Interested Article - Церковь святых Луки и Мартины

Церковь святых Луки и Мартины ( итал. La chiesa dei Santi Luca e Martina — церковь в Риме , расположенная на окраине Римского форума , у границы с Форумом Цезаря , недалеко от арки Септимия Севера . Является частью прихода Сан-Марко-Евангелиста-аль-Кампидольо .

История

Изначально церковь была посвящена первомученице святой Мартине , убитой в 228 году нашей эры во время правления императора Александра Севера . В 625 году папа Гонорий I заказал строительство церкви. Ему же приписывают основание близлежащей церкви Святого Адриана в резиденции Сенатской курии (бывшем здании архива древнеримского Сената: Secretarium Senatus) .

Обветшалая, восстановленная и вновь освящённая Александром IV в 1256 году (о чём свидетельствует мемориальная доска, замурованная в капелле справа), церковь засвидетельствована в Каталоге «Cencio Camerario». Позднее, в 1634 году, в крипте церкви обнаружили терракотовый саркофаг с останками святой Мартины .

Папа Сикст V , занимавшийся реконструкцией Рима, которому нужно было освободить место для создания площади Санта-Мария-Маджоре , в 1585 году приказал снести церковь «Святого Луки, покровителя живописцев» (San Luca dei Pittori), или Святого Луки на Эсквилинском холме (San Luca all’Esquilino), где проходили собрания гильдии римских художников: «Собрания мастеров живописи» (Università delle Arti della Pittura), в 1577 году преобразованной в Академию Святого Луки .

Форум и церковь на гравюре середины XVIII века.

В 1588 году решением папы академии была передана церковь первомученицы Мартины, которая по такому случаю была переименована в церковь святых Луки и Мартины. Академия провела небольшие перестройки церкви, а также подготовила проекты постройки новой церкви по чертежам, приписываемым Оттавиано Маскерино (1536—1606). Постепенно академия стала приобретать собственность, прилегающую к церкви. В 1634 году президентом академии был избран Пьетро да Кортона , который также предпринял перестройку здания .

В ноябре 1634 года папа Урбан VIII посетил церковь, а папский племянник, кардинал Франческо Барберини , который был покровителем церкви с 1626 года, вложил 6000 скуди. Строительство нового здания началось в 1635 году по планам Кортоны и в основном было завершено к 1650 году, но оно прерывалось, в частности, длительным визитом Кортоны во Флоренцию в 1639—1647 годах и бегством Франческо Барберини от папы Иннокентия X в Париж в 1645—1648 годах. На момент смерти Кортоны в 1669 году некоторые части, такие как внутреннее убранство купола, ещё не были завершены .

Кортона, считавший эту церковь своим любимым детищем, построил на свои средства подземную капеллу (succorpo), снабдил её драгоценной утварью и намеревался продолжать приносить ей пользу и после смерти, оставив по завещанию своё наследство (6 750 скуди) на службу церкви. В Академии составили памятную надпись, высеченную в мраморе, увенчанную бюстом художника, которую можно прочитать до настоящего времени .

Архитектура и устройство церкви

Гробница Пьетро да Кортоны в крипте церкви

Церковь устроена в двух ярусах. Верхний храм распланирован в форме «греческого креста» с почти равными «рукавами», средокрестие увенчано большим «римским куполом». Важнейшим элементом внешнего оформления является фасад , поскольку здесь впервые в Риме в качестве основного мотива выбран лёгкий выпуклый изгиб. Фасад имеет два яруса, с удвоенными пилястрами по сторонам: ионического ордера внизу и коринфского ордера на верхнем этаже. Фронтон увенчан большим гербом с папскими знаками отличия: тиарой и скрещёнными ключами .

Барабан купола сделан восьмигранным. Соответствующим восьми окнам приданы треугольные фронтоны . Только в оформлении барабана с куполом архитектор совместил множество разнородных элементов: раскрепованный антаблемент , лопатки, раковины, картуши , малые фронтоны, волюты , делая всю композицию по-барочному насыщенной. В ней свободно сочетаются и античность, и Ренессанс, и барокко .

Внутри доминирует белый цвет: неожиданное решение для церкви, посвящённой святому покровителю живописцев. Внутреннее оформление купола приписывается Чиро Ферри , ученику и сотруднику Кортоны. Две лестницы из верхней церкви ведут вниз в нижнюю церковь, которая имеет коридор, соединяющийся с восьмиугольной капеллой прямо под куполом верхней церкви и капеллой Святой Мартины под главным алтарем. В отличие от верхней нижняя церковь богато украшена разноцветным мрамором и позолоченной бронзой .

В верхней церкви главный алтарный образ, изображающий Мадонну, является копией оригинала, приписываемого Рафаэлю, который ныне находится в коллекции произведений искусства Академии. Ниже установлена беломраморная статуя святой Мартины работы Николо Менгини (Niccolò Menghini, 1635). В левом трансепте — «Вознесение Мадонны» и «Святой Себастьян» работы Себастьяно Конка , а в правом трансепте — «Мученичество Святого Лазаря» работы Ладзаро Бальди, который здесь же и похоронен. У главного входа в верхнюю церковь имеется каменная плита, отмечающая место захоронения Пьетро да Кортоны, а в нижней церкви находится настенный мемориал с бюстом художника работы Бернардо Фиоити.

В нижней церкви находятся многие произведения искусства, в том числе бронзовый алтарь, также сделанный Кортоной, в котором хранятся урны святых мучеников Мартины, Епифания и Конкордия . Рельеф создан Козимо Фанчелли , терракотовая скульптурная группа — Алессандро Альгарди . Сохранились также две древние колонны .

Примечания

  1. (нем.) — 1994.
  2. dati.beniculturali.it — 2014.
  3. Chiesa rettoria Santi Luca e Martina al Foro Romano, su vicariatusurbis.org. — URL consultato il 16 febbraio 2018 (archiviato dall’url originale il 16 febbraio 2018)
  4. Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р. 107
  5. Rome, 1997. — Р. 107
  6. National Academy of San Luca. — URL: от 28 ноября 2020 на Wayback Machine
  7. Merz. J. M. Pietro da Cortona and Roman Baroque Architecture. — Yale University Press, 2008. — Р. 53—55
  8. Missirini М. Memorie per servire alla storia della romana Accademia di S. Luca fino alla morte di Antonio Canova. Roma, 1823. Р. 110
  9. Grundmann S. Architekturführer Rom. — Menges, Stuttgart/London, 1997. — ISBN 3-930698-59-5 . — S. 208
  10. Власов В. Г. Реминисценция как мнемоника архитектуры // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2017. — № 3 (59) от 26 октября 2019 на Wayback Machine
  11. Toman R. Die Kunst des Barock. Architektur — Skulptur — Malerei. — Könemann. — S. 24—25
  12. Wundram М. Reclams Kunstführer. Italien. — Band V: Rom und Latium. — Stuttgart: Reclam, 1981. — ISBN 3-15-008679-5 . — S. 203
  13. Grundmann S., 1997. — S. 208
Источник —

Same as Церковь святых Луки и Мартины