Interested Article - Экснер, Юлиус

Йохан Юлиус Экснер ( дат. Johan Julius Exner ; 30 ноября 1825 , Копенгаген 15 ноября 1910 , Копенгаген) — датский художник -жанрист, представитель романтического реализма, профессор живописи.

Биография

Юлиус Экснер родился 30 ноября 1825 года в семье Йоханна Готлиба Экснера, чешского музыканта из Богемии , переехавшего в Данию в эпоху Наполеона , и его жены Карен Йоргенсдаттер из Хольмсгора в . Ещё в раннем детстве у него проявился талант к рисованию. После окончания начальной школы он был отдан на обучение живописи в частном порядке. В апреле 1839 года Экснер поступил в Датскую королевскую академию изящных искусств , где обучался под руководством профессора , известного мастера исторической живописи . Позже он брал уроки у Кристофера Эккерсберга , по праву называемого отцом Золотого века датской живописи . В первой половине 1850-х часто посещает Амагер . Здесь он начинает свои первые исследования жанровой живописи. При поддержке Академии он совершил поездку в Дрезден , а также путешествовал по Италии (1857—1858), где посетил такие города, как Венеция , Парма , Флоренция , Неаполь и Рим . Между 1863—1864 годами путешествовал по Швеции . 15 июня 1863 года Экснер женился на Ингер Генриетте Софи Йенсин Рингстед (1833—1915). В 1864 году он стал членом Академии изящных искусств в Копенгагене, а в 1866 году — в Стокгольме . В 1867 году посетил Скаген — рыбацкую деревушку, которая позднее станет местом паломничества художников, известных как « скагенская группа ».

С 1872 года Экснер был ассистентом профессора в Школе модельной живописи. В 1876 году он был назначен профессором Датской Королевской Академии изящных искусств и долгое время преподавал .


В 1877 году Экснер впервые приехал на остров Фанё (Fanø) — датский остров в Северном море у западного побережья Ютландии , который впоследствии он часто посещал летом вместе с семьей. Здесь у него была студия в (Sønderho Kro). В 1887 году Экснер получил премию Тресков. Он стал членом выставочного комитета в Шарлоттенборге в 1879 году и был назначен главой комитета в 1890 году. Он также был членом Школьного совета (Skolerådet) между 1883—1905 годами, был казначеем с 1884 года и членом Совета Академии (Akademirådet) с 1887 года.

У Юлиуса Экснера был сын Оге Экснер (Aage Exner (1870—1951)), который также был художником .

Юлиус Экснер умер 15 ноября 1910 года в Копенгагене за две недели до своего 85-летия .

Творчество

Изначально художественным направлением Экснера была историческая картина.

Экснер Ю. «Амагерянка, подсчитывающая оставшиеся деньги», 1852.

Он начал выставлять свои работы ещё учась в Академии. В 1843 году он стал обладателем малой серебряной медали Академии, а в 1845 году выиграл большую серебряную медаль.

Экснер Ю. «Из собрания художественной гипсовой мануфактуры», 1843.

В 1844 году он выставил свою первую картину «Fra Kunstakademiets figursal» («Из собрания художественной гипсовой мануфактуры»), написанную в 1843 году. В эти ранние годы Экснер создал несколько исторических картин, а также ряд портретов. За одну из таких работ — портрет сестры, он был удостоен премии Нойхаузена ( ) в 1847 году. В 1849 году одна из его картин «Thyra Danebod forsøger in formilde Gorm den Gamles vrede mod nogle fangne kristne» (« Тира Даннебод пытается усмирить гнев Горма Старого , чтобы освободить заключенных христиан») была приобретена Датской королевской коллекцией картин, ныне Государственный музей искусств . Ещё одну картину 1851 года «Marsk Stigs Døtre» («Дочери Маркса Стига») Экснер выполнил по заказу графа для . Граф не только щедро платил Экснеру, но и предоставлял ему студию в своей резиденции в течение нескольких лет. Обе эти картины изображают древнюю датскую историю и легенду .

Экснер Ю. «Тира Даннебод пытается усмирить гнев Горма Старого», 1849.

Однако в дальнейшем историческая живопись стала всё меньше интересовать Экснера, и он акцентировал внимание на жанровую живопись. Его жанровые картины занимали видное место в Национальном романтическом периоде Дании — художественном периоде непосредственно после Золотого века датской живописи, когда художественный фокус был обращен внутрь к уникальным датским темам. Немалое влияние на творчество и художественное направление Экснера оказал арт-критик, профессор Академии и пропагандист национального художественного движения . Помимо Хёйена на творчество Экснера также оказало значительное влияние сильное патриотическое чувство, возникшее в Дании в период после наполеоновских войн. Этот подъём происходил не только в изобразительном искусстве, но и в литературе и театре. В живописи поколение художников уже исследовало темы типичных датских пейзажей, скандинавской мифологии и истории. Художники, принадлежавшие к периоду Золотого века датской живописи, обучались у Кристофера Эккерсберга, который оказывал на них сильное влияние и сосредоточил их внимание на изучении и представлении датского характера.

Поиск национальных сюжетов для своего творчества привел Экснера на Амагер — остров южнее Копенгагена, где голландские фермеры поселились ещё в 1521 году, но которые так мало были известны большинству датчан. Там появилась его знаменитая работа «En Amagerkone, der tæller sine Penge efter» («Амагерянка, подсчитывающая оставшиеся деньги»), которая была выставлена в 1852 году и приобретена Национальной коллекцией. В 1853 году Экснер представляет ещё один свой шедевр «Et Besøg hos Bedstefaderen» («Посещение дома деда»). Эта работа привлекла большое внимание зрителей и имела огромный успех.

Экснер Ю. «Посещение дома деда», 1853.
Экснер Ю. «Маленькая девочка дает старику понюхать цветок», эскиз, около 1853.

Картина репродуцировалась . С этой работы Экснер начал свою блестящую карьеру. За это произведение он получил Торвальдсена , а сама картина была приобретена для Национальной коллекции. Работы, созданные на Амагере, представляют собой групповые изображения фермеров в их национальных костюмах, интерьеры фермерских домов и виды окрестностей. Картины написаны в тёплых тонах с хорошей прорисовкой деталей. В течение лета Экснер выезжал на этюды и создавал эскизы с натуры. Затем, зимой, в своей мастерской по этим эскизам он создавал законченные картины. Это было его обычной практикой .

Экснер Ю. Автопортрет, 1910.
Юлиус Экснер. Веселые фермеры. Рисунок 1878 г.

Национальные мотивы Экснер искал и в других местах Зеландии. Эти поиски привели к созданию в 1855 году полотна «Et Bondegilde i Hedeboegnen» («Вечеринка на ферме в районе Хедебо»). А в 1856 году он создал картину «Lille pige lader en gammel mand lugte til en blomst» («Маленькая девочка дает старику понюхать цветок»), которая положила начало коллекции (ныне в Копенгагене) в 1866 году. В 1877 году Экснер с семьей приезжает на остров Фанё . Здесь он обнаружил группу людей, чья жизнь глубоко заинтересовала его. Это был народ, который быстро угасал в социальных изменениях того времени. Эти темы Экснер отражал в своей живописи вплоть до своей смерти .


В последние годы жизни Экснер написал несколько автопортретов — один в 1906 году и один в 1910 году .


Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (нидерл.)
  3. (дат.)
  4. . Художественный указатель Дании. Юлиус Экснер. Дата обращения: 16 марта 2019. 14 апреля 2018 года.
  5. Allgemeines Lexikon der Bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker. Band 11, S. 122
  6. . Датская биографическая энциклопедия. Юлиус Экснер. Дата обращения: 18 декабря 2023. 30 ноября 2023 года.

Литература

  • E. A. Seemann. . — Leipzig, 1915.

Ссылки

Источник —

Same as Экснер, Юлиус