Поликуровский мемориал
- 1 year ago
- 0
- 0
Махатма Мориа ( англ. Morya ) — в теософии и Агни-Йоге (также Владыка Мориа , Морья, Мория, Владыка М., Махатма М., М. М.) — один из «Учителей Мудрости», в Учение вознесённых владык (под именем Эль Мория ) — один из «Вознесённых Владык».
Первые упоминания о Махатме Мории принадлежат Елене Петровне Блаватской . По её заявлениям, Кут Хуми Лал Синг и Махатма Мория помогли ей основать Теософское общество . Внешность Махатмы Мориа и личные встречи с ним были описаны в деталях различными теософами.
Современная историческая наука отмечает, что не имеется достаточных доказательств существования Учителей Блаватской . Также отсутствуют надёжные материальные свидетельства и несомненные факты, которые, по крайней мере, могли бы подтвердить существование людей, послуживших прообразами теософских махатм.
Елена Блаватская писала, что махатмы Мориа и Кут Хуми тесно сотрудничали с ней в работе над её двумя трудами « Тайная доктрина — синтез науки, философии и религии » и « Разоблачённая Изида ».
Блаватская утверждала, что Махатма Мориа с детства являлся ей в снах и видениях, и что 12 августа 1851 года , в день её двадцатилетия, в Гайд-парке ( Лондон ) состоялась их первая встреча. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передаёт подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему « требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять », а также, что « ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи » .
С 1852 по ок. 1854 год Блаватская провела в Индии. В своей книге « Из пещер и дебрей Индостана » Блаватская в литературной форме описала путешествия по Индии со своим Учителем, которого в книге она называет Такур Гулаб-Сингом .
«Письма Махатм» представляют собой переписку двух Махатм с А. П. Синнетом , редактором индийской газеты «Пионер» и А. О. Хьюмом , орнитологом , высокопоставленным чиновником английской администрации в Индии. Переписка началась в 1880 году и продолжалась около пяти лет. Позже письма были собраны и изданы Тревором Баркером в 1923 году, уже после смерти Синнета, который по определённым причинам был против публикации переписки.
Хотя многие участники Теософского общества в девятнадцатом веке описывали свои встречи с Махатмой Мориа и другими Махатмами, само их существование большинство лиц и организаций (в их числе — Лондонское Общество психических исследований ) подвергали сомнению даже в те времена.
Критики отмечают, что имеется мало доказательств того, что Учителя Блаватской когда-либо существовали .
Историк эзотеризма утверждает, что «Учителя», о которых писала Блаватская и чьи письма представила, в действительности являются идеализациями тех людей, которые были её менторами . Джонсон заявляет, что «Учитель Мориа» — это Махараджа Ранбир Сингх из Кашмира, который был самым влиятельным королевским покровителем Теософского Общества. Махараджа Сингх умер в 1885 году .
Вместе с тем сестра Блаватской Вера Желиховская , со ссылкой на «Boston Courier» от 18 июля 1886 года , приводит следующее мнение семидесяти учёных- пандитов из Негапатама по поводу отчёта Лондонского Общества психических исследований, поставившего под сомнение существование Махатм:
«Мы, нижеподписавшиеся, были несказанно удивлены, прочитав „Отчет Психического Лондонского Общества“ о теософии. Смеем заявить, что существование Махатм, — иначе Садху, никоим образом не измышлено ни г-жей Блаватской и никем другим. Наши прапрадеды, жившие и умершие задолго до рождения m-me Blavatsky, имели полную веру в их существование и психические силы, знали их и видели. И в настоящие времена есть много лиц в Индии, не имеющих ничего общего с Теософическим Обществом, находящихся в постоянных сношениях с этими высшими существами (Superior Beings). Мы владеем многими средствами для доказательства этих достоверных фактов; но нет у нас ни времени, ни охоты доказывать это европейцам…» [ неавторитетный источник ]
Поскольку контакты с Учителем Мориа во время жизни Блаватской были не только у неё одной, то после её смерти люди, занятые в теософском движении, продолжали заявлять, что они встречают Учителя или получают от него послания. В их числе были Уильям Куан Джадж , лидер Американской секции Теософского Общества, и Анни Безант , глава Европейской секции.
Источниковая база Живой Этики та же, что и « Тайной доктрины » Блаватской , переводчиком которой на русский язык была Е. И. Рерих . По утверждению его создателей, учение Живой Этики возникло в процессе общения между Н. К. и Е. И. Рерих и «Великим Учителем», известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории . Это общение продолжалось в 1920—1940 годы . Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией Рерихов, до настоящего времени также остаётся спорным . Из дневниковых записей Е. И. Рерих следует, что на первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо , дальнейшие записи были получены путём яснослышания , которым, по её собственному утверждению, обладала Е. И. Рерих. Впоследствии она уверяла, что сама не пользовалась автоматическим письмом для контактов с Великим Учителем . Основу учения Агни-Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Е. И. Рерих как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 году.
Дневники Елены Рерих — это хроника её общения с Махатмой Мориа, или Великим Владыкой: информация, полученная путём яснослышания, ответы на вопросы, видения и комментарии происходящего . Рерих считала себя ясновидящей и яснослышащей , однако не считала это медиумизмом и в письмах писала:
«Из книг Учения Вы можете видеть, насколько Владыка М. предупреждает против всякой магии и в каких сильных выражениях Владыка говорит против медиумизма и всяких насильственных механических приемов для открытия центров, рекомендуемых безответственными псевдооккультными школами. Там, где Владыка М., там нет ни механических приемов, ни магических знаков.»
Мнение почитателей Агни Йоги о контактах Елены Блаватской с Учителями нашло отражение в некоторых современных философских изданиях России. Так, д.ф.н. , ответственный секретарь Международного центра Рерихов, в статье «Краткого философского словаря» сообщает:
Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины .
Словарь «Русская философия» в статье о Е. П. Блаватской авторства сторонницы учения «Живой Этики» к.ф.н. даёт следующую трактовку сотрудничества Махатмы Мория с Е. П. Блаватской:
В 1851 г. в Лондоне произошла встреча Блаватской с её Учителем Махатмой Мориа, потомком властителей Пенджаба в Индии … <…> По поручению Махатм Б.[лаватская] была первым вестником сокровенного знания на Западе .
Учение Вознесённых Владык ведет свои корни из теософии, а «Вознесенные Владыки» — это те, кого теософы называют «Учителями Мудрости», веря в их существование . Учение зародилось в 1930 году , когда , по его утверждению, неожиданно встретился на горе Шаста с человеком, представившимся ему графом Сен-Жерменом , одним из Учителей, которые были представлены миру теософией после ухода Елены Блаватской . Как утверждал Баллард, Сен-Жермен сообщил ему, что принадлежит Братству Вознесенных Владык, которое среди других также включает Иисуса , Будду , Майтрейю и Эль Морию. Учения, переданные Сен-Жерменом Балларду, стали основой . Они были изданы Баллардом под псевдонимом Годфри Рэй Кинг в таких работах, как « Открытые тайны », « Магическое присутствие » и « Беседы о Я ЕСМЬ »
Считается, что Эль Мория играл важную роль и в других организациях, связанных с Учением Вознесенных Владык (в котором Эль Мория известен также как «Чохан Первого Луча»), основанным на работах Балларда. Джеральдин Иносэнт ( ), основавшая «Мост К Свободе» ( ), утверждала, что получала послания от Эль Мории (первоначально они публиковались от имени Томаса Принца — Thomas Printz) ; Элизабет Профет заявляли, что Эль Мория призвал их основать «Саммит Лайтхаус» ( ) .
и