Interested Article - Гаршин, Всеволод Михайлович
- 2020-03-27
- 2
Все́волод Миха́йлович Га́ршин ( 2 (14) февраля 1855 , имение Приятная Долина, Бахмутский уезд , Екатеринославская губерния — 24 марта ( 5 апреля ) 1888 , Санкт-Петербург ) — русский писатель , поэт, художественный критик.
Биография
Гаршины — старинный дворянский род, по преданию, обрусевших татар , происходящих от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III . Детство провёл в военной среде: отец, Михаил Егорович Гаршин (1817—1870), был офицером. Он окончил 1-ю Московскую гимназию и два года проучился на юридическом факультете Московского университета, но «увлёкся военной службой» (его собственные слова) и поступил в Кирасирскую дивизию. Мать Гаршина, Екатерина Степановна (урожд. Акимова; 1828—1897), старшая дочь отставного морского офицера, «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был П. В. Завадский , деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина. Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства.
В 1864 году, когда Гаршину исполнилось девять лет, мать забрала его к себе в Петербург и отдала учиться в Санкт-Петербургскую 7-ю гимназию . В 1868 году она была преобразована в реальную гимназию, а в 1872 году — в Санкт-Петербургское первое реальное училище . В 1874 году он был выпущен из реального гимназического класса училища и поступил в Санкт-Петербургский горный институт , который не окончил. Занятия прервала война с Османской империей : он поступил вольноопределяющимся в действующую армию (в Болховский 138-й пехотный полк ), участвовал в боевых действиях, получил ранение в ногу. В ходе войны был произведён из унтер-офицеров в прапорщики «За отличие в делах» и вышел в отставку. Придерживаясь антивоенных позиций, Гаршин пошёл на войну как «кающийся дворянин»: он считал, что раз народ вынужден страдать на войне, то и он обязан.
Гаршин дебютировал в 1877 году рассказом « Четыре дня », сразу принёсшим ему всероссийскую известность. Рассказ уже при жизни писателя был переведён на иностранные языки.
С 1884 года у Гаршина появились признаки психического заболевания, которые повторялись каждой весной, мешая ему работать и отравляя его существование. С каждым годом эти припадки становились всё длительнее, начинаясь раньше весной и кончаясь позже осенью; но в последний раз, в 1887 году, болезнь проявилась только поздно летом. Ранней весной 1888 года писатель, наконец, почувствовал себя немного лучше и по настоянию врачей и по просьбе близких друзей решил поехать на Кавказ. Но не успев уехать, он совершил самоубийство : 19 марта 1888 года Гаршин после долгой бессонной ночи вышел из своей квартиры в Санкт-Петербурге и бросился в лестничный пролёт. Через несколько дней, 24 марта, от полученных травм он скончался . Писатель похоронен на Литераторских мостках . Смерть Гаршина вызвала резонанс в обществе. Одним из откликов на смерть Гаршина стал сборник рассказов Антона Чехова «Памяти В. М. Гаршина».
Творчество
Сущность личности Гаршина в том, что ему был дан «гений» жалости и сострадания, такой же сильный, как у Достоевского , но без «ницшеанских», «подпольных» и «карамазовских» ингредиентов великого писателя. Дух жалости и сострадания пронизывает всё его творчество, количественно небольшое: около тридцати рассказов, вошедших в один том. <...> Нельзя сказать, что Гаршин великий писатель. Его манера слишком связана с годами упадка литературы. Техника недостаточна; даже в « Красном цветке » читателя сердят встречающиеся несоразмерности. Но со всем тем стиль его — чистый, сдержанный и искренний.
...в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано всё содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям. Говоря — «всё содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, — нет, именно всё, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша — не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), всё до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках.
Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу , которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова . В эпоху упадка русской литературы Гаршину удалось открыть новые возможности малого жанра: «Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и чётко сформулированной авторской точкой зрения. В субъективных лирических переживаниях открыл социальную основу. Реализм описаний сочетался у него с романтическим преображением жизни, конкретные образы — с аллегорическими и символическими обобщениями, бытовые зарисовки — с философским осмыслением действительности». Сам Гаршин искал новые пути в искусстве и резко высказывался о современной ему литературе: «Бог с ним, с этим реализмом, натурализмом, протоколизмом и прочим. Это теперь в расцвете или, вернее, в зрелости, и плод внутри уже начинает гнить. Я ни в каком случае не хочу дожевывать жвачку последних пятидесяти-сорока лет, и пусть лучше разобью себе лоб в попытках создать себе что-нибудь новое, чем идти в хвосте школы, которая из всех школ, по моему мнению, имела меньше всего вероятия утвердиться на долгие годы. Ибо она-то и представляет чистое „искусство для искусства“ не в философском смысле этого слова, а в скверном. Для нее нет ни правды (в смысле справедливости), ни добра, ни красоты, для нее есть только интересное и неинтересное, „заковыристое и незаковыристое“» .
В 1877 году , после возвращения с Русско-турецкой войны , Гаршин написал свой первый рассказ « Четыре дня », который сразу принёс ему известность. В нём война с предельным натурализмом описана как бессмысленное преступление . Теме войны посвящены и следующие рассказы Гаршина: « Денщик и офицер », «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Основное в предвещающем Чехова «Денщике и офицере» — атмосфера унылой тоски и бессмысленной скуки . Гаршин написал также ряд очерков , где социальное зло и несправедливость уже обличены в мирной жизни.
В 1883 году появился один из наиболее значительных и наиболее известных рассказов Гаршина рассказов — « Красный цветок ». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду психиатрической больницы: необходимо сорвать его — и будет уничтожено всё зло мира. Рассказ признан одним из самых тонких в русской литературе образцов интроспекции , проникновения в глубину психики .
В рассказе «Художники» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе, противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» « искусству для искусства ». Художник Дедов, пытаясь уйти от ужасов и противоречий жизни, идёт в чистое искусство, в то время как его антипод Рябинин сперва пишет картину, чтобы «убить покой общества», а затем и вовсе бросает творчество.
В сказке-аллегории « Attalea princeps » о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин показывает, что руководствуясь практическими доводами и фактами, заключённые растения приходят к пассивному отношению к жизни и ни к чему не движутся, в то время как стремящаяся к одному идеалу свободы пальма в итоге разбивает крышу оранжереи. Но если такое стремление и приносит результаты, то далеко не те, которые ожидались: достигнутая свобода не приносит радости . Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора ; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее ), «Сигнал» и другие. В этих произведениях он идёт по указанному Львом Толстым пути создания «народных» рассказов .
В 1885 году появляется единственное крупное произведение писателя — повесть « ».
Семья
- Двое старших братьев писателя, Виктор Михайлович (ок. 1853—1873) и Георгий Михайлович (1849—1895), юрист, также окончили жизнь самоубийством, застрелившись .
- Единоутробный младший брат, Евгений Михайлович Гаршин (1860—1931) — педагог, литератор, критик, общественный деятель, издатель. Его дочь, Наталья Гаршина-Энгельгардт , искусствовед и археолог, также совершила суицид.
- Жена (1883) — Надежда Михайловна Золотилова, земский врач. На её сестре, Вере Михайловне Золотиловой, был женат Евгений Михайлович Гаршин .
Библиография
- Рассказы. [Первая книга]. — С.-Петербург: Тип. А. М. Котомина и К⁰, 1882. — [2], 216, [1] с.
- Первая книжка рассказов. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: скл. изд. в кн. торг. А.Я. Панафидина, 1885. — 218, [1] с.
- Вторая книжка рассказов. — Санкт-Петербург: тип. лит. Р. Голике, 1885. — [2], 302, [1] с.
- Из записок рядового Иванова, о походе 1877 года., СПб., 1887 .
- Третья книжка рассказов. — Посмерт. изд. — Санкт-Петербург: скл. изд. в кн. торговле А. Я. Панафидина, 1888. — [4], 196 с.
- Сочинения Гаршина в I т., 12-е изд. Литературного фонда, СПб., 1909 .
- То же, в приложении к журналу «Нива» за 1910 .
- Полное собрание сочинений В. М. Гаршина: С портр., автобиогр. очерком, воспоминаниями о Всев. Гаршине в разные эпохи его жизни и крит. ст. — Вновь просм. и доп. изд. — Санкт-Петербург: т-во А. Ф. Маркс, 1910. — 568 с.
- Рассказы: с биографиею, написанною А. М. Скабичевским, и 4-мя портретами / Всеволод Гаршин. — Санкт-Петербург: Лит. фонд, 1912. — IV, 528 с.
- Собрание сочинений. — Берлин: И. П. Ладыжников, 1920 (Лейпциг: тип. Шпамера). — 554, [2] с.
- Избранные рассказы, Гиз, М., 1920 .
- Избранные рассказы. — Москва; Петроград: Гос. изд-во, 1923 (Пг: тип. Печатный двор). — 220, [3] с. — (Классики русской литературы; № 74).
- Художники: Рассказы. — Москва; Ленинград: Госуд. изд-во, 1927 (М.: 1-я Образцовая типо-лит.). — 59 с., [5] с.
- Рассказы / В. М. Гаршин; Редакция, введение, комментарии Ю. Г. Оксмана . — Москва; Ленинград: Госуд. изд-во, 1928 (М.: тип. «Красный пролетарий»). — 375 с.
- Рассказы / В. М. Гаршин; Пояснительная статья и примеч. Н. В. Балаева. — Москва; Ленинград: Госуд. изд-во, 1929 (Л.: тип. Печатный двор). — 123, [4] с. — (Дешевая библиотека классиков. Школьная серия).
- В. М. Гаршин. Полное собрание сочинений в одном томе. — Москва.: «Издание А. Ф. Маркса», 1910 г.
- Полное собрание сочинений: в 3 т . Т. 3: Письма / В. М. Гаршин; ред., ст. и примеч. Ю. Г. Оксмана. — М.—Л.: Academia, 1934. — 598 с. — (Русская литература / Под общ. ред. Л. Б. Каменева).
- Сигнал. — Москва: Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ, 1936 г.
- Рассказы / Предисл., прим. и ред. Бориса Гроссмана. — Москва: Гослитиздат, 1938 (Образцовая тип.). — 148 с
- В.М.Гаршин "Избранные рассказы" Ленинград, Лениздат, 1953г.
- Сочинения / [Вступ. статья и примеч. Г. А. Бялого]. — Москва: Гослитиздат, 1955. — XXIV, 439 с
- Сочинения / [Вступ. статья и примеч. Г. Бялого]. — Москва; Ленинград: Гослитиздат. [Ленингр. отд-ние], 1963. — 448 с.
- Рассказы / В. М. Гаршин; Сост., предисл. и примеч. М. С. Горячкиной; Рис. Л. Фалина. — Москва: Дет. лит., 1975. — 223 с. — (Школьная библиотека. Для средней школы).
- Избранное. — Ленинград: Лениздат, 1981. — 192 с. — (Школьная библиотека).
- Рассказы. — Москва: «Советская Россия», 1976.
- Сочинения / В. М. Гаршин; [Вступ. ст., с. 3—19, и коммент. В. Грихина]. — М.: Худож. лит., 1983. — 415 с.
- Сочинения: Рассказы. Очерки. Статьи. Письма / Сост. В. И. Порудоминский. — М.: Сов. Россия, 1984. — 432 с.
- Избранное / В. М. Гаршин; сост. и прим. И. И. Подольской; вступ. ст. Г. А. Бялого. — М.: Правда, 1985. — 416 с.
- Рассказы. Стихотворения. Очерки / В. Гаршин; [Послесл. Ю. А. Козловского; Иллюстрации Л. И. Фалина]. — М.: Правда, 1990. — 396, [1] с.
- Красный цветок. — Москва: «Новый Ключ», 2006 г. — ISBN 5-7082-0151-7 .
Переводы
- Уйда. Две сказки / Уйда; в пер. Всеволода Михайловича Гаршина. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: тип. А. С. Суворина, 1890. — 139 с.
- Мериме П. Хроника царствования Карла IX: [роман]; Коломба: [повесть] / Проспер Мериме; пер. с фр. Н. Любимова, В. Гаршина. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1981. — 269 с.
Экранизации
- Сигнал (немой фильм, 1918 год, не сохранился)
- Лягушка-путешественница (мультфильм, 1965)
- Лягушка-путешественница (мультфильм, 1996)
Память
- В честь Всеволода Гаршина выбрал себе имя при крещении Всеволод Эмильевич Мейерхольд (имя при рождении Карл Теодор Казимир Мейергольд) в 1895 году .
- В марте 1955 года к столетию со дня рождения В. М. Гаршина была выпущена марка 100 лет со дня рождения русского писателя В. М. Гаршина (художник — А. Завьялов) .
- В начале ХХ века в Харькове школе №3 было присвоено имя В.М. Гаршина, есть также улица его имени .
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1883—1885 — 9-я Рождественская ул. , 22
- 1886 — Невский просп., 84, кв. 52
Образ в искусстве
В литературе
В живописи
- В августе 1884 года Илья Репин написал портрет Всеволода Гаршина за письменным столом .
- Моделями для головы царевича в картине Репина « Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года » были Всеволод Гаршин и художник Владимир Менк .
- Также черты облика Гаршина усматриваются в образе главного героя картины Репина « Не ждали » и в изображении Христа, вписанном Репиным в картину французского художника Вильяма Бугро для издания её репродукции в России .
В кино
- « Герои Шипки » (1954) — в небольшом эпизоде в начале фильма студент В. Гаршин эмоционально выступает на митинге в Санкт-Петербурге с горячим призывом о поддержке балканских народов после подавления турками-османами Апрельского восстания в Болгарии . Исполнитель маленькой эпизодической роли В. Гаршина в титрах фильма не указан.
Литература
- С. А. Венгеров . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1892. — Т. VIII. — С. 163—164.
- О. Давыдова. // Русский биографический словарь : в 25 томах / Издание Императорского Русского Исторического Общества. — М. : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. — Т. 4: Гааг — Гербель. — С. 246—258.
- Сборники о Гаршине: «Красный цветок», СПб., 1889 .
- . — СПб. : Типография и фототипия В. И. Штейн, 1889. от 20 октября 2013 на Wayback Machine
- В приложении к собранию сочинений Гаршина (изд. «Нива») воспоминания В. Акимова, В. Бибикова, А. Васильева, Е. Гаршина, М. Малышева, Н. Рейнгардта, Г. Успенского, В. Фаусека и автобиографическая заметка Гаршина.
- Арсеньев К. К. Критические этюды, т. II, СПб., 1888 .
- Михайловский Н. К. Сочинения, т. VI.
- Скабичевский А. М. Сочинения, т. II.
- Протопопов М. Литературно-критические характеристики. СПб., 1896; 2-е изд. СПБ., 1898.
- Златовратский Н. Из литературных воспоминаний, Сборник «Братская помощь», М. 1898 .
- Андреевский С. А. Литературные очерки, СПб. 1902 .
- Баженов. Психиатрические беседы. — М. 1903 .
- Волжский. Гаршин как религиозный тип.
- . 1904 . статья Шулятикова «Восстановление разрушенной эстетики».
- Коробка Н. И. Гаршин. «Образование». 1905 ; XI—XII.
- Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей, в. I, — М. 1906 .
- Чуковский К. И. О Всеволоде Гаршине. «Русская мысль». 1909 . XII и в книге «Критические рассказы. В. Г. Короленко, Гаршин, История русск. лит-ры», изд. «Мир».
- Венгеров С. Источники словаря русских писателей, т. I. — СПб. 1900 .
- Мезьер А. В. Русская словесность с XI по XIX ст. включительно. ч. II. — СПб. 1902 .
- Языков Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, выпуск VIII, — М. 1909 (и дополнено в след. выпусках).
- Бродский Н. Новое о Гаршине (Обзор статей, появившихся к 25-летию со дня смерти Гаршина), в журнале «Голос минувшего», 1913 , V.
- Владиславлев И. В. Русские писатели, 4-е изд. Гиз. 1924 .
- Владиславлев И. В. Литература великого десятилетия ( 1917 — 1927 ), т. I, Гиз, 1928 .
- Tumanov, Vladimir. , Amsterdam, 1997 (глава 2)
- Микулич В. Встречи с писателями, И-во писателей в Ленинграде 1929 .
- Елизаветина Г. Талант человечности: К 125 летию со дня рождения В.М. Гаршина // Москва. - 1980. - № 2. - С. 213 - 215. - (Литературная критика).
Примечания
- Комментарии
- Вышел только третий том.
- Источники
- ↑ — М. : Советская энциклопедия , 1962.
- ↑ Венгеров С. А. // — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1892. — Т. VIII. — С. 163—164.
- / Сост. преп. уч-ща Г. М. Князев. — Санкт-Петербург: тип. т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1912. — С. 150. — IV, 87, [3], 234 с.
- Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев . — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А—Г. — С. 527—529. — 672 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-011-8 .
- О. Давыдова. // Русский биографический словарь : в 25 томах / Издание Императорского Русского Исторического Общества. — М. : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. — Т. 4: Гааг — Гербель. — С. 246—258.
- Кудрявцев А. Н., Шкода Г. Н. Волковское православное кладбище и Литераторские мостки / А. Н. Кудрявцев, Г. Н. Шкода // Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 420. — 797, [3] с. — 1600 экз. — ISBN 978-5-9524-4025-8 . — OCLC .
- . Дата обращения: 22 ноября 2013. 7 декабря 2013 года.
- ↑ Д. С. Мирский. История русской литературы
- ↑ История русской литературы. Том 4 (1983)
- Bożena Żejmo . // PRZEGLĄD RUSYCYSTYCZNY, 2017. — nr. 2 (158). — s. 5—18.
- . Дата обращения: 15 января 2022. 15 января 2022 года.
- . Дата обращения: 15 января 2022. 15 января 2022 года.
- И. В. Тункина , Е. Ф. Королькова. // Труды Государственного Эрмитажа . — 2017. — Т. 87 . — С. 324 . — ISSN .
- В. М. Гаршин. Письма. — Academia , 1934. — С. 524, 559.
- Юрий Елагин. Всеволод Мейерхольд. Темный Гений. — Москва: Вагриус, 1998. — С. 39.
- . Почтовые марки СССР. / Stamps of the USSR. (1922—1991) . Дата обращения: 16 апреля 2022. 30 декабря 2020 года.
- Дата обращения: 21 ноября 2022. 24 ноября 2022 года.
- . encspb.ru . . — Универсальный городской справочник по истории города . Дата обращения: 15 ноября 2021.
- ↑ Лясковская О. Илья Ефимович Репин / Общ. ред. А.И. Замошкина . — М. : Изд-во ГТГ , 1953. — С. 119, . — (Очерки по истории русской живописи второй половины XIX века).
- ↑ / Юрченко Т.Г. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- . Дата обращения: 15 января 2012. 12 марта 2013 года.
- Дурылин С. // Звенья: Сборники материалов и документов по истории литературы, искусства и общественной мысли XIX века / Ред. В.Д. Бонч-Бруевич . — М. — Л. : Academia , 1935. — Вып. V . — С. 642—643 . 26 ноября 2021 года.
- Бекедин П., [Решетников К.] . // Газета . — 2005. — 15 февраля ( № 27 ). — С. 26 . 26 ноября 2021 года.
Ссылки
- Е.И. Кийко. . История русской литературы, изд. Пушкинский Дом, 1956. Электронная публикация: ФЭБ. Дата обращения: 9 октября 2010.
В статье использован текст С. Каценельсона, перешедший в общественное достояние . Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .
- 2020-03-27
- 2