Бергман, Ингрид
- 1 year ago
- 0
- 0
Эрнст И́нгмар Бе́ргман ( швед. Ernst Ingmar Bergman (инф.) ; 14 июля 1918 , Уппсала , Швеция — 30 июля 2007 , Форё , Готланд , Швеция) — шведский режиссёр театра и кино , сценарист , писатель . Признан одним из величайших кинорежиссёров авторского кино . Среди наиболее известных фильмов Бергмана — « Седьмая печать » (1957), « Земляничная поляна » (1957), « Персона » (1966), « Час волка » (1968), « Шёпоты и крики » (1972), « Фанни и Александр » (1982).
Ингмар Бергман поставил более шестидесяти художественных и документальных фильмов для кино и телевидения, при этом был автором сценария к большинству из них. Также на его счету более ста семидесяти театральных постановок . В 1953 году сформировалось многолетнее плодотворное сотрудничество Бергмана с кинооператором Свеном Нюквистом . В фильмах Бергмана часто снимались такие актёры как Харриет Андерссон , Лив Ульман , Гуннар Бьёрнстранд , Биби Андерссон , Эрланд Юзефсон , Ингрид Тулин , Макс Фон Сюдов и Гуннель Линдблум .
Ингмар родился в Швеции , в городе Уппсале в семье пастора государственной лютеранской Церкви Швеции Эрика Бергмана и его супруги, медсестры Карин Бергман (урожд. Окерблум) . С 1918 года отец будущего режиссёра служил одним из священников в церкви Хедвиги Элеоноры в Стокгольме . В 1934 году он стал настоятелем этой церкви, а в 1941 году, в дополнение к этим обязанностям, был назначен одним из ( ) шведского короля . Пастор Бергман прожил долгую жизнь и застал своего сына в зените славы. Он скончался в 1970 году и был похоронен рядом со своей женой, скончавшейся четырьмя годами ранее, на кладбище церкви Хедвиги Элеоноры .
Из других детей Эрика и Карин, старший брат режиссёра,
, впоследствии выбрал карьеру дипломата, а сестра стала писательницей . Отец придерживался консервативных взглядов на воспитание детей и часто подвергал различным наказаниям, в том числе телесным.В основе нашего воспитания лежали такие понятия, как грех, признание, наказание, прощение и милосердие, конкретные факторы отношений детей и родителей между собой и с Богом. В этом была своя логика, которую мы принимали и, как мы полагали, понимали.
— Воспоминания Ингмара Бергмана
Интерес к театру и кино проявился у Бергмана ещё в детстве. Когда ему было девять лет, брату подарили на Рождество « волшебный фонарь » — распространённый в то время простой проекционный аппарат с керосиновой лампой в качестве источника света. Ингмар предложил Дагу в обмен свою коллекцию оловянных солдатиков и приступил к опытам. Волшебный фонарь позволял проецировать неподвижные изображения со стеклянных пластин и небольшие фильмы с соединённой в кольцо 35-мм плёнки. Бергман использовал бокс-камеру для создания псевдо-фильмов из нескольких кадров, а на отрезках плёнки со смытой эмульсией дядя Карл помогал создавать ему собственные мультфильмы . Большое впечатление на него произвёл принадлежавший его тёте Лоттен миниатюрный театр теней . В возрасте двенадцати лет Бергман получил возможность в течение нескольких вечеров присутствовать за сценой театра на постановке пьесы «Игра снов» Стринберга и «впервые в жизни прикоснулся к магии актёрского перевоплощения» . Начиная с этого возраста и вплоть до окончания гимназии его любимым увлечением помимо опытов с волшебным фонарём становится самодельный кукольный театр. Ингмар постоянно строил новые варианты театров, изготавливал декорации и системы освещения .
Летом 1934 года Бергман провёл шесть недель в Германии , куда его отправили по обмену. Его сверстник из немецкой семьи был членом Гитлерюгенда , и вскоре сам 16-летний Бергман поддался влиянию нацистской пропаганды .
В 1937 году Бергман поступил в Стокгольмский университетский колледж (позже переименован в Стокгольмский университет ), где изучал литературу и историю искусств. Учёбе он уделял мало времени, посвящая всё своё время театральной деятельности молодёжного клуба. После семейного скандала Бергман покинул родительский дом, после чего несколько лет не общался с семьёй. Окончательно оставив учёбу ради театра, Бергман отправляется в турне в качестве реквизитора и осветителя в постановке «Отца» Стринберга. Премьера обернулась провалом, и оставшийся без жилья и средств к существованию Ингмар некоторое время работал в Оперном театре ассистентом режиссёра. В это время он написал несколько пьес .
В 1942 году одна из пьес Бергмана была поставлена в Студенческом театре и получила положительный отзыв в газете « Свенска дагбладет ». На спектакль обратили внимание Карл Андерс Дюмлинг, руководитель киностудии « » и Стина Бергман, заведующая сценарным отделом. Вскоре Бергман получил работу в киностудии, занявшись редактированием чужих сценариев и написанием собственных. Вскоре один из сценариев Бергмана под названием « Травля », основанный на воспоминаниях о его школьных годах, привлёк внимание Виктора Шёстрёма , одного из основоположников шведского кинематографа, который передал сценарий режиссёру Альфу Шёбергу . Фильм был снят в 1944 году . Ингмар Бергман присутствовал на съёмочной площадке в качестве помощника режиссёра, и Шёберг поручил ему самостоятельно срежиссировать несколько сцен. «Травля» была хорошо принята в странах Скандинавии, а после окончания войны — в США и Великобритании . В 1943 году Бергман женился на Эльсе Фишер , приятельнице из труппы бродячих актёров. В конце того же года у них родилась дочь Лена.
Во время съёмок «Травли» Бергман получил предложение возглавить пришедший в упадок Городской театр Хельсингборга . Он нанял новую труппу и за год сумел вывести театр из кризиса. Весной 1945 года Бергман развёлся с Эльсой, увлёкшись хореографом Эллен Лундстрём . Позже от этого брака у него появилось ещё четверо детей — Ева, Ян, близнецы Анна и Матс .
Летом того же года Ингмар Бергман приступил к своей первой работе в качестве кинорежиссёра — съёмкам фильма « Кризис ». Сценарий был написан им по пьесе датского драматурга «Мать-животное». Работа над «Кризисом» сопровождалась многочисленными проблемами. Фильм провалился в прокате, что вызвало недовольство со стороны руководства «Свенск Фильминдустри» . На помощь Бергману пришёл продюсер , пригласивший его снять фильм « Дождь над нашей любовью » по пьесе норвежского драматурга . Согласно воспоминаниям режиссёра «Дождь над нашей любовью» стал его первым фильмом, снятым под влиянием поэтического реализма , в частности — работ французского режиссёра Марселя Карне .
Осенью 1946 года Бергман начал работать в муниципальном театре Гётеборга . Он искал возможность самостоятельно экранизировать собственные сценарии, но продюсеры были заинтересованы лишь в покупке сценариев. В 1947 году по его сценарию режиссёром Густавом Муландером был снят фильм « ». Затем к Бергману снова обратился Лоренс Мармстедт с предложением экранизировать пьесу « Корабль в Индию ». Фильм был представлен в конкурсной программе второго Каннского кинофестиваля , но не добился успеха . Продолжая заниматься постановкой спектаклей в театре и на радио, осенью 1947 года Бергман снимает свой четвёртый фильм под названием « Музыка в темноте » о потерявшем зрение пианисте. Фильм оказался коммерчески успешным и был номинирован на главный приз Венецианского кинофестиваля .
В 1948 году Ингмар Бергман получает международную известность в качестве драматурга — его киносценарий «Травля» был адаптирован для театра. Спектакль шёл в Осло и Лондоне, где постановкой занимался Питер Устинов . Летом того же года Густав Муландер снял ещё один фильм по сценарию Бергмана — « ». Сам Бергман в это время приступил к съёмкам « Портового города » по роману .
Следующий фильм, « Тюрьма », стал шагом вперёд для Бергмана. Благодаря финансовой поддержке Мармстедта ему удалось создать свою первую по-настоящему авторскую картину . В 1949 году Бергман снимает два напряжённых фильма о катастрофе семейных отношений — « Жажда » и « К радости », в которых находит отражение кризис его собственного второго брака с Эллен Лундстрём . После окончания съёмок он завязывает роман с журналисткой Гун Хагберг и осенью уезжает с ней в Париж , где Бергман открывает для себя французский театр.
Съёмки драмы « Летняя интерлюдия » были закончены летом 1950 года. В прокате фильм появился лишь через год, был хорошо принят зрителями и кинокритиками. Бергман называл «Летнюю интерлюдию» одной из наиболее важных своих работ:
Для меня лично «Летняя игра» — один из самых важных моих фильмов, хотя кому-то он, может быть, и покажется устаревшим. Но мне он таким не кажется. Тогда я впервые обнаружил, что работаю совершенно самостоятельно, что у меня есть свой стиль, что я создал наконец собственный фильм со своим особым обликом, которого никто не повторит. Этот фильм не похож ни на чей другой. Это было мое первое по-настоящему собственное произведение.
— 1968 год, интервью Ингмара Бергмана
Сразу после окончания работы над «Летней интерлюдией» Бергман приступает к съёмке шпионского триллера « Это не может случиться здесь ». Руководство «Свенск Фильминдустри» рассчитывало на международный успех фильма, но Бергман работал над ним без всякого интереса, исключительно ради заработка — к этому времени ему нужно было содержать пятерых детей, и картина провалилась в прокате.
В 1951 году Бергман заключает свой третий брак — с Гун Хагберг; он тоже не продлился долго, в 1959 году последовал развод. В этом же году в знак протеста против налоговой политики прекращают работу над новыми фильмами все шведские киностудии. Достигнуть компромисса удалось лишь в начале 1952 года, и Бергман в это время занимается радио-спектаклями, театром (состоялся его дебют на малой сцене Королевского драматического театра ) и даже снимает рекламу.
При первой же возможности Ингмар Бергман снова возвращается в кинематограф и с апреля по июнь 1952 года снимает комедийную драму «Женщины ждут», в которой представлены истории замужества четырёх сестёр, а ещё через месяц начинает съёмку картины «Лето с Моникой» о молодой паре, чей летний роман закончился беременностью и несчастливым браком. Главную роль сыграла малоизвестная на тот момент Харриет Андерссон , с которой у Бергмана начался роман. Он ушёл от Гун и переехал в Мальмё , где первые три года прожил с Харриет. В это время Бергман получил должность художественного руководителя . В дальнейшем Харриет Андерссон снимется ещё в восьми фильмах Бергмана, в том числе в таких известных картинах как «Сквозь тусклое стекло» и «Шёпоты и крики».
С Харриет Андерссон мы проработали бок о бок много лет. Она — на редкость сильный, но легкоранимый человек, а талант её отмечен признаками гениальности. Отношения с камерой искренние и чувственные. Харриет обладает поразительной техникой, переходы от глубочайших переживаний к трезвой наблюдательности происходят мгновенно. Юмор резковатый, но без малейшего цинизма. Одним словом, женщина, всячески достойная любви, один из самых моих близких друзей.
— Воспоминания Ингмара Бергмана
В 1953 году Бергман снял два фильма. Драма о жизни бродячих артистов « Вечер шутов » была холодно воспринята критиками и провалилась в прокате. Финансовое положение режиссёра вновь пошатнулось и в рекордно короткий срок он успел снять достаточно успешную комедию « Урок любви ». В том же году он поставил в Мальмё « Замок » Кафки и « Шесть персонажей в поисках автора » Пиранделло . Снятый в 1954 году, фильм « Женские грёзы » остался практически незамеченным, и Бергман компенсировал неудачу интенсивной работой в театре. К десятилетнему юбилею Муниципального театра Мальмё он поставил ставшую очень популярной оперетту Легара « Весёлая вдова ».
Летом 1955 года была снята комедия « Улыбки летней ночи ». Поначалу фильм не пользовался успехом у шведской аудитории, руководство киностудии было крайне разочаровано , но неожиданно Бергману улыбнулась удача — в следующем году фильм получил специальный приз Каннского фестиваля , что способствовало повышению международного спроса .
Успех «Улыбок летней ночи» позволил Бергману снять картину, ставшую впоследствии одной из самых известных его работ — « Седьмую печать ». Сюжет фильма вдохновлён фреской « Смерть, играющая в шахматы » в церкви Тёбю . Действие происходит в средневековой Швеции. Рыцарь и его оруженосец возвращаются домой из крестового похода и застают эпидемию чумы . Рыцарю является Смерть в образе мужчины в чёрных одеждах, и он предлагает Смерти сыграть партию в шахматы . Рыцарь и оруженосец путешествуют по объятой чумой стране, встречают различных персонажей и ищут ответы на вопросы о смысле жизни, сущности смерти и существовании Бога. В конце фильма всех, кроме бродячего артиста с женой и маленьким ребёнком, забирает Смерть.
Фильм был снят с небольшим бюджетом и всего за тридцать пять дней во дворе киностудии . Премьера «Седьмой печати» состоялась зимой 1957 года, фильм получил множество положительных отзывов от шведских кинокритиков и послужил поворотной точкой в карьере 27-летнего Макса Фон Сюдова , исполнителя главной роли, и самого Бергмана, прочно вошедшего в первый ряд современных кинорежиссёров . В том же году «Седьмая печать» получила специальный приз в Каннах .
Не менее значительным был успех Бергмана в театре. В 1957-м он поставил 4-часовой спектакль «Пер Гюнт» с Максом Фон Сюдовом в главной роли, а представленный в конце года « Мизантроп » Мольера один из критиков назвал «главным событием всего шведского театра 1950-х» .
В том же году был снят получивший множество наград фильм « Земляничная поляна ». Главная роль пожилого профессора, вспоминающего ошибки своей жизни, стала последней для 78-летнего наставника Бергмана, Виктора Шёстрёма . Фильм получил главный приз на Берлинском кинофестивале и приз за лучший иностранный фильм от американского Национального совета кинокритиков .
« На пороге жизни », камерная история о трёх беременных женщинах, была отмечена на Каннском фестивале призами за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль . Следующий фильм, мистическая драма « Лицо » получил специальный приз на кинофестивале в Венеции .
Весной 1959 года Бергман встретил Кяби Ларетей , шведскую пианистку эстонского происхождения, ставшую в том же году его четвёртой женой.
Вместе с Ларетей Бергман уезжает в Даларну , где работает с Уллой Исакссон над сценарием к фильму « Девичий источник » на основе народной баллады «Дочери Тёре из Вэнге». Ингмар Бергман не придавал большого значения этому фильму, называя его «убогим подражанием Куросаве » , но он получил «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке и специальные призы Каннского фестиваля и « Золотого глобуса ». С «Девичьего источника» начинается систематическое сотрудничество режиссёра с кинооператором Свеном Нюквистом . Как и прежде, в дополнение к сомнительному с коммерческой точки зрения проекту в «Свенск Фильминдустри» предложили Бергману «компенсирующий» фильм, рассчитанный на широкую аудиторию. В этот раз им стала комедия « Око дьявола » о Дон Жуане , который помогает дьяволу совратить замужнюю женщину.
В 1960 году Бергман осуществил неудачную постановку в Драматене, Королевском драматическом театре , чеховской « Чайки » . В том же году на острове Форё он снял « Сквозь тусклое стекло » , первый из серии трёх камерных фильмов. которую критики позже назовут «трилогией веры» (к ней относят последующие две картины — « Причастие » и « Молчание »). «Сквозь тусклое стекло», повествующий о непростых отношениях больной шизофренией женщины с мужем, отцом и младшим братом, принёс Бергману специальный приз Берлинского фестиваля и второй «Оскар».
« Причастие », второй фильм трилогии, был снят в конце 1961 года. В центре сюжета — провинциальный пастор, который переживает потерю веры, но не оставляет свой пост.
В следующем году Ингмар Бергман снял «Молчание» — фильм о конфронтации двух сестёр, воплощающих чувственную и интеллектуальную стороны личности . Выход «Молчания» на экраны вызвал скандал в прессе из-за наличия откровенных по тем временам сцен .
…этот с точки зрения сегодняшнего дня невинный фильм был принят в штыки. Мне и моей тогдашней жене звонили и угрожали нас убить. Это был настоящий телефонный террор. Мы получили сотни анонимных писем.
— 1968 год, интервью Ингмара Бергмана
После выхода « Молчания » Бергман стал настоящей знаменитостью в Швеции, и размер его гонорара достиг высокой по тем временам отметки в 35 тысяч долларов . В начале 1963 года ему предложили возглавить Драматен. Бергман принял предложение и начал сезон с удачной постановки « Кто боится Вирджинии Вулф? »
Сюжет комедии « Обо всех этих женщинах » 1964 года, первого цветного фильма Бергмана, повествует об отношениях критика и знаменитого музыканта, содержащего жену и шесть любовниц . Картина не пользовалась успехом у зрителей и получила массу негативных отзывов от критиков, ожидавших от Бергмана серьёзного кино в духе предыдущего «Молчания» .
В 1965 году Ингмар Бергман во время восстановления после перенесённого воспаления лёгких написал сценарий камерной экзистенциальной драмы « Персона ». Главные роли сыграли Биби Андерссон и норвежская актриса Лив Ульман , с которой во время съёмок у режиссёра начался роман. Бергман принимает решение уйти от Кяби Ларетай и поселиться на острове Форё вместе с Ульман. В 1967 году фильм получил сразу несколько наград от Национального общества кинокритиков США : за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Со временем «Персона» стала одной из самых обсуждаемых работ Бергмана .
В 1966 году Бергман принял решение оставить Драматен . В том же году в честь второго дня рождения своего сына Дэниэля он монтирует короткометражный фильм на основе семейной кинохроники. В 1967 году он войдёт в сборник « Осло « Шести персонажей в поисках автора », назвав спектакль «своей прощальной работой в театре», но данный спектакль оказался первым в ряду нескольких последующих постановок в различных театрах Европы .
» из восьми киноновелл, снятых разными режиссёрами. Бергман поставил в Национальном театреВ 1968 году на экраны вышли « Час волка » и « Стыд ». Оба фильма были отмечены призом за лучшую режиссуру Национального общества кинокритиков США. В том же году Бергман основал собственную кинокомпанию Cinematograph , первым фильмом которой стал « Ритуал » — снятая всего за девять дней камерная картина о допросе трёх актёров, обвинённых в съёмке непристойного фильма. Осенью была завершена съёмка картины « Страсть », которую позже критики отнесут ко второй трилогии Бергмана вместе с «Часом волка» и «Стыдом» .
В следующем году Ингмар Бергман вернулся в шведский театр с постановкой « Войцека » в Драматене, затем приступил к съёмкам документального фильма «Форё — документ» о проблемах жителей острова Форё .
1970 год был омрачён для Бергмана смертью отца и разрывом с Лив Ульман, которая вместе с их дочерью переезжает в Осло. Дружеские отношения с актрисой сохранятся и впоследствии Лив Ульман снимется в шести фильмах Бергмана.
В начале 1970-х Бергман интенсивно работал в театре. В 1970 году он повторил успешную постановку 1964 года « Гедды Габлер » для лондонского театра, в следующем году поставил «Шоу» в Драматене и « » в Ландоне. Во время репетиции «Гедды Габлер» он заключил с ABC Pictures контракт на съёмку фильма « Прикосновение ». После окончания работы над ним Бергман заявил о том, что планирует через пару лет, в течение которых рассчитывает снять ещё четыре-пять фильмов, навсегда уйти из кино .
В личной жизни Бергмана наступили с очередные перемены. Роман с замужней
завершился их свадьбой в ноябре 1971 года. Последний брак станет самым продолжительным — завершится почти через четверть века со смертью Ингрид от рака в 1995 году.В основе сюжета фильма « Шёпоты и крики » лежит история о трёх сёстрах, одна из которых долго и мучительно умирает. Работа над фильмом далась Бергману с большим трудом из-за финансовых трудностей. Режиссёру пришлось использовать собственные средства и занять средства у Киноиститута . Чтобы окупить этот фильм и найти средства для продолжения работы над « Сценами из супружеской жизни », Бергман в течение года безуспешно пытался найти дистрибутора в США. В итоге фильм был выпущен на экраны в конце 1972 года компанией Роджера Кормана , знаменитого «короля фильмов категории B ». Премьера прошла с большим успехом, фильм выдвигался на премию «Оскар» в четырёх номинациях и в итоге получил несколько престижных наград .
Дела в театре также шли хорошо — постановка « Дикой утки » с Максом фон Сюдовом и Леной Нюман в Драматене признана критиками одной из тончайших театральных работ Бергмана . В 1973 году успехом пользуется «Соната призраков», а «Дикую утку» ставят в Лондоне.
Премьера « Сцен из супружеской жизни », шестисерийного мини-сериала о двадцати годах непростого брака, состоялась на шведском телевидении весной 1973 года. Очередной камерный фильм, в котором роли супругов исполнили Лив Ульман и Эрланд Юзефсон , был хорошо принят шведской телевизионной аудиторией и кинокритиками .
В 1974 году Бергман ставит в Драматене две части трилогии Стриндберга «Путь в Дамаск». В следующем году он повторяет свой успех на телевидении — на этот раз с постановкой оперы «Волшебная флейта» Моцарта . В 1976 году выходит драма « Лицом к лицу » о женщине-психиатре, постепенно раздавленной собственной душевной болезнью. Как и в случае со «Сценами из супружеской жизни», фильм был сначала выпущен как мини-сериал для шведского телевидения, а затем был смонтирован сокращённый вариант для зарубежных кинотеатров. Картина «Лицом к лицу» не имела успеха, но внимание критиков обратила на себя исполнившая главную роль Лив Ульман , которая была номинирована на несколько премий, и в итоге получила приз Национального совета кинокритиков США.
30 января 1976 года во время репетиции «
» в Королевском драматическом театре Бергман был задержан двумя полицейскими в штатском по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Последовавшие за арестом трёхчасовой допрос, обыск и громкий скандал в прессе привели режиссёра к нервному срыву, который закончился трёхнедельным пребыванием в психиатрической клинике .Обвинение строилось вокруг транзакции между компанией Бергмана Cinematorgraf и её подразделением Persona , созданной для финансирования международных проектов. Persona была ликвидирована в 1974 году и сумма около 500 000 шведских крон была переведена на счёт Cinematorgraf . По мнению налоговой инспекции, Бергман должен был заплатить дополнительный налог с данной операции, и теперь ему грозил крупный штраф в несколько сотен тысяч крон или два года тюремного заключения . В конце марта 1976 года все обвинения по этому делу с Бергмана и его адвоката, занимавшегося финансовыми делами режиссёра, были сняты, но вскоре были выдвинуты новые — налоговая инспекция заинтересовалась доходами Cinematorgraf , полученными от международного проката фильмов «Шёпоты и крики» и «Сцены из супружеской жизни». Общая сумма налоговых претензий на этот раз превысила полмиллиона долларов .
22 апреля 1976 года Бергман публикует в газете Expressen открытое письмо, в котором сообщает о своём намерении покинуть Швецию . Бергман заявляет, что вынужден эмигрировать, так как не может продолжать работать в условиях постоянного давления со стороны бюрократии. Для защиты собственной репутации режиссёр оставляет крупную сумму в одном из шведских банков на случай проигрыша дела против Cinematorgraf .
Бергман с женой переезжают в Париж, затем посещают Лос-Анджелес, где Бергман обсуждает с Дино Де Лаурентисом будущий фильм « Змеиное яйцо ». Действие вышедшего на экраны в 1977 фильма происходит в Берлине 1920-х годов, съёмку проводят в Мюнхене , куда на несколько лет переселяется Бергман. « Змеиное яйцо » обернулось неудачей — фильм упрекали в недостаточной проработке персонажей . Но через год Бергману удалось вернуть расположение критиков — « Осенняя соната », камерная драма о взаимоотношениях матери и дочери с Лив Ульман и Ингрид Бергман в главных ролях получила несколько престижных наград.
После отъезда из Швеции Бергман не оставляет театр. В мюнхенском Три сестры » Чехова и « Тартюф » Мольера.
он заново ставит « » в 1977 году, затем «14 июля 1978 года Бергман отмечает свой 60-летний юбилей в своём доме на острове Форё. На любимом острове он проводит почти весь следующий год, где готовит свой второй документальный фильм о Форё и пишет сценарий к фильму «Фанни и Александр». В этом же году Шведский институт кино учреждает « » за достижения в области кинематографа. Осенью режиссёр возвращается в Мюнхен для работы над фильмом « Из жизни марионеток », историей расследования убийства и его психологических причин. Окончательно в Швецию Бергман вернётся лишь через восемь лет после отъезда, в 1984 году .
Фильм «Фанни и Александр» стал самым масштабным проектом Бергмана — на съёмки ушло полгода и 6 миллионов долларов. Действие фильма происходит в начале XX века, в центре сюжета — судьба двух детей, брата и сестры. Многосерийная версия была показана по шведскому телевидению в Рождество 1982 года и пользовалась большим успехом . В других странах демонстрировалась сокращённая киноверсия, которая собрала большое количество наград: четыре «Оскара», премии BAFTA , « Сезар », « Давид ди Донателло », « Золотой глобус » и другие.
В 1983 году Бергман сделал в память о своей матери короткометражный документальный фильм « Лицо Карин » на основе фотографий из семейного альбома.
После работы над «Фанни и Александром» Бергман принимает решение оставить большое кино . В 1980-е он снял два телефильма — « После репетиции », камерную картину о взаимоотношениях театрального режиссёра и актрисы, и « Благословенные ». Среди известных театральных постановок в этот период — « Король Лир », « Йун Габриэль Боркман » и «Гамлет».
В 1987 вышла «Латерна Магика», автобиографическая книга о детских воспоминаниях, ранних постановках и фильмах .
В 1990-е появляется несколько фильмов, снятых по сценариям Бергмана, в том числе — « Сарабанда ».
» , пошедшего по стопам своего отца. В 1997 Бергман экранизирует собственную пьесу о своём дяде Карле Окерблуме под названием «В присутствии клоуна». В 2003 году на экраны выходит продолжение «Сцен из супружеской жизни» — фильм «Ингмар Бергман скончался во сне на 90-м году жизни 30 июля 2007 года в своём доме на острове Форё, в один день с другим известным кинорежиссёром, Микеланджело Антониони . Похороны состоялись 18 августа на кладбище возле . В 2008 году по запросу родственников останки Ингрид фон Розен, последней жены Бергмана, были перемещены с кладбища коммуны Нортелье на Форё.
Его девять детей также стали, в основном, деятелями культуры и искусства. Сын Даниэль был режиссёром художественного фильма «Воскресный ребёнок», Ева и Ян — также режиссёры. Карин Беате «Линн» Ульман (дочь от актрисы Лив Ульман ) — выпускница вальдорфской школы , известна как писатель, журналист, критик и колумнист. и — актрисы, — актёр.
Основные темы творчества Ингмара Бергмана — кризис религии , кризис традиционной семьи , кризис личности ; поиски настоящих отношений между людьми. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную гамму чувств, Бергман с помощью своих актёров выражает сложнейшие переживания экзистенциальной встречи человека с правдой о мире внутри и вокруг себя.
Бергман был известен тем, что многократно работал с одними и теми же актёрами. Среди «своих» актёров Бергмана, которых режиссёр снял в десяти и более фильмах, можно отметить Гуннара Бьёрнстранда , Эрланда Юзефсона , Макса Фон Сюдова , Биби Андерссон , Харриет Андерссон , Лив Ульман и других. «Своим» композитором для Бергмана был Эрик Нордгрен , написавший музыку к 18 фильмам режиссёра, включая такие, как « Земляничная поляна » и « Седьмая печать ».
В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Bergmanesque было включено в Оксфордский словарь английского языка .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1946 | ф | Кризис | Kris | режиссёр, сценарист |
1946 | ф | Дождь над нашей любовью | Det regnar på vår kärlek | режиссёр, сценарист |
1947 | ф | Корабль в Индию | Skepp till India land | режиссёр, сценарист |
1948 | ф | Музыка в темноте | Musik i mörker | режиссёр, сценарист |
1948 | ф | Портовый город | Hamnstad | режиссёр, сценарист |
1949 | ф | Тюрьма | Fängelse | режиссёр, сценарист |
1949 | ф | Жажда | Törst | режиссёр |
1950 | ф | К радости | Till glädje | режиссёр, сценарист |
1950 | ф | Это не может случиться здесь | Sånt händer inte här | режиссёр |
1951 | ф | Летняя интерлюдия | Sommarlek | режиссёр, сценарист |
1952 | ф | Женщины ждут | Kvinnors väntan | режиссёр, сценарист |
1953 | ф | Лето с Моникой | Sommaren med Monika | режиссёр, сценарист |
1953 | ф | Вечер шутов | Gycklarnas afton | режиссёр, сценарист |
1954 | ф | Урок любви | En lektion i kärlek | режиссёр, сценарист |
1955 | ф | Женские грёзы | Kvinnodröm | режиссёр, сценарист |
1955 | ф | Улыбки летней ночи | Sommarnattens leende | режиссёр, сценарист |
1957 | ф | Седьмая печать | Det sjunde inseglet | режиссёр, сценарист |
1957 | ф | Земляничная поляна | Smultronstället | режиссёр, сценарист |
1958 | ф | На пороге жизни | Nära livet | режиссёр, сценарист |
1958 | ф | Лицо | Ansiktet | режиссёр, сценарист |
1960 | ф | Око дьявола | Djävulens öga | режиссёр, сценарист |
1960 | ф | Девичий источник | Jungfrukällan | режиссёр, продюсер |
1961 | ф | Сквозь тусклое стекло | Såsom i en spegel | режиссёр, сценарист |
1962 | ф | Причастие | Nattvardsgästerna | режиссёр, сценарист |
1963 | ф | Молчание | Tystnaden | режиссёр, сценарист |
1964 | ф | Обо всех этих женщинах | För att inte tala om alla dessa kvinnor | режиссёр, сценарист |
1966 | ф | Персона | Persona | режиссёр, продюсер, сценарист |
1967 | ф | Stimulantia | режиссёр новеллы «Дэниэль» | |
1968 | ф | Час волка | Vargtimmen | режиссёр, сценарист |
1968 | ф | Стыд | Skammen | режиссёр, сценарист |
1969 | ф | Страсть | En passion | режиссёр, сценарист |
1969 | ф | Ритуал | Riten | режиссёр, сценарист |
1971 | ф | Прикосновение | Beröringen | режиссёр, сценарист |
1972 | ф | Шёпоты и крики | Viskningar och rop | режиссёр, сценарист |
1973 | ф | Сцены из супружеской жизни | Scener ur ett äktenskap | режиссёр, сценарист |
1975 | ф | Волшебная флейта | Trollflöjten | режиссёр, сценарист |
1976 | ф | Лицом к лицу | Ansikte mot ansikte | режиссёр, сценарист |
1977 | ф | Змеиное яйцо | Das Schlangenei | режиссёр, сценарист |
1978 | ф | Осенняя соната | Höstsonaten | режиссёр, сценарист |
1980 | ф | Из жизни марионеток | Aus dem Leben der Marionetten | режиссёр, продюсер, сценарист |
1982 | ф | Фанни и Александр | Fanny och Alexander | режиссёр, сценарист |
1983 | док | Лицо Карин | Karins ansikte | режиссёр, сценарист |
1984 | тф | После репетиции | Efter repetitionen | режиссёр, сценарист |
1986 | тф | Благословенные | De två saliga | режиссёр |
1997 | тф | В присутствии клоуна | Larmar och gör sig till | режиссёр, сценарист |
2003 | ф | Сарабанда | Saraband | режиссёр, сценарист |
Год | Результат | Награда | Номинация | Получатель |
---|---|---|---|---|
Оскар | ||||
1960 | Номинант | Оскар | Лучший оригинальный сценарий | Земляничная поляна |
1961 | Лауреат | Оскар | Лучший иностранный фильм | Девичий источник |
1962 | Лауреат | Оскар | Лучший иностранный фильм | Сквозь тусклое стекло |
1963 | Номинант | Оскар | Лучший оригинальный сценарий | Сквозь тусклое стекло |
1971 | Irving G. Thalberg Memorial Award | Ингмар Бергман | ||
1974 | Номинант | Оскар | Лучший фильм года | Шёпоты и крики |
Лучшая режиссура | ||||
Лучший оригинальный сценарий | ||||
1977 | Номинант | Оскар | Лучшая режиссура | Лицом к лицу |
1979 | Номинант | Оскар | Лучший оригинальный сценарий | Осенняя соната |
1984 | Лауреат | Оскар | Лучший иностранный фильм | Фанни и Александр |
1984 | Номинант | Оскар | Лучшая режиссура | Фанни и Александр |
Лучший оригинальный сценарий | ||||
Награды Ассоциации кинокритиков Аргентины | ||||
2005 | Лауреат | Special Condor | Сарабанда | |
BAFTA | ||||
1960 | Номинант | BAFTA Film Award | Лучший фильм | Лицо |
1976 | Лауреат | BAFTA TV Award | Best Foreign Programme | Волшебная флейта |
1984 | Номинант | BAFTA Film Award | Лучший фильм не на английском языке | Фанни и Александр |
Берлинский кинофестиваль | ||||
1958 | Лауреат | Золотой медведь | Земляничная поляна | |
1962 | Лауреат | OCIC Award | Сквозь тусклое стекло | |
Номинант | Золотой медведь | |||
Премия Бодиль | ||||
1957 | Лауреат | Bodil | Лучший европейский фильм | Улыбки летней ночи |
1959 | Лауреат | Bodil | Лучший европейский фильм | Земляничная поляна |
1974 | Лауреат | Bodil | Лучший европейский фильм | Шёпоты и крики |
1979 | Лауреат | Bodil | Лучший европейский фильм | Осенняя соната |
Camerimage | ||||
1998 | Лауреат | Special Award | Лучший дуэт всех времён:Режиссёр - Оператор | Ингмар Бергман, Свен Нюквист |
Каннский кинофестиваль | ||||
1956 | Лауреат | Award | Best Poetic Humor | Улыбки летней ночи |
Номинант | Золотая пальмовая ветвь | |||
1957 | Лауреат | Специальный приз жюри | Седьмая печать | |
Номинант | Золотая пальмовая ветвь | |||
1958 | Лауреат | Лучшая режиссура | Рядом с жизнью | |
Номинант | Золотая пальмовая ветвь | |||
1960 | Лауреат | Special Mention | Девичий источник | |
Номинант | Золотая пальмовая ветвь | |||
1973 | Лауреат | Technical Grand Prize | Шёпоты и крики | |
1997 | Лауреат | Palm of the Palms | Ингмар Бергман | |
1998 | Лауреат | Prize of the Ecumenical Jury | Special award for his whole works | Ингмар Бергман |
Премия ассоциации | ||||
1962 | Лауреат | CEC Award | Best Foreign Director (Mejor Director Extranjero) | Седьмая печать |
Сезар | ||||
1976 | Номинант | Сезар | Best Foreign Film (Meilleur film étranger) | Волшебная флейта |
1979 | Номинант | Сезар | Best Foreign Film (Meilleur film étranger) | Осенняя соната |
1984 | Лауреат | Сезар | Best Foreign Film (Meilleur film étranger) | Фанни и Александр |
2005 | Номинант | Сезар | Best European Union Film (Meilleur film de l'Union Européenne) | Сарабанда |
Премия « Давид ди Донателло » | ||||
1974 | Лауреат | Давид | Best Director - Foreign Film (Migliore Regista Straniero) | Шёпоты и крики |
1984 | Лауреат | Давид | Best Director - Foreign Film (Migliore Regista Straniero) | Фанни и Александр |
Best Foreign Film (Miglior Film Straniero) | ||||
Best Screenplay - Foreign Film (Migliore Sceneggiatura Straniero) | ||||
1986 | Лауреат | Приз Лукино Висконти | Ингмар Бергман | |
Премия Гильдии режиссёров Америки | ||||
1984 | Номинант | Премия Гильдии режиссёров Америки | Лучшие режиссёрские достижения в кинофильмах | Фанни и Александр |
1990 | Lifetime Achievement Award | Ингмар Бергман | ||
Премия Европейской киноакадемии | ||||
1988 | Life Achievement Award | Ингмар Бергман | ||
Премия | ||||
1984 | Лауреат | Critics Award | Best Foreign Film | Фанни и Александр |
Премия | ||||
1983 | Лауреат | Nocciola d'Oro | Ингмар Бергман | |
Золотой глобус | ||||
1984 | Номинант | Золотой глобус | За лучшую режиссёрскую работу | Фанни и Александр |
Золотой жук | ||||
1964 | Лауреат | Золотой жук | Лучшая режиссура | Молчание |
1983 | Лауреат | Золотой жук | Лучшая режиссура | Фанни и Александр |
1993 | Лауреат | Золотой жук | Лучший сценарий | |
Премия «Серебряная лента» | ||||
1960 | Лауреат | Silver Ribbon | Best Director - Foreign Film (Regista del Miglior Film Straniero) | Земляничная поляна |
1961 | Лауреат | Silver Ribbon | Best Director - Foreign Film (Regista del Miglior Film Straniero) | Седьмая печать |
1974 | Лауреат | Silver Ribbon | Best Director - Foreign Film (Regista del Miglior Film Straniero) | Шёпоты и крики |
1979 | Лауреат | Silver Ribbon | Best Director - Foreign Film (Regista del Miglior Film Straniero) | Осенняя соната |
1984 | Лауреат | Silver Ribbon | Best Director - Foreign Film (Regista del Miglior Film Straniero) | Фанни и Александр |
Премия Юсси | ||||
1975 | Лауреат | Jussi | Best Foreign Director | Шёпоты и крики |
1974 | Лауреат | KCFCC Award | Лучшая режиссура | Шёпоты и крики |
Премия « » | ||||
1962 | Лауреат | Kinema Junpo Award | Best Foreign Language Film | Девичий источник |
Best Foreign Film Language Director | ||||
Кинофестиваль в Мар-дель-Плата | ||||
1959 | Лауреат | Лучший фильм | Земляничная поляна | |
Национальный совет кинокритиков США | ||||
1959 | Лауреат | Special Citation | Ингмар Бергман | |
1973 | Лауреат | NBR Award | Лучшая режиссура | Шёпоты и крики |
1978 | Лауреат | NBR Award | Лучшая режиссура | Осенняя соната |
Национальное общество кинокритиков США | ||||
1968 | Лауреат | NSFC Award | Лучшая режиссура | Персона |
1969 | Лауреат | NSFC Award | Лучшая режиссура | Стыд |
1971 | Лауреат | NSFC Award | Лучшая режиссура | Страсть |
1973 | Лауреат | NSFC Award | Best Screenplay | Шёпоты и крики |
1975 | Лауреат | NSFC Award | Best Screenplay | Сцены из супружеской жизни |
Special Award | Волшебная флейта | |||
Сообщество кинокритиков Нью-Йорка | ||||
1973 | Лауреат | NYFCC Award | Лучшая режиссура | Шёпоты и крики |
Best Screenplay | ||||
1974 | Лауреат | NYFCC Award | Best Screenplay | Сцены из супружеской жизни |
1983 | Лауреат | NYFCC Award | Лучшая режиссура | Фанни и Александр |
от 29 апреля 2009 на Wayback Machine | ||||
2006 | Лауреат | Special Award | Сарабанда | |
Венецианский кинофестиваль | ||||
1948 | Номинант | Золотой лев | Музыка в темноте | |
1958 | Лауреат | Italian Film Critics Award | Parallel Sections | Земляничная поляна |
1959 | Номинант | Золотой лев | Лицо | |
Лауреат | Special Jury Prize | |||
1971 | Лауреат | Career Golden Lion | Ингмар Бергман | |
1983 | Лауреат | FIPRESCI Prize | Фанни и Александр | |
Год | Результат | Награда | Номинация | Получатель |
После периода учёбы и театрального ученичества (1938—1943) Бергман занимал должность штатного режиссёра (а также и совмещённые должности руководителя, первого режиссёра, директора, художественного руководителя, художественного советника) последовательно и в основном в театрах городов Хельсинборга (1943—1946), Гётеборга (1946—1950), Мальмё (1952—1959), Стокгольма (1961—1976), Мюнхена (1977—1984), и вновь Стокгольма (1984—2007) .
С 1944 по 1946 в этом театре он поставил 11 спектаклей:
С 1946 по 1950 в этом театре он поставил 10 спектаклей:
С 1946 по 1958 в этом театре он поставил 22 спектакля:
Королевский драматический театр (Драматен) , Стокгольм
С 1951 по 2002 в этом театре он поставил 37 спектаклей:
С 1977 по 1985 в этом театре он поставил 9 спектаклей:
Королевская опера , Стокгольм Поставил 2 спектакля:
Ингмар Бергман был приглашённым (временным, гостевым) режиссёром для постановки или переноса спектаклей в полутора десятках других театров в Стокгольме и Норрчёпинге (Швеция, 1938—2002), в Осло (Норвегия, 1967), Лондоне (Великобритания, 1970), Копенгагене (Дания, 1973), Зальцбурге (ФРГ, 1983), а также ставил спектакли для радио и телевидения (ТВ-театр Шведского телевидения, 1957—2003), поставил две оперы, оперетту, участвовал в создании балета.
Ингмар Бергман поставил сам или участвовал в создании примерно 170 театральных спектаклей .
Полная библиография И.Бергмана приведена на сайте Фонда Ингмара Бергмана и насчитывает около 140 публикаций.
Осенью 2015 года в Швеции появились банкноты с изображением Ингмара Бергмана. На купюрах достоинством 200 крон изображены сам режиссёр и кадр из его фильма «Седьмая печать» .