Родился в
Биробиджане
в
еврейской
семье, вырос в
Курске
, куда его семья переехала в
1952 году
. С детства занимался одновременно изобразительным искусством и музыкой. Играл в школьном ансамбле.
Закончил в 1970-м
художественный институт
, но понял, что рисовать «как и что положено» не хочу. Единственным путём для самовыражения мне в то время представлялась эстрада, и я сразу же поступил в музыкальное училище: у меня ведь была за спиной школа по классу скрипки
.
В
1971 году
был приглашён в вокально-инструментальный ансамбль «Россияне», перешёл в музыкальном училище на заочное отделение и переехал в
Москву
. С
1972 года
руководил вокальной группой «Россиян». Позже руководил вокальным ансамблем «Факел», исполнявшим песни советских композиторов.
Это было в «эпоху
Лапина
», который просто говорил: «Это не фамилия для советской эстрады» и вычёркивал тебя и из своих списков, и из жизни. Так он вычеркнул мои первые записи на радио. Это был 1974 год. Не вышла пластинка, на которой были мои песни. И никого не интересовало, что над ней работало еще двадцать человек, — Шершер, и всё. Поскольку мы работали много правительственных концертов, мне намекнули, что фамилия Шершер — это уже слишком
.
По совету Полада Бюль-Бюль Оглы был вынужден взять сценический псевдоним
Туманов
— по собственной популярной песне «Туман-туманище», однако, псевдоним почти ничего не изменил.
Года за три-четыре до своего отъезда я записал шикарную песню «Березы». Помните? «Берёзы, русские берёзы…»
Её зарубили из-за строчки «…за то, что здесь такой стою». Спрашивали — какой такой? Наш — не наш? Советский — не советский? Потом уже я услышал эту песню в записи другого певца. Его уже не спрашивали: какой такой
?
В
1979 году
после распада
группы Стаса Намина
несколько бывших участников объединились в группу «Алые цветы», руководителем которой стал Шершер. В связи с отменой в это время двойных ставок оплаты за мультиинструментализм числился в той же группе осветителем.
Близко дружили с
Евгением Павловичем Леоновым
. Когда мы с
Савой Крамаровым
уезжали из страны, Леонов очень переживал. Сказал, что всё прекрасно понимает — если у человека есть росток чего-то, надо искать почву, на которой он разовьётся, или ты заглохнешь
.
Два года занимался низкоквалифицированной работой. В
1982
—
1987
гг. пел в ночном клубе «Метрополь» в
Нью-Йорке
. В
1986 году
выпустил первый сольный альбом на собственные тексты и тексты Т. Лебединской с заглавной песней «Кони», посвящённой
Владимиру Высоцкому
. Получив в
1987 году
приглашение работать в новом ресторане, переехал с семьёй в
Лос-Анджелес
.
Автор настенной росписи площадью 200 м² «У нас есть будущее» в Лос-Анджелесе (
1991
) и восьми витражей для синагоги «Хабад» в
Голливуде
(
1991
).
Занимается активной концертной деятельностью, главным образом в США. Практикует концерты, совмещённые с выставками собственных станковых работ. Провёл более 20 персональных выставок в различных городах мира.
Совместный с Шелли Коэном альбом
2004 года
Color the World with Music
(обработки Коэна популярных произведений американских композиторов и новые песни Шершера) был выдвинут на премию «
Грэмми
».
Семья
Дед — Самуил Хаим Шершер (
1892
—
1968
), водитель грузовика. Женился на Голде Скляр в
1909 году
.
Галерея
Wine Art
выпустила факсимильные бутылки коллекционных вин Испании и Франции
Zinovy Shersher
с изображениями картин Зиновия Шершера на этикетках.
Дискография (певец, композитор, автор текстов)
1986
— Сны (на собственные тексты и тексты Т. Лебединской)