Крупнов, Евгений Игнатьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Анато́лий Ге́рманович Крупно́в ( 24 марта 1965 , Москва — 27 февраля 1997 , Москва ) — советский и российский музыкант, бас-гитарист -виртуоз, вокалист, композитор, поэт, актер театра и кино, радиоведущий. Основатель и лидер групп « Чёрный обелиск » и «Крупский сотоварищи». Участник коллективов « Шах », « Неприкасаемые », « ДДТ », « Воскресение ».
Анатолий Крупнов родился 24 марта 1965 года в Москве, жил с родителями на Проспекте Мира, дом 180. Параллельно с учебой в средней школе занимался легкой атлетикой и учился в музыкальной школе по классу скрипки . Самостоятельно научился играть на гитаре и участвовал в ансамбле «Сверчки» при Доме пионеров.
По окончании школы поступил в МАДИ , который не окончил, решив посвятить свою жизнь музыке . В это время Крупнов приступил к освоению бас-гитары , которая затем навсегда становится его основным инструментом. Тогда он слушал Deep Purple , Nazareth , AC/DC , Queen , Genesis , Yes , Jethro Tull и другие популярные рок-группы 1970-х годов, оказавшие заметное влияние на его ранние песни. Но самой любимой группой, как он говорил, была Motörhead . [ источник не указан 1252 дня ]
В конце 1984 года Крупнов начал играть в джаз-рок -группе «Проспект», в составе которой писал свои первые авторские рок-композиции. Постепенно раскрывающиеся лидерские качества Крупнова привели к тому, что на базе «Проспекта» он создал новый коллектив, ориентированный на набирающую моду « тяжелую » музыкальную стилистику — группу « Чёрный обелиск ».
Собранный Крупновым в августе 1986 года на волне свободных перестроечных настроений в СССР и бума стиля хэви-метал « Чёрный обелиск » сразу завоевал себе статус культового коллектива московской рок-сцены — благодаря впечатляющим, ярким, эмоциональным и концептуально-мистичным сценическим действам. [ источник не указан 1252 дня ] Возложив на себя функции басиста, вокалиста, основного композитора, аранжировщика и автора текстов, Анатолий Крупнов интенсивно генерировал и воплощал творческие идеи. [ источник не указан 1252 дня ] За два года существования «Чёрный обелиск» под его руководством создал три концертные программы: «Апокалипсис» (1986), «Цветы зла» (1987) — цикл композиций на стихи Шарля Бодлера , а также «Серый святой» (1988).
Каждый концерт «Черного обелиска» — хорошо срежиссированная театральная постановка. [ источник не указан 1252 дня ] Девиз группы того времени — «Борьба со злом». [ источник не указан 1252 дня ] На концертах Крупнов цитировал строчки из книги « Мастер и Маргарита » (начало песни «Абадонна»), играл на скрипке (вступление к песне «Фантастическая гравюра»). Сама сцена была оформлена в мрачных, готичных тонах, барабаны покрыты паутиной, а перед ними находился огромный череп, в глазах которого вращались лазеры-прожекторы. [ источник не указан 1252 дня ] Группа активно использовала световые и пиротехнические эффекты. Между песнями не было пауз — их пространство было заполнено специальными звуками (бой часов, шум ветра, гомон толпы и пр.). Весь концерт Крупнов держал внимание аудитории на себе и за выступление произносил в зал лишь одну фразу, ставшую его фирменным кличем, — перед последней заглавной композицией: «Черный обелиск приветствует своих болельщиков!». [ источник не указан 1252 дня ]
В феврале 1988 года «Чёрный обелиск» занял второе место на фестивале «Металлопластика» в Свердловске , а в мае стал лауреатом конкурса « Звуковая дорожка ». Тем не менее, летом 1988 года, на самом пике популярности, группа внезапно была Крупновым расформирована (причины, которые он впоследствии называл в «Акулах пера» — плотный гастрольный график и собственное пьянство). [ источник не указан 1252 дня ] От того периода «Черного обелиска» сохранились различные концертные аудио- и видеозаписи, демонстрирующие особую атмосферу живых выступлений команды. [ источник не указан 1252 дня ]
Единственной официальной студийной записью группы того времени является песня «Полночь», записанная в 1987 и вышедшая во Франции в 1989 году на сборной пластинке «De Lenine A Lennon». [ источник не указан 1252 дня ] На песню в 1987 году был смонтирован видеоклип — для фильма «Рок вокруг Кремля» («Rock Around the Kremlin»).
В августе 1988 года, после двух лет игры в основанном им же коллективе «Черный обелиск», Анатолий Крупнов перешёл на контрактную работу в один из наиболее профессиональных российских «тяжелых» составов [ источник не указан 1252 дня ] — трио « Shah ». Свой первый концерт в составе «Shah» Крупнов сыграл 3 августа 1988 года на Малой спортивной арене « Лужников », а затем отправился с группой на гастроли в Венгрию .
Поскольку скоростная музыка «Shah» требовала принципиально иного «запаса прочности», [ источник не указан 1252 дня ] Анатолий Крупнов оставил функции фронтмена и автора песен, более серьёзно осваивая бас-гитару и оттачивая техническое мастерство. [ источник не указан 1252 дня ] Совмещая интенсивные репетиции с каждодневными многочасовыми занятиями на инструменте, Крупнов в кратчайший период совершил серьезный качественный скачок в игре — за три месяца он поднял свои исполнительские навыки басиста на принципиально иной уровень. [ источник не указан 1252 дня ]
В ноябре 1988 года «Shah» отправился в Мюнхен , на студию Red Line для записи своей дебютной пластинки. За неделю до поездки Крупнов сломал кисть и пальцы на правой руке, однако не отменил своего участия в студийных сессиях и со сломанной рукой, превозмогая боль, записывает все бас-гитарные партии альбома. [ источник не указан 1252 дня ] С 12 по 29 ноября 1988 года, живя в студии и работая по десять часов в сутки, «Shah» записал альбом, получивший название «Beware».
В мае 1989 года лейблом Atom H пластинка «Beware» была выпущена в продажу на европейский музыкальный рынок и собрала положительные рецензии в специализированной западной прессе (например, журнал Metal Hammer поставил ей 5,3 балла). [ источник не указан 1252 дня ] «Shah» подписал контракт с немецкой компанией Major Records International, группа проводила концертные телевизионные съемки в программе Mosh Special и промопоездки по Германии. Также снимался видеоклип на песню «Save the Human Race».
Вернувшись домой в СССР, «Shah» перешёл в Центр Стаса Намина и начал работу над вторым альбомом. В это время лидер коллектива Антон Гарсия начал пробовать свои силы в иных музыкальных течениях и, переключившись на сольное творчество, создал студийный арт-рок -проект «Anton Garcia Grand Orchestra». [ источник не указан 1252 дня ] Летом 1990 года Крупнов записал партии баса для нескольких композиций этого проекта, который оставался неизданным вплоть до 2019 года. В 2019 вышел диск под названием Anton Garcia Hopeles Time , [ источник не указан 1252 дня ] после чего из-за общего концертного и студийного простоя в деятельности «Shah» принял решение покинуть состав. О своем уходе Крупнов заранее проинформировал участников группы, продолжая репетировать и ездить на гастроли, а найдя себе на замену молодого бас-гитариста Алексея Овчинникова, полностью разучил с ним программу «Shah». [ источник не указан 1252 дня ]
В августе 1990 года Анатолий Крупнов покинул «Shah», для того чтобы воссоздать свой коллектив «Черный обелиск», в новой музыке которого реализовал накопленные за два года сессионной игры в «Shah» музыкальные идеи и технические наработки. [ источник не указан 1252 дня ] Первый концерт возрождённый «Обелиск» сыграл 23 сентября 1990 года на фестивале «Железный марш», проходившем в московском Доме культуры им. Горбунова. В 1990 году «Черный обелиск» на своей репетиционной базе сделал пробную запись трех новых песен — мини-альбом, распространявшийся под названием «Жизнь после смерти». Некоторые идеи, задействованные Крупновым в новой музыке «Обелиска», первоначально были музыкальными темами для второго альбома группы «Shah» (например, припев песни «Стена» и композиция «We Got Enough»). [ источник не указан 1252 дня ]
Весной 1991 года вышел первый полноценный магнитофонный альбом «Черного обелиска» « Стена » — запись, на которой впервые в полной мере проявился и раскрылся бас-гитарный талант Анатолия Крупнова. [ источник не указан 1252 дня ] Альбом отличают его яркая бас-гитарная игра и плотный звук, скоростные сольные бас-«вставки» , а также супертехничное басовое соло в заглавной композиции. [ источник не указан 1252 дня ] Крупнов завоевал себе репутацию одного из лучших бас-гитаристов страны, занимая лидирующие места во всевозможных хит-парадах различных изданий (« Московский комсомолец », «Железный марш» и др.). [ источник не указан 1252 дня ]
На магнитоальбоме «Стена» был выдержан гармоничный баланс между старыми вещами группы, записанными в новых аранжировках, и новыми композициями, демонстрировавшими свежие музыкальные устремления Крупнова и его музыкальных сотоварищей. [ источник не указан 1252 дня ] Первоначально «Стена» планировалась к изданию на пластинке, [ источник не указан 1252 дня ] однако на виниле в результате вышли лишь две композиции («Стена» и «Аве, Цезарь») — в 1992 году на двойном сборном альбоме « Monsters Of Rock USSR ».
Альбом «Стена» 1991 года стал для «Черного обелиска» и Анатолия Крупнова решающим прорывом, благодаря которому реформированный им коллектив вернул себе утраченные за период двухлетнего (1988—1990) бездействия позиции. [ источник не указан 1252 дня ] Из статуса культовой андеграундной команды, которой являлся «Черный обелиск» в 80-е годы, группа вырвалась в первый эшелон лидеров отечественной хард’н’хэви-сцены — активная концертная деятельность, ротации на радио и телевидении, все увеличивающаяся армия болельщиков. [ источник не указан 1252 дня ] Группа начала сотрудничать с компанией Бориса Зосимова BIZ Enterprises и участвовала в масштабных стадионных фестивалях « Монстры рока СССР ». [ источник не указан 1252 дня ] Снимались видеоклипы на песни «Стена» и «We Gоt Enough».
Осенью 1991 года «Черный обелиск» записал англоязычную демо-ленту из восьми композиций под названием «One More Day». Запись была сделана по предложению компании BIZ Enterprises с целью демонстрации её западным продюсерам, и большого распространения в то время не получила [ источник не указан 1252 дня ] (лишь две композиции в 1993 году были изданы на CD «Monsters Of Rock USSR» — «City On Fire» и «Another Day»). Англоязычное демо было отправлено на Запад, но несмотря на проявленный некоторыми компаниями интерес, продолжения не последовало. [ источник не указан 1252 дня ]
В мае 1992 года «Черный обелиск» участвовал в масштабном турне «Монстры рока по руинам Империи Зла» совместно с группой « Sepultura » и коллективами « Shah », « Master », « E.S.T. » на «разогреве». Во всех концертах турне «Черный обелиск» работал хэдлайнером саппорт-составов [ каких? ] . [ источник не указан 1252 дня ]
Музыкальный материал демо «One More Day» послужил основой для русскоязычного альбома «Черного обелиска» « Ещё один день », вышедшего летом 1992 года. Семь песен этого альбома (одна из англоязычных композиций в него не вошла) демонстрировали новое, ставшее впоследствии фирменным, звучание команды. [ источник не указан 1252 дня ] Музыкальная ткань значительно облегчилась, но вместе с тем стала ритмичнее и жестче, аранжировки гораздо ярче и богаче, в каждой композиции риффовая « перегруженная » гитара сочеталась с аккордовой «чистой», бас-гитара ещё больше выдвинулась на передний план, а в некоторых местах Крупнов играл слэпом , что в целом для «тяжелой» музыки того времени было очень нестандартно. [ источник не указан 1252 дня ] Изменения коснулись и текстов песен. От готичного символизма практически не осталось и следа — на смену ему пришла жесткая конкретика окружающей действительности. В целом настроение альбома характеризует термин самого Анатолия Крупнова — «веселая злость». [ источник не указан 1252 дня ]
Русскоязычные версии композиций значительно отличались от первоначальных аранжировок «One More Day», а с точки зрения качества записи «Еще один день» — наиболее выдающийся отечественный рок-альбом того времени. [ источник не указан 1252 дня ] «Классическая тяжелая пластинка, один из главных дисков в истории русского хард’н’хэви…» — так спустя много лет его охарактеризовало информационное агентство «Интермедиа». [ источник не указан 1252 дня ]
Эта запись стала первым альбомом «Черного обелиска», выпущенным на виниловой пластинке. Осенью 1992 года в ДК Горбунова группа провела презентацию альбома «Еще один день». [ источник не указан 1252 дня ] Дата концерта 13 ноября выпадала на пятницу, и он был назван «Пятница 13». [ источник не указан 1252 дня ]
В 1992 году были сняты видеоклипы на песни «Дорога в никуда», «Убей их всех», «День прошел, а ты все жив». На фестивале Zarraza производилась видеосъемка на композицию «Серый святой» с предыдущего альбома «Стена». [ источник не указан 1252 дня ]
«Черный обелиск» на студии BIZ Enterprises в период с 17 января по 7 февраля 1993 года сделал пробную запись очередного материала. Данная демо-лента, получившая название «96 % + 415», содержала восемь новых вещей. Параллельно «Обелиск» вёл гастрольную деятельность и среди прочего принимал участие в двух больших концертах — играет «на разогреве» у « Accept » (10 мая) и « Faith No More » (14 июня). [ источник не указан 1881 день ]
Несмотря на все предыдущие достижения и найденный новый оригинальный саунд «Черного обелиска», [ источник не указан 1252 дня ] Крупнов решил не останавливаться в своих музыкальных исканиях. Осенью 1993 года он присоединился к проекту Гарика Сукачева , получившему позже название « Неприкасаемые ». Этот коллектив, первоначально собранный лишь для трех концертов в Калининграде [ источник не указан 1252 дня ] (запись с которых была выпущена на CD в 1995 под названием «Между водой и огнем»), получил в итоге мощное развитие [ источник не указан 1252 дня ] — в немалой степени благодаря сильному промоушену и «звездному» составу, собранному Сукачевым. [ источник не указан 1252 дня ]
Отодвинув деятельность «Черного обелиска» на второй план, Анатолий Крупнов переключился на активную работу с «Неприкасаемыми», с которыми в итоге записал два ставших «классическими» альбома: [ источник не указан 1252 дня ] « Брёл, брёл, брёл » (1994) и «Неприкасаемые, часть 2» (1995). Сотрудничество Крупнова с «Неприкасаемыми» продлилось до второй половины 1996 года.
В мае 1994 года, после долгого перерыва «Черный обелиск» приступил одновременно к записи сразу двух альбомов, которые в результате были изданы на CD.
Первый диск представлял собой ремейк магнитоальбома «Стена» 1991 года. Но перезаписанный на нём материал был представлен в другом трек-листе и в новых, значительно отличающихся от исходных, аранжировках. [ источник не указан 1252 дня ]
Второй диск « Я остаюсь » содержал новые композиции — в основу альбома легли семь доработанных вещей с демо-ленты «96 % + 415», к которым было добавлено пять новых песен. Этот диск — самая неоднозначная и разношерстная студийная работа «Обелиска», характеризующаяся неровностью представленного на нём материала и отсутствием единой концепции . [ источник не указан 1252 дня ] Наряду с серьезными текстовыми и музыкальными идеями на альбоме присутствуют и стебовые , ранее несвойственные для коллектива вещи: «Про любовь», «Алкарель», «Девятая песня». В то же время диск содержит ряд очень сильных номеров: [ источник не указан 1252 дня ] «Я остаюсь», «Седьмая песня», «96 % + 415», «Дом желтого сна (часть 2)».
Бас-гитарная игра Анатолия Крупнова на альбоме «Я остаюсь» тоже видоизменилась и приобрела новые оттенки — стала более мелодичной, чаще ориентированной не на жесткую риффовую гитарную структуру, а на более свободное обыгрывание аккордовых последовательностей. [ источник не указан 1252 дня ] Исчезли скоростные «запилы», и ещё большее внимание Крупнов стал уделять слэповой технике. [ источник не указан 1252 дня ] Одновременно с выходом альбомов «Стена» и «Я остаюсь» осенью 1994 года на CD была переиздана пластинка «Еще один день», а на кассетах выпущен двойной ретроспективный альбом концертных записей «Черного обелиска» «Память о прошлом». [ источник не указан 1252 дня ]
Были сняты видеоклипы на композиции «Пятая песня» и «Дом желтого сна» (версия 2), — ради съемок в котором Анатолий Крупнов состриг свои длинные волосы « под ноль ». [ источник не указан 1252 дня ]
В 1994 году у Анатолия Крупнова зародилась идея создания акустического сольного альбома вне рамок музыкальной стилистики «Черного обелиска». [ источник не указан 1252 дня ] Проект получил рабочее название «Крупский и компания» и приступил к репетициям нового материала. Весной 1995 года была произведена студийная запись, однако Крупнов остался недоволен качеством музыкальной реализации и принял решение отложить работу в сторону [ источник не указан 1252 дня ] (идею сольного альбома он воплотил позже с другими музыкантами в проекте под названием «Крупский сотоварищи»).
В 1995 году, параллельно с работой над проектом «Крупский и компания», «Черный обелиск» перезаписал семь своих ранних — периода 1986—1988 годов — композиций. Идея этого студийного проекта заключалась в том, чтобы к 10-летию группы перезаписать старые песни (до того существовавшие лишь в виде концертных вариантов) в максимально приближенном к оригиналу виде, но с хорошим звуком. [ источник не указан 1252 дня ] Изменения в аранжировках были принципиально минимальными. Данный альбом, названный просто «1986-1988», был издан в 1995 году на компакт-кассетах.
Осенью 1993 года Крупнов работал с группой « ДДТ » над песнями для альбома « Это всё… » . Он получил предложение стать бас-гитаристом и аранжировщиком «ДДТ», приезжал на репетиции в Санкт-Петербург и делал аранжировки четырёх песен: «Духи», «Белая река», «Глазища», «Российское танго». Однако в итоге Крупнов принял решение остаться в Москве, уделяя внимание своим собственным проектам. [ источник не указан 1252 дня ]
Из-за внутренних противоречий к концу 1995 года музыкальные товарищи Крупнова в полном составе покинули «Черный обелиск». [ источник не указан 1252 дня ] Крупнов набрал новых музыкантов — к нему присоединились гитарист Дмитрий Варшавчик и барабанщик Александр Митрофанов . В таком составе, в качестве трио , обновленный «Обелиск» отпраздновал свое десятилетие . Стилистика группы сместилась в сторону фанк-рока . [ источник не указан 1252 дня ]
В мае 1996 года «Обелиск» записал свою обработку песни «Жираф» Владимира Высоцкого для сборника «Странные скачки» .
30 августа 1996 года «Черный обелиск» выступил на 2-м Байк-шоу . Коллектив играл концерты по клубам и на выезде. Сохранились аудио- и видеозаписи нескольких выступлений (например, последний на выезде в 1996 году: 26 декабря, в городе Таганрог ). [ источник не указан 1252 дня ]
Параллельно в 1996 году Крупнов работал над реализацией своего сольного студийного проекта «Крупский сотоварищи». [ источник не указан 1252 дня ]
10 апреля 1995 года Крупнов записал акапельную обработку песни «Плещут холодные волны». [ источник не указан 1252 дня ] В 1996 году сделал аранжировку и пишет партию бас-гитары для варианта песни «И кто его знает» в исполнении Людмилы Гурченко . Обе эти композиции появились на CD-сборнике « Митьковские песни » 1996 года .
В мае 1996 года совместно с музыкантами трио «Черный обелиск» и вокалистом группы « Ван Моо » Сергеем Савиным Крупнов записал рэп-фанк -композицию «Белый танец», в которой сочетал на бас-гитаре технические приемы слэп и тэппинг . [ источник не указан 1252 дня ] В это же время делал набросок песни «Холодные дни», к участию в которой планировал привлечь певицу Алену Свиридову . [ источник не указан 1252 дня ]
Осенью 1996 года Крупнов сыграл несколько концертов с группой « Воскресение », замещая на бас-гитаре Евгения Маргулиса .
Также в 1996 году Крупнов объявил о том, что пишет книгу «Записки пожилого мальчика». [ источник не указан 1252 дня ]
В 1995 году Анатолий Крупнов играл в спектакле по пьесе « Контрабас » Патрика Зюскинда в театре им. Рубена Симонова . В качестве киноактера снялся в двух художественных фильмах: « Научная секция пилотов » (1996, режиссёр Андрей И ) и « » (2000, режиссёр Евгений Митрофанов). Снимался в видеоклипах Гарика Сукачёва «За окошком месяц май» и групп « Колибри » «Волна» (1995) и « Квартал » «На последнем этаже» (1998).
Имел проблемы с алкоголем, злоупотреблял психотропными веществами . В 1996 году, полностью пройдя реабилитационный курс лечения от наркотической зависимости, Крупнов начал вести антинаркотическую радиопередачу на М-Радио . [ источник не указан 1252 дня ]
После смерти Крупнова вышел его сольный, записанный в 1996 году, альбом «Крупский сотоварищи» «Чужие песни и несколько своих» — проект, который Крупнов первоначально пытался реализовать под рабочим названием «Крупский и компания». Диск состоит из акустических переработок нескольких песен, исполнявшихся Крупновым ещё в группе «Черный обелиск» («Я остаюсь», «Игрок», «Про любовь», «Аве, Цезарь», «Пельменная»), кавер-версий западных исполнителей («Dance Me To The End Of Love» Леонарда Коэна и «Soli» Адриано Челентано ), обработок песен Александра Мирзаяна («Долго будем ожидать» и «Танго»), а также двух ранее неизвестных композиций «Вальс» и «Дорожная».
В 2000 году, спустя три года после смерти Крупнова, вышел двойной памятный CD «Анатолий Крупнов / Postальбом», дописанный музыкантами последнего состава «Черного обелиска» Дмитрием Варшавчиком и Александром Митрофановым. Первый диск представлял собой песни, которые Крупнов так или иначе, но успел записать. Второй содержал написанные, но незаписанные им композиции, спетые его товарищами: Гариком Сукачевым (« Неприкасаемые »), Юрием Шевчуком (ДДТ), Александром Ф. Скляром (« Ва-Банкъ »), Константином Кинчевым (« Алиса »), Сергеем Савиным ( Ван Моо ), Жаном Сагадеевым (« E.S.T. ») и Павлом Фроловым (« Ночные волки ») .
В честь его выхода альбома 30 марта 2000 года в СК «Олимпийский» при полном зале состоялся «Postконцерт Анатолия Крупнова» — мероприятие с участием групп « Сплин », « Zdob Si Zdub », « Чайф », « Ва-Банкъ », « ДДТ », « Неприкасаемые » и др. Все музыканты в этот день исполняли со сцены песни Анатолия Крупнова .
После смерти Крупнова группа «Черный обелиск» прекратила существование. Тем не менее в 2000 году несколько бывших участников решили реорганизоваться и возобновить деятельность под именем «Черный обелиск». Репертуар группы состоит как из новых композиций , так и песен Анатолия Крупнова. По словам Дмитрия Борисенкова, «На своих концертах мы играем 2—3 песни Толика. Считаю этого достаточным и корректным. То, какая активность происходит в последнее время вокруг его имени, лично меня удивляет. Но не мне судить людей» .
С 1983 по 1991 год Анатолий Крупнов был женат на Марии Крупновой (Хелминской), с которой они познакомились 13 марта 1983 года в кафе «Марика» на Петровке, а поженились в день рождения Крупнова, 24 марта 1984 года в ЗАГСе района ВДНХ . В браке у них родились двое сыновей: Владимир (1985) и Петр (1990). Владимир окончил Российский университет дружбы народов по специальности «Лингвист», с 2013 по 2017 год работал на должности третьего секретаря посольства России в Италии. В 2017 году занял должность помощника главы Чувашии . С 2018 по 2020 год работал в представительстве итальянской строительной компании IRD Engineering s.r.l. В 2021 году основал и возглавил московское архитектурно-градостроительное бюро White Stones.
В период с 1991 по 1997 год жил с Алиной Волокитиной. Волокитина впервые увидела Крупнова на сцене на фестивале «Монстры рока» в «Крыльях Советов», когда он играл в составе группы «Шах». Потом их познакомила Анна Глинская, на тот момент бывшая замужем за Боровом (« Коррозия Металла »). Крупнов и Волокитина жили на съемных квартирах.
Младшая сестра Крупнова, Наталья, проживает в Нидерландах . [ источник не указан 1252 дня ]
В декабре 1996 года коллектив «Черный обелиск» в составе трио приступил к записи нового альбома, одним из рабочих вариантов названия которого был «Три товарища» (отсыл к книге Эриха-Марии Ремарка ). Однако 27 февраля 1997 года на музыкальной студии «Турне» Анатолий Крупнов скончался от сердечного приступа , не дожив меньше месяца до 32-летия.
Последней видеосъемкой Анатолия Крупнова и группы «Черный обелиск» является выступление в телепередаче « Добрый вечер с Игорем Угольниковым », посвященной проекту «Странные скачки» памяти Владимира Высоцкого. Эфир программы состоялся 24 февраля 1997 года: на этой съемке группа исполнила песню «Жираф». [ источник не указан 1252 дня ] Последнее телеинтервью Крупнова — передача « Акулы пера », записанная 9 февраля 1997 года и вышедшая в эфир уже после его смерти . [ источник не указан 1252 дня ]
Анатолий Крупнов похоронен на Введенском кладбище Москвы (25 участок).
Весной 2015 года, к 50-летию Анатолия Крупнова, директором группы «Черный обелиск» 1992—1997 годов Александром Юрасовым было объявлено о начале широкомасштабной акции под хештегом #GodKrupnova. В день рождения Крупнова, 24 марта, в Интернете появился видеоролик с флэшмобом на песню «Я остаюсь», в котором приняли участие большое количество друзей и единомышленников Анатолия Крупнова. [ источник не указан 1881 день ]
Был проведен ряд памятных мероприятий (в частности, фотовыставка «Контрабас 50/50»), эфиры и радиоинтервью, публикации в прессе, посвященные жизни и творчеству Анатолия Крупнова, а также подготовлен к переизданию бэк-каталог его песен. Все происходящее в течение года освещалось на странице в «Фейсбуке», где также публиковались воспоминания различных людей о Крупнове и ранее неизвестные аудитории факты и материалы. Акция #ГодКрупнова была завершена телевизионным эфиром на « Канале ЧЕ » — «Квартирник у Маргулиса» — концертом, в котором исполнялись песни Крупнова .
24 марта 2016 года, в день 51-летия Анатолия Крупнова было объявлено о том, что акция «Год Крупнова» будет продолжена и перейдёт в «Год Крупский Сотоварищи». Готовился трибьют-альбом песен Анатолия Крупнова и книга о нём, воспоминаниями для которой поделились многие его друзья и соратники. [ источник не указан 1881 день ]
23 февраля 2017 года на юбилейной музыкальной премии « Чартова дюжина » Крупнов стал победителем в номинации «Легенда». На сцене СК «Олимпийский» награду из рук Гарика Сукачёва, спустя почти 20 лет после смерти Анатолия Крупнова, принимал его старший сын Владимир. [ источник не указан 1881 день ]
27 февраля 2018 года, в день памяти Крупнова, компания « Navigator Records » объявила выпуск трёх дисков, под названием «Я остаюсь» . Концепция этого издания — показать весь творческий путь Анатолия. В рамках серии было запланировано выпустить четыре бокса, включающих 12 пластинок. Первый будет должен был содержать лучшее, созданное Крупновым «в идеальном звучании» — от «Чёрного обелиска» до «Крупский сотоварищи». Второй под условным названием «андеграундный Крупнов»: альбомы «86—88», «Стена», «One more day» и «Ещё один день». Третий — мейнстрим («Крупский сотоварищи», «Post альбом»). Четвёртым станет трибьют музыканту .
В 2019 году вышел документальный фильм «Анатолий Крупнов. Он был» .
В 2022 году Гарик Сукачёв выпустил проект «Я остаюсь», который оказался кавер-версией известной песни Крупнова , также был показан клип, своего рода манифест остающихся в России музыкантов и упрёк уехавшим коллегам .
(композиции 1986—1988 годов доступны в виде различных концертных записей)