Протопопов, Олег Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Алексе́евич Протопо́пов ( 1848 , Кострома — 3 [16] декабря 1915 ) — русский литературный критик , публицист - народник .
Михаил Алексеевич Протопопов родился в 1848 году в Костроме . Он приходился внучатным племянником тобольскому архиепископу Афанасию Протопопову , отец его был чиновником г. Чухлома .
Юный Михаил получил образование в Москве , в Константиновском межевом институте и какое-то время был офицером- топографом . Его журнальные выступления начались довольно поздно, но зато первая же его работа «Литературная злоба дня» сразу обратила на себя внимание и была опубликована в Отечественных записках под псевдонимом Н. Морозов . Статья отличалась горячностью тона. Суть позиции автора состояла в том, что и художественная литература , и литературная критика в поступательном развитии должны были бы обращаться к исчерпывающему анализу социальных явлений. Взгляды критика сформировались под влиянием теоретических установок лидеров народничества Н. К. Михайловского и П. Л. Лаврова и в дальнейшем не претерпели существенных изменений. Протопопов оставался сотрудником журнала по отделу библиографии до его закрытия в 1884 году . В 1878 году Протопопов участвует в газете « Русская правда », в начале 80-х годов в «неблагонадёжных» журналах «Слово», «Устои», « Русское богатство » и «Дело» . Его публицистические выстуления получали поддержку в среде той части молодёжи, которую привлекала доктрина народничества. В 1884 году после закрытия «Отечественных записок» и «Дела» он был арестован наряду со многими другими радикальными журналистами и после шестимесячного заключения выслан на несколько лет под надзор полиции в Чухлому.
Перерыв в журнальной деятельности продолжался до 1888 года . Занятия публицистикой возобновились в Любани ( Новгородская губерния ), здесь Протопопов опубликовал статью «Забытый поэт» о творчестве Л. А. Мея в январском номере петербургского « Северного вестника », а с мая 1890 года он получил разрешение жить в Санкт-Петербурге . На протяжении 1890-х годов Михаил Алексеевич — деятельный сотрудник либерально-народнической Русской мысли , а в 1894 — 1896 гг. журнала « Русское богатство », Н. К. Михайловского. В начале 1900-х годов он публикуется также в « Журнале для всех ».
Критическая деятельность М. А. Протопопова была посвящена главным образом современной художественной литературе и публицистике. Но сугубо художественная сторона, литературная убедительность произведений ему не столь важны, сколь важен анализ нравственных и социальных явлений. М. А. Протопопов считал себя последовательным сторонником литературно-критических взглядов шестидесятников : Чернышевского , Добролюбова и Писарева . Теоретическая мысль Протопопова содержит в себе мало оригинального, его роль, роль сторонника и популяризатора идей народничества. В этом смысле некоторые положения Протопопова можно рассматривать как вульгаризацию идей шестидесятников. В качестве критика-народника М. А. Протопопов выступал сторонником идейного искусства. По его мысли, произведения социально-направленные должны занять место прежних, психологических произведений. Литературной критикой, заслуживающей признания, он считал критику публицистическую, и с её точки зрения литературное произведение — всего лишь подходящий случай для формулировки своих взглядов на жизнь и анализа её явлений критиком- социологом . А психология творчества, особенности писательского дарования и его художественные приёмы оставляли М. А. Протопопова равнодушным. Он демонстративно гнушался эстетической критики.
В девяностые годы критик борется с теми ортодоксальными народниками, кто продолжал находить непреходящую ценность и идеал общественного устройства в устоях патриархальной деревни. Наряду с другими либерально-народническими публицистами, он ожесточённо спорит с выступившим на общественную арену марксизмом , с символизмом и декадентством . Он не дифференцировал эти течения общественной мысли, а рассматривал их как звенья одной цепи. Его пафос устремлён на борьбу с толстовством. Всем этим темам посвящён цикл статей под общим названием «Письма о литературе», печатавшихся в «Русской мысли», а также несколько самостоятельных статей. Особый цикл представляют собой также работы, написанные о писателях-народниках. Его позитивная программа исчерпывалась требованием просвещения народа в качестве универсальной панацеи от всех бед:
«Чему учить народ? Учите его тому, что хорошо знаете и чему придаете цену сами. Сельский хозяин пусть учит агрономии, учитель — грамоте, священник — религии, техник — техническим наукам и ремеслам, писатель — элементарным основам науки и государственности» .
Постепенно он отходит от обсуждения вопросов современной жизни и заканчивает свою публицистическую деятельность за 12 лет до своей смерти, издав в 1902 году свой заключительный сборник критических статей. Как писал о нём современник, имея в виду период расцвета его деятельности:
Его статьям придает интерес талантливость изложения, достигающая настоящего блеска в статьях насмешливых. У М. А. Протопопова замечательный юмор, чуждый вульгарности и изящный. Статьи и библиографические заметки, где он кого-нибудь вышучивает, принадлежат к лучшим образчикам тонко-литературного остроумия.
— С. А. Венгеров Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
В вину М. А. Протопопову ставили крайнюю полемическую категоричность характеристик и субъективность приговоров, но это был тот недостаток, который являлся следствием самой манеры, особенность которой отметил Венгеров, и который был общим и у других критиков той поры, в частности у Н. К. Михайловского, литературного соратника М. А. Протопопова. В последние годы публицист эволюционировал к либерализму . Венгеров также находит в заключительных литературно-критических статьях критика некоторые элементы мистицизма .