Interested Article - Семенцов, Александр Николаевич

Александр Николаевич Семенцов ( 17 мая 1941 года , Керчь , СССР 17 марта 2005 года , Санкт-Петербург , Россия ) — советский и российский художник, физик и альпинист . Наиболее известен пейзажной живописью и натюрмортами , жанровыми работами, живописью и графикой, посвящённым вооруженным конфликтам на постсоветском пространстве .

Биография

Семенцов родился 17 мая 1941 года в Керчи за месяц до начала Великой Отечественной войны и младенцем пережил эвакуацию в Тбилиси . Ещё в детстве он увлёкся живописью, но выбрал профессию физика и в 1960 году поступил на физико-математический факультет Тбилисского государственного университета . Семенцов совмещал учёбу с заниятиями искусством, в начали 60-х годов прошла его первая выставка, которая поспособствовала приёму сразу на третий курс Тбилисской академии художеств в 1963 году .

В академии Семенцов учился в классе рисунка известного живописца, представителя Серебряного века русской культуры Василия Шухаева . Также в Сухуми он познакомился с художницей Варварой Бубновой , носившей неофициальное звание «амазонки авангарда» . После выпуска из академии художеств в 1965 году Семенцов ещё два года посещал факультет искусств Тбилисского государственного университета. Его естественно-научное образование завершилось в 1966 году, художественное — в 1967 .

По распределению Семенцов был направлен на работу в Сухумский физико-технический институт , где и проработал следующие 20 лет, совмещая экспериментальную физику в лаборатории, занятия живописью и увлечение альпинизмом . С 1970 по 1986 год Семенцов неоднократно экспонировался на ежегодных осенних и весенних салонах Тбилиси и Сухуми и принимал участие в выставках абхазских художников в городах Советского Союза (Москве, Нальчике, Санкт-Петербурге, Тбилиси, Кутаиси) и Европы (Берлине, Варшаве). В качестве альпиниста в 1970-х и 80-х годах Семенцов неоднократно участвовал в спасательных операциях на маршрутах высокогорий Кавказа . В 1976 году он вошёл в Союз художников Грузинской ССР, на рубеже десятилетий был принят в Союз художников Абхазской АССР , в 1986 году стал членом Союза художников СССР .

В начале 90-х годов Семенцов переехал из Сухуми в Ленинград . В 1990 году прошла его первая персональная выставка в Берлине, в 1991 году — персональная экспозиция в петербургском литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского , параллельно Семенцов принимал участие в осенних и весенних салонах Санкт-Петербургского Союза художников . В 1992 году он был вынужден кратковременно вернуться на родину, чтобы вывезти свою дочь Елену из региона, где разгорелась война между грузинами и абхазами . Увиденное сильно повлияло на его дальнейшее творчество и по возвращении в Петербург он начал работу над полотнами, посвящёнными событиям на родине .

В 1993 году Семенцов стал членом петербургского Союза художников, в 1993 и 1994 годах в одной из первых петербургских галерей современного искусства — «Борее» на Литейном проспекте — прошли его персональные выставки. В частности, там была представлена серия «Лезвие», посвящённая войне в Абхазии .

«Винный погреб. Старый Тбилиси», «Сухумский период», 1976 год
«В кафе „Амра“», «Сухумский период»; холст, масло; 1981 год
«В Эшерах», серия «Лезвие»; цветная бумага, акварель, тушь;; 1993 год
«Балаган», серия «Лезвие»; бумага, акварель, белила; 1994 год
«Памятник победителям», серия «Апокалипсис»; бумага, акварель, белила; 2004
«Истерзанная Россия», серия «Апокалипсис»; холст, масло; 2005 год

С начала 90-х годов Семенцов много путешествовал и выставлялся за границей. Он посетил родные места своих любимых живописцев — Испанию и Францию . Он выставлялся в Афины , Лионе и городах Германии . После поездки в Берлин по совету местного галериста посетил Бесков в земле Бранденбург . Семенцов полюбил городок, разительно отличавшийся от Санкт-Петербурга, арендовал мастерскую в музейном комплексе (нем.) и в последующие годы много работал в Бескове .

17 марта 2005 года Александр Семенцов умер в Санкт-Петербурге от остановки сердца. В июне 2005 года имя художника было посмертно включено в «Золотую книгу» Бескова в знак признания его творчества и заслуг перед городом .

Хронология творчества

Александр Семенцов владеет методом лёгкого соприкосновения — его пейзажи хочется назвать сквозными в том смысле, что контуры мира уже явлены в них, в самом первом, авангардном слое, едва различимом для обычного ока. <...> В графике Семенцова нет многоцветья, в ней всего лишь несколько сюжетов — но зато самых устойчивых, безразличных к форме соучастия, к вопросу «С кем происходит?» Александр Секацкий

Ранняя часть творческого наследия Семенцова тесно связана с южными городами, где художник жил и работал. Среди работ того времени преимущественно известны пейзажная живопись и натюрморты , среди работ встречаются портреты (в том числе, 30 портретов младшей дочери) и автопортреты . Характерные для художника мотивы пейзажей — южная природа, улицы и повседневная жизнь Тбилиси, Сухуми и других городов, которые художник посетил в 70-х и 80-х годах. Стилистически ранние работы Семенцова относятся к импрессионизму и модернизму .

В рамках выставки «Сухумский период», состоявшейся летом 2015 года в Сочинском художественном музее , впервые транслировался подготовленный дочерью художника короткометражный документальный фильм «Алик Семенцов. Сухумская выставка». В основу фильма легла архивная плёнка 1989 года, на которой была представлена неформальная выставка в сухумском дворике, который служил художнику мастерской, его работы и окружение .

Изменения в художественном языке Семенцова в начале 90-х годов передают его впечатления от посещения охваченной войной Абхазии. Ответом на военный конфликт, невольным свидетелем которого он стал, становятся графическая серия «Лезвие» 1994 года и более поздняя живописная серия «Апокалипсис». Эстетика и философия этих работ сильно разнится с его ранними пейзажами, а их названия прозрачно указывают на предысторию полотен и варьируются от аллегоричных «Бойни», «Вторжения», «Беженцев» и «Бункера» до частных географических отсылок. От реализма ранних работ Семенцов переходит к глубокому символизму и обращению к евангельским сюжетам .

Для периода творчества в Санкт-Петербурге и Бескове характерно обращение художника к социальной тематике. Одновременно с лиричными пейзажами европейских городов Семенцов рисует одиноких и потерянных людей, бездомных, проституток, беженцев и пьяниц на улицах городов и в русской деревне. Его последней работой стало полотно «Истерзанная Россия», которое художник завершил в марте 2005 года .

Избранные выставки и собрания

Первые экспозиции работ Семенцова состоялись в первой половине 1960-х годов, в 1970-х и 80-х годов он неоднократно принимал участие в региональных художественных салонах. Персональные выставки Семенцова проходили в Лионе , Берлине , Гамбурге и Франкфурте , Санкт-Петербурге и Бескове .

Первая большая ретроспектива творчества художника состоялась при его жизни в 2003 году в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры . Эта экспозиция также стала его первой большой петербургской выставкой .

В современной Абхазии работы художника были впервые представлены в 2011 году по инициативе его младшей дочери. Организаторами выставки выступили местное представительство российского федерального агентства «Россотрудничество» и Союз художников Республики Абхазия , в центральном выставочном зале которого была размещена экспозиция .

Групповые выставки

Персональные выставки

  • 1994 — «Лезвие», галерея «Борей», Санкт-Петербург
  • 2003 — Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург
  • 2003 — Выставка в рамках празднования 750-летия города Бесков, Германия
  • 2006 — «В поисках ушедшего времени», галерея «НА. И.В.», Санкт-Петербург
  • 2008 — «Памяти художника», галерея «Палкинъ», Санкт-Петербург
  • 2010 — «Война на фоне мира», арт-галерея «Либерти», Санкт-Петербург
  • 2011 — «Памяти художника», Центральный выставочный зал Союза художников Абхазии, Сухум
  • 2014 — «Метаморфозы апокалипсиса», Галерея Зураба Церетели, Российская академия художеств , Москва
  • 2014 — «Метаморфозы апокалипсиса», Краеведческий выставочный зал, Краснодар
  • 2015 — «Сухумский период», Сочинский художественный музей, Сочи
  • 2018 — «Александр Семенцов. Болевой синдром», Государственный Русский музей

Работы в собраниях

Во время войны в Абхазии семья Семенцова смогла сохранить его ранние работы. После смерти художника хранением коллекции и организацией выставок занимается его дочь Елена Семенцова.

Работы Семенцова находятся в многочисленных частных собраниях в странах Европы, Соединённых Штатах , Японии и Корее ; в фондах Национальной картинной галереи Абхазии, музеев Тбилиси и Кутаиси , Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея современного искусства Сибири и музеях Бескова. Один из его триптихов передан кафедральному собору Бескова — Мариенкирхе (церкви Святой Марии), другой находится на постоянной экспозиции в здании Института философии Санкт-Петербургского Государственного Университета .

Примечания

  1. . Арт-галерея «Либерти». Дата обращения: 23 марта 2016.
  2. . Museum.ru. Дата обращения: 23 марта 2016. 29 августа 2014 года.
  3. . Museum.ru. Дата обращения: 23 марта 2016. 22 июля 2014 года.
  4. . Государственное информационное агентство республики Абхазия (17 августа 2011). Дата обращения: 23 марта 2016. 29 июня 2016 года.
  5. . Дата обращения: 23 марта 2016. 13 февраля 2017 года.
  6. Михаил Трофименков. . Коммерсантъ (22 сентября 1994). Дата обращения: 23 марта 2016.
  7. Ruth Buder. . Märkische Oder Zeitung (4 мая 2011). Дата обращения: 23 марта 2016.
  8. . Oder-Neiße-Journal (7 мая 2011). Дата обращения: 23 марта 2016.
  9. Roland Hanke. . Märkische Oder Zeitung (17 октября 2011). Дата обращения: 23 марта 2016.
  10. Александр Секацкий. Воск и медь воображения // Лезвие (буклет к выставке Александра Семенцова в галерее «Борей»). — СПб : Борей, 1993.
  11. . Эфирное кабельное телевидение (15 июля 2015). Дата обращения: 23 марта 2016.
  12. . РИА Новости (13 июля 2015). Дата обращения: 23 марта 2016. 17 октября 2015 года.
  13. . Sputnik Абхазия (17 июля 2015). Дата обращения: 23 марта 2016. 30 октября 2020 года.
  14. . Kudago.com (3 августа 2015). Дата обращения: 23 марта 2016.
  15. . Vimeo.com (4 октября 2015). Дата обращения: 23 марта 2016.
  16. . Эрарта (7 мая 2015). Дата обращения: 23 марта 2016. 4 августа 2020 года.
  17. . Art-Gid Санкт-Петербург. Дата обращения: 23 марта 2016.
  18. . Пи-Арт. Дата обращения: 23 марта 2016. 12 апреля 2016 года.
  19. . Государственный Русский музей (июнь 2018). Дата обращения: 24 сентября 2018. 24 сентября 2018 года.
  20. Анна Грибоедова. . Информационный портал фонда «Русский мир» (19 августа 2011). Дата обращения: 23 марта 2016. 13 июня 2015 года.
  21. . Sputnik Абхазия (9 декабря 2015). Дата обращения: 23 марта 2016. 28 октября 2020 года.
  22. . Пи-Арт. Дата обращения: 23 марта 2016. 12 апреля 2016 года.
Источник —

Same as Семенцов, Александр Николаевич