Гут, Бенно Вальтер
- 1 year ago
- 0
- 0
Бенно Бессон ( фр. Benno Besson , настоящее имя — фр. René-Benjamin Besson ; 1 ноября 1922 , Ивердон-Ле-Бен — 23 февраля 2006 , Берлин ) — швейцарский и немецкий актёр и театральный режиссёр .
Бенно Бессон родился в Швейцарии, во франкоязычном кантоне Во , в семье учителя. В 1942—1946 годах изучал романистику в Цюрихе и Невшателе в Швейцарии, но был увлечён театром и в 1942 году одновременно брал уроки актёрского местерства в Лионе , а с 1943 года работал в качестве ассистента режиссёра в цюрихском «Шаушпильхаузе» , где ещё во время Второй мировой войны обосновались немецкие актёры-эмигранты и ставили пьесы Бертольта Брехта .
В 1947—1949 годах Бессон работал в качестве переводчика в Швейцарском агентстве печати; одновременно в 1948—1949 годах брал уроки актёрского мастерства в Театре Жана-Мари Серро в Париже . Получив приглашение в театр, Бессон, однако, от него отказался: ещё в 1947 году он познакомился в Швейцарии с Брехтом и был захвачен его театральными идеями .
В 1949 году Бессон приехал в Берлин, в его восточный сектор , и стал актёром, ассистентом режиссёра , а затем и режиссёром основанного Брехтом театра « Берлинер ансамбль ». Его первой самостоятельной постановкой стал мольеровский «Дон Жуан» в обработке Брехта . В 1957 году, уже после смерти Брехта, Бессон осуществил первую на сцене «Берлинер ансамбль» постановку пьесы Брехта « Добрый человек из Сычуани ». Одновременно Бессон ставил спектакли в других городах, прежде всего в Народном театре Ростока , преимущественно пьесы Брехта — « Человек есть человек », « Святая Иоанна скотобоен », а также «Трёхгрошовую оперу» Брехта— Вайля .
В 1958 году у Бессона возникли разногласия с интендантом театра Еленой Вайгель и коллегами-режиссёрами. По свидетельству Манфреда Векверта , первый конфликт возник весной 1957 года, перед гастролями в СССР, когда решением большинства в гастрольный репертуар не был включён «Добрый человек из Сезуана» . Позже Бессон высказался против коллективного исполнения обязанностей главного режиссёра, принятого в театре после смерти Брехта: режиссура — это индивидуальное производство. Вайгель после совещания с другими режиссёрами согласилась выделить для Бессона самостоятельную работу, но отказалась назначить его единоличным главным режиссёром .
Покинув «Берлинер-ансамбль», Бессон в качестве приглашённого режиссёра ставил спектакли в Немецком театре , и в 1962 году был назначен его главным режиссёром. В 1965 году получил свою первую Национальную премию .
Начиная с 1965 года Бессон регулярно ставил спектакли в берлинском «Фольксбюне» и в 1968 году стал его художественным руководителем, а в 1974 году — интендантом . Бессон в считанные годы вернул театру былую славу: оказавшись смелее тогдашнего руководства «Берлинер ансамбль» он пригласил в свой театр молодых талантливых режиссёров Манфреда Карге и , которым из-за скандала на политической почве пришлось покинуть «театр Брехта» . Бессон ставил сам и позволял ставить своим младшим коллегам пьесы не любимого руководством СЕПГ Хайнера Мюллера . В 1974 году он получил свою вторую Национальную премию .
Однако недовольство деятельностью Бессона накапливалось, и в 1978 году, после конфликта с министром культуры по поводу репертуарной политики театра, в первую очередь пьес Х. Мюллера, Бессон покинул ГДР .
Покинув Восточный Берлин, Бессон работал в различных театрах Австрии , Швейцарии и Франции , в 1982 году был награждён медалью Йозефа Кайнца города Вены, но своего театра так больше и не нашёл. В 1994 году Бессон получил в Париже свою последнюю награду — премию Мольера. В 1995 году он вернулся в тот театр, в котором начинал свою карьеру, — цюрихский «Шаушпильхауз», где, в частности, в 1998 году поставил пьесу Б. Брехта «Святая Иоанна скотобоен» .
Умер в Берлине 23 февраля 2006 года.