Крымский поход на Русь (1521)
- 1 year ago
- 0
- 0
Крымский поход Хусамеддина Чобана — поход на Судак сельджукского флота под командованием эмира Кастамону Хусамеддина Чобана между 1220 и 1239 годами. Чобан занял Судак, построил в городе мечеть, назначил кади , имамов и муэдзинов и вернулся в Анатолию . Точная дата похода неизвестна. Большинство историков датируют поход от 1221 до 1238 года. Единственный современный событиям источник, в котором поход описан — «Истории сельджуков» Ибн Биби .
Ибн Биби писал, что сельджукский султан Алаэддин Кей-Кубад решил организовать экспедицию, потому что после опустошения Судака монгольским нашествием в начале 1223 года греки в городе начали на таможенных заставах грабить суда .
к суду явился некий купец. Прослышал он как-то о хороших условиях торговли в странах кипчаков (половцев) и русских и решил отправиться туда с товарами. Когда он достиг переправы Хазарской, на него напали и все товары отняли.
Крымский поход был не отдельным событием, а составной частью кампании сельджуков против Киликийской Армении и Трапезундской империи , имевшей целью обезопасить контролируемые сельджуками торговые пути .
Ход событий описан Ибн Биби. В 1223 году эмир Хусамеддин Чобан , «который был главным амиром и полководцем государства », по приказу Алаэддина, отплыл из Синопа в Крым . Заметив приближение судов, жители Судака дождались высадки и отправили к Чобану посланника, заверяя в добрых намерениях. Они просили решить дело миром и предлагали уплатить дань 50000 динаров. Одновременно они послали гонца к половецкому хану с просьбой о помощи, а он уже вызвал русского князя. Русское и половецкое войска в сумме составлявшие 10000 человек ждали ответа Чобана жителям, но Чобан прогнал посланника . Половецкие ханы решили более не ждать, их войско утром подошло к лагерю Чобана и началось сражение. В первый день никто не имел перевеса, битва прервалась с наступлением темноты. На следующий день после возобновления битвы войско Чобана обратило половцев в бегство . Узнав о поражении и бегстве половцев, русский князь не рискнул воевать в одиночестве и послал к Чобану посла с грамотой, в которой выражал покорность султану, кроме того он отправил лошадей, лён и 20000 динаров. Посла ждал торжественный приём и ответные дары .
Жители Судака услышали о разгроме половцев и уходе русских и стали готовиться к обороне. Через неделю Чобан прибыл к Судаку. На следующий день после его прибытия началось сражение, длившееся два дня. Чобан применил излюбленный приём кочевников — имитировал отступление и завлёк преследователей в ловушку, после чего уничтожил. Потеряв большинство молодых мужчин, жители решили сдаться. Они отправили к Чобану старейшин, предлагая уплату дани, покорность сельджукскому султану и компенсацию купцам потерь имущества. Согласившись заключить мир, Чобан взял богатую добычу и отправил султану вестника с сообщением о победе над половцами, мире с русскими и захвате Судака . Он построил в Судаке мечеть, назначил кади , имамов и муэдзино в и вернулся в Анатолию, оставив в городе гарнизон . Сыновья наиболее именитых горожан были взяты в заложники .
Полагая, что события похода происходили до 1223 года, Якубовский утверждал, что половецкие ханы, разбитые Чобаном — это те же, которые после принимали участие в битве при Калке в 1223 году. По его словам, с большой долей вероятности главным ханом был Юрий Кончакович . Русского князя Якубовский не смог определить, но предположил, исходя из упомянутого льна, что это был рязанский князь . Д. Еремеев и М. Мейер полагали, что упомянутые русские — это «русский отряд из Тмутаракани » .
Единственным источником сведений о походе является Ибн Биби , но он не датирует его . Датировка похода вызывает дискуссии. Существуют два направления, опирающихся на слова Ибн Биби, что после похода «неверные были спокойны до татарской смуты». Известны два набега монголов на Крым — в 1223 и 1238 годах. Часть исследователей придерживаются датировки до первого набега монголов в Крым 1223 года, вторая часть относит поход ко времени между двумя походами .
В 1883 году М. Хаустма , не аргументируя, датировал поход 1227 годом , вслед за ним в 1915 году аналогичную датировку привёл В. Г. Васильевский . А. Ю. Якубовский в 1927 году оспорил аргументы В. Г. Васильевского, утверждая, что датировать поход сельджуков нужно 1221 или 1222 годами, до первого татарского набега (1222—1223) . В. Гордлевский (1941), А. Якобсон (1950), Г. Микаелян (1952), С. Секиринский (1955), В. Пашуто (1968) приняли аргументы А. Якубовского и датировали поход 1221—1222 годами , Т. Райс (1961) называла 1222 год . Г. Ивакин (1993) датировал поход 1221 годом , А. Пикок (1976) — 1221—1223 годами . С. Карпов , З. Гюнал, Я. Юджел, А. Танери, наоборот, относят поход ко времени после первого монгольского набега, полагая, что Чобан разорял ослабленный первым набегом монголов Крым, то есть к 1223 году . Н. Богданова датировала поход 1222—1223 годами .
О. Туран указал, что Ибн Биби расположил материал не в хронологическом порядке, а в соответствии с литературными соображениями. Поэтому датировать событие по его местонахождению в тексте было б неверно, и нужно руководствоваться иными соображениями. Согласно Ибн Биби одновременно с походом в Крым эмиры Мубаризеддин Чавли и Комнин начали кампанию против Киликии, а Мубаризеддин Эртокус захватил сорок замков восточнее Анталии. События в Киликии упоминаются другими историками и могут служить подсказкой в датировке похода в Крым . Изучив даты сельджукских походов в Киликию, О. Туран датировал поход 1227 годом (хотя ранее — 1225 ), вернувшись, таким образом, к датировке М. Хаустмы. А. Саввидес называл 1225 год (В. Мыц пишет, что 1227 ), Ф. Таэшнер, Кл. Каэн, М. Куршанкис склонялись к 1225 году .
Часть учёных поход не датировала. В. Бартольд просто помещал его между двумя монгольскими набегами (в 1223 и 1238 годах) . Д. Коробейников не указывал конкретного года: «в 1221, 1222, 1225 или 1227 годах» . Р. Шукуров так же не указывал конкретных дат, лишь уточнял, что поход был не позднее 1228 года . Д. Еремеев и М. Мейер лишь ограничивали поход 1239 годом
Сотрудник Крымского филиала Института археологии НАН Украины В. Л. Мыц относит поход к 1217 году , однако такая датировка по мнению А. Джанова относится к «разряду научных курьезов» .
Поход был первой военно-морской операцией сельджуков. Ибн Биби придавал ему особую важность. В его «Истории сельджуков» походу уделяется больше места, чем любому другому сражению . В анонимном источнике XV века « » (написано между 1473 и 1480 годами) содержатся упоминания Хусам ад-Дина Чупана, боровшегося против неверных в Крыму рядом с Салтуком. Эти упоминания исторической ценности не имеют, но демонстрируют, что в народной памяти событие было живо более двухсот пятидесяти лет спустя . По мнению А. Пикока значение похода не в его успехе, а в том, что он вообще имел место. Скорость создания сельджуками флота (Синоп был захвачен в 1214 году) показывает значение черноморской торговли для них .
После похода в Судаке была построена первая в Крыму мечеть (видимо, перестроена из православного храма), были введены законы шариата . Торговые пути сельджукам удалось временно перенаправить из Судака в Синоп в ущерб Трапезунду , подорвав позиции греческих и итальянских торговцев .