационном полнометражном фильме » Джеймс Ньютон Ховард и Джене Айко Номинация
« en » Пол Феликс, Минцзюэ Хелен Чен и Кори Лофтис Номинация
en Луис Логам Номинация
« Лучшая озвучка в анимационном полнометражном фильме » Келли Мэри Трэн Номинация
« Лучший сценарий в анимационном полнометражном фильме » en и en Номинация
« en » Фабьен Роули, Шеннон Стэйн, Тодд Фулкерсон, Рик Хэммел и Брайан Миллман Номинация
Премия Гильдии художников-постановщиков США
en
« en » Пол Феликс, Минцзюэ Хелен Чен и Кори Лофтис Номинация
en
en
«Выдающиеся достижения в области кастинга-анимации» Джейми Спарер Робертс и Грейс К. Ким Номинация
en
12 июля 2021
«Кинотеатральный фильм» Джеймс Ньютон Ховард Победа
en
en
« en » Пол Макграт, Дэвид Э. Флюр, Габриэль Гай, Алан Мейерсон, Док Кейн и Скотт Кёртис Номинация
« Выбор критиков »
13 марта 2022
« Лучший анимационный полнометражный фильм » «Райя и последний дракон» Номинация
en
en
« en » «Райя и последний дракон» Номинация
en
14 января 2022
«Лучший анимационный фильм» «Райя и последний дракон» Номинация
« Золотой глобус »
9 января 2022
« Лучший анимационный полнометражный фильм » «Райя и последний дракон» Номинация
Golden Reel Awards
en
« en » Шеннон Миллс, Брэд Семенофф, Ниа Хансен, Самсон Неслунд, Дэвид К. Хьюз, Камерон Баркер, Крис Фрейзер, Стив Орландо, Джон Рош, Шелли Роден, Джим Вайдман и Дэвид Олсон Победа
« Золотой трейлер »
22 июля 2021
«Лучший анимационный трейлер-байт для художественного фильма» «Dragon Magic Social» (Создание рекламы в Лондоне ) Номинация
«TrailerBytes» (Outpost Media) Номинация
en
1 июля 2021
«Лучшая картина в премии „Середина сезона“» «Райя и последний дракон» Номинация
en
«Лучший анимационный фильм» Номинация
en
en
«Лучший анимационный фильм» «Райя и последний дракон» Номинация
en
17 февраля 2022
« en » Джеймс Ньютон Ховард Победа
« en » Победа
NAACP Image Awards
en
«Выдающийся анимационный фильм» «Райя и последний дракон» Номинация
«Выдающееся исполнение голоса персонажа в кинофильме» Аквафина Номинация
Nickelodeon Kids' Choice Awards
en
«Любимый голос из анимационного фильма» Аквафина Номинация
en
en
« en » «Райя и последний дракон» Номинация
People's Choice Awards
en
«Семейный фильм 2021 года» «Райя и последний дракон» Номинация
Премия Гильдии продюсеров США
en
« Лучший анимационный фильм » Оснат Шурер и Питер Дель Вечо Номинация
en
1 марта 2022
«Топ-28 самых кассовых полнометражных фильмов 2021 года» «Райя и последний дракон» Победа
en
en
« en » «Райя и последний дракон» Номинация
en
en
« en » «Райя и последний дракон» Номинация
Общество специалистов по визуальным эффектам
en
« en » Кайл Одерматт, Оснат Шурер , Келси Хёрли и Пол Феликс Номинация
« en » Брайан Менц, Пунн Виантракун, Эрик Хансен и Вики Юцу Лин за Тук-Тука Номинация
« en » Минцзюэ Хелен Чен, Чайвон Ким, Вирджилио Джон Акино и Диана Джианг ЛеВанги (за Коготь) Номинация
« en » Роб Дрессел, Адольф Лусинский и Пол Феликс Номинация
«Выдающиеся эффекты моделирования в анимационном фильме» Ле Джойс Тонг, Хенрик Фельт, Раттанин Сиринаруемарн и Джейкоб Райс Победа
en
en
«Лучший анимационный фильм» «Райя и последний дракон» Номинация
«Лучшее голосовое исполнение» Аквафина Победа
Келли Мэри Трэн Номинация

Наследие

Как и другие герои Walt Disney Animation Studios , персонажи фильма «Райя и последний дракон» появились в короткометражном фильме « Однажды в студии » (2023) в качестве камео .

Комментарии

  1. Позднее компания Cinemark заключила соглашение с Disney и начала прокат фильма на десятой неделе его проката.
  2. Приводится в следующих ссылках:
  3. Приводится в следующих ссылках:
  4. Также за фильм « Губка Боб в бегах » (2020).
  5. Эта премия не имеет одного победителя, а присуждается сразу нескольким фильмам.

Примечания

  1. . British Board of Film Classification . Дата обращения: 17 апреля 2022. 8 мая 2021 года.
  2. (англ.) — 1990.
  3. . Дата обращения: 17 января 2021. 15 февраля 2021 года.
  4. (24 января 2022). Дата обращения: 22 сентября 2022. 23 сентября 2022 года.
  5. Saad, Nardine . Los Angeles Times (27 августа 2021). Дата обращения: 8 июня 2020. 28 августа 2020 года.
  6. Loayza, Beatrice . The New York Times (4 марта 2021). Дата обращения: 8 июня 2021. 6 марта 2021 года.
  7. Alexander, Bryan . USA Today (2 марта 2021). Дата обращения: 8 июня 2021. 18 марта 2021 года.
  8. Clark, Nicole . IGN (1 марта 2021). Дата обращения: 8 июня 2021. 6 марта 2021 года.
  9. Yang, Rachel (January 8, 2021). . Entertainment Weekly . из оригинала 10 апреля 2021 . Дата обращения: 8 июня 2021 .
  10. Wasserman, Ben . Comic Book Resources (23 февраля 2021). Дата обращения: 8 июня 2021. 3 марта 2021 года.
  11. O'Sullivan, Michael (2021-03-02). . The Washington Post . из оригинала 8 июня 2021 . Дата обращения: 8 июня 2021 .
  12. Nash, Anthony (амер. англ.) . Yahoo Entertainment (29 января 2023). Дата обращения: 20 октября 2023.
  13. Yang, Rachel (January 26, 2021). . Entertainment Weekly . из оригинала 10 апреля 2021 . Дата обращения: 26 января 2021 .
  14. Renfro, Kim . Yahoo! News (5 марта 2021). Дата обращения: 8 июня 2021. 10 марта 2021 года.
  15. (амер. англ.) . Disney D23 (5 марта 2021). Дата обращения: 14 октября 2023. 15 октября 2023 года.
  16. Ashton, Will (2021-03-05). . CinemaBlend . из оригинала 10 марта 2021 . Дата обращения: 8 июня 2021 .
  17. Boone, John . Entertainment Tonight (3 марта 2021). Дата обращения: 6 апреля 2022. 22 апреля 2021 года.
  18. Kim, Michelle (2021-03-08). . . из оригинала 29 апреля 2021 .
  19. . The Walt Disney Company (28 февраля 2021). Дата обращения: 21 февраля 2021. 5 июня 2021 года.
  20. Wiseman, Andreas . Deadline Hollywood (9 октября 2018). Дата обращения: 23 декабря 2019. 11 апреля 2021 года.
  21. Scott, Ryan . (24 августа 2019). Дата обращения: 6 июля 2021. 25 августа 2019 года.
  22. Sun, Rebecca . The Hollywood Reporter (3 марта 2021). Дата обращения: 8 июня 2021. 5 мая 2021 года.
  23. Thomas, Millicent . GamesRadar+ (28 августа 2020). Дата обращения: 6 июля 2021. 25 сентября 2020 года.
  24. Yang, Rachel (August 27, 2020). . Entertainment Weekly . из оригинала 5 марта 2021 . Дата обращения: 27 августа 2020 .
  25. Burt, Kayti . Den of Geek (2 марта 2021). Дата обращения: 6 июля 2021. 3 марта 2021 года.
  26. Rubin, Rebecca . Variety (27 августа 2020). Дата обращения: 8 июня 2021. 6 марта 2021 года.
  27. Libbey, Dirk . CinemaBlend (26 января 2021). Дата обращения: 6 февраля 2021. 6 февраля 2021 года.
  28. Sun, Rebecca (2021-03-03). . The Hollywood Reporter . из оригинала 20 апреля 2021 . Дата обращения: 5 марта 2021 .
  29. Robinson, Joanna (2021-03-03). . Vanity Fair . из оригинала 21 марта 2021 .
  30. Yang, Rachel (March 5, 2021). . Entertainment Weekly . из оригинала 6 марта 2021 . Дата обращения: 16 июня 2021 .
  31. Tuttle, Brittani . Attractions Magazine (5 марта 2021). Дата обращения: 2 июля 2021. 6 марта 2021 года.
  32. Lang, Brent . Variety (7 марта 2021). Дата обращения: 20 октября 2023. 7 марта 2021 года.
  33. .
  34. Dry, Jude . IndieWire (22 октября 2021). Дата обращения: 13 октября 2023. 13 октября 2023 года.
  35. . The Walt Disney Company . 2021-03-05. из оригинала 30 марта 2021 . Дата обращения: 19 июня 2021 .
  36. . Animation World Network (3 марта 2021). Дата обращения: 12 октября 2023. 10 мая 2023 года.
  37. Rajendran, Gopinath . (9 марта 2021). Дата обращения: 2 июля 2021. 9 марта 2021 года.
  38. Idelson, Karen . Variety (17 марта 2022). Дата обращения: 13 октября 2023. 13 июля 2022 года.
  39. Bryant, Marc. The Atmosphere of Raya and the Last Dragon // ACM SIGGRAPH 2021 Talks / Marc Bryant, Ryan DeYoung, Wei-Feng Wayne Huang … [ и др. ] . — New York, NY, USA : Association for Computing Machinery, August 6, 2021. — P. 1–2. — ISBN 978-1-4503-8373-8 . — doi : .
  40. Kaur, Avneet. Wrapped Clothing on Disney's Raya and the Last Dragon // ACM SIGGRAPH 2021 Talks / Avneet Kaur, Johann Francois Coetzee. — New York, NY, USA : Association for Computing Machinery, August 6, 2021. — P. 1–2. — ISBN 978-1-4503-8373-8 . — doi : .
  41. Luceno Ros, Alberto. Populating the World of Kumandra: Animation at Scale for Disney's "Raya and the Last Dragon" // ACM SIGGRAPH 2021 Talks / Alberto Luceno Ros, Kristin Chow, Jack Geckler … [ и др. ] . — New York, NY, USA : Association for Computing Machinery, August 6, 2021. — P. 1–2. — ISBN 978-1-4503-8373-8 . — doi : .
  42. Kaur, Avneet. Creating Diversity and Variety in the People of Kumandra for Disney's Raya and the Last Dragon // ACM SIGGRAPH 2021 Talks / Avneet Kaur, Erik Eulen, Johann Francois Coetzee. — New York, NY, USA : Association for Computing Machinery, August 6, 2021. — P. 1–2. — ISBN 978-1-4503-8373-8 . — doi : .
  43. Nghiem, Nicolas. Mathematical Tricks for scalable and appealing crowds in Walt Disney Animation Studios' "Raya and the Last Dragon" // ACM SIGGRAPH 2021 Talks. — New York, NY, USA : Association for Computing Machinery, August 6, 2021. — P. 1–2. — ISBN 978-1-4503-8373-8 . — doi : .
  44. Grobar, Matt . Deadline Hollywood (26 февраля 2021). Дата обращения: 10 июня 2021. 5 марта 2021 года.
  45. Mamo, Heran (February 19, 2021). . Billboard . из оригинала 8 июня 2021 . Дата обращения: 21 июня 2021 .
  46. Gwee, Karen (2021-03-02). . NME . из оригинала 11 апреля 2021 . Дата обращения: 10 июня 2021 .
  47. . Rappler (2 марта 2021). Дата обращения: 10 июня 2021. 11 апреля 2021 года.
  48. Moniuszko, Sara M. . USA Today (27 января 2021). Дата обращения: 12 октября 2023. 27 ноября 2022 года.
  49. . NBC News (26 января 2021). Дата обращения: 13 октября 2023. 1 апреля 2021 года.
  50. (англ.) . Fatherly (3 марта 2021). Дата обращения: 12 октября 2023. 31 марта 2023 года.
  51. D'Alessandro, Anthony (амер. англ.) . Deadline (5 марта 2021). Дата обращения: 12 октября 2023. 22 декабря 2022 года.
  52. . British Board of Film Classification . Дата обращения: 17 апреля 2022. 8 мая 2021 года.
  53. Shepherd, Jack . GamesRadar+ (26 января 2021). Дата обращения: 7 июля 2021. 4 февраля 2021 года.
  54. Fuster, Jeremy (2020-04-13). . TheWrap . из оригинала 8 марта 2021 . Дата обращения: 13 апреля 2020 .
  55. Alexander, Julia (2020-12-10). . The Verge . из оригинала 6 июля 2021 . Дата обращения: 6 июля 2021 .
  56. Pateman, Daniel (26 мая 2021). Дата обращения: 1 июля 2021. 14 июня 2021 года.
  57. Rosen, Christopher . (4 июня 2021). Дата обращения: 20 июня 2021. 4 июня 2021 года.
  58. Ramos, Dino-Ray . Deadline Hollywood (15 февраля 2021). Дата обращения: 10 июня 2021. 2 марта 2021 года.
  59. . Газета.Ru (8 марта 2021). Дата обращения: 31 октября 2023.
  60. Lane, Carly . Collider (15 марта 2021). Дата обращения: 10 июня 2021. 23 марта 2021 года.
  61. . Animation World Network (2 апреля 2021). Дата обращения: 8 июля 2021. 2 апреля 2021 года.
  62. Evangelista, Chris . /Film (28 мая 2021). Дата обращения: 8 июля 2021. 13 июня 2021 года.
  63. Emberwing, Amelia . GamesRadar+ (2 апреля 2021). Дата обращения: 8 июля 2021. 5 апреля 2021 года.
  64. . Box Office Mojo . IMDb . Дата обращения: 8 января 2022. 2 июля 2021 года.
  65. . The Numbers . Nash Information Services, LLC. Дата обращения: 10 октября 2021. 22 марта 2021 года.
  66. D'Alessandro, Anthony (2021-03-07). . Deadline Hollywood . из оригинала 15 апреля 2021 . Дата обращения: 7 марта 2021 .
  67. Brueggemann, Tom . IndieWire (3 марта 2021). Дата обращения: 7 июля 2021. 4 марта 2021 года.
  68. Watson, R.T. . The Wall Street Journal (7 марта 2021). Дата обращения: 7 июля 2021. 22 апреля 2021 года.
  69. D'Alessandro, Anthony (2021-03-14). . Deadline Hollywood . из оригинала 11 апреля 2021 . Дата обращения: 14 марта 2021 .
  70. D'Alessandro, Anthony (2021-03-21). . Deadline Hollywood . из оригинала 13 апреля 2021 . Дата обращения: 21 марта 2021 .
  71. McClintock, Pamela . The Hollywood Reporter (7 марта 2021). Дата обращения: 20 октября 2023. 25 октября 2021 года.
  72. . Reuters (21 марта 2021). Дата обращения: 20 октября 2023. 16 мая 2021 года.
  73. Raya and the Last Dragon . Rotten Tomatoes . Fandango Media . Дата обращения: . 24 апреля 2021 года.
  74. Li, Shirley (англ.) . The Atlantic (6 марта 2021). Дата обращения: 21 октября 2023. 7 марта 2021 года.
  75. Katz, Brandon (амер. англ.) . Observer (1 марта 2021). Дата обращения: 21 октября 2023. 1 июня 2023 года.
  76. Johnson, G. Allen (амер. англ.) . San Francisco Chronicle (1 марта 2021). Дата обращения: 20 октября 2023. 30 июня 2023 года.
  77. Duralde, Alonso (амер. англ.) . TheWrap (1 марта 2021). Дата обращения: 20 октября 2023. 4 апреля 2023 года.
  78. Rubins, Dan (амер. англ.) . Slant Magazine (1 марта 2021). Дата обращения: 21 октября 2023. 24 января 2023 года.
  79. Truitt, Brian (амер. англ.) . USA TODAY . Дата обращения: 21 октября 2023. 5 июня 2023 года.
  80. Fear, David (March 4, 2021). . Rolling Stone (англ.) . из оригинала 12 февраля 2023 . Дата обращения: 21 октября 2023 .
  81. Tallerico, Brian . RogerEbert.com . Дата обращения: 21 октября 2023. 19 апреля 2021 года.
  82. . Vanity Fair (англ.) . March 1, 2021. из оригинала 30 марта 2023 . Дата обращения: 21 октября 2023 .
  83. Willmore, Alison (англ.) . Vulture (4 марта 2021). Дата обращения: 21 октября 2023. 15 августа 2021 года.
  84. (амер. англ.) . Observer (1 марта 2021). Дата обращения: 20 октября 2023. 1 июня 2023 года.
  85. (амер. англ.) . Los Angeles Times (1 марта 2021). Дата обращения: 20 октября 2023. 26 апреля 2021 года.
  86. Li, Shirley (2021-03-06). . The Atlantic . из оригинала 7 марта 2021 . Дата обращения: 7 марта 2021 .
  87. Debruge, Peter (амер. англ.) . Variety (1 марта 2021). Дата обращения: 14 октября 2023. 14 октября 2023 года.
  88. Brady, Tara (2021-03-05). . The Irish Times (англ.) . из оригинала 3 июля 2022 . Дата обращения: 14 октября 2023 .
  89. Romano, Aja (англ.) . Vox (5 марта 2021). Дата обращения: 14 октября 2023. 29 июня 2021 года.
  90. Welk, Brian . TheWrap (1 июля 2021). Дата обращения: 2 июля 2021. 1 июля 2021 года.
  91. Hayes, Dade . Deadline Hollywood (1 июля 2021). Дата обращения: 2 июля 2021. 2 июля 2021 года.
  92. Hayes, Dade . Deadline Hollywood (21 января 2022). Дата обращения: 23 января 2022. 22 января 2022 года.
  93. Ortiz, Andi . TheWrap (26 января 2022). Дата обращения: 2 февраля 2022. 2 февраля 2022 года.
  94. Nordyke, Kimberly . The Hollywood Reporter (27 марта 2022). Дата обращения: 9 октября 2023. 28 марта 2022 года.
  95. Urban, Sasha . Variety (25 января 2022). Дата обращения: 25 января 2022. 25 января 2022 года.
  96. Giardina, Carolyn . The Hollywood Reporter (27 января 2022). Дата обращения: 11 октября 2023. 27 января 2022 года.
  97. Tangcay, Jazz . Variety (5 марта 2022). Дата обращения: 11 октября 2023. 6 марта 2022 года.
  98. Giardina, Carolyn . The Hollywood Reporter (12 марта 2022). Дата обращения: 25 октября 2023. 13 марта 2022 года.
  99. Tangcay, Jazz . Variety (24 января 2022). Дата обращения: 7 февраля 2022. 25 января 2022 года.
  100. Giardina, Carolyn . The Hollywood Reporter (5 марта 2022). Дата обращения: 11 октября 2023. 6 марта 2022 года.
  101. Coates, Tyler . The Hollywood Reporter (23 марта 2022). Дата обращения: 11 октября 2023. 24 марта 2022 года.
  102. . Broadcast Music, Inc. . Дата обращения: 8 февраля 2022. 3 апреля 2022 года.
  103. Giardina, Carolyn . The Hollywood Reporter (25 января 2022). Дата обращения: 11 октября 2023. 26 января 2022 года.
  104. Hipes, Patrick (2022-03-19). . Deadline Hollywood . из оригинала 20 марта 2022 . Дата обращения: 11 октября 2023 .
  105. Jackson, Angelique; Shanfeld, Ethan . Variety (13 марта 2022). Дата обращения: 14 марта 2022. 14 марта 2022 года.
  106. Dietz, Jason . Metacritic (21 октября 2021). Дата обращения: 9 октября 2023. Архивировано из 1 мая 2022 года.
  107. Feinberg, Scott; Gajewski, Ryan . The Hollywood Reporter (9 января 2022). Дата обращения: 9 октября 2023. 14 апреля 2022 года.
  108. Giardina, Carolyn . The Hollywood Reporter (13 марта 2022). Дата обращения: 11 октября 2023. 14 марта 2022 года.
  109. Crist, Allison; Perez, Lexy . The Hollywood Reporter (22 июля 2021). Дата обращения: 9 октября 2023. 13 августа 2021 года.
  110. Menzel, Scott . (1 июля 2021). Дата обращения: 9 октября 2023. 7 июля 2021 года.
  111. Vonder Haar, Peter (2022-01-04). . Houston Press . из оригинала 4 января 2022 . Дата обращения: 9 октября 2023 .
  112. Vonder Haar, Peter (2022-01-20). . Houston Press . из оригинала 21 января 2022 . Дата обращения: 9 октября 2023 .
  113. . (3 февраля 2022). Дата обращения: 8 февраля 2022. 5 февраля 2022 года.
  114. Lewis, Hilary (2022-02-25). . The Hollywood Reporter . из оригинала 26 февраля 2022 . Дата обращения: 11 октября 2023 .
  115. Gajewski, Ryan . The Hollywood Reporter (9 апреля 2022). Дата обращения: 11 октября 2023. 27 апреля 2022 года.
  116. Coates, Tyler . The Hollywood Reporter (7 декабря 2021). Дата обращения: 8 октября 2023. 27 апреля 2022 года.
  117. Donnelly, Matt . Variety (19 марта 2022). Дата обращения: 11 октября 2023. 20 марта 2022 года.
  118. Hipes, Patrick . Deadline Hollywood (1 марта 2022). Дата обращения: 11 октября 2023. 9 марта 2022 года.
  119. Hipes, Patrick . Deadline Hollywood (18 января 2022). Дата обращения: 9 октября 2023. 18 января 2022 года.
  120. Pedersen, Erik . Deadline Hollywood (8 марта 2022). Дата обращения: 9 октября 2023. 9 марта 2022 года.
  121. . (6 декабря 2021). Дата обращения: 11 октября 2023. 6 декабря 2021 года.
  122. Reif, Alex (амер. англ.) . LaughingPlace.com (17 октября 2023). Дата обращения: 5 января 2024.

Литература

Ссылки

  • (англ.) — официальный сайт Райя и последний дракон
  • . Мир фантастики и фэнтези (16 марта 2021). Дата обращения: 27 июля 2022.
  • . Мир фантастики и фэнтези (2 марта 2021). Дата обращения: 27 июля 2022.
Источник —

Same as Райя и последний дракон