Interested Article - Гегемонная маскулинность

Гегемо́нная маскули́нность ( англ. hegemonic masculinity ), также доминантная или доминирующая маскулинность , иногда гегемонные маскулинности — тип маскулинности , находящийся на вершине иерархии культуры мужского сообщества и разделяемый его преобладающей частью . Российский учёный Игорь Кон рассматривал гегемонную маскулинность как социокультурный нормативный канон, на который ориентируются мужчины и мальчики .

Термин «гегемонная маскулинность» введён австралийским социологом (англ.) .

Образ «настоящего мужчины»

Гегемонная маскулинность выступает желаемым «нормативным» образцом и идеалом маскулинности. Стремление следовать этим образцам социально поощряется в обществе . Несмотря на это, не все мужчины стараются соответствовать стандартам гегемонной маскулинности .

Гегемонная маскулинность отражает бытующее в том или ином обществе понятие «настоящего мужчины» и реализуется в отношениях с женщинами или другими менее престижными формами маскулинности («ненастоящими мужчинами») . Такая гегемония основана на насилии и признании .

В качестве противоположности гегемонной маскулинности часто выделяют различные маргинализированные модели маскулинности, которые существуют в группах национальных, социальных и сексуальных меньшинств. Эти проявления маскулинности оцениваются большинством как «ущербные», маргинализируются и воспринимаются с разным уровнем толерантности , часто становясь объектами дискриминации , характерной для патриархального общества .

Вместе с тем гендерная исследовательница Р. Э. Хоскин указывает, что в научной литературе присутствуют определённые двойные стандарты в определении маскулинности и фемининности: когда женщина проявляет маскулинное гендерное выражение , её маскулинность называется женской маскулинностью, в то же время когда мужчина проявляет фемининное, это часто называют «подчинёнными маскулинностями», а не мужской фемининностью .

Гегемонной маскулинности присущи избегание всего женственного («без бабства»), гомофобия , самодостаточность (опора на собственные силы), агрессивность, соревновательность, борьба за высокий социальный статус , безличная сексуальность и эмоциональная сдержанность . Гегемонная маскулинность оказывает большое влияние на процесс социализации мальчиков, культивируя у них сильные эмоции, связанные с отношением господства и власти, любовь к острым ощущениям, а также табуирует проявление слабости в виде страха, нежности или чувства стыда .

У некоторых социально и этнически маргинализованных групп гегемонная маскулинность выражается в протестной маскулинности , которая стремится к возрождению «истинно-мужского начала» и противопоставляется « феминизированной », «интеллектуализированной» и « гомосексуализированной » западной цивилизации .

Гегемонная маскулинность и армия

Исследователи маскулинностей и милитаризации рассматривают армию как маскулинный институт. Война исторически была и остаётся по сей день преимущественно делом мужчин — от солдат до военных элит, которые распоряжаются их жизнями. В символическом смысле армии и их основной род деятельности — война и насилие — представляют собой маскулинистские практики: акты вторжения, захвата и убийства являются маскулинистскими; это практики контроля, доминирования и авторитаризма . Армия как социальный институт является местом производства, поддержания и распространения гегемонной маскулинности — системы социальных практик и норм маскулинности, которая считается в данном обществе идеальной (образ «настоящего мужчины») . Гегемонная маскулинность является одновременно способом и условием приобретения институциональной власти .

Как один из важнейших источников гегемонной маскулинности, армия выполняет роль института мужской инициации : это место, где мальчики становятся мужчинами . Гегемонная маскулинность, в свою очередь, строится на обесценивании и подавлении прочих маскулинностей и фемининности . Применительно к армиям это означает, что их милитаризованная культура опирается на формальное и неформальное подавление мужчин, не соответствующих идеалу гегемонной маскулинности, и женщин .

Начиная с середины 1990-х годов, доля женщин среди военнослужащих постепенно увеличивается , но этот процесс затрагивает лишь некоторые страны мира . В целом женщины составляют ничтожно малую долю военнослужащих по всему миру . Однако появление в армиях женщин — даже в качестве военнообязанных — не означает преодоления сексизма в армии, так как неформальная культура армий остаётся культурой возвышения маскулинности и принижения фемининности .

См. также

Примечания

  1. Lynch A. Hegemonic masculinity // Encyclopedia of gender and society. — 2009. — С. 411—413.
  2. , с. 85.
  3. , с. 2.
  4. .
  5. , с. 102.
  6. .
  7. , с. 86.
  8. Hoskin R. A. «Femininity? It’s the aesthetic of subordination»: Examining femmephobia, the gender binary, and experiences of oppression among sexual and gender minorities // Archives of sexual behavior. — 2020. — Т. 49. — №. 7. — С. 2319—2339.
  9. , с. 103.
  10. , с. 108.
  11. , p. 24.
  12. .
  13. , p. 411.
  14. , p. 24—25.
  15. , p. 411, 413.
  16. : «"...Countries such as Brazil (1995), Argentina (1996), Austria (1998), and Italy (2000) relatively recently amended their policy to permit women to serve in active duty forces."».
  17. : «"...The number of women in most national militaries is minuscule."».
  18. : «"Yet it is important to note that the conscription of women does not necessarily change the primary association of masculinity with the military in a society."».

Литература

  • Коннелл Р. Гендер и власть. Общество, личность и гендерная политика / пер. с англ. Т. Барчунова. — М. : Новое литературное обозрение, 2015. — 432 с. — ISBN 978-5-444-80248-9 .
  • Connell, R. W. . — Second Edition. — Berkeley: University of California Press , 2005. — 327 с. — ISBN 0520246985 .
  • Здравомыслова Е. // Беспредельная социология. Сборник эссе к 60-летию В. Воронкова / Под ред. О. Паченкова, М. Соколова, Е. Чикадзе. — СПб. : ЦНСИ , 2005. — С. 15—33 . 4 октября 2013 года.
  • Кон И. С. // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2008. — № 4 . — С. 5—16 .
  • Кон И. С. // Этнографическая мозаика. — 2010. — № 6 . — С. 99—114 . 4 октября 2013 года.
  • Синельников А. С. Словарь гендерных терминов // Вестник ТГУ / Под ред. А. А. Денисовой. — Томск: ТГУ , 2002. — № 1(17) .
  • Слезкина Ю. М. // Вестник ТГУ. — Томск: ТГУ , 2012. — № 1(17) . — С. 85—91 .
  • Ткаченко В. С. // Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. — М., 2012
  • Хитрук Е. Б. (недоступная ссылка) // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 387. С. 61-68
  • Чернова Ж. В. : Дис. на соиск. уч. степ. к. социол. н.: Спец. 22.00.04 / Чернова Ж. В.; [Сарат. гос. техн. ун-т]. — Саратов: 2001. — 185 с.
  • Eichler, Maya. . — Stanford University Press, 2011. — 256 p. — ISBN 9780804778367 .
  • Higate, Paul. Military Institutions // / Flood, Michael, Judith Kegan Gardiner, Bob Pease, and Keith Pringle (eds.). — Routledge, 2007. — P. 441. — 744 p. — ISBN 9781134317073 .
  • Lynch, Ami. Hegemonic Masculinity // / O'Brien, Jody (ed.). — SAGE, 2008. — P. 411—413. — 1032 p. — ISBN 9781452266022 .
  • Wadham, Ben. Armies // / Flood, Michael, Judith Kegan Gardiner, Bob Pease, and Keith Pringle (eds.). — Routledge, 2007. — P. 24-26. — 744 p. — ISBN 9781134317073 .

Ссылки

  • Анна Темкина. . Полит.ру (12 июня 2013). Дата обращения: 1 октября 2013.
Источник —

Same as Гегемонная маскулинность