Алла Пугачёва в Стокгольме
- 1 year ago
- 0
- 0
А́лла Бори́совна Пугачёва (в первом замужестве — Орбаке́не ; род. 15 апреля 1949 , Москва ) — советская и российская эстрадная певица, автор песен, режиссёр-постановщик, музыкальный продюсер, киноактриса; народная артистка СССР (1991), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995).
Творческий диапазон певицы многообразен: поп-музыка , соул , блюз , госпел , этно , синти-поп , софт-рок , шансон и панк . Известна голосом меццо-сопрано и сочетанием амплуа певицы и драматической актрисы .
За время карьеры выступала с концертными турами как в странах бывшего СССР , так и в десятках других стран мира . Певица достигла всесоюзного и международного успеха в странах Восточной и Северной Европы , Центральной Азии . Удостоена многих российских и международных наград .
В её репертуар входит более 500 песен, из которых около 100 собственного сочинения, а дискография насчитывает 19 студийных альбомов. Помимо СССР и России альбомы певицы издавались в Японии, Южной Корее, Швеции, Финляндии, Германии, Польше, Чехословакии и Болгарии. Общий тираж дисков превысил 250 млн экземпляров . Записи певицы входили в хит-парады Франции, Швеции, Польши, Греции, Японии, Монголии и стран СНГ . В период 1998—2007 годов была Послом доброй воли ЮНИСЕФ .
В 2010 году прекратила гастрольную деятельность, однако не отошла от творчества: принимала участие в сборных концертах и телепередачах, регулярно выпускала новые песни
.Замужем за Максимом Галкиным . У певицы две дочери, сын и трое внуков .
Родители Зинаида Одегова и Борис Пугачёв, оба — фронтовики , познакомились и поженились в 1946 году, в 1947 у них родился первенец Геннадий; ребёнок умер младенцем от дифтерии . 15 апреля 1949 года у них родилась дочь, которую назвали в честь актрисы МХАТа Аллы Тарасовой . 7 апреля 1950 года родился третий ребёнок — сын Евгений . Всё детство Аллы семья проживала в Москве на Крестьянской Заставе в двухэтажном доме в Зонточном переулке (не сохранился) .
Начиная с лета 1952 года Аллу с братом отправляли на дачу в деревню Новоалександрово , расположенную на берегу Клязьминского водохранилища , вскоре туда же на грузовике доставляли трофейное пианино « Циммерман », и мать заставляла заниматься на нём не менее 3 часов в день .
В 1956 году, в возрасте 7 лет, родители отдали дочь в музыкальную школу № 31 при музыкальном училище имени М. М. Ипполитова-Иванова . Тогда же она пошла в первый класс средней школы № 496 в Лавровом переулке Таганского района Москвы. За своенравный характер и умение за себя постоять во дворе и школе ей дали прозвище « » .
В 1964 году окончила музыкальную школу по классу фортепиано и 8 классов средней школы, затем поступила в музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова (ныне Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова ), где училась на одном курсе с Михаилом Шуфутинским .
В 1965 году, оказавшись по случаю в Доме учителя на репетиции коллектива А. Лившица и А. Левенбука , исполнила несколько песен и была принята в их сборную эстрадную программу «Пиф-Паф, или Сатирические выстрелы по промахам» . И уже в ноябре того же года, будучи студенткой второго курса училища , отправилась с ними в свою первую гастрольную поездку от Мосэстрады. Выступления прошли на Урале . По возвращении в декабре 1965 года с подачи Владимира Трифонова , младшего редактора Всесоюзного радио , для программы « С добрым утром! » записала свою первую песню «Робот» (муз. Л. Мерабова, сл. М. Танича ) .
В начале 1966 года начинающий тогда композитор Владимир Шаинский предложил записать несколько его новых песен. Вскоре «Как бы мне влюбиться» и «Не спорь со мной» стали победителями в конкурсе «Песня месяца», проводимом на Всесоюзном радио .
В 1967 году впервые выступила на телевидении в детской телепередаче « Будильник », где исполнила песню «Иду из кино» (муз. Б. Савельева, сл. И. Кашежевой) . В этом же году стала участницей агитбригады радиостанции «Юность» и отправилась на гастроли по Тюменской области на теплоходе по рекам Иртыш и Обь . В составе агитбригады выступала перед геологами-нефтяниками, геофизиками, буровиками, строителями и оленеводами Крайнего Севера , исполняя в числе других и «Единственный вальс» собственного сочинения .
В начале 1968 года певица отправилась в поездку на Ямал , затем выступила в Тюмени на открытии Дворца нефтяников, исполняла «Король, цветочница и шут» (музыка В. Шаинского), песню композитора Кирилла Акимова и собственный «Единственный вальс» . Перерывы на гастроли отрицательно сказались на учёбе, успешно сдав летом 1968 года теорию, она получила «пару» за исполнение песни под собственный аккомпанемент. Начальник экзаменационной комиссии А. А. Юрлов пояснил: «слишком много эстрадного налёта, недопустимого к преподаванию в советской школе» . Решением руководства училища её направили на стажировку учителем музыки и пения в московскую среднюю школу № 621, в результате ей удалось сдать государственные экзамены и получить диплом лишь в мае 1969 года .
В апреле 1969 года устроилась концертмейстером в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) , где познакомилась с цирковым артистом-клоуном Миколасом Орбакасом, своим будущим мужем . Летом 1969 года со студентами ГУЦЭИ отправилась на гастроли по областям средней полосы России в составе сборной эстрадной программы «Бумажный кораблик» . Помимо Орбакаса, в бригаде был Олег Непомнящий , Юрий Чернов , иллюзионист Сос Петросян , Анатолий Марчевский .
В том же году вышла замуж за Миколаса Орбакаса . В браке с ним она официально носила фамилию Орбакене, хотя на концертах выступала под девичьей фамилией Пугачёва.
В октябре 1969 года уволилась из ГУЦЭИ и устроилась в Липецкую филармонию вокалисткой ВИА «Новый электрон» под управлением Валерия Приказчикова. Помимо концертов в Липецке и Липецкой области , в составе ансамбля гастролировала по многим маленьких городам, посёлкам и деревням Крайнего Севера в Архангельской области , республиках Коми и Карелии .
В августе 1970 года уволилась из Липецкой филармонии и ВИА «Новый электрон» и устроилась в Росконцерт солисткой Московской областной филармонии, где в то время работал её муж Миколас Орбакас. От филармонии вместе с мужем выступала в сборных концертах, на детских утренниках, много гастролировали .
Выступала до марта 1971 года, после чего уволилась из филармонии и ушла в декретный отпуск . 25 мая 1971 года у Пугачёвой и Орбакаса родилась дочь Кристина Орбакайте . После родов певица некоторое время жила на родине мужа в городе Паланга ( Литовская ССР ).
Спустя 6 месяцев после родов, в ноябре 1971 года стала солисткой ВИА «Москвичи» под управлением Геннадия Пузырёва . Однако в «Москвичах» проработала всего два месяца и в январе 1972 года, уйдя из ансамбля, стала солисткой Государственного эстрадно-джазового оркестра под управлением Олега Лундстрема ( Росконцерт ). В составе оркестра гастролировала по многим городам СССР, а в сентябре 1972 года прошли её первые зарубежные гастроли: она приняла участие в фестивале джаза « » в Варшаве , а также в концертах по городам Польши . В октябре 1972 года на гастролях в Ленинграде познакомилась с поэтом-песенником Ильёй Резником , который предложил ей песню «Посидим, поокаем» .
В мае 1973 года певица покинула оркестр Лундстрема и вновь стала солисткой Московской областной филармонии, где по-прежнему работал её муж Миколас Орбакас . Будучи солисткой филармонии работала в жанре детских песен, в частности записала песни к детскому аудиоспектаклю «Дважды два — четыре» .
В ноябре 1973 года развелась с Миколасом Орбакасом и ушла из Росконцерта и Московской областной филармонии. Она устроилась в Москонцерт и стала солисткой обновлённого состава ВИА «Москвичи» под управлением Виталия Кретюка . В составе ансамбля выступала в Москве и других городах Советского Союза . В московском ДК железнодорожников состоялась премьера концертной программы ансамбля «Ты, я и песня», автором концепции которой выступил , а солистами — Алла Пугачёва и Юлий Слободкин . Они пели преимущественно дуэтом , хотя у Аллы было и несколько сольных номеров .
В октябре 1974 года приняла участие в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады с песнями «Посидим, поокаем» и «Ермолова с Чистых прудов» . По итогам выступления певице отказались присуждать призовое место, однако члены жюри Иосиф Кобзон , Гелена Великанова и Константин Орбелян настояли на том, чтобы молодую солистку не обошли стороной. В итоге под их напором остальные члены жюри всё же согласились присудить ей «утешительную» третью премию, которую она разделила вместе с Шайгеном Айрумяном, Борисом Лехтлааном, Сергеем Морозом, и таким образом стала лауреатом конкурса. Первую премию получили Валерий Чемоданов, актёр Московского театра « Современник », и Ренат Ибрагимов .
После участия в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады певице поступило предложение от руководителя ВИА « Весёлые ребята » Павла Слободкина стать солисткой его ансамбля. Она уволилась из «Москвичей» и стала солисткой «Весёлых ребят» . Поначалу Слободкин ставил её на бэк-вокал , но вскоре ей стало отводиться две песни в первом отделении, а затем по две песни в обоих отделениях .
Почувствовав возможности начинающей певицы, композитор Микаэл Таривердиев доверил ей закадровое исполнение песен в кинофильме « Ирония судьбы, или С лёгким паром! » (1975) .
В начале 1975 года Пугачёву выбрали представителем СССР на XI международном песенном конкурсе « Золотой Орфей » в Болгарии. Её кандидатуру Министерству культуры предложил Константин Орбелян. Для участия в конкурсе, согласно его правилам, нужно было исполнить песню болгарского автора, и Пугачёва выбрала «Арлекино» Эмила Димитрова , Павел Слободкин переработал мелодию и сделал новую аранжировку, Борис Баркас написал русский текст, а от себя певица добавила раскатистый смех в конце припевов.
4 июня 1975 года участвовала в конкурсе с песней «Я вновь хочу увидеть Ленинград», а 5 июня — в международном конкурсе вокалистов с песнями «Ты снишься мне» и « Арлекино ». Исполнение «Арлекино» настолько восхитило болгарскую публику, что ей пришлось повторить песню на «бис» . По итогам выступления жюри единогласно присудило певице гран-при — золотую статуэтку Орфея . 4 июля 1975 года фестиваль транслировало Центральное телевидение СССР , а уже 20 июля 1975 года вышел в свет её первый сольный релиз — миньон « Арлекино », на котором она впервые была представлена как единственный исполнитель. Тираж пластинки составил 14 миллионов экземпляров .
Безупречная художественная законченность, эмоциональная заразительность отличали её клоуна с его странным «трагическим» смехом, возвышенными мечтами о Гамлете и острой болью от сознания своей ничтожности.
— об « Арлекино », энциклопедия «Эстрада России. ХХ век» 2004
На волне успеха на «Золотом Орфее» на протяжении 1976 года её приглашали на престижные международные фестивали. В январе 1976 года участвовала в международной музыкальной ярмарке « MIDEM » в Каннах (Франция), где ей аккомпанировал ВИА « Песняры ». В апреле 1976 года с «Весёлыми ребятами» отправилась в ГДР в месячный промотур, где приняла участие во множестве сборных концертов и популярных передач на немецком телевидении и радио, записала сингл Harlekino . Затем, в мае — июне 1976 года с ансамблем гастролировала по городам Чехословакии и в Болгарии, где выступила в качестве почётной гостьи фестиваля «Золотой Орфей». В августе выступила в рамках концерта звёзд XVI международного фестиваля песни «Сопот-76» в Польше. В сентябре с ансамблем гастролировала по городам ГДР и приняла участие в международном шлягер-фестивале в Дрездене . Несмотря на формальное присутствие ансамбля на всех этих зарубежных гастролях, фактически всё внимание публики уделялось ей, а сам ансамбль воспринимался только как аккомпаниатор Пугачёвой. В это же время, в начале 1976 года репертуар певицы значительно пополнился новыми песнями. Со временем в концертах «Весёлых ребят» ей стали отводить полностью второе отделение, что вызывало недовольство у музыкантов, а затем и у руководителя ансамбля Павла Слободкина. На этой почве между Пугачёвой и Слободкиным произошёл конфликт, и в начале осени 1976 года она покинула ансамбль .
В октябре 1976 года устроилась в Росконцерт и стала солисткой эстрадно-симфонического оркестра Армении под управлением Константина Орбеляна. В составе оркестра выступала в сборных концертах в московском ГЦКЗ «Россия» , где исполняла 4 песни . Однако в оркестре Орбеляна проработала недолго. В ноябре 1976 года познакомилась с Александром Стефановичем , в будущем — её вторым мужем. По его совету уже в декабре 1976 года покинула оркестр Орбеляна, чтобы начать сольную карьеру. Она уволилась из Росконцерта и снова стала солисткой Москонцерта .
В 1976 году впервые стала лауреатом фестиваля « Песня года ». В заключительном концерте «Песни-76» исполнила ставшую популярной песню «Очень хорошо» (муз. А. Мажукова , сл. Д. Усманова ) . Тогда же, в 1976 году впервые приняла участие в новогодней телепередаче « Голубой огонёк », причём не только как исполнительница, но и как соведущая программы .
В декабре 1976 года в Харьковском театре музыкальной комедии состоялись её первые сольные концерты с ансамблем харьковской филармонии ВИА « Ритм » под управлением Александра Авилова. Пугачёвой отводилось полностью второе отделение — 45 минут. Афиш концертов не было, билеты распространялись кулуарно . До приезда певицы «ритмовцы» на слух и по кассетным записям отрепетировали программу Пугачёвой из 14 песен, но в день концерта Пугачёва привезла ещё несколько новых .
Зрители были просто шокированы её выступлением. Они ожидали, что Алла выйдет и просто споёт. А она разговаривала, общалась — чтобы зрители поверили, что она открыта перед ними. Я раньше не видел, чтобы так работали. Пугачёва пела каждую песню на пределе…
Именно в Харькове была обкатана песня «Женщина, которая поёт», — репетировали ночью в номере гостиницы после того как она была аранжирована приехавшим с Аллой Леонидом Гариным , соавтором музыки. За декабрьской серией, включавшей 16 концертов, в январе 1977 года уже «официально», с афишами и билетами в кассе, последовало ещё 18 концертов, все с аншлагами. По окончании Пугачёва предложила музыкантам «Ритма» постоянное сотрудничество и получила согласие .
Весной 1977 года состоялось выступление перед худсоветом Москонцерта , по результатам которого певица получила «красную строку» от худсовета, дающую право на собственное отделение .
Летом того же года поступила на отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа (руководитель курса — А. Н. Николаев ) , а на киностудии « Мосфильм » был запущен в производство музыкальный фильм-мелодрама «Третья любовь» (в дальнейшем — « Женщина, которая поёт »), в котором ей предстояло сыграть главную роль — певицу Анну Стрельцову . Изначально писать всю музыку к фильму должен был Александр Зацепин , с которым Пугачёва тогда плотно сотрудничала .
…мне было безразлично, известна певица или нет. Главное — поёт прекрасно и к делу серьёзно относится. Поэтому работал с ней с большим удовольствием.<…> Раньше надо было спеть два раза, потом делали наложение, получается очень красиво. Так вот, большинство певиц не могли два раза спеть одинаково! То чуть короче, то чуть длиннее. А у Пугачёвой всегда всё точно, без ошибок! Александр Зацепин , «Есть только миг…» 2003
Однако во время съёмок фильма у них произошёл конфликт — она, не предупредив композитора заранее, без его ведома включила в картину свои песни (под псевдонимом Борис Горбонос ). Из-за этого Зацепин отказался быть автором музыки, но после разговора с директором студии Н. Т. Сизовым всё же согласился оставить в фильме свои песни. В итоге вся фоновая музыка была написана Пугачёвой .
Знаменитая запись была сделана живьём, без цифровых обработок и усилений. Многим кажется, что Пугачёва здесь не столько поёт, сколько «кричит» и «надрывается», но на самом деле поёт здесь она идеально, используя технику бельканто, виртуозно перескакивая с регистра на регистр.
Для съёмок модельер Вячеслав Зайцев создал для певицы свободное платье-балахон. Этот наряд позволял трансформироваться в различные образы, создавая «театр Аллы Пугачёвой». Она надолго оставила «балахон» для своих выступлений, подобного рода платья стали одной из визитных карточек певицы, важной деталью её сценического образа .
В мае 1978 года вышел в свет её первый сольный студийный альбом « Зеркало души ». Альбом составляли 16 записей 1975—1977 годов преимущественно Александра Зацепина, а также три песни самой певицы (под псевдонимом Борис Горбонос ) и по одной песне Бориса Рычкова и Марка Минкова . В конце 1970-х годов альбом стал одним из самых продаваемых в СССР, было выпущено несколько его экспортных вариантов со списком песен на английском, французском, испанском языках. Кроме того, альбом был издан за границей в Болгарии и Чехословакии .
В 1978 году продолжила активно гастролировать, давая концерты в СССР и за рубежом. Летом 1978 года она уволилась из Москонцерта , а ВИА «Ритм» — из Харьковской филармонии. Был создан единый коллектив на базе Росконцерта , где певица проработала до 1988 года. Её концертным директором стал Евгений Болдин , в будущем — её третий муж.
В августе 1978 года отправилась в польский город Сопот для участия во II международном песенном конкурсе «Интервидение-78» , где исполнила «Сонет Шекспира» и « Всё могут короли ». Результатом её выступления стала победа на фестивале и триумф у польской публики. За исполнение песни «Всё могут короли» ей присудили гран-при «Янтарный соловей» и вручили денежную премию в размере 20 000 злотых , которую она передала в фонд строительства «Международного центра здоровья детей» .
В январе 1979 года в московском Театре эстрады состоялась премьера концертной программы певицы «Женщина, которая поёт». До этого её концерты не имели определённого названия, а в афишах значилось «Поёт Алла Пугачёва». Хотя общий песенный костяк программы был сложен ещё в 1977—1978 годах, в ней было много новинок. Помимо Москвы в 1979 году программу представила во многих крупных городах СССР; она стала своеобразным промотуром одноимённого фильма , вышедшего в прокат весной 1978 года .
5 июля 1979 года в Москве дала совместный концерт с Джо Дассеном по случаю открытия олимпийской гостиницы «Космос» . 25 августа 1979 года как почётный гость выступила в гала-концерте III международного фестиваля «Интервидение-79» в Сопоте (Польша).
В 1979 году вышел второй альбом певицы «Арлекино и другие», в который вошли записи периода работы в ВИА «Весёлые ребята». В 1980 году вышло ещё два альбома певицы: «Поднимись над суетой», состоящий из песен 1978—1979 годов её как композитора, и «То ли ещё будет» с записями 1977—1979 годов. Помимо этих пластинок вышло несколько синглов, а также альбомы в Японии, Финляндии, Болгарии и Чехословакии.
14 июня 1980 года провела своё последнее выступление с ВИА «Ритм». На базе безымянного ансамбля под управлением и некоторых музыкантов, пришедших из «Ритма», она организовала группу «Рецитал», которая в дальнейшем вплоть до окончания музыкальной карьеры в 2010 году неизменно оставалась её аккомпанирующим составом .
В августе 1980 года приступила к съёмкам в кинофильме «Рецитал». Режиссёром картины выступил муж певицы Александр Стефанович . Фильм задумывался как музыкальная драма о певице, на пике своей популярности теряющей голос и вынужденной бросить эстраду. Однако на начальном этапе съёмок руководство « Мосфильма » отстранило певицу от участия в картине из-за скандала, устроенного ею на съёмочной площадке. Это привело к разрыву отношений между Пугачёвой и Стефановичем и последовавшему разводу. С несколько изменённым сценарием, другими исполнителями и песнями, фильм вышел под названием « Душа » (1981) .
В течение июля—августа 1980 года участвовала в культурной программе Олимпийских игр в Москве, дав несколько концертов для иностранных гостей в Театре эстрады .
В ночь с 31 декабря 1980 года на 1 января 1981 года в новогодней телепередаче « Голубой огонёк » в её исполнении прозвучала песня « Маэстро » на музыку латышского композитора Раймонда Паулса и стихи Ильи Резника . Эта песня положила начало новому творческому тандему Паулс — Резник — Пугачёва.
В июне 1981 года окончила факультет эстрадного искусства ГИТИСа по специальности «Эстрадная режиссура» и в качестве дипломной работы представила новую концертную программу « Монологи певицы » . Защита дипломной работы состоялась в концертном зале Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского в Москве и представляла собой закрытый концерт для офицеров. Уже с июля 1981 года она отправилась представлять новую концертную программу во многих крупных городах СССР и за рубежом. В течение 1981—1983 годов представила «Монологи певицы» в 15 городах СССР, а также в 10 странах зарубежья.
Осенью 1981 года дала серию концертов по городам Чехословакии , где также выступила на международном фестивале «Intertalent '81» в качестве почётного гостя. Провела гастроли по городам Австрии и Финляндии , также приняла участие в международном фестивале политической песни в Хельсинки .
В конце 1981 года вместе с Игорем Кио стала ведущей новой телепрограммы «Новогодний аттракцион», в которой звёзды эстрады и кино выступали в цирке в непривычных для себя амплуа. Сама певица стала ассистенткой фокусника Кио. Премьера первого выпуска «Новогоднего аттракциона» состоялась 2 января 1982 года. В то же время выступила в роли исполнительницы, ведущей и режиссёра-постановщика творческих вечеров Раймонда Паулса «У нас в гостях Маэстро», которые прошли 21—29 декабря 1981 года в московском Театре эстрады .
В 1982 году певица гастролировала в ГДР , СФРЮ , СРР , ВНР , Италии. 28 июня 1982 года выступила в Париже в концертном зале « Олимпия » , отзыв о выступлении Пугачёвой опубликовала французская газета France Soir . Приняла участие в первом советско-американском телемосте «Москва — космос — Калифорния» .
В праздничной телепередаче «Новогодний аттракцион» 2 января 1983 года в её исполнении прозвучала песня «Миллион алых роз», ставшая хитом . Особенной популярностью она пользовалась в Японии .
В 1983 году помимо гастролей по городам СССР выступала с концертами в ВНР, Швеции, СФРЮ, ЧССР . В течение 1981—1983 годов выпустила 9 синглов и пятый номерной альбом « Как тревожен этот путь ». Также был выпущен её альбом в Чехословакии .
…я хотела петь, но знала, что меня не отпустят. Неужели непонятно, какие это были годы?
В феврале 1983 года во время трёхдневного визита в Москву участники шведской группы
ABBA
Бьорн Ульвеус
и
Бенни Андерссон
побывали на «Монологах певицы» и предложили Пугачёвой исполнить роль жены русского шахматиста Светланы в новом мюзикле «
Шахматы
»
.
В том же году
Альфред Шнитке
предложил певице исполнить премьерную партию
Мефистофеля
в
кантате
«История доктора Иоганна Фауста» и будто бы получил согласие. Но объявленное исполнение в
Большом зале Московской консерватории
не состоялось, а в перенесённой на октябрь премьере в
Концертном зале имени П. И. Чайковского
партию Мефистофел исполнила
солистка
Большого театра
.
В новогоднюю ночь 1984 года в праздничной телепрограмме «Новогодний аттракцион» певица исполнила две новые песни: «Расскажите, птицы» и «Айсберг», написанные начинающим композитором Игорем Николаевым , в то время музыкантом-клавишником в группе «Рецитал». С них началось их сотрудничество, результатом которого стал альбом « …Счастья в личной жизни! » (1986).
В начале 1984 года начала подготовку новой сольной программы «Пришла и говорю». Название дала одноимённая песня на стихи Беллы Ахмадулиной . Режиссёром-постановщиком выступила сама певица. «Пришла и говорю» по концепции существенно отличалась от предыдущей «Монологи певицы» (1981—1983); она была рассчитана на большие площадки (дворцы спорта и стадионы), для зрелищности каждая песня сопровождалась хореографическим номером или визуально-художественными эффектами. Певица позиционировала новую программу как театрализованное представление. Премьера состоялась 2 июня 1984 года в Москве в СК « Олимпийский », вмещавшем 35 000 человек . В течение 1984 года певица представила её зрителям Ленинграда и Еревана .
Параллельно с новой концертной программой на « Мосфильме » шли съёмки кинофильма «Алла», в котором певица играла главную роль. В отличие от предыдущего кинофильма с её участием — «Женщина, которая поёт» (1978), — фильм не имел определённого сюжета и представлял собой музыкальное киноревю, показывающий новый этап творчества певицы. На завершающей стадии производства картине присвоили прокатное название « Пришла и говорю » (1985).
В 1984 году также снялась в музыкальном кинофильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича « Сезон чудес », где исполнила несколько песен Юрия Чернавского . В планах также было выпустить совместный альбом «Видеомашина», однако проект не был завершён из-за отъезда композитора за границу .
В течение 1984—1985 годов гастролировала за рубежом, в частности в странах Скандинавии . Итогом этих гастролей стало издание нескольких синглов и альбомов в Финляндии и Швеции , съёмки в популярной телепрограмме « » и других .
В 1985 году окончилось активное сотрудничество с Раймондом Паулсом. Премьера последних совместных композиций «Делу время» и «Без меня» состоялась в новогоднюю ночь 1985 года.
Период 1985—1988 годов стал новым, так называемым «молодёжным периодом» в творчестве певицы: аранжировки большинства композиций были выполнены в современной стилистике с хард-роковой гитарой, в текстах песен стало больше социальных тем . Тогда же певица начала сотрудничество с музыкантом и исполнителем, руководителем рок-группы « Динамик » Владимиром Кузьминым . В марте 1986 года в их исполнении прозвучала песня « Две звезды », ставшей визитной карточкой их дуэта. Сменился и её сценический имидж: на смену прежним «балахонам» пришли короткие юбки. Вместе с Кузьминым Пугачёва гастролировала во многих городах СССР, а также за рубежом , в частности выступила на песенном фестивале в Сан-Ремо (Италия) в феврале 1987 года .
В марте 1985 года в московском Центре международной торговли состоялись три совместных концерта певицы и шведской группы Herreys . Новая серия совместных концертов с ними же « Алла Пугачёва представляет… » прошла в конце августа — начале сентября 1985 года на концертной площадке Ленинградского СКК имени Ленина . Затем программа была показана зрителям Таллина и Москвы ). Также прошли совместные концерты с норвежской группой Bobbysocks .
В июле 1985 года певица приняла участие в XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве . В рамках фестиваля дала несколько совместных концертов с американским исполнителем Дином Ридом и западногерманским рок-исполнителем Удо Линденбергом . В дальнейшем между ними завязалось тесное сотрудничество . В сентябре 1985 года приняла участие в сольных концертах Линденберга в Эссене , в октябре 1986 года вместе с ним участвовала в большом концерте-манифестации в Хассельбахе , а в августе—сентябре 1987 года состоялись их большое совместное турне «Рок за безъядерный мир к 2000 году» в Москве, Ленинграде, городах Швейцарии и ФРГ . Итогом сотрудничества советской певицы и западногерманского исполнителя стал выпуск сплит-альбома « Песни вместо писем » в июле 1988 года, изданный лейблом Polydor Records в ФРГ и фирмой «Мелодия» в СССР .
30 мая 1986 года после аварии на Чернобыльской АЭС вместе с Кузьминым приняла участие в сборном благотворительном концерте-акции «Счёт-904» в СК «Олимпийский» в Москве в помощь пострадавшим от аварии в Чернобыле . А 8 сентября 1986 года в посёлке вахтовиков Зелёный Мыс, неподалёку от Припяти , всего в нескольких километрах от ещё не закрытого саркофагом реактора, певица дала концерт под открытым небом для ликвидаторов аварии . Выступление в зоне повышенной радиации негативно отразилось на здоровье певицы, в том числе на её голосе . Впоследствии ей было присвоено звание ликвидатора аварии на ЧАЭС.
В мае 1987 года на концерте в Вене вместе с американским певцом Барри Манилоу исполнила песню One Voice .
24 августа 1987 года во время гастролей в Ленинграде произошёл конфликт в гостинице « Прибалтийской ». Причиной был отказ администрации предоставить певице заранее забронированный для неё номер, а требования вселить её именно в этот номер (любимый номер певицы, в котором она всегда останавливалась во время своих визитов в Ленинград) были названы «капризом певички». Разговор перешёл на повышенные тона. Всё началось с публикации в « Ленинградской правде » , и в условиях начавшейся в стране гласности происшествие получило широкий резонанс в советских средствах массовой информации. Певица подверглась резкому остракизму в прессе, отменялись её выступления, а Гостелерадио СССР на несколько месяцев изъяло её записи из теле- и радиоэфиров .
Осенью 1988 года состоялось двухнедельное турне по городам Америки (Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфия и Бостон) с заключительным концертом в нью-йоркском « Карнеги-холле », публика, главным образом, состояла из эмигрантов из СССР. В туре кроме самой Пугачёвой участвовали В. Кузьмин и В. Пресняков . В завершение данного тура журнал Billboard отметил, что Пугачёва «стоит в одном ряду с такими великими музыкантами музыкальной индустрии всех времён, как Бинг Кросби , Элвис Пресли и Майкл Джексон » .
С 1988 года Пугачёва ежегодно проводила фестиваль « Рождественские встречи » в спорткомплексе « Олимпийский » — в концертную программу приглашались как известные , так и начинающие исполнители поп и рок-музыки (во время выступлений осуществлялась съёмка телевизионной версии программы) . В 2000 году фестиваль прошёл в Театре оперетты . В последний раз фестиваль состоялся в 2012 году .
В 1990 году в качестве гостя участвовала в церемонии вручения премии World Music Awards в Монте-Карло . По данным биографа Алексея Белякова, в начале 1990-х годов в США Пугачёву по уровню популярности сравнивали с Мадонной , называя её «Красная Мадонна» .
В середине 1990-х годов Российским дворянским собранием Пугачёвой присвоен титул графини .
15 марта 1994 года вышла замуж за певца Филиппа Киркорова .
В период 1995—1996 годов Пугачёва прекратила гастрольную деятельность.
В 1997 году совместно с корпорацией «Эконика» певица под брендом Alla Pugachova выпустила свою марку обуви . Обувь стала самым успешным не песенным бизнес-проектом певицы, наряду с духа́ми «Alla», выпускавшиеся на протяжении нескольких лет с 1990 года совместно с французской парфюмерной компанией «Sogo» .
Прозвище Примадонна, может быть, для кого-то и носило сначала иронический оттенок… Но ведь прижилось: скажешь «Примадонна» — и сразу понятно, о ком речь.
15 апреля 1997 года в «Олимпийском» состоялся юбилейный концерт «Сюрприз для Аллы» в честь дня рождения певицы. Около 40 российских музыкантов исполнили кавер-версии из репертуара Пугачёвой. Среди участников были Муслим Магомаев , Валерий Леонтьев , Эдита Пьеха , Людмила Гурченко . В последующем такие концерты стали проходить чуть ли не ежегодно (некоторые отчётные концерты « Фабрики звёзд », «День Пугачёвой» на конкурсах « Пять звёзд » и « Новая волна », и другие). В финале концерта выступила сама Пугачёва. Она исполнила несколько песен, в том числе и « Примадонну » собственного сочинения, посвящённой Людмиле Гурченко; 3 мая с этой песней ей предстояло выступить на конкурсе « Евровидение » в Дублине , заменив внезапно заболевшего Валерия Меладзе . По итогам голосования конкурса песня набрала 33 балла и заняла 15-е место (из 25 мест) .
26 ноября 1997 года во время большой пресс-конференции в редакции газеты « Аргументы и факты » Пугачёва объявила о возвращении на сцену и возобновлении гастрольной деятельности. Певица подготовила сразу две концертные программы: «Да!» (для стадионов и дворцов спорта) и «Избранное» — для камерных залов. Большое турне началось 3 апреля 1998 с концерта в Алма-Ате . За три года певица дала свыше 150 концертов в России, странах бывшего СССР, а также в Германии, Греции, Израиле, Великобритании и США . Телеверсия московских концертов транслировалась по телеканалу « ОРТ » , а позже была выпущена на CD, VHS и DVD . В мае 1998 года был выпущен 15-й номерной альбом « Да! » . Помимо этого, за три года ею было выпущено несколько синглов и сборников.
В течение 1997—2000 годов приняла участие в большом количестве сборных концертов и телешоу, среди которых; « Старые песни о главном » и концерт, посвящённый памяти Татьяны Снежиной . В период празднования 850-летия Москвы участвовала в спектакле-дивертисменте «Москва на все времена» — церемонии закрытия празднования в спортивном комплексе « Лужники » .
—
Вы, полагаю, отдаёте себе отчёт в том, что концерт с хором геев из Лос-Анджелеса является в вашем случае не столько концертом, сколько пламенным социальным манифестом?
— Для отсталых людей это будет манифест. А для меня это будет нормальная человеческая и профессиональная акция. Я пою с хором, который мне нравится.
В 1999 году приняла предложение о совместном выступлении в Москве во время их тура по России и странам Балтии . Концерт состоялся 9 октября в Концертном зале имени П. И. Чайковского . Второе отделение завершилось совместным исполнением гимна, сочинённого Дином Ридом — We Shall Overcome / «Мы преодолеем». Некоторые расценили это как акцию в поддержку международного ЛГБТ -движения .
В 2001 году возглавила Международное жюри Международного конкурса вокалистов в рамках фестиваля « Славянский базар » в Витебске .
Пугачёва продолжила гастролировать с программой, которая называлась то «Лучшее», то «Святая грешница», то даже «Избранное». Однако это была уже не программа «Избранное» 1998—1999 годов, а некая промежуточная программа, которая годом позже преобразовалась в « Мы приехали » и просуществовала до сентября 2007 года. В основе новой программы лежали песни композитора Любаши , с которой она сотрудничала и даже выпустила совместный диск « А был ли мальчик? », композиции текущего репертуара, а также песни 1970—1980-х годов («Не отрекаются любя», «Старинные часы» и другие). В 2005 году приняла участие в концерте-бенефисе Любаши в Государственном Кремлевском дворце .
В 2002 году в прессе появлялись слухи о разладе с Ф. Киркоровым . Певица всё чаще появлялась на публике с юмористом Максимом Галкиным . В 2003 году они провели совместные гастроли, а позже снялись в музыкальном телефильме « За двумя зайцами ». В мае 2005 года Пугачёва и Киркоров развелись .
2001—2005 годы — период наиболее тесного сотрудничества певицы с композитором Игорем Крутым . Она записала ряд его новых песен, приняла участие в его «Творческих вечерах», а также активно поддерживала его проекты: стала продюсером и ведущей фестиваля « Песня года » и в качестве «музы» выступала на конкурсе молодых исполнителей популярной музыки « Новая волна » в Юрмале .
Помимо этого певица учредила собственную премию « Золотая звезда Аллы » и стала продюсером проекта « Фабрика звёзд » на Первом канале ; организовала «Рождественские встречи» в казино «Кристалл» в Москве; снялась в музыкальном телефильме «Сказки про любовь» (режиссёр И. Миронова ); выпустила два номерных альбома — « Речной трамвайчик » (2002) и « Живи спокойно, страна! » (2003) и несколько сборников и сплит-альбомов.
27 сентября 2007 года в Сочи дала последний концерт в рамках гастрольного тура « Мы приехали ». В течение 2001—2007 годов концертная программа «Мы приехали» была показана публике 195 раз .
20 июля 2007 года певица стала художественным руководителем FM—радиостанции «Алла» в Москве; она влияла на музыкальную политику, а также вела авторские программы: «Алло, Алла», «В гостях у Аллы», «Алла ищет таланты» .
За короткое время радиостанция набрала большое количество слушателей, и уже в ноябре 2007 года еженедельная аудитория «Радио Алла» составила 1 242 000 человек , что позволило ей разместиться сначала на 16-м, а затем на 13-м (из 49) месте в топе радиостанций Москвы . В декабре 2010 года радио вещало в 22 городах России, 16 городах Украины и 3 городах Молдавии. После смерти Александра Варина — близкого друга певицы, идейного вдохновителя «Радио Алла» и Президента «Вещательной корпорации „Проф-Медиа“» (ВКПМ), в которую входила радиостанция, — она не нашла общего языка с новым руководством ВКПМ и ушла из проекта. 24 января 2011 года радио прекратило вещание в России, а 31 января 2012 года и на Украине .
В 2008 году губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко выделила в устье реки Смоленки участок под строительство «Театра песни Аллы Пугачёвой». Анонсировалось, что строительство начнётся в 2009 году и продлится два года. Однако по состоянию на апрель 2014 строительство так и не было начато и находилось в стадии проектирования. Кроме того, в августе 2012 года Градостроительный совет Санкт-Петербурга рекомендовал снизить высоту здания с 70 до 60 метров . В январе 2014 Куйбышевский суд Петербурга признал незаконным решение городского комитета, разрешившего строить театр .
В 2008 году вышел 19-й и последний на сегодняшний день номерной альбом певицы — « Приглашение на закат ». Также Алла Пугачева выпустила клип на песню «Приглашение на закат» .
5 марта 2009 года на пресс-конференции объявила о завершении гастрольной деятельности после прощального тура « Сны о любви » . Тур начался 7 апреля 2009 года в Москве и закончился 4 марта 2010 года в Софии ( Болгария ). Символично, что концертная деятельность певицы закончилась там, где когда-то началась её слава — именно в Болгарии в 1975 году она спела своего знаменитого « Арлекино ». В рамках прощального тура певица дала 37 концертов в 13 странах мира: России, Украине, Казахстане, США, Израиле, Германии и других . 15 апреля 2009 года в Дворце спорта « Лужники » состоялся юбилейный концерт-бенефис «С днём рождения, Алла!», в котором участвовали многие «звёзды» российской поп-музыки . В дуэте с Софией Ротару Пугачёва исполнила песню « Нас не догонят » группы « Тату » .
В 2007—2009 годах продолжала заниматься творческой деятельностью: участвовала в конкурсе « Новая волна » в Юрмале , вела концерты и теле-проекты, среди которых « Две звезды » и « Песня года » .
Певица не нарушает слово о прекращении гастрольной деятельности. С 5 марта 2010 года и до настоящего времени она не дала ни одного сольного концерта, кроме юбилейного концерта к своему 70-летию в 2019 году, однако записала и публично исполнила несколько песен. Кроме того, озвучила Королеву крыс в фильме Андрея Кончаловского « Щелкунчик и Крысиный Король » , занималась поиском талантов в шоу « Фактор А » и конкурсе « Новая волна »; вместе с Максимом Галкиным вела украинскую версию программы « Утренняя почта » ( укр. «Ранкова пошта» ) на телеканале « Интер » .
С 6 по 10 сентября 2011 года Алла Пугачёва организовала международный музыкальный фестиваль «Crimea music fest» в Ялте . В фестивале приняли участие Глория Гейнор , Демис Руссос , Александр Бард , Горан Брегович , София Ротару, Валерий Леонтьев и другие исполнители из Украины , США , Греции , Испании , Эстонии , Финляндии , Израиля , Индии , Казахстана , Кении , Шри-Ланки , Чили , Австралии, Доминиканской республики и других стран. Также в рамках фестиваля состоялся конкурс вокалистов . Телетрансляцию фестиваля вёл канал «Интер» . Фестиваль вошёл в шорт-лист премии « Звуковая дорожка » в номинации «Событие года» .
23 декабря 2011 года Пугачёва вышла замуж за Максима Галкина .
15 апреля 2012 года Алла Пугачёва и Максим Галкин на протяжении 3 часов вели « прямую линию » на телеканале «НТВ» — отвечали на вопросы жителей Москвы , Санкт-Петербурга , Сочи , Владивостока и других городов России, Восточной Европы , Центральной Азии и США .
В рейтинге «Российская элита-2011» (по версии ВЦИОМ ) находилась на 3 месте после Владимира Путина и Дмитрия Медведева . В рейтинге «100 самых влиятельных женщин России» (« РИА Новости », « Эхо Москвы », журнал « Огонёк ») располагается на 2-м месте после председателя Совета Федерации России — Валентины Матвиенко . В рейтинге «Самых умных женщин России» (ВЦИОМ) — на 4-м месте после Валентины Матвиенко, Ирины Хакамады и Екатерины II .
18 сентября 2013 года при помощи суррогатного материнства у Аллы Пугачёвой и её супруга Максима Галкина родились дети — дочь Елизавета и сын Гарри .
В 2017 году в рамках музыкального фестиваля «Жара» в Баку состоялся творческий вечер певицы, на котором также выступили и другие исполнители с песнями из её репертуара . В том же году Пугачёва вошла в список «100 самых влиятельных россиян столетия» по версии Forbes .
В 2018 году в рамках культурной программы VIII Петербургского международного юридического форума выступила в Михайловском замке . В том же году новый сингл Пугачёвой «Я летала» вошёл в Top-10 iTunes .
3 февраля 2019 года Алла Пугачёва передала в коллекцию Фонда историка моды Александра Васильева 13 своих концертных костюмов, включая платье-балахон с цветочной аппликацией из видеоклипа на песню «Балет», платье-хитон из фильма « Сезон чудес », костюмы из мюзикла « За двумя зайцами », а также несколько нарядов, созданных для участия в ежегодном фестивале « Рождественские встречи » .
17 апреля 2019 года в Государственном Кремлёвском дворце прошёл юбилейный концерт « Алла Пугачёва. P. S. », посвящённый 70-летию певицы . В концерте с танцевальным номером под песню «Свеча горела» выступил премьер Большого театра Артём Овчаренко .
В июле 2019 года в рамках музыкального фестиваля « Белые ночи Санкт-Петербурга » состоялся концерт, посвящённый творчеству Пугачёвой .
По данным исследовательского холдинга «Ромир» Пугачёва занимала 1-е место в рейтинге «Самых влиятельных музыкантов в России» (2021) .
По данным генерального директора концертного агентства «Ру-Концерт» Евгения Морозова А. Пугачёва имела наибольший размер гонорара за выступление среди исполнителей в России и странах СНГ .
В 2021 году приняла участие в записи саундтрека фильма « Чернобыль » (песня «Мы в этой жизни только гости») .
В мае 2022 года посетила Форум свободной культуры «СловоНово» в Тель-Авиве , на котором также присутствовали рок-музыканты Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков . Тогда же получила израильский паспорт сроком на один год .
16 сентября 2022 года Министерство юстиции Российской Федерации включило Максима Галкина, выступившего против вторжения России на Украину , в список физических лиц — « иностранных агентов » , и через два дня, 18 сентября, Пугачёва в Инстаграме попросила российские власти признать её «иностранным агентом» вслед за мужем .
10 октября 2022 года опубликовала пост в Инстаграме, в котором сообщила, что уехала из России в Израиль . Также Пугачёва поблагодарила своих поклонников за любовь и поддержку, за умение отличать правду от лжи и сообщила, что она молится за всех и о мире .
В ноябре 2022 года стало известно, что Пугачёва закрывает свою последнюю в России компанию «АБП» .
С конца 1970-х годов неоднократно садилась на диету, в частности госпитализировалась в Центральный НИИ курортологии и физиотерапии с целью добиться стабилизации веса .
С 2006 года болеет сахарным диабетом .
В 2006 году было обнаружено сужение сосудов сердца из-за холестериновых бляшек и сделано стентирование сосудов ( ). Однако стенты не прижились, в 2008 году их заменили .
В декабре 2010 года Пугачёва перенесла операцию по стентированию в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева , было установлено четыре стента .
В мае 2014 года Пугачёва прошла обследование в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева из-за болей за грудиной , усиливающихся при физической нагрузке и эмоциональном напряжении. У неё также появилась возвратная (постинфарктная, периинфарктная) стенокардия .
1 июня 2014 года бросила курить после 52 лет курения (хотя позднее в 2017 году СМИ сообщали, что Пугачёва была замечена в курении) .
В марте 2018 года Пугачёва сообщила, что страдает подагрой .
Прадед с прабабушкой Пугачёвой (Павел и Мария), у которых было 7 детей, проживали в деревне Узгорск Славгородского района Могилёвской области . Мария (в округе была известной целительницей и гадалкой) дожила почти до 90 лет (умерла на ходу), похоронена в деревне Недашево ( Могилёвская область ), Павел умер в возрасте около 40 лет (похоронен в деревне Узгорск). У деда по отцовской линии (Михаил, выходец из Могилёвской губернии) была родная сестра Анастасия, дочка которой (двоюродная тётка Пугачёвой) — Валентина Петровна Валуева (72 года на 2009 год, на 2009 год проживала в деревне Недашево ). Михаил уехал в Москву, там у него родился Борис (отец Пугачёвой) .
С четырнадцати лет и до 1977 года состояла в ВЛКСМ .
В день Августовского путча 1991 года, находясь в Одессе в компании Михаила Жванецкого , выразила уверенность, что возврата назад не получится, что их время ушло .
В июне 1996 года приняла активное участие в предвыборном туре президентской кампании Бориса Ельцина « Голосуй, или проиграешь » . Позднее не скрывала, что за свои выступления на концертах в рамках данной предвыборной кампании взяла большие деньги . 14 июня 1996 года, за два дня до голосования, в программе « Герой дня » на телеканале НТВ вышло интервью Леонида Парфёнова , в котором Пугачёва призвала всех россиян проголосовать за Ельцина .
В 1998 году поддержала кандидата в губернаторы Красноярского края Валерия Зубова .
В период 1998—2007 годов была Послом доброй воли ЮНИСЕФ .
В декабре 2005 года стала членом Общественной палаты при Президенте Российской Федерации, где до 2008 года занималась вопросами социального развития .
К парламентским выборам 2007 года снялась в агитационном ролике « Единой России » .
С сентября 2011 певица открыто поддерживала политика Михаила Прохорова . Заявила о готовности вступить в его партию, затем вошла в его Общественный совет — кандидата в президенты РФ; совместно с Андреем Макаревичем исполнила о нём песню «Самый высокий», а также приняла участие в различных пресс-конференциях Прохорова и съездах общественного совета партии « Гражданская платформа » . 14 сентября приняла участие в её съезде , но после смещения её лидера на следующий день после съезда на встрече сторонников Михаила Прохорова покинула партию, обвинив в произошедшем Владислава Суркова .
С 2012 года являлась членом федерального гражданского комитета партии « Гражданская платформа » . В 2015 году, в связи с уходом из партии Прохорова, тоже вышла из «Гражданской платформы» .
В 2012 году выступила в поддержку панк-группы « Pussy Riot » .
3 сентября 2022 года, посетив церемонию прощания с Михаилом Горбачёвым , назвала СССР «империей зла, представлявшей угрозу для всего мира» .
18 сентября 2022 года Пугачёва в Инстаграме попросила российские власти признать её « иностранным агентом » вслед за мужем Максимом Галкиным, выступающим против вторжения России на Украину и признанным «иностранным агентом» ранее :
Прошу зачислить меня в ряды иноагентов моей любимой страны, ибо я солидарна со своим мужем, честным, порядочным и искренним человеком, настоящим и неподкупным патриотом России, желающим Родине процветания, мирной жизни, свободы слова и прекращения гибели наших ребят за иллюзорные цели, делающие нашу страну изгоем и утяжеляющие жизнь наших граждан.
— @alla_orfey, 18 октября 2022
В ответ на поднявшуюся в российских социальных сетях волну недовольства в связи с её политической позицией, ответила оппонентам через Инстаграм:
Какое счастье, что меня ненавидят те люди, которых я всегда терпеть не могла. Если бы я им нравилась, это значило бы, что я пела и жила зря. Причина ясна. Пусть скрежещут зубами. Были холопами, стали рабами.
— @alla_orfey, 4 октября 2022
В разные годы занимала первое место в категории «символ русской женщины» , входила в топ «100 самых влиятельных женщин России» , «самых умных женщин России» . В 2022 году вошла в 100 влиятельных женщин мира по версии BBC .
Общественные награды
Дискография певицы насчитывает более 100 сольных пластинок, CD и DVD дисков, включая: 19 номерных альбомов (18 только с новым материалом и 1 Greatest Hits), 34 сингла и 25 «компиляций» и сборников . Помимо России и стран бывшего СССР альбомы издавались в Японии (5, включая переиздания), Корее (1), Швеции (6), Финляндии (4), Германии (1), Польше (2), Чехословакии (3) и Болгарии (5) . Дебютный альбом «Зеркало души» был продан тиражом 10 миллионов экземпляров (с учётом переизданий) .
Общее количество проданных дисков оценивается в 250 миллионов экземпляров .
Сольные студийные альбомы певицы:
№ | Год | Страна | Название | Формат | Лейбл | Синглы к альбому | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1977 | СССР | Зеркало души | LP | Мелодия | Центровой из поднебесья (1976) | |
2 | 1979 | СССР | Арлекино и другие | LP | Мелодия |
Арлекино
(1975)
Сто часов счастья (1977) |
|
3 | 1979 | СССР | Поднимись над суетой! | LP | Мелодия | Вот так случилось, мама (1980) | |
4 | 1980 | СССР | То ли ещё будет… | LP | Мелодия |
Женщина, которая поёт
(1978)
Песни Марка Минкова (1980) |
|
5 | 1982 | СССР | Как тревожен этот путь | LP | Мелодия |
Маэстро
(1981)
Дежурный ангел (1981) Я больше не ревную (1982) |
|
6 | 1985 |
СССР
Болгария |
Ах, как хочется жить | LP | Мелодия, Балкантон |
Миллион роз
(1982)
Цыганский хор (1983) Сонет из к/ф «Любовью за любовь» (1984) Расскажите, птицы (1985) |
|
7 | 1985 | Швеция | Watch Out | LP | World Record Music |
Lousy party
(1984)
Capitan, capitan (1984) Superman (1985) |
|
8 | 1986 | СССР | …Счастья в личной жизни! | LP | Мелодия |
Паромщик
(1986)
Две звезды (1986) |
|
9 | 1987 | СССР | Пришла и говорю | LP | Мелодия | Окраина (1987) | |
10 | 1990 | СССР | Алла | CD, LP |
Мелодия,
Sintez records |
||
11 | 1991 | СССР | Рождественские встречи I | LP | Русский диск | ||
12 | 1992 | Россия | Рождественские встречи II | LP | Русский диск | ||
13 | 1995 | Россия | Не делайте мне больно, господа | CD | Союз | ||
14 | 1998 | Россия | Да! | CD | Extraphone | Примадонна (1997) | |
15 | 2001 | Россия | Речной трамвайчик | CD | Арт-студия «Алла» |
Белый снег
(2000)
Мадам Брошкина (2000) |
|
16 | 2003 | Россия | Живи спокойно, страна! | CD | Арт-студия «Алла», Монолит Рекордс | ||
17 | 2008 | Россия | Приглашение на закат | CD | РКФ «Долги наши» |
Представлены только игровые фильмы . Полужирным начертанием выделены фильмы, в которых Пугачёва сыграла главную роль.
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1976 | кор | Ансамбль неудачников | камео |
1978 | ф | Женщина, которая поёт | Анна Стрельцова |
1979 | ф | Пена | певица на фестивале |
1979 | тф | Бабушки надвое сказали… | камео |
1983 | ф | Любовью за любовь | певица |
1985 | ф | Пришла и говорю | камео |
1985 | ф | Сезон чудес | таксистка |
1992 | тф | Джулия | камео |
1995 | с | Русский проект | камео |
1997 | тф | Старые песни о главном 2 | бывшая жительница двора |
1998 | тф | Старые песни о главном 3 | молодая певица, понравившаяся Эльдару Рязанову |
2001 | тф | Старые песни о главном. Постскриптум | « Клавдия Шульженко » |
2004 | тф | За двумя зайцами | Тоня Коровяк |
2007 | тф | Королевство кривых зеркал | Примадонна |
2010 | ф | Щелкунчик и Крысиный Король (Nutcracker in 3D, The) | Крысиная королева, Фрау Эва (озвучивание) |
За годы творческой деятельности Пугачёва оказала влияние не только на исполнительское искусство артистов отечественной эстрады , но и на сознание людей советского и постсоветского пространства .
…Алла Борисовна своими песнями, самим своим образом навеки впечатана в коллективное бессознательное миллионов — и не только россиян, но, пожалуй, всех жителей бывшей одной шестой части суши, без учёта их нынешних геополитических и языковых различий.
— Владислав Крылов, « Известия » 15 апреля 2019
В то время как геополитическая, экономическая и политическая жизнь трансформировались идеологически запутанными и часто социально разрушительными способами, Пугачёва оставалась одной из немногих глубоких преемственностей между советским прошлым и постсоветским настоящим. Когда советский мир распался, люди унесли её в неизвестность своей новой жизни в новых постсоветских национальных государствах, а также в постсоветской эмиграции (которая исчислялась миллионами).
— Виктория Смолкин, доцент кафедры истории Уэслианского университета, Meduza 24 сентября 2022
Пугачёва была, есть и будет — она сама и её песни. Если она перестанет петь, то будут петь её ученики, которых она успела воспитать. Дети в школах будут учить её песни, а сама она так или иначе будет присутствовать в нашей жизни.
В 2019 году в интервью Олегу Меньшикову Пугачёва отмечала: «Я всегда видела успех только одной звезды, и им был Муслим Магомаев . Я никогда не думала, что смогу достичь такого же уровня, но мне это удалось. Мне больше ничего не надо было» .
По мнению Лаймы Вайкуле : «Пугачёва была и остаётся самой главной российской „звездой“» .
Если бы не Алла Борисовна Пугачёва, где бы мы все были с нашей эстрадой? Она подарила нам свободу передвижения на сцене и свободу вокала. Это очень дорогого стоит. Она революционер в своём жанре.
— Лолита Милявская , 2022
Голос Аллы остаётся в ушах навсегда. А в душе остаётся её крик — крик женщины. Потому что свобода — это женщина, молодость — это женщина, мир, а не война — это женщина, и, главное, возможность любви для появления людей на земле — это женщина. Голос Аллы — это зов женщины нашей страны…
— Михаил Жванецкй , 2016
…самая популярная певица своего времени оставалась ролевой моделью для большинства соотечественниц.<…> Для самых верных слушательниц, успевших не раз обжечься и загулять, Пугачёва была лучшей подругой, психологом, домом мод и символом свободы. Просвещенные меломаны-западники быстро угадывали в её трехминутных диверсиях повадки Эллы Фицджеральд , Эдит Пиаф , Тины Тернер и Мадонны . Она учила открываться, подниматься после поражений, кричать о своей любви, соблазнять, будоражить и не скрывать слёз. Краткий курс счастливой жизни.
— Александр Морсин, музыкальный критик, 15 апреля 2019
В 1985 году в финском порту Котка состоялась церемония спуска на воду судна, названного в её честь — «Алла» . В 2003 году прижизненный памятник певицы был установлен в Москве во дворе дома по улице Земляной Вал , 52 (впоследствии украденный) . Именная плита Пугачёвой заложена на площади звёзд фестиваля « Славянский базар в Витебске » (2009) . 14 апреля 2019 года состоялась именная экспозиция певицы в Ельцин-центре (Екатеринбург) в рамках цикла «Полная версия» . Имя Пугачёвой включено в Британскую энциклопедию .
В Московском театре на Юго-Западе много лет не сходил с афиши спектакль «Театр Аллы Пугачевой» — музыкально-танцевальное представление, поставленное в 1982 году Валерием Беляковичем . Побывавший на спектакле через несколько лет после премьеры литературный критик Лев Аннинский сравнил его на страницах журнала с «искрами от кремня» :
…я был увлечён и покорён этим зрелищем. Смотрел — хохотал, вышел — задумался. <…> Странным образом из спектакля Беляковича я лучше понял, что такое искусство Аллы Пугачёвой и что оно означает, нежели после её собственных выступлений. Лев Аннинский , « Театр » № 9 1986
24 и 25 апреля 2019 года в Московском « Гоголь-центре » прошёл спектакль-концерт «Наша Алла» в честь 70-летия певицы. Подготовкой действия занимался режиссёр Кирилл Серебренников . В музыкальном посвящении прозвучали около двух десятков песен из репертуара «Примадонны» :
Перед зрителями предстала артистка, раскалейдоскопировавшаяся лицами самых певчески одарённых артистов «Гоголь-центра», в своём идеальном состоянии: без «Настоящего полковника» или «Мадам Брошкиной», без тени, которую бросает на неё привычный круг людей, давно признанных «творческой элитой страны».
— Евгения Милова, « Коммерсантъ » 29 апреля 2019
28 сентября 2023 года в Каннах в Театре имени Александра III состоялась премьера спектакля «Айсберг» по одноимённой пьесе Михаила Дурненкова. Спектакль поставил эстонский режиссёр Рене Кирспуу. Спектакль рассказывает об учительнице, сошедшей с ума из-за эмиграции Пугачёвой и возомнившей себя примадонной . Актриса Юлия Ауг , воплотившая образ «Примадонны» отметила: «Для меня она [Пугачёва] — величайшая артистка. Это код, который вшит в наши ДНК . Что бы сейчас ни происходило, как бы ни работали с образом певицы, именем, её невозможно вычленить из ДНК большинства россиян» .
Музыкальный критик Артемий Троицкий отмечал, что в середине 1970‑х годов председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин решил, что Пугачёва не соответствует советскому образу артиста — сомнительно выглядит на сцене, некорректно себя ведёт. И якобы дал приказ: «крупным планом артистку не показывать. Потому что она с микрофоном ведёт себя так… это похоже на оральный секс» .
По признанию Игоря Дудинского , хорошо знавшего Вадима Козина c 1970-х годов по магаданской ссылке , Козин «не любил Аллу Пугачёву и постоянно повторял, что у неё „хроническое несмыкание связок“» .
Польский музыковед и культуролог в монографии Ałła Pugaczowa. Fenomen piosenkarstwa rosyjskiego отмечает у исполнительницы широкий диапазон голоса от контральто до сопрано — «её вокальная техника, сформированная на основании принципов классической постановки, объединяет различные способы оперирования голосом» . «Разные голоса» находит и историк театра и эстрады Елизавета Уварова: «детский, взволнованно-лирический, романтический, хрипловато-уличный, то как бы „оперный“, то завораживающе-низкий, „интимный“, что находило оправдание и в актёрских перевоплощениях» .
Музыкант, участник группы ABBA Бьорн Ульвеус , посетив в 1983 году « Монологи певицы » в Москве, оставил положительный отзыв:
С особым настроением мы уходили с концерта Аллы Пугачёвой. Поразительно то, что несмотря на языковой барьер, её песни были понятны нам. Выразительность её исполнения давала ключ ко всем темам, прозвучавшим в концерте. Кстати, это не первая наша встреча с ней. Год назад мы увидели Пугачёву в небольшом пятиминутном сюжете, прошедшем у нас по ТВ. Тогда она нас приятно удивила и заинтересовала. Приехав в Москву, мы прежде всего желали встречи с Аллой. И эта встреча была для нас очень приятной, а её искусство пленило и очаровало нас.
— Бьорн Ульвеус , « Труд » 9 февраля 1983
Композитор и исполнитель Тото Кутуньо в своём отзыве на выступление Аллы Пугачёвой в Сан-Ремо в 1987 году отмечал: «Меня тогда поразило до глубины души её исполнение. Когда Алла пела, я стоял за кулисами. Я бы назвал её стиль средиземноморским . Она пела просто и легко, и в то же время в её голосе было и палящее солнце, и солёный морской воздух, и буйство жизни» . А встретившись с певицей в « Дзинтари » ( Юрмала ) в 2002 году, Кутуньо назвал её великой актрисой .
В рецензии The New York Times на выступление А. Пугачёвой в Атлантик-Сити в 2000 году её назвали «богиней русской поп-музыки, московской Тиной Тёрнер с оттенком Эдит Пиаф » .
За честность, особенно в системе, возвысившей ложь до политического кредо, её обожали. Даже те, кого отталкивает её вульгарность, не перестают хвалить её талант. Её музыка — смесь поп-музыки, рока и цыганского русского фолка с сентиментальными текстами, которые почти невозможно перевести, — в основном изображает женщину, борющуюся со своими страстями, женщину, которую обидели, но которая полна решимости идти дальше.
— , The New York Times 28 февраля 2000
Коллега по цеху
Елена Камбурова
подметила, что
«пошлости в выступлениях Аллы хватало»
.
Журналист и музыкальный критик
Артур Гаспарян
оценил памфлетность композиции «Одуванчик» на концерте «
Сны о любви
» в Московском Кремле, когда на экране замелькали кадры с ранеными солдатами, окровавленными телами, погружаемыми в самолёт гробами:
«Не все поняли, что Алла Борисовна учудила. Она, конечно, и прежде, бывало, попевала: „Эй, вы, там, наверху, не топочите, как слоны“, но такая гражданская позиция была изящно упрятана между строк, светилась игривым кукишем в кармане. И вдруг — такая прямолинейность! Песня протеста? Что случилось? Накипело?»
.
Она — актриса, в этом её преимущество как певицы, потому что она — актриса изначально, и все её музыкальные миниатюры — это всё маленькие такие спектакли.
— Алиса Фрейндлих , « Комсомольская правда » 6 мая 2009
В советской академической музыкальной среде сочинительство Пугачёвой с самого начала вызывало антагонизм и высокомерие. Особо выраженным это было со стороны выпускников теоретико-композиторских отделений музыкальных училищ и выпускников консерваторий. По легенде, секретарь Союза композиторов СССР с 1952 года Дмитрий Кабалевский , склонный в силу возраста к консерватизму, «полагал, что в Союзе композиторов должны быть умудрённые опытом люди, способные привнести в искусство что-то новое, „вечное“. А попытки заявить о себе начинающего композитора Аллы Пугачёвой он рассматривал как баловство, принижение роли самого Союза композиторов» .
Подняв историю публикаций « Московского комсомольца » о Пугачёвой-композиторе, А. Гаспарян припоминает как не раз тасовали порядок песен на альбомах, руша авторский замысел и драматургию, и каких тумаков надавали газете партийные «искусствоведы» в 1983 году, увидев её в списке лучших композиторов года: «Как смеете ставить эту вульгарную певичку в один ряд с признанными советскими композиторами?!» .
Музыкальный критик и журналист Алексей Мажаев в рецензии на альбом Пугачёвой « Как тревожен этот путь » отметил сочетание разных жанров — фолк («Лестница»), регги («Держи меня, соломинка»), блюз («Вот так случилось, мама»), цыганский романс («Старая песня»). Также Мажаев подметил, что в 12 из 16 композиций певица сама написала музыку, продемонстрировав совершенно разные вокальные техники и актёрское мастерство .
Американский музыкальный обозреватель Джон Парелес , побывав в 1988 году на выступлении Пугачёвой в « Карнеги-холле », отметил и разносторонность и вокальную тонкость певицы, говоря же о её музыке, нашёл что она «ориентирована на запад по вокальным стилям, инструментам (клавишные, электрогитары, трэп-барабаны), аранжировкам, песенным формам и ритмам» .
Но даже с американскими и европейскими атрибутами песни имеют безошибочно узнаваемый славянский тон, передаваемый не только твёрдыми согласными русской лирики, но и изменчивой, театральной капризностью и почти постоянным использованием минорных тональностей. Время от времени песня замедлялась, а затем быстро увеличивалась в два раза, как русский народный танец, заставляя уравновешенную публику аплодировать.
— Джон Парелес , The New York Times 25 сентября 1988
Выпускник Ростовской консерватории 2004 года Антон Светличный, с разных сторон анализируя композицию Пугачёвой «Три счастливых дня», определяет её как «китчевый протошансон» а-ля Игорь Крутой :
…там гармонический язык плавает, куски не стыкуются друг с другом стилистически. Во вступлении слышен явный западный adult contemporary 80-х (строгая диатоника, аккорды с надстройками и даже slash chords, флейта пана и чистая гитара в аранжировке).<…> Но начинается куплет — и нас вихрем уносит в советский (или брайтонский) ресторан. Отклонение через II—V в субдоминанту — и всё, приплыли в лужу, из-под маски Уитни Хьюстон показывается Люба, прстгспд, Успенская .
— Антон Светличный, член « Союза композиторов России », «Ваш досуг» 21 января 2020