Метафизика (Аристотель)
- 1 year ago
- 0
- 0
Эта статья тематически связана с вики-проектом «Астрономия» , цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с астрономией . Вы можете , а также присоединиться к проекту , принять участие в его обсуждении и поработать над требуемыми статьями .
Статью ещё никто не оценил по шкале оценок проекта |
Статья
«Аристотель»
входит в
общий для всех языковых разделов Википедии
расширенный список необходимых статей
.
Её развитие вплоть до статуса избранной является важным направлением работы русского раздела Википедии. Вы можете посетить страницу проекта «Мириада» , который занимается улучшением наиболее важных статей Википедии , и, при желании, присоединиться к нему. |
Статья
«Аристотель»
входит в
общий для всех языковых разделов Википедии
список необходимых статей
.
Её развитие вплоть до статуса избранной является важным направлением работы Русской Википедии. |
Проект «Философия» (уровень 2, важность для проекта высшая) Эта статья тематически связана с вики-проектом «Философия» , цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с философией . Вы можете , а также присоединиться к проекту , принять участие в его обсуждении и поработать над требуемыми статьями . Уровень статьи по шкале оценок проекта : развитая
Важность статьи для проекта « Философия »: высшая |
Проект «Механика» (уровень 3, важность для проекта высокая) Эта статья тематически связана с вики-проектом «Механика» , цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с Механика . Вы можете , а также присоединиться к проекту , принять участие в его . |
«…Аристотель был долговязым, лысоватым, с маленькими глазками. Может быть, чтобы компенсировать неприглядную внешность, он старался одеваться и причесываться как щеголь. Пальцы украшало множество колец…»
источник: — Эта реплика добавлена с IP 193.17.208.228 ( )
«С той же целью Александр подарил ему сумму в 800000 талантов (около 2 мил. руб.)» — по какому это курсу? талант/рубль? :)
91.122.12.186 17:30, 3 января 2008 (UTC) Григорий
Слишком ПРО Аристотелевская статья. Типа Платон - лох, Аристотель - рулез. Вопрос Платон vs. Аристотель стоял на протяжении всей истории человечества и стоит до сих пор. Низзя в конце писать, что детские взгляды Платона сменились зрелыми и адекватными Аристотеля. 217.255.81.250 22:55, 27 марта 2008 (UTC) Leitungsband
Статья изобилует неэнцеклопедичными суждениями (статья про человека, де-факто основавшего Логику (науку объективности)!). Несколько характерных примеров (жирным шрифтом выделяю для наглядности) - "С каким уменьем Аристотель выполнил свою задачу — об этом свидетельствует благородный дух его воспитанника,
величие
его политических замыслов и подвигов, щедрость, с которою он покровительствовал наукам и искусствам и, наконец, его стремления связать победу греческой культуры с успехами своего оружия. И если мы примем во внимание, что прямое влияние Аристотеля на Александра могло продолжаться не более трёх или четырёх лет, что
до того и после того молодой наследник был окружён двором, где грубость нравов, придворные интриги, доходившие до заговоров и убийств
(ГДЕ ФАКТЫ? - прим. моё), и весь строй жизни,
чуждый всякой человечности
(!!! - прим. моё), служили непроницаемым оплотом против всякой живой мысли и свободного проявления
человеческих чувств
, то
мы поймём
, до чего
животворно и благодетельно было влияние великого философа.
(ЭТО ВОПИЮЩЕ...)"
"Обвинение в безбожии, вечно повторяемое против людей мысли их противниками, потому что о
но доступно невежественной массе и всегда находит себе в нём сочувствие
, было предъявлено и против Аристотеля." Тут конечно из автора рельефно выпирает кричащий СУБЪЕКТИВИЗМ.
"Противники страшились его речи, всегда ловкой (ПРИМЕР РЕЧИ?) и логичной (ПРИМЕР), всегда остроумной (ПРИМЕР), подчас саркастической (ПРИМЕР), что, конечно, добавило ему немало врагов"
"Но если от скудных и не всегда беспристрастных биографических сведений мы обратимся к сочинениям Аристотеля, то увидим человека с глубокой, искренней любовью к правде , ясным пониманием действительности со всеми её реальными отношениями, неутомимым рвением к собиранию фактических знаний и вместе с тем с изумительным (У МЕНЯ УЖЕ КОНЧАЮТСЯ СЛОВА) даром систематизации и плодотворного распределения материала. По всему складу своего ума и способностей он является трезвым, спокойным мыслителем, чуждым фантастических увлечений Платона (ЭТО ПРОСТО НЕМЫСЛИМО!!! ВЫНОСЯТСЯ СУЖДЕНИЯ ДАЖЕ О ПЛАТОНЕ!!!). В нём греческая философия совершила свой переход от идеальной восторженности юношеской эпохи к трезвой рассудительности зрелого возраста." - АВТОР ВООБЩЕ ПРОВЕЛ МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ С СОБСТВЕННЫМИ КВАЗИВЫВОДАМИ...
нет дальше сил ужасаться... Простите за столь истеричный тон, но я действительно в шоке. Tiran2010 19:20, 9 июля 2008 (UTC)
Сбор источников для улучшения статьи окончен и изучен. В ближайшие дни начинаю правки. Tiran2010 17:40, 13 июля 2008 (UTC)
"Аристотель не дал правильного решения проблемы перехода от ощущения к мышлению, потому что от материалистических основ своей теории познания он отступает к идеализму , признавая источником мышления «разумную душу», якобы зависимую от тела."
Возможно стоит убрать или хотя бы переделать в более нейтральном тоне -- 16:16, 2 мая 2009 (UTC) Saishi
Уважаемый коллега, в литературе об Аристотеле можно встретить как "бытие", так и "сущее", но правильным переводом является именно "сущее":
в) Аристотелевская формулировка вопроса
Потому Аристотель был совершенно прав, понимая [первую философию] как науку об 'ov ' 'ov**.
** Сущем как сущем (греч.).
Если
148
переводить это дословно, то вопрос направлен здесь не на «бытие», но на «сущее», а именно — на «сущее как сущее», или, как мы обычно говорим, - - на «сущее как таковое».
-- Гартман Н. . С. 148 -- 149. Humanitarian& 12:14, 9 декабря 2011 (UTC)
Коллега, это не более чем распространённая ошибка (неточность), и проверять лучше в греческо-русском словаре, исходя из греческого оригинала текста Аристотеля. Humanitarian& 12:25, 9 декабря 2011 (UTC)
Пожалуйста, наберите в Гугле оба варианта, и Вы сможете убедиться, что они оба являются распространёнными и уже устоявшимися, однако вполне корректен из них только один -- "сущее". Humanitarian& 12:36, 9 декабря 2011 (UTC)
Вот Вам ссылка на материалы научной конференции 2000 г.: . Humanitarian& 12:57, 9 декабря 2011 (UTC)
1)Онтологию не нужно было бы "превращать" из учения о бытии в учение о сущем, если бы кто-то когда-то не "превратил" её в учение о бытии, которым она, строго говоря, не являлась и не является. "Учение о сущем" -- прежде всего, буквальный перевод слова онтология:
др.-греч. ὄν род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука. То, что и по смыслу онтология -- это, в первую очередь, наука именно о сущем, также можно обосновать, хотя это потребует некоторого труда.
2)Почему бы не судить об Аристотеле по Гартману, если он неплохо разбирался в философии Аристотеля?
3)Вы пишете: "
То, что метафизика у Аристотеля изучает "сущее поскольку оно - сущее, и его атрибуты сами по себе", ещё не превращает... учение Аристотеля... в учение о сущем
". Но онтология Аристотеля ничего, кроме сущего и его атрибутов, не изучает. Поэтому нужно признать, что она является именно учением о сущем.
Humanitarian&
18:41, 9 декабря 2011 (UTC)
1)
Доброхотов
, автор статьи об онтологии в Новой философской энциклопедии -- известный
советский
философ. Советская философия, как известно, была марксистской. А в марксизме понятия бытия и сущего практически не различались, то и другое обозначалось словом "бытие", термин "сущее" не использовался ("В марксистско-ленинской философии понятие С. не употребляется" -- статья "Сущее" в Советском философском словаре, 1974 г. --
).
2) а) Я почему-то верю в беспристрастность Гартмана в этом вопросе;
б) я думаю, что
любой
философ исходит из взглядов, свойственных тому философскому направлению, представителем которого он является, это относится в том числе и к историкам философии, т. е. тогда никому вообще доверять нельзя (разве только самому Аристотелю);
в) у самого Аристотеля сказано:
Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. Атак как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущного (physeos tines kath' hauten). Если же те, кто искал элементы вещей, искали и эти начала, то и искомые ими элементы должны быть элементами не сущего как чего-то привходящего, а сущего как такового. А потому и нам необходимо постичь первые причины сущего как такового.
-- Метафизика, кн. 4, гл. 1 . По общему признанию, здесь речь идёт о "первой философии", и другого её определения, в котором речь шла бы о бытии , а не о сущем , я у Аристотеля не знаю.
3) Слово сущее может быть и причастием, и прилагательным, и существительным .
. . . 2. в значение имя существительное сущее, сущего, средний род То, что имеет бытие, что существует ( слово книжное устаревший, устаревшая форма , филос.). Сущее и должное.
-- Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. --
То, что существует -- это предмет. И, в данном случае -- это предмет онтологии, которая является учением о сущем. Humanitarian& 22:31, 9 декабря 2011 (UTC)
1) Не возражаю, но это не меняет сути дела в данном вопросе.
2) а) Это ваше право, как и моё право -- доверять Гартману;
2) б) Вы можете назвать хотя бы одного известного историка философии, который бы
не был
представителем какого-либо философского направления?;
2) в) пока для меня ясно то, что название "Cущее" лучше, чем название "Бытие" (то, что в тексте Аристотеля встречается слово "бытие", ничего в данном вопросе не меняет, в частности, потому, что в
определении
науки "бытия" всё-таки нет). Если Вы хотите переименовать раздел, пожалуйста, предложите какой-либо конкретный вариант/варианты -- будем решать.
3) Но это словарь
Ушакова
(!) -- думаю, что в
таких
вопросах он очень авторитетен.
Humanitarian&
12:55, 10 декабря 2011 (UTC)
2) б) Не уверен, что Вы правы. Целлер находился под влиянием философии Канта, а также разрабатывал собственное философское учение. Дильс -- возможно, но он был, я думаю, прежде всего филологом. Однако, как правило, историей философии серьёзно занимаются профессиональные философы, а для профессионального философа, по-моему, вряд ли возможно не придерживаться никакой философской позиции.
в) Название "Учение о 4-х причинах" представляется мне приемлемым. Информацию о категориях можно перенести в соответствующий раздел (не удалять, поскольку она там не дублируется). Остальное, наверное, можно удалить.
Humanitarian&
17:14, 10 декабря 2011 (UTC)
Скрыл часть подраздела, в которой перечисляются добродетели и пороки в соотнесённости якобы с различными видами деятельности: поскольку эта часть оформлена как цитата, постольку нужен источник (подозреваю, что это - тот же фрагмент из Евдемовой этики, по которому в начале подраздела перечисляются нравственные добродетели; в этом случае, предполагаю, надо объединить; не могу сейчас этого сделать, потому что передо мной есть только английский текст Евдемовой этики, и перевод её соответсвующего фрагмента на русский язык, боюсь, будет ОрИссом; поэтому сделал пока так, как сделал)-- Andrushinas85 03:42, 17 марта 2012 (UTC)
Зачем повышать все существительные в латинских заглавиях (De Sensu et Sensibilius etc.)? В латыни такого повышения нет. Предлагаю вернуть латинские заголовки к общепринятой норме. Olorulus 08:45, 15 октября 2012 (UTC)
Ничего, что «откуда» категория пространственная, а далее мы видим «Характеризует момент времени»? Или для всех это ок? Ребята, вы эйнштейна не перечитали с его пространственно-временным континуумом?
Коллега Юрий Владимирович Л. , Фредерик Коплстон не вполне согласен с Вашим утверждением о единственности бога у Аристотеля. Цитирую:
Аристотель иногда называл Бога неподвижным Перводвигателем, иногда — Богом, а в «Никомаховой этике» он говорит о богах. Подобно большинству греков, Аристотель, похоже, не слишком беспокоислся о том, сколько существует богов…
— Коплстон Фредерик. История философии. Древняя Греция и Древний Рим = A history of philosophy. Greece & Rome. — М. : Центрполиграф, 2003. — Т. 2. — С. 36. — ISBN 5-9524-0343-3 .
— Yellow Horror ( обс. ) 10:29, 22 апреля 2020 (UTC)