Великое княжество Владимирское
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Я́ковлевич Вороши́лов (при рождении Калмано́вич , при вступлении в первый брак взял фамилию жены ; 18 декабря 1930 , Симферополь , Крымская АССР , РСФСР , СССР — 10 марта 2001 , Переделкино , Московская область , Россия ) — советский и российский деятель телевидения, театральный художник и режиссёр; заслуженный работник культуры Российской Федерации (1994). Автор, режиссёр и ведущий телеигры « Что? Где? Когда? » (1975—2000), академик Академии российского телевидения . Первый президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» (1989—2001).
Родился 18 декабря 1930 года в Симферополе в еврейской семье. Отец — Яков Давидович Калманович (1908—1964), заведующий бюро рационализации, позже главный инженер Наркомата лёгкой промышленности и фабрики « Большевичка »; мать — Вера Борисовна Пеллех (1910—2002), швея-мотористка, занималась надомным пошивом одежды. Начало войны Владимир встретил в Киеве . Из Киева семья с матерью была эвакуирована на Урал. В 1948 году родители удочерили восьмимесячную девочку по имени Аня . В декабре 1952 года отец был арестован по ложному доносу .
Учился в Московской средней художественной школе , которую называл «школой для одарённых детей» . В 1949 году начал обучение в школе-студии МХАТ (постановочный факультет), спустя год перевёлся в Государственный художественный институт Эстонской ССР (ныне Эстонская академия художеств ). Тема дипломной работы, выполненной в 1955 году во время обучения в Эстонии: «Декорации и костюмы к пьесам А. Н. Арбузова „Годы странствий“ и О. Голдсмита „Ночь ошибок“» . Позже окончил Высшие режиссёрские курсы РСФСР , дипломный спектакль В. Я. Ворошилова на Высших курсах — «Шторм» (по пьесе В. Н. Билль-Белоцерковского) — был поставлен в 1967 году в Ставропольском театре драмы имени М. Ю. Лермонтова .
В 1955 году после окончания учёбы в Эстонии Владимир Ворошилов по распределению уехал в ГДР , где работал художником в театре группы советских войск : по своим воспоминаниям, он рисовал портреты девушек в ресторане, за что его предупреждали неоднократно и, в конце концов, уволили из театра , но на родину отправить не смогли, оставив его для создания стенгазеты и рисования тематических плакатов . В 1957—1982 годах был художником-постановщиком ведущих московских театров: МХАТа , Малого театра , Театра оперетты , театра им. М. Н. Ермоловой , театра им. Станиславского и других. Также работал режиссёром в Ставропольском театре драмы, театре « Современник » и в Театре на Таганке . В 1960 году, в частности, в театре имени М. Н. Ермоловой была поставлена пьеса М. Шатрова «Глеб Космачев», художником которой стал как раз Ворошилов .
Ворошилов считался в Москве модным художником , чьи постановки расценивались не только как новаторские, но и даже порой как скандальные . Многие современники вспоминали его как человека, часто вступавшего в конфликты с режиссёрами. Так, по словам Анатолия Лысенко , он был со скандалом уволен из Театра имени Ленинского комсомола из-за разногласий с главным режиссёром театра Борисом Толмазовым . Причиной для увольнения Ворошилова стали сломанные декорации: он разрушил потолок для спектакля, поскольку ему «нужен был столб света ночного неба» . Однако уже вскоре был приглашён оформлять спектакль «Шестое июля» во МХАТе (автор пьесы М. Шатров), посвящённую событиям во время V Всероссийского съезда Советов . В средней части спектакля разыгрывалось восстание левых эсеров : по предложению Ворошилова эту часть решили сыграть на фоне карты России, которую нашли в музее В. И. Ленина и повесили по всей линии горизонта сцены . Премьера состоялась 30 апреля 1965 года и вызвала большой интерес у зрителей, а в 1970 году театр получил приглашение на гастроли в Лондон и руководство театра решило включить в репертуар пьесу Шатрова, что удачно было приурочено к 100-летию со дня рождения Ленина. Однако постановку пьесы в Лондоне осуществляли уже не с Ворошиловым, а с другим художником — Д. Боровским .
В 1966 году Владимир Ворошилов начал работать на телевидении, где он стал снимать телеспектакли и документальные фильмы. По его словам, работа на телевидении тогда считалась уделом неудачников, которым не нашлось места в кино или театре. В 1969 году он создал первую рекламную и игровую передачу на ЦТ СССР , получившую название «Аукцион» и выходившую в прямом эфире. Участники программы отвечали на вопросы о разных товарах от телевизоров до чая, а победители получали приз — разыгрываемый товар. В программе рекламировалось большое количество продуктов, вплоть до консервированных кальмаров , причём, по словам Анатолия Лысенко, за один день после выхода выпуска продавались годовые запасы товаров . Считается, что массовую продажу консервированных кальмаров Минрыбпром обеспечил только благодаря программе Ворошилова — в одном из выпусков он закатал в одну из банок янтарное ожерелье, чем и заинтересовал зрителей . Однако в эфир вышло всего шесть выпусков «Аукциона», прежде чем программа была снята с эфира. В последнем выпуске, вышедшем в феврале 1970 года, выступала группа бардов во главе с Сергеем Никитиным , исполнявшая в прямом эфире некие «неблагонадёжные песни», а идею их исполнения предложил Леонид Утёсов .
После закрытия «Аукциона» Ворошилов был переведён в разряд внештатников, которые занимались режиссёрской или сценаристской работой, и в кадре не появлялся, в связи с чем в первые годы существования передачи « Что? Где? Когда? » в титрах даже не указывалась его фамилия: редактор программы Наталия Стеценко писала в папках, сдаваемых на эфир: «Ведущего нет». Некоторые связывают это с тем, что руководство ЦТ СССР запретило Ворошилову появляться на экране . Ворошилов работал под псевдонимами, однако в случае соавторства свою фамилию в титрах просил часто не указывать, чтобы не обижать коллег . В 1970 году им был проведён первый в истории СССР телемост — Москва—Ташкент , также им был выпущен цикл передач «Рассказы о профессии». С 1970 по 1972 год он работал над программой « А ну-ка, парни! ». Распространена ошибочная версия, что причиной закрытия программы стала гибель участника на съёмках в результате несчастного случая — это произошло на программе «Вираж», которая выходила в эфир в 80-е годы и Ворошилов не имел к ней отношения .
За активную творческую деятельность на телевидении и за смелость к экспериментам Ворошилова окрестили «Эдисоном телевизионной формы». Ворошилов был активным сторонником выхода передач в прямом эфире: телевидение в записи он называл презрительно «консервами» , хотя сам во время первого прямого эфира испытывал «страх и ужас» . Каждый раз увольнение с телевидения Ворошилов, который являлся страстным театралом, переносил очень тяжело . В дальнейшем (в том числе во время работы в программе «Что? Где? Когда?») Ворошилову предлагали вести курсы режиссёров, однако он постоянно отказывался, утверждая, что лучше, если будущие режиссёры сами будут смотреть его передачи и сами выбирать то, что необходимо для их творческих проектов .
4 сентября 1975 года вышел первый выпуск телепередачи « Что? Где? Когда? » с подзаголовком «Семейная викторина». Игра представляла собой два раунда, снимавшихся дома у каждой семьи. Позже Ворошилов изменил концепцию программы, добавив такой элемент как волчок, с помощью которого выбирался отвечающий на вопросы игрок. За каждый верный ответ игрок выигрывал книгу. Первый выпуск в 1976 году в новом формате с участием студентов МГУ провёл Александр Масляков , но уже потом Ворошилов стал ведущим передачи — в 1977 году был утверждён классический формат, в котором с помощью волчка выбирался вопрос, а шесть человек по итогам минутного обсуждения давали ответ на вопрос . По мнению Ворошилова, эта новая интеллектуальная телеигра не только была уникальным советским продуктом и не создавалась по западным образцам , но и обладала серьёзным отличием от большинства иных телевикторин отечественного и иностранного телевидения: вопросы в его передаче составлялись так, чтобы оценивать не столько общие знания или эрудицию игроков, сколько интеллект и умение думать . Именно поэтому Ворошилов критически воспринимал появление программы « О, счастливчик! » на НТВ , поскольку в ней, по его мнению, от игрока для победы требуются преимущественно энциклопедические знания, а не умение думать . Участников для «Что? Где? Когда?» Ворошилов отбирал среди студентов, специально посещая для этого разные вузы СССР ; со всеми игроками и кандидатами в клуб Ворошилов проводил отборочное тестирование — тренировки на раздумывание, на умение мыслить и на озарение .
Руководителем программы «Что? Где? Когда?» Ворошилов оставался на протяжении 25 лет, однако на протяжении долгих лет почти не появлялся в кадре. В передаче был слышен только его голос, ставший «визитной карточкой» Ворошилова благодаря узнаваемому тембру , а личность автора была раскрыта только в 1980 году . Всё это время Сергей Лапин делал вид, что не подозревает об активной деятельности Ворошилова в качестве телеведущего . Под давлением многочисленных писем от телезрителей и настойчивых просьб Эльдара Рязанова Ворошилов сдался и раскрыл личность . Первые 10 лет, по словам Ворошилова, ему пришлось вести передачу в записи, поскольку к идее прямого эфира относились настороженно, желая убедиться в аполитичности программы . Программа эволюционировала: помимо книг, с середины 1980-х годов знатокам и телезрителям стали предлагаться разные призы (игрушки и сувениры), что газета « Советская культура » восприняла настороженно, задавшись вопросом — не намереваются ли авторы программы дарить телезрителям и знатокам автомобили и шубы . Среди новинок клуба было правило, предложенное его пасынком и членом съёмочной группы программы Борисом Крюком : после первого же поражения команда покидала клуб знатоков . В те годы также появились «музыкальные паузы», в которых выступали разные звёзды отечественной и мировой эстрады . В 1986 году Ворошилов выступил в программе « Вокруг смеха » (32-й выпуск), задавая аудитории в зале шуточные вопросы от телезрителей . Стараниями Ворошилова на советском телевидении в рамках музыкальных пауз «Что? Где? Когда?» впервые были показаны выступления и клипы таких групп, как « Queen » (например, запись песни « We Are The Champions » с концерта Live Aid , выпуск программы за 1986 год) , ABBA и Boney M .
26 декабря 1986 года в финальной игре всего сезона впервые за 11 лет существования передачи прозвучал вопрос с указанием Владимира Ворошилова в качестве автора вопроса. За этот вопрос ведущий получил «Хрустальную сову» как автор лучшего вопроса из команды телезрителей. В финале для определения автора лучшего вопроса Ворошилов проводил эксперимент со зрительским голосованием: сначала он просил всех зрителей, участвующих в голосовании, выключить телевизоры на 10 секунд, затем включить их обратно; затем он повторял свою просьбу к тем, кто голосовал за того или иного автора вопроса. По замерам потребляемой мощности в сети определялось количество зрителей, смотрящих передачу, и количество голосующих за ту или иную кандидатуру. По данным инженеров, в одном выпуске на предложение проголосовать таким образом откликнулись сразу 50 миллионов телезрителей . В финале в голосовании участвовали 48,6 % от всей потенциальной аудитории, и подавляющее большинство из участвовавших (96,2 %) высказалось за то, чтобы признать лучшим именно вопрос Владимира Яковлевича. Он принял приз, однако, испытывая крайние неудобства, передал его зрительнице в зале, представлявшей команду телезрителей .
В конце 1980-х годов передача получила и свой спортивный вариант. После проведения трёх международных сезонов — игр СССР— Болгария в 1987 году, игр с участием клубов Польши, Болгарии, США и Франции в 1988 году и клубов Чехословакии и Швеции в 1989 году появились как спортивная разновидность «Что? Где? Когда?» , так и похожая по концепции телеигра между двумя командами знатоков « Брейн-ринг », выходившая с 18 мая 1990 года. Идею «Брейн-ринга» Ворошилов выдвинул ещё в 1982 году в книге «Феномен игры», предложив в качестве варианта игры поединок двух команд знатоков, и лично провёл первый цикл из семи выпусков . Но вскоре он ушёл из новой программы отчасти из-за занятости , а отчасти из-за желания не вмешиваться в творческий процесс . Он доверил пост ведущего «Брейн-ринга» члену клуба знатоков Андрею Козлову , позже ставшему и режиссёром телепрограммы . В том же 1990 году была основана фирма « Игра » (позже — телекомпания «Игра-ТВ»), занимавшаяся производством не только данных двух телепередач, но и других проектов, и Ворошилов стал первым её президентом. В дальнейшем он попытался продать лицензию на производство телеигры за рубежом, для чего даже посетил телевизионную биржу в Каннах и зарегистрировался на ней, однако, по словам Владимира Яковлевича, интерес к подобному формату за рубежом вообще отсутствовал: подобная игра терялась на фоне традиционных телевикторин, где проверялись знания и эрудиция игроков, а не их умение мыслить . В сентябре 1990 года вместе с Наталией Стеценко Ворошилов участвовал в закупке формата английской телеигры «Love at First Sight», поспособствовав появлению одной из первых программ на отечественном телевидении, созданных по лицензии, — программы « Любовь с первого взгляда ». По его же инициативе соведущим телеигры вместо Андрея Козлова стал Борис Крюк . Однако данной передачей Ворошилов был заинтересован в меньшей степени, воспринимая её как образец низкопробности .
С конца 1991 года игра «Что? Где? Когда?» велась уже не на книги, а на деньги в формате «интеллектуального казино», где каждый мог заработать деньги своим собственным умом : идею денежных призов Ворошилов вынашивал ещё на заре передачи, однако она тогда не нашла понимания у заместителя главного редактора программ для молодёжи Центрального телевидения СССР Эдуарда Сагалаева . В новой версии у вопросов уже была своя стоимость в денежном эквиваленте, и деньги выигрывали как вся команда, так и игроки по отдельности. Игроки также могли делать ставки на сектора, как в игре в рулетку, и в случае удачной ставки стоимость выигрыша при верном ответе на вопрос возрастала . Для рекламы и финансирования программы Ворошилов приглашал разных спонсоров, выделяя им в некоторых сезонах сектора на игровом столе, однако на репетициях никогда не репетировал их представление, ограничиваясь лишь обязательствами в прямом эфире упомянуть спонсоров определённое количество раз . В 1990-е годы Ворошилов ввёл традицию сектора «Зеро», где, как правило, находились его авторские вопросы (в том числе и навеянные идеями от телезрителей). Для их оглашения он лично выходил в зал, зачитывал вопрос при знатоках, выслушивал обсуждение и уже затем проверял ответ знатоков . До 1995 года существовала традиция вручения лучшему игроку клуба красного пиджака, который позволял игроку остаться в клубе даже в случае поражения его команды: идея была реализована Ворошиловым после визита в Гонконг , где он нашёл мастера, сшившего шесть таких пиджаков. По словам Андрея Козлова, « новые русские » стали надевать малиновые пиджаки, как раз следуя моде, заданной Ворошиловым в клубе знатоков .
В ночь с 3 на 4 октября 1993 года в эфире РТР в резервной студии на Шаболовке выступила группа российских журналистов и телеведущих в связи с кровопролитными событиями в Москве : среди выступавших был и Владимир Ворошилов. В своей краткой речи, произнесённой от имени «избирателя», Ворошилов призвал и сторонников Бориса Ельцина , и его противников ни при каких обстоятельствах не допускать кровопролития, а также призвал обе противостоящие стороны «перестать клясться именем народа» и позволить гражданам России на свободных выборах выразить своё мнение о будущем страны . В дальнейшем Ворошилов неоднократно подчёркивал дистанцирование своей передачи от политики, которая, с его собственных слов, ему «осточертела» .
В 1994 году Владимир Ворошилов стал одним из первых 12 академиков Академии российского телевидения , а в 1995 году отметил 20-летие своей программы, организовав «Игры бессмертных» с участием лучших знатоков и пригласив на финал года команду лучших телезрителей, взявших в финале верх над знатоками со счётом 6:5. По случаю 20-летия передачи Тамарой Гвердцители в эфире была исполнена песня «Виват, „Что? Где? Когда?“», посвящённая Ворошилову и его программе. В 1997 году его программа стала лауреатом премии « ТЭФИ » . Она выходила на протяжении 25 лет на Первой программе ЦТ СССР, Первом канале Останкино и ОРТ — за исключением зимы 1999—2000 и осени 2000 годов, когда действовал пробный контракт с НТВ в связи с отказом ОРТ в продолжении выхода передачи из-за изменения сетки вещания . Помимо работы в «Что? Где? Когда?», 1 ноября 1997 года Владимир Ворошилов был председателем суда в программе «Суд идёт» на НТВ, в которой решался вопрос о целесообразности показа фильма Мартина Скорсезе « Последнее искушение Христа » на следующей неделе 9 ноября (решение было вынесено в пользу показа, что вызвало большой общественный резонанс) .
Игроки передачи нередко отмечали честность, порядочность и дух состязательности Ворошилова, однако утверждали, что с ним тяжело работать из-за того, что Ворошилов был человеком конфликта. Он полагал, что творческие решения рождаются как раз во время конфликтов , поэтому считал страсть и все энергетические всплески необходимыми для плодотворной творческой деятельности . Многими пересказывается случай, когда Ворошилов умудрился за 10 минут дважды распорядиться об увольнении одного и того же сотрудника . Сам Ворошилов утверждал, что каждый выпуск передачи — это небольшой спектакль, в котором должны быть «интрига, взлеты и разочарования, озарения побед и драмы поражений», а его действия как режиссёра являются спонтанными и основываются на интуиции и импровизации. При этом Ворошилов утверждал, что не влиял на результат игры, считая важным сам процесс игры, «где красота вопроса соревнуется с красотой ответа» . Он также неоднократно подумывал уйти с телевидения, но всякий раз отказывался, причём его отговаривали и родная мать, и врачи. В течение месяца после окончания любой из серии игр Ворошилов, с собственных слов, испытывал «ломку» — серьёзные физические и моральные мучения .
Осенью 2000 года состоялась экспериментальная серия игр «Что? Где? Когда?», в которой, помимо команд знатоков и телезрителей, впервые сыграла команда Интернета — команда, представленная пользователями сервиса Rambler , которые заранее регистрировались для участия в игре, а во время прямых эфиров сами вместе со знатоками давали ответы на игровые вопросы. Авторами этой идеи стали выдвинули руководитель управления маркетинга Rambler и председатель совета директоров компании «Русские фонды» Сергей Васильев, которые хотели заодно прорекламировать свой сервис и продемонстрировать аудитории возможности Интернета. Они провели переговоры сначала с продюсером программы Андреем Козловым , а затем и лично с Владимиром Ворошиловым, даже организовав для него чат с поклонниками телепередачи. Ворошилов одобрил идею, отметив её инновационность, а Rambler и Козлов занялись её последующей реализацией .
В 2000 году Ворошилов отмечал свой 70-летний юбилей, 50-летие своей творческой деятельности и 25-летие программы «Что? Где? Когда?», но отмечал, что хочет покинуть игру . На Юбилейных играх зимой 2000 года он поставил условие: знатоки должны были победить в финале года, чтобы игра не закрылась. В случае поражения Ворошилов намеревался однозначно уйти из программы и с высокой долей вероятности закрыть её окончательно . Согласно одному из его интервью, астрологи уверяли его, что игра просуществует 25 лет, и этот срок истекал как раз в 2000 году . В ходе Юбилейных игр за стол садились наиболее известные игроки 1970-х, 1980-х и 1990-х годов, победители Экспериментальной серии осени 2000 года (команда Александра Друзя и знатоки из команды Интернета) и дети известных знатоков («знатоки третьего тысячелетия», по выражению Ворошилова). 30 декабря Ворошилов провёл свою последнюю игру в эфире — финал года, который знатоки выиграли со счётом 6:5, добившись права на продолжение выхода передачи. После победы знатоков Владимир Яковлевич заявил, что примет любое решение знатоков о том, что дальше делать с передачей, и если они выступят за сохранение программы в эфире, то готов будет ещё ненадолго остаться там на посту ведущего . В этом же выпуске Ворошилов фигурировал среди кандидатов на пост второго магистра телеигры и занял 5-е место в голосовании, набрав 7432 голоса телезрителей .
В последние годы Ворошилов очень много болел: у него были стенокардия и высокое давление. Согласно своему интервью ОРТ, данному в декабре 2000 года, во время съёмок передач Владимир Яковлевич плохо себя чувствовал, а по воспоминаниям Анатолия Лысенко , чуть не потерял сознание на декабрьских съёмках. Тем не менее, Ворошилов ни на минуту не прекращал работу: он собирался после ухода из своей главной передачи написать книгу о работе телеведущего в прямом эфире и книгу о логике прихода озарений при обсуждении вопросов в телеигре . В дальнейшем обязанности ведущего программы «Что? Где? Когда?» он намеревался передать Борису Крюку , который давно работал в съёмочной группе программы и изучил механизм съёмок игры . Также Ворошилов думал реализовать концепцию нового развлекательного молодёжного канала: ранее он планировал разместить его на шестой кнопке, принадлежавшей тогда ТВ-6 , но от Владимира Яковлевича в обмен на высокую должность в структуре канала потребовали покинуть передачу «Что? Где? Когда?», на что он не согласился .
Меньше чем через три месяца после последнего выпуска «Что? Где? Когда?» , 8 марта 2001 года в телефонном разговоре с Натальей Стеценко Владимир Яковлевич жаловался на боли, задаваясь вопросом, не стенокардия ли у него. Наталия Ивановна предложила Ворошилову обратиться к врачу, но он отказался это сделать, сославшись на занятость . Было известно, что он давно страдал от стенокардии и высокого давления . 10 марта около 17:00 Ворошилов, отправившийся в свою комнату, перенёс обширный инфаркт. Врачи скорой помощи по приезде лишь констатировали смерть от сердечного приступа, вызванного инфарктом миокарда . По словам Андрея Козлова, врачи не смогли бы ничего сделать, даже если Ворошилов был бы в стационаре . Гражданская панихида прошла 13 марта 2001 года с 10:00 до 13:00 на съёмочной площадке телеигры «Что? Где? Когда?» в Нескучном саду . Владимира Ворошилова похоронили в 15:00 на Ваганьковском кладбище .
Программа продолжила существование уже с Борисом Крюком в качестве ведущего. Он некоторое время раздумывал о целесообразности продолжения передачи, однако на продолжении игры настояли Наталья Стеценко и Константин Эрнст . Летом 2001 года Крюк провёл серию игр по правилам Юбилейных игр 2000 года: для продолжения выхода знатокам надо было выиграть финал, но в этот раз также для продолжения требовалась поддержка зрителей. Знатоки победили в финале со счётом 6:4, а 91 % зрителей выступили за то, чтобы продолжить передачу . В первых встречах Крюк тщательно скрывал свою личность: его голос в эфире искажался, а в дикторской находился двоюродный брат Владимира Яковлевича, Юрий Борисович, которого некоторые знатоки и принимали за нового ведущего .
В этой же серии память Ворошилова почтили минутой молчания перед началом первой игры и после вручения Хрустальной совы Виктору Сидневу в финале. В том же 2001 году Ворошилов был посмертно удостоен премии « ТЭФИ » в номинации «За личный вклад в развитие российского телевидения» . В 2003 году на могиле В. Я. Ворошилова на Ваганьковском кладбище в Москве установлен памятник — куб из чёрного отполированного гранита, внешне напоминающий чёрный ящик и символизирующий загадку, с которой у современников ассоциировался Ворошилов. Монумент сооружён по проекту архитектора Никиты Шангина , участника игры с 1981 по 2005 год .
Официально Ворошилов был женат четыре раза. О происхождении первой супруги Владимира Яковлевича достоверно ничего неизвестно, кроме ее фамилии — Ворошилова, которую взял себе Владимир Яковлевич . Предположительно, она была балериной. Второй супругой была Татьяна Кукаркина, ранее состоявшая в браке с оператором и режиссёром Радомиром Василевским . Третья супруга — женщина по фамилии Музыка . Последняя официальная жена Владимира Ворошилова — Наталия Стеценко , соавтор игры « Что? Где? Когда? », генеральный директор телекомпании « Игра-ТВ ». В последние годы жизни состоял в фактическом браке с Натальей Климовой, однако брак со Стеценко официально расторгнут не был; по словам Анатолия Лысенко, у Ворошилова были отношения со многими женщинами . Пасынок — Борис Крюк (род. 1966; сын Наталии Стеценко), ранее ведущий передачи «Любовь с первого взгляда», с 2001 года ведущий программы «Что? Где? Когда?» . Единственная родная дочь — Наталья (род. 1997; от Натальи Климовой) .
Ворошилов любил жанр японской поэзии хокку и мировую живопись, был неравнодушен к шахматам, а также увлекался садоводством, сажая вишни, груши и черешни на своей даче . Из собственных произведений живописи высоко оценивал портреты своей жены Наталии Стеценко . Его любимой маркой автомобилей был Jaguar . Среди работников телевидения Ворошилова называли «Дедом», «Дедушкой» и «Мастером» . Бросил курить и не играл в азартные игры, хотя не отказывался от шампанского ; по словам Бориса Крюка, вообще не умел готовить . Мастерство художника помогало ему в быту: однажды во время пребывания в Париже Ворошилов перенёс приступ язвы, но объясниться на французском с врачами не мог. С помощью изображения рисунков он всё же сумел пояснить врачам суть своей проблемы и получить рецепт и рекомендации. Ворошилов мечтал переехать во Францию с матерью, однако она настоятельно отказывалась от этого, ссылаясь на слабое здоровье .
Мать Ворошилова Вера Борисовна, по словам самого Владимира Яковлевича, была не просто одной из ярых поклонниц «Что? Где? Когда?», но и его основным источником вдохновения для продолжения его работы на телевидении (в том числе и в передаче). Всякий раз она убеждала его продолжить работу, когда Ворошилов подумывал уйти с телевидения .