«Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия
. Ещё до премьеры, в 1936 году, на основе музыки балета Прокофьев написал две оркестровые сюиты, к которым в 1946 году добавил третью. Оркестровые сюиты, которые носят одинаковое название — «Ромео и Джульетта», относятся к числу самых популярных сочинений композитора.
История
В сотрудничестве с режиссёром
Сергеем Радловым
и драматургом
Адрианом Пиотровским
, Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 году. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. В начале 1936 года
«Правда»
осудила два произведения
Дмитрия Шостаковича
в статьях «
Сумбур вместо музыки
» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали композиторов и изменили творческую атмосферу в Советском Союзе. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец.
Премьера состоялась через несколько лет. Изначальный договор с Кировским театром выполнен не был, и заказ на балет перешёл к
Большому театру
, который тоже отменил постановку после кампании 1936 года. В конце концов, премьера состоялась за границей в декабре 1938 года, в
Брно
в отсутствие композитора. Балетмейстер
Леонид Лавровский
поставил советскую премьеру в январе 1940 года после грандиозного успеха постановки в Брно. Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский значительно изменил
партитуру
балета. Спектакль был удостоен
Сталинской премии
.
«В конце декабря (1934 года) я вернулся в Ленинград специально для переговоров с Кировским театром. Я высказал своё желание найти лирический сюжет для балета… Начали перебирать сюжеты:
Пиотровский
назвал «Пеллеаса и Мелизанду», «Тристана и Изольду», «Ромео и Джульетту». В последний сюжет я сразу «вцепился» - лучше не найти! Уговорились, что либретто будут делать
Пиотровский
,
Радлов
и я (С.П.). В качестве постановщика было решено привлечь бывшего ученика Радлова –
Ростислава Захарова
… Договор с Кировским театром всё же не заключили… Я приехал в Москву, и
Голованов
, бывший тогда главным дирижёром Большого театра, сказал, что если дело идёт о «Ромео», Большой театр сразу заключит со мной договор. Договор был подписан летом 1935 года. Театр предоставил мне возможность работать над балетом в доме отдыха Большого театра «Поленово», где я почти закончил балет, используя частично темы, сочиненные весной. Осенью в театре состоялось прослушивание этого балета. Он не имел успеха… Балет в то время поставлен не был… В Кировском же театре балет был поставлен в 1939 (1940) году.
Р. Захаров
отпал после того, как балет был отклонен Большим театром.
Лавровский
же во время постановки балета в Ленинграде много чего прибавил к тому, что было выдумано до него. Впоследствии я счёл нужным включить его в соавторы либретто.»
Балет в редакции Лавровского ставился в Москве в 1946 году, в Большом театре. В 1955 году
Мосфильм
снял сокращённую киноверсию балета. Другие балетмейстеры, такие как
Джон Крэнко
в 1962 году,
Кеннет Макмиллан
(Kenneth MacMillan) в 1965 году, и
Рудольф Нуреев
в 1972 году, со временем создали новые постановки балета.
В июле 2008 года состоялась премьера изначальной авторской редакции 1935 года. Премьера прошла на музыкальном фестивале
Колледжа Бард
(
англ.
Bard Music Festival) в
Нью-Йорке
, США. Балетмейстером был Марк Моррис (Mark Morris). Эта постановка возродила состав, драматическую структуру и счастливый конец партитуры Прокофьева, которая раньше была неизвестна. После нью-йоркской премьеры возрождённый балет в рамках гастрольного турне был показан в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго.
[
источник не указан 1737 дней
]
История постановки
Осенью
1938 года
дирекция
Кировского театра
предложила Леониду Лавровскому ознакомиться с уже законченным
клавиром
балета «Ромео и Джульетта», написанного Прокофьевым. Из воспоминаний самого балетмейстера, это предложение он встретил с огромным волнением… и процитировал слова
Виктора Гюго
:
«Шекспир — это жизнь и смерть, холод и жар, ангел и демон, земля и небо, мелодия и гармония, дух и плоть, великое и малое… но всегда истина».
О своей работе в 1938 году
Леонид Лавровский
написал так:
В создании хореографического образа спектакля я шёл от идеи противопоставления мира средневековья миру Возрождения, столкновения двух систем мышления, культуры, миропонимания. Это и определило архитектонику и композицию спектакля. Необходимо было поставить перед композитором вопрос о ряде изменений в музыкальной структуре балета, и переделать либретто. В результате большой совместной работы, появилась музыкально-драматургическая канва спектакля… Танцы Меркуцио в спектакле были построены на элементах народного танца — это так соответствовало его натуре жизнелюбца, весельчака и завсегдатая народных празднеств. Для танца на балу у Капулетти я воспользовался описанием подлинного английского танца
XVI века
, так называемого
«Танца с подушечкой»
… Решение финала спектакля стало таким: Ромео спешит на кладбище к мёртвой Джульетте не для прощания, а для встречи с ней. Одной из самых больших трудностей оказалось соединение картин балета. Возникало серьёзное опасение распада спектакля на ряд эпизодов и картин. Они были соединены лишь музыкальными антрактами, не создающих единства драматургии, но которые, в процессе постановки были использованы как связующее звено танцевальных интермедий между отдельными картинами.
—
Леонид Лавровский
По словам
Львова-Анохина
, готовясь к постановке спектакля,
Леонид Лавровский
изучал произведения мастеров раннего итальянского
Возрождения
в
Эрмитаже
. Читая средневековые романы, он нашёл материал по танцам эпохи, так и родился знаменитый
«Танец с подушками»
.
15 декабря
1956 года
Лавровский читал лекцию, под названием
«Творческий путь Галины Улановой»
в центральном лектории. Так он описывал сцены из спектакля:
В сцене последней встречи
Ромео и Джульетты
восходит солнце, поёт жаворонок, напоминающий о наступлении утра и о том, что
Ромео
должен покинуть Верону, расстаться с
Джульеттой
. Но в музыке Прокофьева мы не слышим никакого намёка на утро, на нежный пробуждающий день. В оркестре звучит
бас-кларнет
и
фагот
, которые отнюдь не передают пение жаворонка. Репетиция „пошла“, когда артистам удалось увидеть сцену „глазами Прокофьева“, они поняли, что композитору важно было обрисовать не „утро“ и не „жаворонка“, а ощущение тревоги, горечи, любви и боли разлуки.
Постановщику спектакля Лавровскому удалось создать ярко темпераментный, драматически напряжённый, богатый живописными возможностями и содержательный спектакль на сцене театра им. Кирова. Драматургия балета, как и драматургия оперы имеет свои особые законы. В либретто „Ромео и Джульетты“ сценаристов трое: Л. Лавровский, С. Прокофьев и С. Радлов. В данном отношении было не всё ладно, были сцены, неоправданные драматургически и музыкально. Поэтому некоторые эпизоды были решены кинематографично. Таким образом, первые препятствия, которые пришлось преодолеть Лавровскому были драматургического порядка. Музыка Прокофьева, впервые показанная в виде двух оркестровых сюит, пленила слушателей своей рельефностью портретно-симфонических характеристик и инструментальной изобретательностью. Скерциозный эпизод Джульетты-девочки, до-минорный траурный марш — все эти куски первоклассной музыки, разумеется вошли и в сценическую редакцию балетной партитуры, но их оказалось слишком мало, поэтому целые фрагменты пришлось повторять по нескольку раз.
Замечательный балетный дирижёр
Юрий Файер
так описывал постановку
:
По партитуре „Ромео и Джульетта“ — балет в четырёх действиях и девяти картинах. В Постановке Лавровского балет идёт в трёх действиях, тринадцати картинах с прологом и эпилогом. Балет демонстрирует нам удивительную последовательность и непрерывность музыкально-драматического развития при необычайной краткости большинства отдельных номеров: число их равно пятидесяти двум!.
Дуэты, сцены, объяснения Ромео и Джульетты проходят уединенно, вдали от чужого и враждебного мира. Даже в картине бала опускается занавес, который словно отрезает влюблённых от окружающей среды, они остаются одни. Из всех богатейших средств выразительности балета, Лавровский выбрал приёмы, наиболее близкие к законам естественной выразительности, соединив танец с драматической пантомимой, с тонким психологическим рисунком ролей.
Структура
Картина
№
Название
Обозначение темпов
Примечания
1
Вступление
Andante assai
при закрытом занавесе
Действие I
Картина 1
2
Ромео
Andante
3
Улица просыпается
Allegretto
4
Утренний танец
Allegro
5
Ссора
Allegro brusco
6
Бой
Presto
7
Приказ герцога
Andante
8
Интерлюдия
Andante pomposo (L’istesso tempo)
Картина 2
9
Приготовление к балу (Джульетта и Кормилица)
Andante assai. Scherzando
10
Джульетта-девочка
Vivace
11
Съезд гостей (Менуэт)
Assai moderato
12
Маски (Ромео, Меркуцио и Бенволио в масках)
Andante marciale
13
Танец рыцарей
Allegro pesante (главная тема)
Poco più tranquillo (вторая тема Джульетты и Париса)
В середине оркестрового вступления занавес раздвигается, открывая зрителям трехстворчатую картину-триптих: справа — Ромео, слева — Джульетта, в центре — Лоренцо. Это эпиграф к спектаклю.
Оркестровые сюиты
В 1936 году, ещё до первой постановки балета, Прокофьев написал две семичастные оркестровые сюиты на его музыку.
Первая сюита
, op. 64 bis:
Народный танец
Сцена (Улица просыпается)
Мадригал
Менуэт (Съезд гостей)
Маски
Ромео и Джульетта (Сцена у балкона. Любовный танец)
Гибель Тибальда (часть скомпонована из музыки № 6, 33, 35, 36)
Премьера сюиты состоялась 24 ноября 1936 г. в Москве с оркестром под управлением Г. Себастьяна. Примерная продолжительность сюиты — 27 минут.
Вторая сюита
, op. 64 ter:
Монтекки и Капулетти (Приказ Герцога. Танец рыцарей)
Джульетта-девочка
Патер Лоренцо (Ромео у патера Лоренцо)
Танец (Танец пяти пар)
Ромео и Джульетта перед разлукой
Танец антильских девушек (др. название: Танец девушек с лилиями)
Ромео у могилы Джульетты (Похороны Джульетты)
Премьера сюиты состоялась 15 апреля 1937 г. в Ленинграде с оркестром под управленим автора. Примерная продолжительность сюиты — 30 минут.
В 1946 году Прокофьев написал
третью сюиту
на музыку балета, op. 101:
Ромео у фонтана (Вступление. Ромео)
Утренний танец
Джульетта (Вариация Джульетты. Джульетта у патера Лоренцо)
Кормилица (Приготовление к балу. Кормилица)
Утренняя серенада
Смерть Джульетты
Премьера сюиты состоялась 8 марта 1946 г. в Москве с оркестром под управлением В. Дегтяренко.
Фортепианная сюита
В 1937 году, ещё до первой постановки балета, Прокофьев написал фортепианную сюиту из его музыки. В том же году она впервые прозвучала в исполнении автора. Сюита была опубликована в 1938 году под названием «Ромео и Джульетта. Десять пьес для фортепиано, op. 75»:
Народный танец
Сцена
Менуэт
Джульетта-девочка
Маски
Монтекки и Капулетти
Патер Лоренцо
Меркуцио
Танец антильских девушек
Ромео и Джульетта перед разлукой
Премьера в Чехословакии
Премьера
балета в сокращении (на музыку первой и второй оркестровых сюит) прошла
30 декабря
1938 года
в Национальном театре в
Брно
Балет в 1 акте, балетмейстер-постановщик Иво Ваня Псота, художник-постановщик В. Скрушный, дирижёр К. Арнольди. Либретто: А. И. Пиотровский, С. С. Прокофьев, С. Э. Радлов. Художник В. Скрушный.
Новая постановка — балет в 3 актах 18 картинах с прологом и эпилогом, либретто Лавровского, Прокофьева и Радлова в редакции Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик
Юрий Григорович
, художник-постановщик
Симон Вирсаладзе
, дирижёр-постановщик
Альгис Жюрайтис
Тибальт
—
Александр Годунов
, (затем Леонид Козлов, Алексей Лазарев,
Александр Ветров
, Сергей Соловьёв, Марк Перетокин, Ирек Мухамедов, Илья Рыжаков)
Меркуцио
— Михаил Цивин, (затем Владимир Деревяннко,
Виктор Барыкин
, Михаил Шарков, Андрей Буравцев, Владимир Бубнов,
Николай Цискаридзе
, Александр Петухов)
21 апреля
2010 года
— новая редакция в 2 действиях, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Андрей Аниханов
Действующие лица
Джульетта
— Анна Никулина, (затем
Нина Капцова
, Екатерина Крысанова)
Ромео
— Александр Волчков, (затем
Артём Овчаренко
, Руслан Скворцов)
Тибальт
— Михаил Лобухин, (затем Юрий Баранов, Павел Дмитриченко)
1962
— , балетмейстер-постановщик Н. С. Тугелов, художник-постановщик А. Арефьев, дирижёр-постановщик А. Джумахматов; Ромео — Уран Сарбагишев, Джульетта — Бибисара Бейшеналиева
21 апреля
1976
—
Ленинградский Малый театр оперы и балета
, балетмейстер и художник-постановщик Олег Виноградов, дирижёр-постановщик П. А. Бубельников; Ромео — Никита Долгушин, Джульетта — Е. Г. Алканова, Тибальт — П. О. Сталинский, Меркуцио — А. П. Евдокимов
Балет в 3 актах 18 картинах с прологом и эпилогом, либретто Лавровского, Прокофьева и Радлова в редакции Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик
Симон Вирсаладзе
, дирижёр-постановщик
Альгис Жюрайтис
3 апреля
1981
—
Московский классический балет
, под названием «Повесть о Ромео и Джульетте», балетмейстеры-постановщики Наталья Касаткина и Владимир Василёв, художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили, дирижёр-постановщик А. В. Виноградов; Ромео — Станислав Исаев, Джульетта — Маргарита Перкун-Бебезичи, Тибальд — Ирек Мухамедов, Меркуцио — Александр Горбацевич
1981
—
Екатеринбургский театр оперы и балета
, под названием «Повесть о Ромео и Джульетте», балетмейстеры-постановщики Наталья Касаткина и Владимир Василёв, художник-постановщик Иосиф Сумбаташвили
1988 — Государственный академический Большой театр оперы и балета БССР, балетмейстер-постановщик — Валентин Елизарьев, художник Э. Гейдебрехт, дирижёр Г. Проваторов
8 декабря
1988
—
Ленинградский Малый театр оперы и балета
, балетмейстер-постановщик Николай Боярчиков, художник-постановщик Р. Н. Иванов, художник по костюмам И. В. Сафронова, дирижёр-постановщик П. А. Бубельников; Ромео — Валерий Аджамов, Джульетта — Регина Кузьмичёва, Тибальт — Олег Ужинский, Меркуцио — Геннадий Судаков
20 апреля
1999
—
Кремлёвский балет
, в 2 актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Владимир Понькин; Ромео —
Юрий Клевцов
, Джульетта — Наталья Балахничёва, Тибальд —
Валерий Лантратов
, Меркуцио — Вадим Кременский
28 ноября
2000
—
Краснодарский театр балета
, в 2 актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик
Александр Лавренюк
; Ромео — Инь Даюн, Джульетта — Елена Князькова, Тибальд — Сергей Баранников, Меркуцио — А. Кондратюк
9 июля
2004
— , в 2 актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Владимир Рылов
25 октября
2004
—
Башкирский театр оперы и балета
, балетмейстер-постановщик Шамиль Терегулов, художник-постановщик
Дмитрий Чербаджи
, дирижёр-постановщик Р. Лютер; Ромео — Ильдар Маняпов, Джульетта — Гюльсина Мавлюкасова, Меркуцио — Дмитрий Кожемякин, Тибальд — Денис Зайнтдинов
8 июля
2005
—
Красноярский театр оперы и балета
, балетмейстер-постановщик Сергей Бобров, художник-постановщик
Дмитрий Чербаджи
, дирижёр-постановщик А. П. Чепурной; Ромео — А. Асиньяров, Джульетта — Анна Ребецкая, Тибальд — Дмитрий Зыков, Меркуцио — Аркидий Зинов.
Номинант Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» (2006) в трех номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая работа хореографа» (Сергей Бобров) и «Лучшая женская роль в балете» (Анна Ребецкая в партии Джульетты).
В 2 актах, балетмейстер-постановщик
Константин Иванов
, художник-постановщик Борис Голодницкий, дирижёр-постановщик Михаил Адамович; Ромео — Константин Иванов, Джульетта — Мария Максимова, Меркуцио — Александр Зверев, Тибальт — Александр Самохвалов, Бенволио — Константин Коротков
9 июля
2008
— (Сеул), в 2 актах, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, сценография и костюмы Симона Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Александр Лавренюк
1983
— « » / Romeo and Juliet on Ice (США) Фильм-балет на льду на музыку С. Прокофьева. Режиссёр
. В ролях:
Ромео
—
Брайан Покар
,
Джульетта
—
Дороти Хэмилл
на
YouTube
—
фильм-балет
. Галина Уланова, Юрий Жданов, Сергей Корень, Александр Лапаури, Александр Радунский. Сценарист Леонид Лавровский, режиссёр Лео Арнштам, операторы И. Чен и А. Шеленков
на
YouTube
— ГАБТ, Н.Бесмертнова, М. Лавровский (8 частей)