Вокализм литературного русского языка представлен с пятью или шестью гласными фонемами. Гласные различаются по степени подъёма языка и по ряду (сопряжённому с наличием или отсутствием
лабиализации
):
В безударных слогах русские гласные подвергаются редукции, которая вместе с влиянием окружающих согласных приводит к появлению
аллофонов
. Русская редукция заключается не в нечётком произношении гласных, или потере ими некоторого качества, а в наличии широчайшей качественной вариативности аллофонов и нейтрализации противопоставлений различительных признаков
, из-за чего в каждой позиции могут выступать множество аллофонов, только в зависимости от говора, какой-то из них может быть ведущим, однако и другие могут свободно появляться в каждой позиции даже в речи одного человека. Эти аллофоны русские не различают на слух. Ударные гласные в русском языке имеют всегда одно качество и длиннее безударных гласных. По своим характеристикам ударные гласные в русском языке долгие, а безударные краткие.
/i/ и /ɨ/ являются гласными верхнего подъёма переднего и среднего ряда соответственно.
Обозначаются обычно буквами
и
и
ы
; в безударной позиции также буквами е, я, а и э, е соответственно.
Вопрос, являются ли гласные /i/ и /ɨ/ одной или двумя
фонемами
, представляет собой предмет дискуссий.
Московская фонологическая школа
считает их одной фонемой,
петербургская
— двумя. Фонема /i/ встречается только после мягких согласных и гласных, /ɨ/ — после твёрдых. В абсолютном начале слова как правило представлена только /i/ , но есть несколько слов с начальным ударным /ɨ/ :
ы
(название буквы и название «
Операция «Ы» и другие приключения Шурика
»), и множество географических названий и имён собственных:
Ыйван
,
Ыйбён
,
Ытык-Кюёль
,
Ыльчи Мундок
,
Ким Чен Ын
и другие. В начале слова не под ударением /i/ и /ɨ/ не различаются:
иммигрант
и
эмигрант
. Кроме того, носители русского языка ощущают
ы
скорее как отдельную фонему и могут произнести её изолированно.
[i] ([и]) — основной аллофон /i/ , представлен под ударением и перед
мягкими согласными
;
[ɪ] ([и
е
] и [ь]) — аллофон /i/ в безударном положении не перед мягкими согласными:
пятак
[pʲɪˈtak]. В кириллической транскрипции [и
е
] используется в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова, а [ь] в остальных безударных слогах;
[a] ([а]) — основной аллофон, представлен после твёрдых согласных: пат [pat] ;
[
æ
] ([ä]) — после мягких согласных под ударением: пять [pʲætʲ] ;
[ɑ̟] — после твёрдых согласных перед /ɫ/ : палка ['pɑɫkə] ;
[
ɐ
] ([ʌ]) — в безударных слогах: в начале слова и перед ударным слогом: оловя́нный [ɐɫɐ'vʲæn:ɨ] ;
[
ʌ
] — в заударном финальном слоге (в том числе после [ɫ]): пе́ла [ˈpʲe̞ɫʌ]
;
[
æ
] — после мягких произносится только в конце слова в грамматических окончаниях: дача ['daʨæ] (но дачи ['daʨɪ])
;
[
ə
] ([ъ]) — в прочих безударных слогах после твёрдых согласных: ми́гом ['migəm] ; в некоторых
междометиях
оказывается под ударением:
что́б тебя!
['ʂtəptʲibʲə] ;
согласно современной норме после
ж
и
ш
как под ударением, так и без ударения произносятся аллофоны /a/ : шары́ [ʂɐ.'rɨ] , жара́ [ʐɐ.'ra] ; однако ещё в XX веке нормой было произношение в безударной позиции аллофонов фонемы /ɨ/ , что сейчас эпизодически сохраняется в словах
жале́ть
[ʐɨˈlʲetʲ] ,
к сожале́нию
[ksə.ʐɨ.ˈlʲe.nʲɪ.jᵿ] и косвенных падежах слова
лошадь
, например,
лошаде́й
[ɫə.ʂɨ.ˈdʲej] .
/e̞/ (/э/)
Фонема /e/ является гласным переднего ряда среднего подъёма.
Обозначается обычно буквами
е
и
э
; в безударной позиции практически не встречается.
Аллофоны этой фонемы варьируют в пространстве между кардинальными гласными [e] и [ɛ] в зависимости от окружающих согласных.
Аллофон, наиболее близкий к [e] , произносится между мягкими согласными: петь [pʲetʲ] .
Аллофон, наиболее близкий к [ɛ] , произносится в начале слова перед твёрдыми согласными: этот ['ɛtət] .
Когда один согласный твёрдый, а другой мягкий, то произносятся аллофоны, средние между [e] и [ɛ] , в узкой транскрипции обозначаемые либо как опущенный [e̞] , либо как приподнятый [ɛ̝] . В широкой транскрипции для простоты после мягких согласных они обозначаются как [e] , а после твёрдых — как [ɛ] : нем [nʲem] , отель [ɐˈtɛlʲ] .
Кроме того, после твёрдых согласных все аллофоны немного отодвигаются назад: [ɛ̠] или [e̠] .
/o/ (/о/)
Фонема /o/ является гласным заднего ряда среднего подъёма.
Обозначается обычно буквами
о
и
ё
; в безударной позиции может встречаться только в неосвоенных заимствованиях, чаще всего в конце слова — в заударных слогах или после гласной:
радио
['ra.dʲɪo] ,
вето
['vʲe.to] ,
кредо
['krɛ.do] (также ['krʲe.də]).
Между мягкими согласными произносится аллофон, несколько продвинутый вперёд (огубленный
шва
):
тётя
[ˈtʲɵ̞.tʲə] .
/u/ (/у/)
Фонема /u/ является гласным заднего ряда верхнего подъёма.
Обозначается обычно буквами
у
и
ю
.
Между мягкими согласными произносится аллофон, несколько продвинутый вперёд: чуть [ˈʨʉtʲ] , ютиться [jᵿˈtʲiʦə] .
В безударном положении произносится аллофон, близкий к [ʊ] : сухой [sʊ.ˈxo̞j] , мужчина [mʊ.ˈɕːi.nə] .
Влияние гласных на согласные
Гласные в свою очередь также влияют на предшествующий
согласный
. Так, перед /o/ и /u/
согласные
огубляются: мог [mʷok] . Эти же гласные и [ɨ] вызывают некоторую
веляризацию
:
ты
[tˠɨ] .
В безударном положении одни гласные ослабляются, а другие чередуются с другими фонемами. В частности, для литературного языка характерны
аканье
,
иканье
и .
Первое заключается в том, что
морфонема
|o| представлена фонемой /o/ под ударением и фонемой /a/ не под ударением.
Для второго характерно совпадение в одной фонеме безударных морфонем |i|, |e|, |a| и |o| после мягких согласных.
При
ыканьи
в одной фонеме совпадают безударные морфонемы |ɨ|, |e|, а после ж, ш, ц и |o|.
Так как русская
орфография
является этимологической, редукция безударных гласных в ней не отображается.
Основные аллофоны гласных
буквы
морфонемы
фонемы
Под ударением
В начале слова
без ударения
В первом предударном слоге
В остальных безударных слогах
между твёрдыми согласными
между мягкими согласными
После парных
твёрдых согласных
и /ц/
После
/ж/, /ш/
После
мягких
согласных
После
твёрдых
согласных
После
мягких
согласных
и, ы
|i|
/i/, /ɨ/
[ɨ]
[i]
[ɪ] , [ᵻ]
[ᵻ]
[ᵻ]
[ɪ] ([и
е
])
[ᵻ]
[ɪ] ([ь])
е, э
|e|
/e/, /i/, /ɨ/, /a/
[ɛ]
[e]
[ᵻ]
[ᵻ] ~ [ɘ]
[ᵻ]
[ɪ] ([и
е
])
[ᵻ]
[ɪ] ([ь])
а, я
|a|
/a/, /i/
[a]
[æ]
[ɐ]
[ɐ]
[ɐ]
[ɪ] ([и
е
])
[ə]
[ɪ] , [ə]
о, ё
|o|
/o/, /a/, /i/, /ɨ/
[o]
[ɵ]
[ɐ]
[ɐ]
[ᵻ]
[ɪ] ([и
е
])
[ə]
[ɪ] ([ь])
у, ю
|u|
/u/
[u]
[ʉ]
[u]
[ʊ]
[ʊ]
[ᵿ]
[ʊ]
[ᵿ]
В безударной позиции между
глухими согласными
гласные могут оглушаться:
выставка
[ˈvɨstə̥fkə] ,
потому что
[pə̥tɐˈmu ʂtə] . Оглушение происходит также между сонантами и глухими, вплоть до полного исчезновения гласного: череп [ʨerʲɪ̥p] , город ['gor̥t]
.
Следует подчеркнуть, что звук [ə]/[ъ] в русской фонетике обозначает редуцированный неопределенного качества представляющий собой континюат
[
неизвестный термин
]
любых других аллофонов фонемы, который практически никогда не выступает в конце слова.
Сочетания гласных
В русском языке допустимы сочетания почти всех гласных:
прообраз
, воображать /va.a.bra.'ʐatʲ/, муар, клеить, струи, бои /ba’i/.
Согласные
< ʲ > обозначает мягкость согласных или
палатализацию
, в кириллической транскрипции обозначается с помощью
апострофа
’. Обычно не ставится после /ʨ/ [ʥ] /ɕː/ /ʑː/ , так как эти знаки специально обозначают только
палатализованные согласные
.
В косых скобках показаны
фонемы
, в квадратных — некоторые
аллофоны
. Слева приведены глухие согласные, справа — звонкие.
Практически все согласные представлены парами твёрдой и мягкой фонем. Исключение составляют всегда твёрдая /ʦ/ и всегда мягкие /ʨ/ и /j/ . Мягкие велярные согласные в силу исторических причин находятся на периферии русской языковой системы и часто не считаются отдельными фонемами.
Определяющим для дистрибуции согласных фонем являются два ассимилятивных процесса: оглушение / озвончение шумных согласных и нейтрализация оппозиции по мягкости / твёрдости у некоторых согласных перед другими согласными (см. подробнее ниже).
Мягкие согласные
— альвеолярные, ламинальные. Произносятся с некоторым трением языка, приближаясь к свистящим аффрикатам и фактически составляя мягкие пары для твердых свистящих аффрикат (/ʦ/, [ʣ]). Только перед гоморганными смычными, когда смычка не разрывается, они не имеют фрикативного отступа: брать там.
Звонкий аллофон [ʣ] ([дз]) представлен перед звонкими шумными; орфографически ц: спецгруппа /spʲeʦ'grupa/ [spʲeʣ'grupə] . В словах типа дзэн, дзюдо представлены двухфонемные сочетания /d/+/z/ . Открытым остаётся вопрос о том, какие фонемы представлены в китайских словах на месте твёрдого и мягкого цз:
Мао Цзэдун
,
Цзюлун
.
/ʨ/ (/ч’/) — альвео-палатальная, ламинальная, шипящая; орфографически ч:
час
/ʨas/
Твёрдый аллофон [tʂ] представлен в слове
лучше
['ɫutʂʂɨ] .
Звонкий аллофон [ʥ] ([дж’]) представлен перед звонкими шумными, орфографически ч: алчба /aɫʨ'ba/ [ɐɫʥ'ba] . В словах типа
джаз
,
джинсы
представлены двухфонемные сочетания /d/+/ʐ/ . Аналогично «цз» не вполне ясно, одна или две фонемы представлены в китайских словах на месте твёрдого «чж»:
Чжэнфын
(см. также правила
системы Палладия
).
В русском языке переднеязычные спиранты представлены только 8
сибилянтами
. Возможны несколько классификаций этих согласных на основе разных признаков.
По месту образования: зубные, альвеолярные и постальвеолярные.
Постальвеолярные в русском языке в свою очередь делятся на плоские () и (палатализованные).
По активной части языка: и .
По форме языка: все русские сибилянты суть круглощелевые.
Какуминальные согласные
(«ретрофлексные») — ламинальные, шипящие, двухфокусные. Могут также обозначаться как [s̠ z̠] или не совсем правильно как [ʃ ʒ] , а в славистической традиции как /š ž/.
— апикальные, шипящие, двухфокусные. Единственные согласные русского языка, являющиеся долгими. Входят в системные пары с предыдущими двумя согласными как мягкие с твёрдыми, хотя различаются и другими признаками. Эти согласные фактически являются палатализованными вариантами палатально-альвеолярных [ʃ ʒ] и могут обозначаться как [ʃʲ ʒʲ] . При них самих знак палатализации обычно не ставится, так как является избыточным.
/ɕː/ (/щ или ш̅’/) — орфографически щ, сч, шч, зщ, сщ, жд: расщепить /raɕːɪ'pʲitʲ/ , счастье /'ɕːasʲtʲjɪ/ . В речи некоторых носителей соответствует двухфонемному сочетанию /ɕtɕ/ , однако такое произношение считается устаревшим. В слове дождь может произноситься как /ɕː/ , так и /ʂtʲ/ : /doɕː / doʂtʲ/ .
/ʑː/ (/ж̅’/) — орфографически
зж
,
жж
,
жд
и др. Звонкий аналог /ɕː/ . Встречается на границе слов при озвончении /ɕː/ (
товари
щ г
оворит
/taˈvarʲiʑː‿gavaˈrʲit/,
ве
щд
ок
/'vʲeʑː'dok/). Изолированно встречается всё реже, лишь в речи отдельных носителей в таких словах как
езжу
/'jeʑːu/ ,
вожжи
/'voʑːi/ ,
визжать
/vʲi'ʑːatʲ/ , где она обычно заменяется долгой /ʐː/ , фонологический статус которой не ясен. В слове
дожди
/da'ʑːi/ эта фонема под влиянием орфографии обычно меняется на сочетание /ʐdʲ/ : /da'ʐdʲi/ . В то же время в речи некоторых носителей встречается по аналогии в словах, где изначально её быть не могло, например, в производных от слова
жечь
:
зажжёт
/za'ʑːot/ (< *zažьžetъ),
подожжёшь
/pada'ʑːoʂ/ (< *podъžьžešь). Ещё реже краткий вариант этой фонемы встречается в иностранных заимствованиях перед йотированными гласными, например,
жюри
/ʑuri/ (обычно /ʐuri/).
Список слов, где может встретиться /ж̅’/
Палатализованные (мягкие) велярные согласные в силу исторических причин находятся на периферии русской языковой системы и часто не считаются отдельными фонемами, однако для всех из них существуют минимальные пары, почти обязательно с использованием заимствованной лексики. Мягкие велярные согласные возможны только перед гласными и мягкими же велярными. Палатализованные велярные отличаются от собственно
палатальных согласных
.
/x/ (/х/) — глухой; орфографически х, г: ход /xot/ , мягкость /'mʲaxkasʲtʲ/ , лёгкость /'lʲoxkasʲtʲ/ , Бог /'box/ .
Звонкий аллофон [ɣ] ([ɣ]) представлен перед звонкими шумными (кроме
в
): эх бы ['ɛɣ.bɨ] . В произносительной норме русского литературного языка представлен также в словах Господи, Бога /'boɣə/ . В речи многих
носителей
южнорусского диалекта
произносится вместо литературного смычного /g/ .
/j/ (/j/) — орфографически
й
, а также в составе йотированных гласных (я, ё, ю, е) не после согласных:
йод
/jot/ ,
як
/jak/ ,
ёж
/joʂ/ , еле /'jelʲi/ , юг /juk/ .
Полугласный аллофон (глайд) [ɪ̯] произносится после гласных, образуя дифтонгические сочетания, которые в русском являются двухфонемными: яйцо [ɪɪ̯ˈʦo] , ей [jeɪ̯] . После безударных <и> и <ы> в окончаниях прилагательных в обычной речи не произносится: красный /'krasnɨ/ .
/j/ обычно не произносится между любой гласной и /i/:
заяц
/'za.iʦ/ < |za.jaʦ|,
кланяется
/'kɫa.nʲi.iʦ.ʦa/.