«Синий суп»
— российская арт-группа, работающая в жанре
видеоарта
, лауреат государственной премии «
Инновация-2007
» за работу «Озеро»
. Была основана в феврале 1996 года Алексеем Добровым (род. 1975), Даниилом Лебедевым (род. 1974) и Валерием Патконеном (род. 1972, покинул группу в 2010). В 2002 году
к ним присоединился Александр Лобанов (род. 1975). Живут и работают в Москве
.
На протяжении всех лет группа последовательно работает в жанре
компьютерной анимации
, к концу 2000-х критики позиционировали «Синий суп» как одного из лидеров российского видеоарта
.
Содержание
Биография
С самого начала образования группа сотрудничала с клубом «Сине Фантом», в программах которого демонстрировались подборки анимационных произведений «Синего супа».
С 10 по 12 апреля 1999 года участники коллектива Алексей Добров и Даниил Лебедев вместе с
Кириллом Ассом
, Ксенией Вытулевой и Оксаной Саркисян провели художественную акцию «ХВ 1999» — задрапировали красным полотном с золотистыми буквами «ХВ» выпуклую крышу
Московского планетария
. Работа была согласована с
московским патриархатом
и посвящена сближению
Пасхи
(пришлась в тот год на 11 апреля) с
Днём космонавтики
. Позже эта работа была включена арт-группой в свой
curriculum vitae
.
В дни проведения фестиваля «Неофициальная Москва» в сентябре 1999 года несколько ранних работ коллектива были продемонстрированы публике в рамках вечернего показа российского видеоарта и арт-кино на открытом воздухе в
Нескучном саду
.
В работе «Панорама» (2002) коллектив впервые обратился к теме условного и загадочного пейзажа. В 2004 году группа опубликовала свой манифест:
BlueSoup не имеет отношения к политике, морали, государственной идеологии, экономике, власти, насилию, сексу, спорту.
BlueSoup имеет некоторое отношение к поэзии.
BlueSoup имеет некоторое отношение к мистике.
BlueSoup имеет определённое отношение к прекрасному.
BlueSoup не имеет отношения к юмору и иронии.
BlueSoup имеет отношение к гармонии.
BlueSoup не провоцирует.
BlueSoup не реагирует.
BlueSoup — это, зачастую, видео.
BlueSoup Video — это, как правило, очень короткое видео.
BlueSoup Video — это когда почти ничего не происходит.
BlueSoup Video — это отсутствие персонажей, монтажа, сюжета, завязки, кульминации и развязки.
BlueSoup Video не рассказывает историй.
При этом BlueSoup Video имеет структуру, ритм, композицию
.
В 2006–2009 годах группа работала над тетралогией «Эшелон», «Озеро», «Оборона» и «Метель», которая получила высокие оценки критиков
. В этот же период коллектив покинул
галерею М. Гельмана
и открыл долгосрочный период сотрудничества с
XL-галереей
. Работа «Эшелон» была номинирована на «Инновацию-2006»
, «Озеро» выиграло в основной номинации на «Инновации-2007», «Оборона» дошла до финала
премии Кандинского-2008
, а «Метель» — номинирована на
премию С. Курёхина
.
Группа многократно сотрудничала с независимыми кураторами Антонио Джеузой и
Евгенией Кикодзе
.
Анализ творчества
В творчестве группы можно выделить несколько этапов:
Начальный этап, с момента создания группы и до 2004 года, когда творчество художников состояло, по большей части, из коротких видеофильмов, часто шуточного характера (сами художники по образованию архитекторы, и в интервью подчеркивают, что начали создавать видеоарт именно как шутку).
В период с 2005 по 2016 год группа занимается созданием серий видеоработ в технике компьютерной анимации, в этот период оформляются основная тема их работ — это обращение к пейзажу. Как правило, пейзаж демонстрирует покинутое, гиблое место, навевающее ощущение тоски и некоторой скрытой угрозы. Долгое продолжительное созерцание становится важной особенностью работ группы. К данному периоду относятся их работы «Выход» (2005), «Эшелон» (2006), «Озеро» (2007), «Метель» (2009).
С 2016 года начинается третий этап творчества группы, отмеченный переходом от компьютерного видео к созданию видеоинсталляций в 3D-технологии. К этому периоду относится наиболее известное произведение группы — «Каскад» 2016 года. Данная работа вошла в шорт-лист
Х премии Кандинского
.
Многие критики отмечают такие художественные черты работ арт-группы как созерцательность, минимальность действия, искусственность и имитация, работа с саспенсом, отсутствие нарратива (что отличает данные работы от кино)
.
Важно, что все изображения, появляющиеся в видеоработах группы, не имеют ничего общего с реальными объектами, а являются сконструированными виртуально. Любое произведение группы — это простой и в то же время многомерный визуальный объект, затягивающий зрителя внутрь (за счёт долгой созерцательности произведения), но не дающий ему возможности вступить в тактильный контакт с этой хорошо сконструированной иллюзорной реальностью
.
В 2010–2014 годах группа создаёт наиболее беспредметные свои работы — «Без названия» (2010), «Скала» (2011) и «Муть» (2014). В этот же период «Синий суп» пробует работать со
стереовидео
.
1999 — «Московская параллель. 1986–1999», в рамках фестиваля «Неофициальная Москва».
Нескучный сад
, Москва
.
Цитаты
«Эшелон» создаёт ощущение технологического
остранения
, которое усиливается звуком — низкочастотным акустическим ландшафтом.
Инсталляция
порождает эффект отчуждения, а не телеприсутствия. В этот ландшафт невозможно попасть. Точка зрения, столь важная для виртуального сконструированного пространства, смещается и мерцает. Зритель одновременно зависает над аэрофотосьемкой Земли и оказывается на занесённой снегом железнодорожной насыпи с проносящимся мимо эшелоном.
Олеся Туркина, доклад «Космические ландшафты группы „Синий суп”»
Это ландшафт вне географии, климатических зон, времени года или суток. Про это изображение, напоминающее
китайскую живопись тушью
, даже нельзя с уверенностью сказать, цветное оно или чёрно-белое. И только звуковой ряд, состоящий из отдаленных орудийных залпов, позволяет подобрать этой местности хоть какое-то название: зона боевых действий.
В видеоработах «Муть» (2014) и «Без названия» (2010), предназначенных для просмотра в
стереоочках
, являет себя
дегуманизированная
разряженная материя. Втягивая зрителя в свой
, работы создают эффект присутствия внутри густых жидких сред, лишённых потоков, но движимых внутренними
флуктуациями
. Пространство, создаваемое в этих видео, напоминает
суспензию
либо взвесь. Не зная, что это за жидкости, зритель испытывает отчётливое и жуткое ощущение растворения собственной субъективности в этом пространстве, где нерелевантны оппозиции верх/низ, вперёд/назад. Любые направления стираются, уничтожая и сами человеческие представления о протяжённости, возможности движения из некоей точки отсчета, ощущения присутствия себя «здесь» как точки сборки всякого субъекта наблюдения.
— 1 мин (фрагм.)
работа приветствовала посетителей на ретроспективе
Ивана Айвазовского
в
Новой Третьяковке
(2016), а также демонстрировалась на Раумской биеннале в Финляндии
↑
собств. корр. (2010-02-16).
.
OpenSpace.ru
.
из оригинала
14 сентября 2014
. Дата обращения:
26 июля 2020
.
↑
(неопр.)
Дата обращения: 2 августа 2020.
20 сентября 2020 года.
↑
(неопр.)
. Сайт галереи М. Гельмана (19 октября 2004). Дата обращения: 25 июля 2020.
↑
Кабанова, Ольга (2007-03-14).
.
Ведомости
.
из оригинала
14 апреля 2021
. Дата обращения:
26 июля 2020
.
↑
Кабанова, Ольга (2007-05-21).
.
Ведомости
.
из оригинала
22 июня 2018
. Дата обращения:
26 июля 2020
.
↑
Кабанова, Ольга (2017-03-26).
.
Ведомости
.
из оригинала
14 апреля 2017
. Дата обращения:
26 июля 2020
.
Е. Дёготь, А. Ковалёв, И. Кулик и др. (2008-12-08).
.
OpenSpace.ru
.
из оригинала
26 февраля 2020
. Дата обращения:
26 июля 2020
.
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
)
(неопр.)
. Дата обращения: 2 августа 2020.
16 февраля 2022 года.