Interested Article - Псевдоним

У Антона Павловича Чехова было более 50 псевдонимов; самые известные из них: «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки».

Псевдони́м ( др.-греч. ψευδώνυμος , от — «ложный» + или ὄνυμα — « имя ») — вымышленное имя ( фамилия ), используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах), вид антропонима .

В западной культуре псевдонимами ( фр. «nom de plume» (дословно — «имя из пера»), фр. «nom de guerre» (дословно — «имя из войны», в литературе боевое имя — прежде имя, которое кто-либо принимал или получал при поступлении в войско ) чаще всего пользуются деятели литературы и искусства. В восточных культурах (особенно китайской и японской ) принятие нового имени при изменении социального статуса в некоторые эпохи было практически обязательным для любой сферы деятельности; аналогом такого рода обязательных псевдонимов в западной культуре можно считать обязательную перемену имени у священников, монахов, особенно православных , однако называть церковные имена священнослужителей псевдонимами не принято.

Автони́м (от др.-греч. «сам» + «имя») — подлинное имя человека, известного под псевдонимом.

Природа и задачи псевдонимов

Использование псевдонима обычно не подразумевает отказа его носителя от идентичности, поэтому псевдоним зачастую вытесняет настоящее имя: например, далеко не всем известно, что Сандро Боттичелли на самом деле звали Алессандро Филипепи , а Мэрилин Монро Норма Джин Бейкер . Распространёнными мотивами использования псевдонимов этого рода являются:

  • стремление заменить слишком длинное имя более коротким, запоминающимся (в частности, у многих испанских, португальских, латиноамериканских спортсменов и политиков: характерен, например, случай Эдсона Арантеса ду Насименту , прославившегося под коротким именем Пеле );
  • стремление взять «говорящее» имя, соответствующее избранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции, эстетическим предпочтениям эпохи: так, средневековый медик Парацельс выбрал псевдоним, отсылающий к имени знаменитого римского врача Цельса , пролетарские поэты Михаил Эпштейн и Ефим Придворов стали Михаилом Голодным и Демьяном Бедным , а их современники подписывали свои стихи именами Дир Туманный и Рюрик Рок ; один из основателей русского панк-рока Николай Кунцевич известен как Ник Рок-н-Ролл ;
  • стремление скрыть происхождение, в частности, национальность носителя имени (так поляки Вильгельм Аполлинарий Костровицкий и Юзеф Теодор Конрад Корженевский стали французским поэтом Гийомом Аполлинером и английским прозаиком Джозефом Конрадом ); использование псевдонимов по этому мотиву зачастую вызывает болезненную реакцию у шовинистически настроенной части общества, выливающуюся, в частности, в кампании по «раскрытию псевдонимов» ;
  • стремление «разойтись» в именах с другим лицом, действующим в этой сфере и носящим то же или похожее имя: так, среди причин, побудивших писателя Илью Маршака стать М. Ильиным , не последнюю роль играло нежелание оказаться в тени своего старшего брата Самуила Маршака , а литературовед и переводчик Элеонора Гальперина замечала в опубликованной позднее переписке, что взяла псевдоним Нора Галь для того, чтобы её не путали с начавшей публиковаться несколько раньше литературоведом .

Особым случаем являются коллективные псевдонимы, призванные обозначить единым именем общую деятельность группы лиц: Кукрыниксы , Никола Бурбаки , Козьма Прутков .

В коммерческой (прежде всего американской ) издательской практике существуют также контролируемые издателями переходящие псевдонимы (house names), которые обычно используются для публикации произведений, относящихся к какому-то коммерческому циклу (например, псевдоним « Максвелл Грант » для цикла приключенческих романов о ).

Псевдоним и смежные явления

Помимо псевдонимов как таковых, применяются (главным образом, деятелями литературы и искусства) другие имена, при расширительном понимании также именуемые псевдонимами:

  • Криптоним — подпись под произведением вместо имени автора, не предполагающая возможности отождествить её с тем или иным конкретным лицом; иными словами — имя, рассчитанное на то, чтобы скрыть подлинного автора произведения. Криптонимом обычно пользуются при обнародовании рискованных в том или ином отношении произведений («Роман с кокаином» М. Агеева , «История О» Полины Реаж ) и/или в тех случаях, когда эти произведения в том или ином отношении отличаются от той творческой деятельности, с которой уже прочно связано подлинное имя автора (криптонимы Анатолий Брусникин, Алла Борисова , Борис Акунин , взятые известным филологом-японистом и переводчиком Григорием Чхартишвили для публикации его детективных романов; психологические романы Агата Кристи подписывала криптонимом Мэри Вестмаккотт ). В случае успеха криптонимы зачастую раскрываются и превращаются в обычные псевдонимы или гетеронимы .
  • Гетероним — имя, используемое автором для части своих произведений, выделенных по какому-либо признаку, в отличие от других произведений, подписываемых собственным именем или другим гетеронимом. Так, Зинаида Гиппиус выступала со стихами под собственным именем, тогда как критические статьи публиковала под «говорящим» гетеронимом Антон Крайний . Виртуозно пользовался гетеронимами португальский поэт Фернандо Пессоа , использовавший несколько десятков подписей для своих произведений разного рода; многие из использованных им имён были снабжены собственными биографиями и тем самым становились литературными масками . Гетеронимия часто встречается в массовой литературе, когда произведения одного и того же автора, принадлежащие к разным жанрам или циклам, подписываются разными именами для удобства читателя.
  • Литературная маска — вымышленный автор, которому приписывается то или иное произведение.
  • Аллоним — имя другого реально существующего или существовавшего лица, используемое автором вместо собственного имени при обозначении авторства произведения. Аллонимы часто использовались авторами поздней Античности и Средневековья для того, чтобы именем более раннего и более авторитетного автора придать больше авторитета своему сочинению. В Новое время аллонимия встречается достаточно редко, хотя в массовом книгоиздании известны примеры поддельных книг коммерчески успешных авторов (например, Карлоса Кастанеды ), написанных неизвестными лицами.
  • Астроним — типографский знак « звёздочка » (астериск, «*») или комбинация из нескольких таких знаков (иногда набранных особым образом, например, « »), используемая вместо имени автора (также и вместо имени персонажа или фигуранта произведения).

Смежное с псевдонимией явление — обязательное или полуобязательное использование в некоторых социокультурных группах (уголовный мир, молодёжные субкультуры ) особых имён или прозвищ (на своём жаргоне эти прозвища также называют «клички», «кликухи» или «погоняла»), не совпадающих с официальными. К этому явлению ближе всего использование никнеймов вместо имён при общении в Интернете .

Классификация

По способу образования можно выделить следующие группы псевдонимов:

  1. Эйдонимы — характеризуют авторов с физической стороны. Часто — прозвища, данные родными. Саша Чёрный
  2. Этнонимы — подчёркивают национальность.
  3. Псевдоэтнонимы — выбирается мнимый этноним
    • Державин — Татарский мурза, издавна поселившийся в Москве, а живущий по делам в Санкт-Петербурге.
  4. Геонимы — указывают на место рождения или жительства
  5. Френонимы (phren — ум, греч.) — от той или иной черты характера или творчества
    • С. М. Архангельский — Сергей Грустный
    • Н. И. Белов — Никола Грусть
    • И. А. Белоусов — Горький (как видим, не Пешков был первым Горьким)
    • А. К. Гастев — Одинокий
    • Г. Н. Жулева — Скорбный поэт
    • М. В. Журавлёва — Борицкая (революционерка, печаталась в «Звезде» и «Правде»)
    • И. Кривенко — Иван Могила
    • Д. Минаев — 1) Обличительный поэт 2) Современный сатирик
    • И. И. Панаев — Новый поэт
    • В. В. Смиренский — Андрей Скорбный
    • А. Н. Соловьёв — Нелюдимый (поэт-«правдист»)
  6. Титлонимы — указывают на род занятий, звание или общественное положение.
    • В. Т. Кириллов — 1) Поэт-солдат 2) Поэт-пролетарий
    • И. З. Сузиков — Крестьянин
  7. Аллонимы или гетеронимы — в качестве подписи избирается имя реального лица (часто умершего).
    • А. Н Плещеев — Н. А. Добролюбов (так он подписывал свои ранние революционные стихотворения)
    • М. Ш. Семевский — Д. В. Веневитинов (под именем умершего Веневитинова Семевский опубликовал стихотворение обличительного характера «Россия»)
    • Вл. Сидоров — Вадим Баян (от древнерусского поэта Бояна)
    • В ряде случаев перед реальным именем ставилась начальная буква имени настоящего автора:
    • Вл. Гиппиус — 1) Вл. Бесстужев 2) Вл. Нелединский (обе фамилии встречались в русской литературе)
    • Н. Корнейчуков — Корней Чуковский [ источник? ]
    • Н. Радищев
  8. Геронимы — имена литературных и мифологических героев, подчёркивающие идейную близость данного персонажа автору.
    • В. Я. Абрамович — Владимир Ленский (под этим же псевдонимом собирался публиковать свои юношеские стихи Н. А. Добролюбов)
    • Н. А. Рабинович — Адуев (главный персонаж романа Гончарова «Обыкновенная история»)
    • Е. А. Придворов — Демьян Бедный (в данном случае прототипом послужил герой, созданный самим автором)
  9. Латинизмы — образованы от латинских слов.
    • Б. Н. Бугаев (А. Белый) — пользовался также псевдонимами Alter Ego (второе я), Cunctator (медлительный), Spiritus (дух), Taciturno (молчаливый),
    • Адам Мицкевич — псевдонимом «un ami de Pouschkine» (Друг Пушкина),
    • Д. И. Менделеев — Homo novus (Новый человек)
  10. Хроматонимы — от названий красок
    • К. М. Фофанов (Олимпов) — Акакий Оранжевый (подписывал так юмористические стихи)
    • Н. Шор — Анатолий Фиолетов
  11. Фитонимы — от названий растений и деревьев
    • Лотарев (И. Северянин) — Мимоза
  12. Зоонимы — от названий животных
    • Г. Д. Деев — 1) Деев-Хомяковский (родился в пос. Хомяковский) 2) Хомяк
  13. Анаграммы — перестановкой букв в настоящем имени
    • В. Я. Брюсов — Аврелий (анаграмма его имени Валерий)
    • А. Кантемир — Харитон Макетин (так подписано его «Письмо, содержащее правила русского стихосложения», 1743)
    • Разновидность анаграммы — анаграмма-перевёртыш (палиноним):
    • И. Крылов — Нави Волырк (в «Приятном и полезном препровождении времени»)
    • К. М. Мазурин — Нуризам (книга «Строфы Нуризама», 1901)
  14. Женщина под мужским именем, мужчина — под женским
    • Э. Багрицкий — Нина Воскресенская; В. Брюсов — Нелли
    • З. Гиппиус — А. Крайний
    • М. Л. Михайлов — Л. Шелгунова
    • Вл. Ходасевич — Елена Арбатская
  15. Фактонимы — от биографических фактов
    • А. С. Пушкин — 1) Арз. 2) Ст. ар. (в молодости он был членом литературного кружка «Арзамасец») 3) Св…ч.к (от его лицейского прозвища «Сверчок») 4) Крс (сокращённый палиноним от «Сверчок»)
  16. Коллективные псевдонимы
    • Елизавета и Мария Москвины — Г-жи*** (под книгой стихов «Аония», 1802)
    • Братья Жемчужниковы и А. Толстой — Козьма Прутков
    • Группа поэтов «Литературной газеты» — Евгений Сазонов
    • Муж и жена Тхоржевские — Иван-да-Марья (под переводами песен Беранже и собственными стихами)
    • Каду Рэне — коллективный псевдоним писателей Овидия Герцовича Савича и Владимира Львовича Корвина-Пиотровского, издавших в России пародийный научно-фантастический роман «Атлантида под водой» (1927), выдав себя за его переводчиков с французского языка.

Некоторые псевдонимы и настоящие имена их владельцев

Литературные псевдонимы

Псевдоним «Горький» Алексей Максимович придумал сам. По утверждению старых нижегородцев, псевдоним был взят в память об отце

Ниже представлены псевдонимы некоторых литераторов :

Артистические псевдонимы

Ниже представлены псевдонимы некоторых артистов :

Псевдонимы режиссёров

Ниже представлены псевдонимы некоторых режиссёров :

Псевдонимы художников, скульпторов, архитекторов

Ниже представлены псевдонимы некоторых художников, скульпторов, архитекторов:

Псевдонимы философов

Ниже представлены псевдонимы некоторых философов :

Политические псевдонимы

Ниже представлены псевдонимы некоторых политиков :

Партизанские псевдонимы

Ниже представлены псевдонимы некоторых партизан :

Коллективные псевдонимы

Ниже представлены псевдонимы некоторых коллективов :

См. также

Примечания

Комментарии
Источники
  1. // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А. В. Суперанская . — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Наука , 1988. — 192 с. — 28 000 экз. ISBN 5-256-00317-8 .
  4. Фатеев А. В. . Psyfactor.org . Дата обращения: 4 июля 2022. 5 июля 2022 года.
  5. от 14 июля 2014 на Wayback Machine // Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография. — М.: АРГО-РИСК, 1997.
  6. И. Х. . Большая биографическая энциклопедия .
  7. Бялик Б. А. Судьба Максима Горького. — 3-е изд., доп. — М.: Худож. лит., 1986. С. 13.

    Отец не отходил от сына и спас его, но сам, заразившись от него холерой, умер. Горький почти не помнил отца, однако рассказы старших, да и тот факт, что отец умер, спасая его, — все это оставило глубокий след в его сердце. Старые нижегородцы утверждали, что он избрал псевдоним «Максим Горький» в память об отце, которого прозвали «Горьким» за склонность к едким шуткам.

Литература

Ссылки

  • Иван Карамазов . (2000).
  • Василий Ласточка. . « Музыкальная правда » № 22 (18 июня 1997). — Псевдонимы звезд шоу-бизнеса. Дата обращения: 7 января 2011. 23 августа 2011 года.
Источник —

Same as Псевдоним