Interested Article - Ханон, Юрий
- 2020-09-29
- 1
Юрий Хано́н ( Юрий Хано́нЪ , до 1993 года Юрий Ха́нин ; наст. имя Юрий Феликсович Соловьёв-Савоя́ров ; род. 16 июня 1965, Ленинград ) — советский и российский композитор, писатель и художник; первый лауреат премии Европейской киноакадемии ( FELIX ) за лучшую музыку ( 1988 год ) и дипломант российской премии « Ника » за 1989 год . Внук знаменитого в дореволюционном Петрограде артиста- эксцентрика , автора множества популярных песен и куплетов, Михаила Савоярова .
Получив известность в 1988—1992 годах в кинематографе, на телевидении и серией концертов, с 1993 года Юрий Ханон полностью свернул публичную деятельность. Среди академических композиторов Юрий Ханон выделяется своей крайне независимой, жёсткой позицией и замкнутым, герметическим образом жизни и творчества.
Биография
В 1988 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова по классу композиции (профессор Владимир Цытович ). Однако своими реальными учителями и предтечами Юрий Ханон называет двух композиторов-идеологов, особых в истории музыки: Александра Скрябина и Эрика Сати .
Юрий Ханон — не только композитор и философ (идеолог), он, кроме того, известен как писатель, художник, студийный пианист и ботаник-селекционер. Настоящий внук своего деда, «короля эксцентрики» 1910-х годов, Юрий Ханон отличается не только эксцентричным, но также независимым и герметичным характером. Более четверти века он ведёт замкнутый образ жизни, никогда не состоял и не состоит ни в одной профессиональной организации (будь то музыкальной или литературной). После 1992 года прекратил какие бы то ни было публичные выступления, интервью, концерты, телесъёмки и любое тиражирование своей музыки, полностью сконцентрировавшись на работе «в обществе самого себя».
«…Несомненно, Юрий Ханон вошёл в историю музыки как „самый закрытый композитор“. Получив в 23 года европейское признание и сделав сенсацию внутри страны, он просуществовал на публичном поле всего три года, а затем отказался продолжать так, как это принято. Захлопнув за собой дверь, и плотно задёрнув шторы, он сказал: „Всё, считайте, что меня Нет!“ …и мы, жившие в одно время с ним, не нашлись, что ему ответить». :96
Из всех музыкальных произведений наибольшей известностью в 1998—2008 годах пользовался одноактный балет « Средний дуэт » на музыку Ханона (первую часть «Средней симфонии») , поставленная Алексеем Ратманским в 1998 в Мариинском театре (номинация на премию « Золотая маска » ), а в 2006 в Большом театре и театре Нью-Йорк Сити балет .
«Свою лучшую работу — „ Средний дуэт “ на музыку Ханона — показал прошлогодний лауреат „Маски“ Алексей Ратманский. Хореография „Дуэта“ — динамичная, напряжённая, цельная, в лексике ничуть не уступающая мировым образцам — стала настоящим открытием. Преимущество Ратманского-хореографа выглядело очевидным. <…> В „Среднем дуэте“ отсутствие прежних исполнителей хореографию покалечило, но не убило окончательно: просто напряжённая пульсация вечных инь и ян приняла форму жестокого городского романса. Тем не менее, восьмиминутный „Средний дуэт“ подтвердил свою репутацию лучшего российского и единственного по-настоящему европейского балета». .
— ( , «КоммерсантЪ»)
Весьма показательным и наглядным для более точной картины существования творчества этого автора является следующий факт: «Средний дуэт», показываемый по всему миру и поставленный на самых больших сценах, все десять лет использовался всеми вышеперечисленными (и многими другими) театрами и антрепризами пиратским образом , то есть — без составления авторского договора и отчислений.
С самого начала творческой «карьеры» свой род занятий (или профессию) Юрий Ханон настаивал на том, что он не относится к числу «композиторов», «писателей» или «художников». Занятие творчеством как таковым он рассматривает как наименее существенную из своих деятельностей. Композиторов и художников на этом свете, по его представлению, и без него более чем достаточно. «Невозможно выйти днём на улицу, чтобы не споткнуться о тело какого-нибудь очередного композитора или писателя» , — в такой эпатажной манере он объяснял свои взгляды в одной из статей 1993 года. Основными своими задачами он всегда считал не само искусство, а доктрину или систему, жёстко воплощаемую средствами того искусства, которым он занимается в данный момент, будь то живопись , музыка , литература или прямое изложение философии . Именно поэтому Юрий Ханон всегда определял свою профессию словом не «композитор», а « каноник » (лицо, определяющее правило ).
Парадоксальный продолжатель дела своего деда, Михаила Савоярова (причём, совсем на других этажах искусства), Юрий Ханон — гроссмейстер гротеска в ленинградской музыке, — как пишет в своей монографии о советской симфонической музыке Борис Йоффе . :512 Неожиданно для всех Ханон сумел в конце XX века вернуть к новой жизни дух радикальных футуристов и абсурдистов послереволюционных десятилетий, прежде всего, Лившица и Хармса . Его творчество пронизано эстетикой абсурда, тотальной игрой со смыслом и бессмыслицей, бытием и ничем , в которой юмор, издёвка и сарказм окрашиваются в тона Невыразимого, подобно тому, как это может быть у Кафки , Джойса , Платонова , Хармса, частично Айвза , Сати , возможно — отчасти, Кейджа . Связь со Скрябиным , которую Ханон декларирует широко и регулярно, нисколько не отражается на стилистике и музыкальном языке, — речь здесь идёт только о взаимоотношении музыки и внемузыкальной, общей доктрины. :512 Даже простое перечисление язвительных (временами, почти оскорбительных) названий ханоновских произведений уже даёт примерное представление о его специфической эстетике , а для некоторых, особо проницательных, возможно, даже и — философии . Впрочем, кроме наружных названий здесь есть ещё и внутреннее содержание, так сказать, начинка, которая никогда не совпадает с вывеской, но напротив, всякий раз предлагает новые парадоксы, ничуть не менее странные и неожиданные. И никакая маска, как в кошмарной комедии dell’arte — не становится последней. :512 Его мнение, как кажется, вполне разделяет и Виктор Екимовский , посвятивший Ханону одну из глав своей «Автомонографии».
«…Юрий Ханонъ — каноник и доктринёр . Это значит, что он не просто композитор . Сочинение музыки для Юр. Ханона есть способ выразить Доктрину. Такими же способами являются литературный труд и исполнительство . Ханонъ играет фортепианные произведения Эрика Сати и Александра Скрябина. Их он считает своими учителями , а других называет „просто композиторами“. Юр. Ханонъ пишет очень много музыки. Она бывает двух видов: средняя и экстремальная . <…> Фигура Ханина чрезвычайно любопытная, уникальная для нашего (да и не только нашего) времени…»
— ( Виктор Екимовский , «Автомонография»)
Вместе с тем, музыка Ханона, равно как и он сам в последние два десятка лет почти отсутствует в российском культурном пространстве. И только время от времени появляются его опубликованные книги, отчасти, связанные с музыкой (прямо или косвенно) или же не имеющие к ней отношения.
По образу жизни и мотивации подобного решения нередко проводят параллель между Ханоном и известным математиком Григорием Перельманом , его сверстником и земляком , называя такой образ жизни «перельмановским» . Это сравнение тем более наглядно, что оба они демонстративно покинули профессиональную среду после объявленной премии. Кроме того, сходство усиливается тем, что в детстве Григорий Перельман учился играть на скрипке , затем на всю жизнь сохранив интерес к классической музыке .
Музыкальные сочинения
- Балеты :
- « » (oc.24, 1986 , одноактный балет по статье В. И. Ленина , либретто: Юрий Ханон),
- «Шагреневая Кость» (oc.37, 1989 , по роману Оноре де Бальзака « Шагреневая кожа »),
- « » (oc.39-с, балет военного времени на пересечённой местности, 1992),
- «Треску́нчик» (oc.43, 1990 , по балету Петра Чайковского « Щелкунчик »),
- «Зиже́ль» (oc.55, 1993 , по балету Адольфа Шарля Адана « Жизель »), список не полный ,
- Оперы :
- « » (ос.1, 1983—1996, одноразовая опера),
- « Шагреневая Кость » (oc.38, 1990, опера-антракт из одноимённого балета),
- «Тусклая жизнь» (oc.54, 1993, тусклая опера, либретто и текст: Юрий Ханон),
- «Сила Судьбы» (oc.59, 1995 , opera omonima , на либретто оперы Джузеппе Верди « Сила судьбы »),
- «Норма» (oc.65, 1997 , opera incognita , по сюжетной канве оперы « Норма » Винченцо Беллини ),
- « » (oc.68, 1998 , церковный зингшпиль по книге Фридриха Ницше « Так говорил Заратустра »), список не полный ,
- «Симфония Собак» (oc.35, 1989 , большая «музыкально-оркестровая» симфония ),
- « » (oc.40, 1990, для оркестра и трёх духовных лиц),
- « » (oc.60, 1996 , в ста восьми частях),
- « » (oc.70, 1999 , для оркестра и действующего лица),
- «Концерт для дирижёра с оркестром» (ос.16, 1985 , «Так называемая Музыка»),
- «Убогие ноты в двух частях» (ос.18, 1985, для фортепиано и струнного оркестра ),
- « » (ос.29, 1987 , для оркестра и фортепиано),
- «Публичные песни» (ос.34, 1988 -89, для оркестра и певцов),
- «Перелистывая людей» (oc.50, 1992 , оркестровая фреска в пяти часах для блуждающего оркестра),
- «Маленькая ночная музыка» (ос.53, 1992, для комнатного оркестра и двух голосов, напротив Моцарта ),
- « » (ос.74, 2001 -2016, тектонический толчок на конец света в пятидесяти часах) , список не полный ,
- Псевдорелигиозные сочинения:
- «Внутренний Реквием» (ос.71, 2000 , альбигойский «Requiem internam») ,
- «Missa sterilis» («Стерильная месса» для пяти лиц, oc.61, 1996 ),
- «Карманная месса» (ос.69, 1998 , для четырёх экзекуторов ),
- «Agonia Dei» (ос.72, 2000, мистерия для смешанного состава),
- «25 положительных песен» (ос.33, 1988, на стихи А. А. Фета ),
- «Каменное Лицо» (ос.41, 1990, тридцать учебных песен на стихи Фёдора Тютчева ) с приложенной рецензией ,
- «Маленькие детские пьесы большого содержания» (ос.46, 1991, тексты: Юрий Ханон),
- «Песни во время еды» (ос.49, 1991 , тексты: Юрий Ханон),
- « » (ос.63, 1997 , для фортепиано и аккуратного певца),
- «Два измышления» (ос.73, 2001 , для тенора и альта, на тексты Фридриха Ницше ), список не полный ,
- « Средний темперированный клавир» (ос.39, 1990, 27 прелюдий и фуг для фортепиано средней темперации ),
- «Смутные пьесы неясного происхождения» (ос.42, 1990, смутная сюита для фортепиано),
- «Удовлетворительные пьесы» (ос.56, 1994, «Pieces Saties-faisantes », Большая сюита ),
- «Ресторанные пьесы» (ос.57, 1995, для механического пианино ),
- « » (ос.62, 1996, для желающих углубиться),
- «50 этюдов для упавшего фортепиано» (ос.64, 1997, для упавшего фортепиано),
- «Окостеневшие прелюдии» (ос.67, 1998, четырёхчасовое время для фортепиано), список не полный ,
...Хотя Ханон и называет Сати и Скрябина своими учителями, однако привлекает его вовсе не музыка этих композиторов, но их склонность к привязке — некоторые сказали бы даже подчинению — музыки некоей посторонней идее. По словам Ханона, композитор — прежде всего, идеолог в отношении своего музыкального материала. Элементы игры (как семантические, так и фонетические), парадокс , абсурд и нарочная бессмыслица (инверсия и новообразование слов, ложное цитирование и лимерики ) — всё это придаёт эстетике Ханона оттенок вызывающего эпатажа по отношению к слушателю...
— Людмила Ковнацкая (из статьи в словаре Гроува )
-
-
Начиная с
2006 года
Юрий Ханон перешёл на особый «
реверсивный
» метод композиции, когда «одна
партитура
пишется вперёд, а другая — одновременно назад, к своему полному
уничтожению
».
Действуя таким образом, он рассчитывает до условного срока полностью уничтожить все свои ранее написанные сочинения, как опубликованные и исполненные, так и не изданные. Таков его герметический ответ:
-
-
-
- « Этот мир — преступник, он не заслужил ничего, кроме пепла » ... :513
-
-
-
-
Начиная с
2006 года
Юрий Ханон перешёл на особый «
реверсивный
» метод композиции, когда «одна
партитура
пишется вперёд, а другая — одновременно назад, к своему полному
уничтожению
».
Действуя таким образом, он рассчитывает до условного срока полностью уничтожить все свои ранее написанные сочинения, как опубликованные и исполненные, так и не изданные. Таков его герметический ответ:
Фильмография
Юрий Ханон работал в кино очень непродолжительное время, всего три года (1988—1991). Первую свою работу (« Дни затмения » кинорежиссёр А. Сокуров ) он написал, будучи ещё студентом консерватории. Однако, несмотря на европейский успех, вторая его работа стала фактически последней. Сделав всего три кинофильма, из которых первый был отмечен Европейской киноакадемией призом «ЕвроОскар» ( Felix ) за лучшую музыку в кино (« Дни затмения », ноябрь 1988 года , Западный Берлин ), Юрий Ханон более уже не возвращался к работе в кино и для кино. На десятки предложений кинорежиссёров о сотрудничестве всякий раз отвечал отказом. С 1991 года Юрий Ханон прекратил также и всякую публичную деятельность и полностью сконцентрировал себя на главной работе, которая, по его выражению, может происходить только наедине «между кончиком карандаша и бумагой».
"…Неведомое ранее мне волнение испытываю, когда представляю себе блестящее будущее совсем ещё молодого, но уникально талантливого композитора Юрия Ханина, ленинградца. Сквозная мелодия пластинки, как одинокий голос, живущий в человеке, напоминает о величайшей грусти размышлений о конечности жизни и о величии одухотворённой талантливости — это фрагменты сочинений Ханина к фильму « Дни затмения ». Скорбное бесчувствие нашей жизни должно отступить перед величием гармонии искусства.
— Александр Сокуров , аннотация к пластинке
«Одинокий голос человека» (« Мелодия », Ленинград , 1988 г.)
Киноленты, в которых принимал участие Юрий Ханон:
- 1988 — « Дни затмения » (СССР: композитор)
- 1989 — « Спаси и сохрани » (СССР: композитор)
- 1990 — « Мелкий бес » (короткометражный, СССР: композитор)
- 1992 — « Шагреневая Кость » (Россия: композитор, исполнитель главной роли, сценарист : совместно с И.Безруковым)
Призы и премии:
- 1988 — Премия « Феликс » Европейской киноакадемии (За лучшую музыку, фильм « Дни затмения »)
- 1989 — Номинация премии « Ника » («Один из трёх композиторов», за лучшую музыку, фильм « Дни затмения »).
- Гильдия кинокритиков России в 2000 году включила фильм «Дни затмения» в список ста лучших фильмов за всю историю отечественного кинематографа.
- В 2001 году фильм «Дни затмения» вошёл в список 100 лучших кинолент XX века , отобранных Европейской киноакадемией.
Публичная деятельность
В период с 1988 по 1991 годы Юрий Ханон выступил в серии симфонических и камерных концертов, прошедших в крупнейших музыкальных центрах России ( Москва , Свердловск , Ленинград , Казань ) и в Европе ( Париж , Нуи , Турин ). Турне сопровождалось шумным, иногда скандальным успехом. Наиболее громкий резонанс имели четыре концерта Юрия Ханона ( «Музыка Собак» ) в Москве на премьерном показе кинофильма « Дни затмения » (ДК ЗВИ, 1-4 декабря 1988 года). На это же краткое время (1989—1991) Юрий ХанонЪ принудил себя исполнять обязанности «медийной» персоны, давая в течение трёх лет десятки интервью для TV, радио, прессы. Даже в самые бесцензурные годы перестройки, он позволял себе до такой степени откровенные по отношению к музыкальному и государственному истеблишменту высказывания, что даже известный своим свободомыслием режиссёр Марк Захаров вынужден был вырезать интервью Ханона из своей « Кинопанорамы ». Примерно по той же причине цикловая рубрика «Ханинские Чтения» в рамках знаменитого « Пятого Колеса » на ленинградском телевидении была закрыта после первого же эфира. Порой ещё более резкие оценки вызывали выступления молодого автора у основных музыкальных и культурных авторитетов последних лет советского времени:
« Телепередача <...> (из Ленинграда). Романсы (?!) на слова Тютчева и певец (такой же идиот). Абсолютное безобразие. Как можно было допустить этих двух «дебилов», чтобы их слушали телевизионные слушатели.
Они на уровне первого курса музыкальной школы, да ещё с претензией сравнивать себя со Скрябиным , «единственным настоящим композитором». Оскорбление стихов Тютчева. Бред собачий»...
— Святослав Рихтер (Дневники, 1990 г.)
В этой цитате Святослав Рихтер высказывает своё отношение к многократно исполнявшемуся в начале 1990-х годов вокальному циклу «Каменное лицо» (на стихи Тютчева). Впрочем, Юрий Ханон за краткое время своей публичной и концертной деятельности исполнял далеко не только свою собственную музыку. Пожалуй, самыми известными его концертами, прошедшими в Ленинграде и по стране в 1990—1991 годах, стали «Засушенные эмбрионы » , носившие двойное название и такое же авторство ( Эрик Сати , Юрий Ханин). На этих концертах впервые в СССР и России (и также впервые на русском языке) было исполнено большинство вокальных сочинений эксцентричного французского композитора Эрика Сати , творчество которого до той поры оставалось в Советском Союзе почти неизвестным. Также Юрий Ханон в своих программах исполнял в странном соседстве фортепианные произведения Сати и Скрябина . Кроме того, Юрий Ханон «приводил в исполнение» и произведения некоторых других французских композиторов, последователей и современников Сати. Так, ему принадлежит честь первого исполнения в СССР и России вокального цикла «Сельскохозяйственные машины» Дариуса Мийо . :512 Это произведение для женского голоса и семи инструментов было исполнено особой техникой « sprechstimme » в малом зале Ленинградской консерватории — в 1986 году , тоже впервые на русском языке.
В 1992 году английской звукозаписывающей фирмой «Olympia» (London) был выпущен компакт-диск , составленный из трёх симфонических произведений Ханона: «Пять мельчайших оргазмов », «Некий концерт» для фортепиано с оркестром и «Средняя Симфония».
...На диске мы имеем возможность лицезреть три сочинения, весьма различных по звуку и задачам. „Пять мельчайших оргазмов “ oc.29 ( 1986 ) — сочинение, написанное как прямой отклик на „ Поэму экстаза “ Скрябина. При всей парадоксальности такого сопоставления, сквозь него ясно просвечивает идея . „Некий концерт“ для фортепиано с оркестром , ос.31 ( 1987 ) — написан в жанре лживого концерта , концерта-обманки, когда лучшие ожидания слушателя всякий раз оборачиваются полнейшей пустотой . Тема обмана и фальсификации в разных формах вообще характерна для сочинений этого автора. „Средняя Симфония“ ос.40 ( 1990 ) в шести частях с текстом того же автора — это крупное и крайне сомнительное сочинение. Оно завершается огромным каноном , в котором три певца поют друг за другом один и тот же текст, запаздывая на 81 такт . Текст — до предела задумчивый и в силу этого достигает высоты окончательного абсурда , по замыслу Автора он предназначен постепенно перевернуть всё впечатление от симфонии , а также и всей вашей жизни.
— Исчерпывается ли этим содержание диска ? Не могу сказать, навряд ли .
Музыка именно с этого диска время от времени (без согласия автора) попадала в российские и зарубежные театральные постановки, а также в саундтреки кинофильмов и телепрограмм. Это — единственный диск, выпущенный автором в публичный прокат. Более десяти последующих мастер-дисков Юрий Ханон не выпустил в производство.
После 1992 года Юрий Ханон прекратил концертную и публичную деятельность и полностью «ушёл в тень» (по его собственному выражению), ограничиваясь работой в одиночестве над своими партитурами, книгами и картинами. С того момента практически все предложения театральных и кинорежиссёров были отвергнуты, а инициативы известнейших мировых и российских музыкантов-исполнителей остались без последствий и реализации:
«…у меня возникли новые творческие контакты. К ним относится малоизвестный, но, по-моему, очень интересный композитор Юрий Ханин. Он представился как эксцентрик и абсурдист, о чём говорят сами названия его сочинений: „Некий концерт“, „Опера-антракт из одноименного балета“, „Средняя симфония“. Некоторые из них я намерен включить в свой новый компакт-диск под условным названием „Юмор и абсурд в музыке“».
— ( Владимир Ашкенази : «Жизнь без музыки была бы ошибкой», интервью.)
Ни этот диск, ни десятки других проектов, в которых по замыслу организаторов должен был участвовать Юрий Ханон, не состоялись и не имели продолжения. После ухода из публичного пространства единственный концерт, в котором его музыка исполнялась наряду с другими композиторами ( Екимовский , , Жоскен Депре ), состоялся в марте 2000 года в Эрмитажном театре, где с большим резонансом было исполнено сочинение для фортепиано и камерного струнного оркестра «Убогие ноты в двух частях». Впрочем, и в этом событии автор также не участвовал и на концерте лично не присутствовал.
«…Если ввести некий „ коэффициент эстетической полезности“, который показывает, насколько автор способен породить „общий смысл“, переживаемый, однако, тоже и чисто музыкально, — самым высоким сей показатель имел бы Юрий Ханон. Ханон в „Убогих нотах“ естественно мыслит внемузыкальными понятиями — ‘’убожество, бедность, ничтожество’’ — и создает адекватный им музыкальный язык. Никого он не желает рассмешить, а то, что половина зала лежала от смеха, скорее можно объяснить защитной реакцией на эстетический шок».
— ( Борис Филановский , «Насущная пиротехника»)
Ещё одним артефактом конца 1990-х годов стал балет « Средний дуэт » на музыку «Средней Симфонии» Ханона, поставленный балетмейстером Алексеем Ратманским на сцене Мариинского театра в ноябре 1998 года, а затем перенесённый на сцену ГАБТа и Нью-Йорк Сити балета . Дипломант конкурса «Золотая маска», исполнявшийся по всему миру во время гастролей ведущих российских балетных трупп в качестве спектакля или отдельного концертного номера и заслуживший репутацию одного из лучших одноактных балетов России начала XXI века , «Средний дуэт» был снят со всех сцен и запрещён к исполнению спустя десять лет после премьеры.
Литературные работы
В качестве
писателя
эссеиста
и
беллетриста
Юрий Ханон работает с
1983 года
, — примерно такой же срок, как и в
композиции
. Однако, равно как и в своей музыкальной части творчества, он в течение всего этого времени не был занят публичной судьбой своих сочинений. За исключением романа «
Скрябин как лицо
» и одного небольшого рассказа, все свои произведения художественной прозы он писал прямо «в стол» безо всякого расчёта на публикацию и до
2010 года
ни разу не поднимал вопроса о выпуске в тираж.
Его перу принадлежит более сорока небольших рассказов, пять повестей (самые крупные — «Чернеющий на срезе» и «Повесть о той жизни») и роман «Кост-Малламырский синдром», ни одно из этих произведений не опубликовано. Стиль этой прозы — тяжёлый, вязкий и перегруженный словесной игрой, пожалуй, может быть расположен между «
Чевенгуром
»
Платонова
и поздними рассказами
Хармса
. Позднее этот стиль проявился в работе над наследием
Альфонса Алле
— писателя, известного своим
чёрным юмором
и виртуозной словесной игрой. Всего один маленький рассказ
(адаптированный отрывок из романа «Кост-Малламырский синдром») был почти случайным образом опубликован в московском журнале «
Место печати
» (№ 5,
1994
).
В 1993 году по настоянию петербургских издателей Юрий Ханон вёл еженедельную рубрику « обструктивной антимузыкальной критики», в рамках которой опубликовал цикл (более двадцати) статей «Тусклые Беседы», в которых в провокационной и саркастической форме ознакомил читателей с основными положениями своей социальной доктрины ( газета «Сегодня» , С-Петербург, апрель-ноябрь 1993). Через полгода их публикация была прервана. Сегодня практически все эти, а также некоторые другие цикловые статьи представлены на различных Internet-ресурсах.
Первой крупной опубликованной работой стал большой
роман
в псевдо’мемуарах «
Скрябин как лицо
» (издательство «
»
совместно с Центром Средней музыки, С-Петербург,
1995 год
), произведение, практически не имеющее аналогов по своему жанру и форме.
Это очень толстая книга (почти 700 страниц), которую Юрий Ханон опубликовал специально ради создания некоего
прецедента
, в виде элитарного предмета книжного искусства.
И литературный стиль, и язык, и ритм повествования разительно отличается от рассказов и повестей этого автора. Текст романа основан на подробнейших
личных
воспоминаниях
автора, в течение более двадцати лет близко знакомого с композитором
Александром Скрябиным
.
Повествование ведётся от первого лица, тоже
композитора
, который попеременно предстаёт под фамилией Юрий Ханон, ХанонЪ или Ханин. Язык и
стиль
— лёгкий, местами даже нарочито разжиженный, в целом основанный на разговорном и литературном языке первых двух десятилетий
XX века
.
С другой стороны, книга «
Скрябин как лицо
» написана как подробнейший биографический и, отчасти, музыковедческий атлас по жизни и творчеству
Александра Скрябина
(исключая последние шесть лет его жизни). — Отчасти, автор попытался создать некий универсальный справочник по произведениям и событиям жизни известного композитора, написанный в форме лёгкого беллетристического чтения.
Впрочем, лёгкость эта обманчива, поскольку вся книга в целом и многие её страницы полны
психологической
,
философской
и музыкальной аналитики, так или иначе связанной с проблематикой скрябинского наследия.
«…Творчество Скрябина в книге описано самым дотошным образом: Скрябин для Ханина — его alter ego , и потому заподозрить мемуариста в том, что он чего-либо не знал из скрябинской музыки, попросту невозможно. К тому же, будучи превосходным пианистом , он переиграл (причём в публичных концертах !) чуть ли не всё скрябинское наследие. Очевидцы клавирабендов Ханона вспоминают, что игра пианиста впечатляла не только бесподобным техническим уровнем, тонким пониманием всех поворотов скрябинского мышления, но и тем, что он не боялся подправлять великого мастера, „улучшать“ (!) его нотный текст (кстати, об этом говорится и в книге)…»
— ( Виктор Екимовский «Автомонография»)
Особую часть проекта составляет собственно издание книги как предмета книжного искусства. Представляя собой тотальный авторский продукт, книга была издана в стиле дорогих подарочных изданий XIX века , тиражом 2000 обыкновенных экземпляров и ещё более 300 элитных (разделённых на нумерные и именные), в кожаном переплёте (в стиле и по технологии XIX века). Текст, редактура и художественное оформление вплоть до форзацев и обложки полностью выполнены автором. Несмотря на то, что книга очень слабо рекламировалась и плохо распространялась, роман имел большой резонанс в профессиональных кругах и был оценён как «ни на что не похожее» или исключительное произведение, не имеющее аналогов и прецедентов. Немалым образом тому способствовал необычно высокий эстетический уровень издания и внешний облик книги.
«Когда автору удается приложить руку к каждому квадратному миллиметру своей шестисотвосьмидесятистраничной маски, позитивные эмоции и ощущения затмевают вечно сомневающийся разум, и только положительные стороны остаются в поле зрения. Именно так и происходит в случае с книгой Ю.Ханина, выпущенной издательством „Лики России“ в Санкт-Петербурге. Буквально первое, что замечаешь, когда держишь книгу в руках, это её необыкновенная весомость. Понимаешь, что эта книга является предметом искусства, своего рода артефактом, призванным послужить наградой археологам будущего».
— Александр Буров, «Петербургский книжный вестник», рецензия на книгу « Скрябин как лицо »
Следующая книга вышла в свет — только после пятнадцатилетнего перерыва. В 2010 году Центр Средней Музыки совместно с издательством опубликовал ещё один толстый труд из истории музыки: « Эрик Сати , Юрий Ханон. Воспоминания задним числом». Книга объёмом почти в 700 страниц не случайно имеет двух авторов: она написана в провокационной и свободной форме. В неё вошли все литературные произведения, критические статьи, заметки и даже записные книжки Эрика Сати, а также почти все письма, более шестидесяти рисунков и вся его жизнь, от рождения и до смерти. Это первая книга Сати и о Сати , вышедшая на русском языке.
Жанровая форма, а также структура этой книги ещё более сложна и запутана. В отличие от предыдущей работы, язык не поворачивается назвать « » « романом » или мемуарами (пускай, даже и ) — несмотря даже на то, что слово «воспоминания» вынесено в заголовок и на обложку. Написанный в очевидном соавторстве (Сати-Ханон), в итоге, текст книги не принадлежит ни одному из авторов, или сразу двоим одновременно. Рецензенты с трудом подбирают слова, пытаясь как-то охарактеризовать эту книгу: «автор полностью идентифицируется со своим героем , и таким образом возникает новый жанр, объединяющий одновременно научное издание, аналитическое эссе и мистификацию ». :512 Однако эта оценка не вполне верна, поскольку сам автор никого не пытается мистифицировать и прямо объявляет в тексте книги, что «ничто здесь не осталось нетронутым и всё подверглось воздействию его зловредного пальца», и в качестве окончательного штриха цитируя жестокий афоризм самого́ Эрика Сати: «хотя наша информация некорректна, мы за неё не ручаемся». :9 Несколько разрешённых автором (или авторами?) текстов из «Воспоминаний задним числом» можно найти в рубрике .
В 2013 году Центром Средней Музыки и издательством было выпущено ещё одно прецедентное издание — «Юрий Ханон. Альфонс, которого не было». Это первая книга Альфонса Алле и об Алле на русском языке. Наряду с двумя известнейшими и популярными сборниками рассказов французского эксцентричного писателя А. Алле — «Мы не говядина» и «Дважды два почти пять», полностью вошедшими в настоящее издание, в книге представлен ещё один малоизвестный микросборник «Три ботинка», состоящий всего из трёх жёстко- абсурдистских рассказов. Также, в книгу вошли два больших предисловия — «Альфонс который был» и «Альфонс которого не было». Русский текст, в своём роде свободный аналог (или двойник ) острого и едкого французского «языка» Альфонса Алле, — полностью воспроизвёл и составил Юрий Ханон.
Эта книга, равно как и предыдущая, по форме и по сути является не переводом, и даже не адаптацией, а в полной мере соавторской работой, поскольку все тексты (а временами, даже и сюжеты ) Альфонса Алле подверглись глубочайшей переработке, переделке и переосмыслению. Игра слов, свободная и жёсткая, к которой постоянно прибегал в своём творчестве Альфонс Алле, в принципе очень слабо поддаётся переводу на русский язык. Именно потому Юрий Ханон выступил не как переводчик, а как ещё один автор предлагаемого текста, создав, по сути, новый вариант прозы и, как следствие, нового писателя: Альфонса, которого не было. Разумеется, не обошлось и без фирменного авторского эпатажа :
«…B эту книгу…, я повторяю, в эту книгу я вложил всё…,
- …всё что мне до сих пор было известно о тупости и
- о скудоумии…, я повторяю, о скудоумии и тупости…,
- вашей тупости…, мадам, мсье…, и даже мадмуазель.
- А всех остальных я попросил бы не беспокоиться.
- Потому что беспокоиться — поздно». :5
— ( Юрий Ханон, эпиграф из книги «Альфонс которого не было»)
Книга «Альфонс которого не было» стала первой, но отнюдь не последней в русском наследии Альфонса Алле. Тому же тандему авторов, (хотя и с разной степенью участия Альфонса Алле) принадлежат ещё несколько книг, выпущенных нумерованными тиражами в «Центре Средней Музыки», среди которых можно особо отметить: «Три Инвалида» (С-Петербург, 2011), «Ханон Парад Алле» (2011), а также « », «Мы не свинина», «Не бейтесь в истерике » и, пожалуй, основной труд « » (написанный в ранее неизвестном жанре «философской эксцентрики»), который вместил в себя 160 отборно жёстких и жестоких рассказов чёрного цвета и 200 философских эссе, — «как если бы абсурдный человеческий мир в редакции Альфонса Алле предстал с подробными комментариями Фридриха Ницше ». :543 Все эти книги не поступили в свободную продажу, поскольку ещё до издания оранжевой книги «Альфонса» сотрудничество автора с издательством «Лики России» было полностью прекращено.
Некоторые публикации
Юрий Ханон: его книги
- « Скрябин как лицо » (роман, часть первая), 680 с. — С-Петербург, 1995
- « » или книга, которая ни на что не похожа , 840 с. — С-Петербург, 2009
- « » Эрик Сати, Юрий Ханон, 680 с. — С-Петербург, 2010
- « » (сборник сборников), 544 с. — С-Петербург, 2010
- « » (или маленькое открытие), 568 с. — С-Петербург, 2011
- « » (или первая книга не для людей), 648 с. — С-Петербург, 2012
- «Три Инвалида» (животное, человек, инвалид) в трёх томах . — С-Петербург, 2013
- « » (совместно с Л.Латыниным ), 304 стр. — С-Петербург, 2014
- « » Юрий Ханон, Михаил Савояров, 356 стр. — С-Петербург, 2017
Юрий Ханон: его статьи
- « » (Ханин о Скрябине) , журнал «Огонёк» № 50, декабрь 1991. Москва.
- « » (к 120-летию со дня рождения Скрябина) , газета «Смена», С-Петербург, 7 января 1992.
- «Моя маленькая ханинская скрябиниана» (философские тексты А. Н. Скрябина с комментариями) , журнал « Место Печати » № 2 — 1992. Москва.
- « » (Юрий Ханон об Эрике Сати) , «Ле журналь де Санкт-Петербург» № 4 за 1992 г.
- « » (к 121-летию со дня рождения Скрябина) , газета «Смена», С-Петербург, 7 января 1993.
- цикл регулярных статей, Юрий Ханон , газета «Сегодня», С-Петербург, апрель-ноябрь 1993.
- « » (Юрий Ханон и Роман Войтенко о Скрябине) , журнал «Место печати», № 4 — 1993.
- Ю.Ханон, рассказ , журнал «Место печати», № 5 — 1994, Москва.
- Ю.Ханон , статья, журнал «Цветоводство», № 1 — 1995, Москва.
- Ю.Ханон , статья, журнал «Цветоводство», № 2 — 1995, Москва
- Юрий Ханон , журнал «Кактусы и другие сухолюбивые растения», № 3 (29) 2006.
Юрий Ханон: интервью и статьи о нём
- Губин Д. , интервью // журнал Огонёк . 1990 г., № 26, июнь.
- Морозова И. «Юрий Ханин: вектор жить», интервью // . 1990 . № 12, июнь.
- Фохт Н. «Эффект Бетховена в системе водопровода», интервью // Собеседник . 1990 . № 44, октябрь.
- Юсипова Л. «Композитор мысли», статья // Театр . 1990 . № 11, ноябрь.
- Любарская И. «Один из трёх композиторов», интервью // Столица . 1991 . № 11, апрель.
- Максимов М. Ханин — Сати . «Музыка эмбрионов», // Смена . 1991 . 9 мая .
- Шевченко К. , интервью // Смена . 1991 . 13 ноября .
- Кочетова С. «Я занимаюсь провокаторством и обманом», интервью // . 1991 . 2 декабря .
- Абраменко О. «Ханоническое лицо Александра Скрябина», статья // . 1998 . 21 января .
- Юрий Ханон . «Не современная не музыка», первое за двадцать лет // , № 1 — 2011,
Комментарии
- Говоря о лимериках , по всей видимости, Людмила Ковнацкая имеет в виду некую метафору или самый общее значение этого слова: острый афористический жанр абсурда. В конкретном узком смысле Юрий Ханон никогда не прибегал к лимерикам, считая их слишком лёгким, развлекательным жанром.
Примечания
- Юрий Ханон. . (2015). Дата обращения: 6 октября 2023. 24 сентября 2023 года.
- Юрий Ханон. (1993). Дата обращения: 19 сентября 2013. 21 сентября 2013 года.
- ↑ от 21 сентября 2013 на Wayback Machine // Grove’s Dictionary of Music & Musicians 2001 (англ.) ( Музыкальный словарь Гроува )
- ↑ Олег Макаров, интервью: Юрий Ханон: «Не современная Не музыка» , журнал «Современная музыка», № 1-2011, Москва, «Научтехлитиздат», стр.2-12.
- ↑ Владимир Тихонов ( Пак Ноджа ). «Империя белой маски». — Сеул : «Хангёре Синмун», 2003. — 314 с. — ISBN 978-89-8431-109-1 .
- . YouTube.com. Дата обращения: 17 января 2010. 26 июня 2014 года.
- Преображенский К. . Персональный сайт Константина Преображенского (21 марта 2003). Дата обращения: 17 января 2010. 11 марта 2012 года.
- . Мариинский театр. Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 6 июля 2009 года.
- . «Золотая маска», 2000. Дата обращения: 17 января 2010. 1 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 30 августа 2010 года.
- Rockwell J. . The New-York Times (23 ноября 2006). Дата обращения: 17 января 2010. 11 марта 2012 года.
- Поспелов П. . Русский Журнал (10 апреля 2000). Дата обращения: 17 января 2010. 4 марта 2016 года.
- Ханон Ю. . Официальный сайт корейской балетной ассоциации (23 октября 2007). Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 22 июля 2011 года.
- ↑ Boris Yoffe . . — Hofheim: Wolke Verlag, 2014. — С. 512—516. — 648 с. — ISBN 978-3-95593-059-2 . 3 декабря 2017 года.
- ↑ Екимовский В. «Автомонография». — второе. — М. : Музиздат, 2008. — 500 экз. — ISBN 978-5-904082-04-8 .
- В.Е.Смотров . от 15 марта 2023 на Wayback Machine : Эрик Сати . Юрий Ханон . «Воспоминания задним числом» (СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — 680 с.) — СПб.: «Opera Musicologia» (№2(8) за 2011 г.), — стр.108-112.
- Феликс Кохрихт . «Отшельники: Творить в одиночестве». — Одесса. Вести. 8 апреля 2019 г.
- Дмитрий Быков , программа «Один» на «Эхе Москвы» от 1 марта 2020 на Wayback Machine
- от 13 июня 2014 на Wayback Machine : почему учёный закрылся от мира. Сергей Рукшин. — М.: «Аргументы и факты» от 12.12.2012 г.
- ↑ Юрий Ханон,. « Скрябин как лицо ». — СПб. : Центр Средней Музыки & Лики России, 1995. — С. 674—675. — 680 с.
- Ханон Ю. (1995). Дата обращения: 3 октября 2013. 4 октября 2013 года.
- Любарская И. . Энциклопедия отечественного кино (2001). Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 4 мая 2018 года.
- Губин Д. Огонёк , №26 за 1990 г. — стр.26-28 (июнь 1990). Дата обращения: 6 октября 2023. 24 октября 2022 года.
- Лариса Юсипова. Юрий Ханин: «Исходная позиция», журнал «Советский балет» № 1-1991, стр.48-49.
- ↑ Титова Н. . Камелот ТВ-программа on-line (июнь 1990). Дата обращения: 17 января 2010. 16 августа 2011 года.
- . Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 4 апреля 2015 года.
- . Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 5 декабря 2017 года.
- . Гильдия кинокритиков России. Дата обращения: 2 июня 2012. 15 апреля 2012 года.
- Журнал «Спутник кинозрителя» № 9-1989 ISSN 0208-3140 стр.16-17. Лариса Юсипова. «Мужики, стреляю на голос»
- Бруно Монсенжон. « Рихтер . Диалоги. Дневники». (перевод с французского О.Пичугина). — Москва: "Классика-XXI", 2005. — С. 371. — 480 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89817-121-5 .
- « от 6 февраля 2020 на Wayback Machine » (Ханон — Сати), интервью с Максимом Максимовым . — Ленинград: газета «Смена», 9 мая 1991 г.
- Юрий Ханон . Из текста аннотации к диску фирмы «Olympia» OCD-284, England , London , 1992. (англ.)
- // Владимир Ашкенази : «Жизнь без музыки была бы ошибкой», интервью Коммерсантъ-Daily (газета «Коммерсантъ» № 51 (1233) от 12 апреля 1997 г.)
- Борис Филановский , «Русский журнал», 24 Марта 2000 г. // Б.Филановский, рецензия на концерт в Эрмитажном театре, 24 марта 2000 г.
- . . «Русский журнал» (24 марта 2000). Дата обращения: 13 июля 2010. Архивировано из 23 апреля 2013 года.
- Татьяна Кузнецова. . КоммерсантЪ (10 апреля 2000). Дата обращения: 13 апреля 2012. 4 марта 2016 года.
- Ханон Ю. (1993). Дата обращения: 19 сентября 2013. 21 сентября 2013 года.
- Ханон Ю. (1993). Дата обращения: 19 сентября 2013. 21 сентября 2013 года.
- Ханон Ю. (1993). Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 22 ноября 2007 года.
- Ханон Ю. (1993). Дата обращения: 19 сентября 2013. 21 сентября 2013 года.
- от 9 августа 2019 на Wayback Machine // Юрий Ханон, «Тусклая беседа» № 11
- от 22 марта 2017 на Wayback Machine // Юрий Ханон, «Тусклая беседа» № 18
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Юрий Ханон, «Тусклые беседы» № 1-10
- . Дата обращения: 17 января 2010. 15 октября 2009 года.
- ↑ Ольга Абраменко . «Ханоническое лицо Александра Скрябина», статья // газета «Час пик», С-Петербург, 21 января 1998 г.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Книга «Скрябин как лицо», рецензия
- . издательство «Лики России» (2010). Дата обращения: 13 января 2011. 3 марта 2012 года.
- Эрик Сати , Юрий Ханон,. « ». — СПб. : Центр Средней Музыки & издательство Лики России, 2010. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8 .
- Юрий Ханон, Альфонс Алле. . издательство "Лики России" (23 мая 2013). Дата обращения: 25 мая 2013. Архивировано из 27 сентября 2013 года.
- ↑ Юрий Ханон. « Альфонс , которого не было». — СПб. : Центр Средней Музыки & Лики России, 2013. — 544 с.
- Юрий Ханон: «Не современная Не музыка» , Олег Макаров, интервью, журнал «Современная музыка», № 1-2011, Москва, «Научтехлитиздат», стр.8-10.
- Юрий Ханон «Лобзанья пантер и гиен» (журнал «Огонёк»)
- // Журнал «Место печати» 1992 № 1-2
- от 1 сентября 2011 на Wayback Machine // Юрий Ханон «Тусклая беседа № 1»
- // Журнал «Место печати» 1993 № 4
- // Журнал «Место печати» 1994 № 5
Ссылки
- (из книги Владимира Тихонова «Империя белой маски»)
- (из книги Бориса Йоффе «Im Fluss des Symphonischen»)
- (обновлённая рецензия на книгу в журнале петербургской консерватории «Opera Musicologia» №2 за 2011 г.)
- Светланы Захаровой и Андрея Меркурьева
- (интервью журналу «Хаксли», 17 февраля 2020)
- (интервью с Н. Солодниковым , программа « » , 14 октября 2021)
- 2020-09-29
- 1