Interested Article - Имашев, Рашит Фатыхович

Внешние изображения

Рашит Фатыхович Имашев ( башк. Рәшит Фәтих улы Имашев ; 30 марта 1939 , Азнаево , Миякинский район , Башкирская АССР , РСФСР , СССР 11 марта 2007 , Казань , Республика Татарстан , Российская Федерация ) — советский , российский башкирский и татарский художник , живописец , график , иллюстратор . Народный художник Республики Татарстан (2003), заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1986), (1995).

Биография

Рашит Фатыхович Имашев родился 30 марта 1939 года в селе Азнаево Миякинского района Башкирской АССР (ныне — Бижбулякского района Республики Башкортостан ) . По национальности — башкир . Из учительской семьи Сагиды и Фатиха Имашевых . В семье было двое детей . Брат — Фаниль . Дядя — Булат Губайдуллович (1908—1946), заслуженный артист РСФСР . Отец в звании майора участвовал в Великой Отечественной войне и погиб в 1945 году в боях за Берлин .

После гибели отца Рашит вместе с братом стали трудиться пастухами, но вскоре другой дядя, Адгам Карамович, увёз их из деревни в Уфу , отдав в школу-интернат № 1 . В 1958 году поступил в Казанское художественное училище , которое окончил в 1963 году . В том же году поступил в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова , где учился с перерывом на время службы в Советской армии (1964—1965) . Специализировался на станковой живописи под руководством Б. В. Иогансона и В. Н. Гаврилова . В дальнейшем испытал сильное влияние башкирского художника А. Ф. Лутфуллина . В 1970 году окончил институт , защитив дипломную работу под названием «Вестник» — на тему гражданской войны в Башкирии . Картина изображает пастухов в степи и всадника, принёсшего им волнующую и одновременно радостную весть, в условиях тревожных военных лет .

В 1970 году вернулся в Уфу, а в 1971 году переехал в Казань . С 1972 года с перерывами преподавал в Казанском художественном училище . Член Союза художников СССР с 1974 года . Член КПСС с 1975 года . Удостоен почётных званий « Заслуженный деятель искусств Татарской АССР » (1986) , « » (1995) , « Народный художник Республики Татарстан » (2003) .

В 1975—1980 годах был членом правления Союза художников ТАССР, руководил идейно-воспитательской работой с молодыми, самодеятельными художниками, народными мастерами, был ответственен за шефскую работу на селе. В своей работе отличался энтузиазмом и темпераментом, чёткими идейными убеждениями и живой заинтересованностью, добившись значительного оживления художественной жизни в республике, что выразилось в регулярном проведении с начала 1970-х годов молодёжных выставок . В 1989 году основал башкирское национально-культурное общество «Башкорт йорто» в Казани, занимавшееся сохранением и развитием башкирской культуры, и был его председателем в 1992—1998 годах .

Рашит Фатыхович Имашев скончался 11 марта 2007 года в Казани . Похоронен на кладбище посёлка Сухая река . После кончины Имашева казанское общество башкир фактически прекратило свою работу .

Очерк творчества

С детства начал пробовать себя в искусстве, рисовал мелом и углём на скалах, рядом с родным селом . Являлся художником широкого творческого диапазона, работал в области портретной живописи, исторической и бытовой картины, станковой, книжной и газетно-журнальной графики, рисунка и жаржистики, монументально-декоративного и оформительского искусства . С 1959 года сотрудничал с редакциями газет « Социалистик Татарстан », « Советская Татария », « », журналов « », « Чаян » (Казань), « Һәнәк » (Уфа), « Крокодил » (Москва) . Рисунки, выполненные тушью и акварель, в основном посвящены бытовой сатире; жанровые сценки, по отзывам критики, переданы достоверно, убедительно и остроумно . В 1960—1970 годах оформлял книги для московского издательства « Детская литература », а также для Татарского книжного издательства . В числе работ критиками выделются оформление книг «Поэт из деревни Кырлай» (1965) , «Куда несут крылья?» (1967) и «За горой Артыш-Тау» (1974) Г. Ахуна , «Остров героев» (1967) К. Киньябулатовой , «Сколько тебе лет?» (1972) , «Повесть о маленьком Мусе» (1974) Р. Мустафина , «Внучка партизана» (1975) и «Цветы тянутся к солнцу» (1980) Л. Иксановой , ряда других . По отзывам критики, обладал умением глубоко постигать литературные образы и находить для их выражения наиболее подходящие изобрательные средства .

Является автором ряда монументально-декоративных композиций для фасадов и интерьеров общественных и жилых зданий в городах и посёлках Башкортостана и Татарстана. В их числе критиками выделяются сграффито «Сабантуй» и «Танец» (1967), а также мозаика «Спорт» из уральских камней (1972) на стенах жилых домов в городе Салават , панно «Джалиль» (1971) в интерьере кинотеатра «Джалиль» в городе Нижнекамск , композиция с резьбой по гипсу «Белая берёза» (1975) в ресторане «Ак каен» посёлка Высокая гора , роспись «Татарстан» (1979) в интерьере общественного здания города Альметьевск , фреска «Спорт» (1980) в школе посёлка Пестрецы . В числе историко-бытовых произведений отмечены полотна «Народная скорбь» (1967), «Красный вестник» (1970), «На земле Челнинской» (1971), «В нефтяном крае» (1972), «На границе» (1975), «На сходку» (1978), «Осень на БАМе » (1979), «На целине» (1980—1981), «На Волге. В. И. Ульянов с матерью» (1982) . Нередко грань между бытовой картиной и портретом в работах Имашева кажется практически стёртой, например, в таких картинах как «Учительница» (1963), «Студентка» (1971), «Утро» (1972), «Пограничники» (1973), «Письмо» (1973) .

Наиболее сильно художественный талант Имашева выразился в портретном жанре. Портреты его работы отличаются лирической проникновенностью, психологической точностью и выразительностью рисунка, тяготением к обобщённости образов. Композиции портретиста Имашева довольно лаконичны, детали обстановки и предметы быта сведены до минимума, являясь теми немногочисленными тщательно отобранными деталями, которые чётко раскрывают духовный мир и личность героев. Фигура портретируемого обычнно выделена крупным планом и очерчена чётким силуэтом, и будучи помещённой в скупой колорит, характеризуется монументальностью и торжественностью. Значительная живописная галерея, созданная Имашевым, включает в себя портреты современников, представителей молодой интеллигенции, деятелей политики, культуры и искусства, строителей КамАЗа и Байкало-Амурской магистрали , рабочих, нефтяников и колхозников, своих земляков и односельчан, юных призывников и заслуженных ветеранов войны . Критикой выделяются портреты Ф. Ахметова , М. Карима (1970), Р. Гамзатова , К. Кулиева (1971), Героев Социалистического Труда А. Наволоцкого (1974—1975), Р. Булгакова и А. Сафиуллина (1980), Г. Ибрагимова (1975), Х. Туфана (1976), Л. Корвалана (1977), С. Хакима (1979), М. Гафури , Н. Жиганова , М. Джалиля , Л. Толстого , М. Горького , А. Пушкина (1980), (1991), Р. Нуриева (1995), (1995), А. Аббасова (2000), М. Салимжанова (2001), ряда других . Своим портретом Г. Тукая под названием «Осенние ветры» (1976) вместе с другими татарскими художниками открыл новый этап в изображении образа поэта, отображении философичности его стихотворений . Также является автором триптиха, посвящённого поэту Мифтахетдину Акмулле («Детство», «Джигит», «Последняя молитва») , за который в 2006 году удостоен премии его имени .

Выставлялся с 1961 года, став участников многочисленных всесоюзных, всероссийских, зональных и республиканских выставок . Персональные выставки проходили в Уфе (1972), Зеленодольске (1979, 1990), Казани (1986, 1999, 2004), Москве (1991) . Произведения находятся в собраниях картинной галереи «Эрмитаж» ( Киргиз-Мияки ), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея ( Санкт-Петербург ), Национального музея и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), в частных собраниях в России и за рубежом, в частности, в США , Франции , Австралии , Индии . За свою творческую жизнь создал более тысячи художественных произведений, составляющих важную часть башкирского и татарского изобразительного искусства .

Награды

Звания
Премии

Примечания

  1. ↑ , с. 565.
  2. ↑ , с. 158.
  3. , с. 82.
  4. (неопр.) . Газета «Деловой мир Башкортостана» (1 февраля 2021). Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  5. Александр Зиновьев. (неопр.) . Газета «Деловой мир Башкортостана» (9 февраля 2018). Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  6. ↑ , с. 141.
  7. ↑ , с. 83.
  8. , с. 101.
  9. ↑ , с. 142.
  10. , с. 72.
  11. , с. 216.
  12. ↑ , с. 223.
  13. , с. 125.
  14. : [ 4 декабря 2021 ]. — . — 2015. — № 5 (037) (ноябрь). — С. 20—21. — 94 с.
  15. . (неопр.) . (18 апреля 2012). Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  16. (неопр.) . Некрополь Казани . Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  17. . (неопр.) . Азатлык Радиосы (16 апреля 2012). Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  18. ↑ , с. 143.
  19. , с. 216.
  20. ↑ , с. 142—143.
  21. , с. 94.
  22. , с. 141—142.
  23. , с. 67.
  24. (неопр.) . Администрация Миякинского района . Дата обращения: 4 декабря 2021. 22 декабря 2021 года.
  25. , с. 565—566.
  26. ↑ , с. 566.

Литература

Ссылки

Same as Имашев, Рашит Фатыхович