Interested Article - Кнушевицкий, Виктор Николаевич

Ви́ктор Никола́евич Кнушеви́цкий ( 6 [19] января 1906 , Петровск , Саратовская губерния 01 декабря 1974 , Москва ) — советский эстрадный дирижёр и композитор.

Биография

Виктор Кнушевицкий родился в Саратовской губернии в семье юриста Николая Николаевича Кнушевицкого, который хорошо играл на скрипке и альте , а с 1918 года преподавал музыку и дирижировал в открывшейся по его инициативе первой в Петровске детской музыкальной школе. Отец и стал первым учителем музыки для своих детей — старшей дочери Нины ( 1904 1985 ) и двух сыновей — Виктора и Святослава . Мать будущих артистов также прекрасно разбиралась в музыке, пела в местном хоре.

В школе Виктор изучал скрипку и теорию композиции, а в 12 лет приобрёл и практический опыт выступлений — играл в салонных и танцевальных оркестрах в ресторанах и перед сеансами в местном кинотеатре. В 1921 году поступил в Саратовскую консерваторию , окончил её по классам скрипки Б. С. Богатырёва и композиции Л. М. Рудольфа ( 1925 ). Затем перевёлся на теоретико-композиторский факультет в Московский музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина , где продолжал свою исполнительскую деятельность. Играл в Персимфансе в группе альтов, а также, самостоятельно освоив тенор- саксофон , выступал в джазовых ансамблях в кабаре «Нерыдай» и кинотеатре «Центральный». Окончил техникум по классу композиции С. Н. Василенко и А. В. Александрова ( 1928 ) .

В 1928 году В. Кнушевицкий впервые услышал в ресторане «Казино» на Триумфальной площади оркестр «АМА-джаз» под управлением А. Цфасмана и был захвачен как новой для него музыкой, так и высоким профессионализмом её исполнения. По собственным воспоминаниям Виктора Николаевича:

Мне казалось, что все это недосягаемо для меня, я просто не знал, как это делается, хотя у меня был уже большой опыт в иструментовке. Позднее я услышал оркестр Л. Утёсова, и хотя там тоже всё было сделано профессионально, такого потрясения, как в первый раз, я не испытал. Джазом я начал серьёзно заниматься с тех пор, как познакомился с И. Дунаевским. Его инструментальную музыку в 30-е годы оркестры исполняли в особым удовольствием и с не меньшим удовольствием её слушали, хотя чисто оркестровые сочинения тогда не были популярны. Дунаевский не любил сам оркестровать (или не хотел, или не успевал) и потому однажды дружески попросил меня написать партитуру его первой оперетты « Женихи » в том стиле, в каком играли тогда джаз-оркестры, например, в стиле того же А. Цфасмана. Так я стал аранжировать для джаза.

Согласно некоторым источникам, с 1927 года В. Кнушевицкий — руководитель эстрадного ансамбля при Всесоюзном радио [ источник не указан 4525 дней ] . В начале 30-х годов — дирижёр оркестра Московского цирка , затем — музыкальный руководитель джаза Центрального концертно-эстрадного бюро Государственного объединения музыки, эстрады и цирка. По просьбе руководителя Государственного музыкального издательства М. Гринберга, Кнушевицкий стал составителем и редактором джаз-оркестротеки — сборников оркестровых произведений для джаз-оркестров, рассчитанных на типовой состав джаза. Эти сборники содержали в основном рапсодии на темы национальных мелодий народов СССР .

В 1936 году по рекомендации М. Гринберга Кнушевицкий назначен музыкальным руководителем Государственного джаз-оркестра СССР (Госджаз), где художественным руководителем стал М. Блантер ). По мнению А. Н. Баташева , авторитетнейшего историка джазового искусства, создание Госджаза и последующий приток в новый жанр музыкантов-консерваторцев способствовали определенной «симфонизации» советского джаза. По замыслам создателей оркестра, он не должен был продолжать ни опыт чисто эстрадной и танцевальной музыки в джазовом стиле, ни опыт оркестров, ориентированных на массовую песню. Несмотря на то, что с Госджазом сотрудничали известнейшие в ту пору композиторы ( И. О. Дунаевский , Ю. С. Милютин , Д. Д. Шостакович , братья Покрасс ), а в его состав вошли инструменты малого симфонического и джаз-оркестров (новшеством стала большая группа гитар и банджо ) и что с ним выступали популярные исполнители ( Надежда Обухова , Иван Козловский , Георгий Виноградов ), — работа Кнушевицкого с этим оркестром продемонстрировала полную некомпетентность дирижёра в области джаза: по мнению ряда исследователей из коллектива получился «камерный оркестр с саксофонами». Первое выступление Госджаза состоялось 28 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов во время первой декады советской музыки. Газета « Известия », выражая официальную реакцию на это событие, писала: «Ещё несколько лет тому назад советский джаз буквально с боем завоевывал себе права гражданства и признание. В том, что советский джаз представляет собой в настоящее время подлинно художественное явление, мы могли воочию убедиться на вчерашнем выступлении». Принимал оркестр участие также и в праздновании Нового 1939 года в Георгиевском зале Московского Кремля .

В 1940 году Кнушевицкий был освобождён от должности дирижёра Госджаза, руководителем которого становится А. В. Варламов . Во время Великой Отечественной войны Виктор Николаевич руководил оркестром в Первой ударной армии , а затем на Северо-Западном фронте . В 1945 1952 годах — руководит Эстрадным оркестром Всесоюзного радио, основной костяк которого составили музыканты-фронтовики. В эти годы, с нарастанием напряжённости Холодной войны , джаз перестал получать государственную поддержку и был практически исключён из репертуара известных оркестров. Коллектив Кнушевицкого в лучших образцах своего творчества ориентировался на ансамбли, аккомпанировавшие Петру Лещенко , но при этом выполнял все предписания министерства культуры, исполняя музыку, соответствующую вкусам советского музыкального начальства. [ источник не указан 4525 дней ]

В Москве композитор жил на улице Народного Ополчения, 18. Скончался в 1972 году . Похоронен на Кузьминском кладбище , 30 участок .

Умер 01 декабря 1974 года.

Творчество

В. Соловьёв-Седой (за роялем), М. Бернес и В. Кнушевицкий за работой

Из воспоминаний композитора и дирижёра Н. Минха :

В 30-е годы в наш джаз пришла целая плеяда талантливых музыкантов, подлинных профессионалов, обладавших глубокими знаниями и общей культурой. В. Кнушевицкий — из этой плеяды. У него была за плечами фундаментальная музыкальная школа, а кроме всего — богатейшая оркестровая практика. Он ведь мог играть на многих инструментах, для него не были секретом ни тромбон, ни саксофон, ни кларнет — он все это держал в руках.

Для Госджаза Кнушевицкий создал ряд рапсодий в эстрадно-симфоническом стиле —"Русскую", «Еврейскую», «Украинскую» ( 1937 1938 ), ряд фантазий на темы песен советских композиторов, записал на грампластинки множество собственных оркестровок произведений И. Дунаевского, М. Блантера, Н. Богословского , А. Цфасмана («Вечер в горах» и «Лунный вечер»), Д. Шостаковича («Сюита для джаз-оркестра»), А. Айвазяна («Армянская рапсодия») и обработок произведений П. И. Чайковского , С. В. Рахманинова ( романсы и прелюды), Ф. Листа , К. Дебюсси .

27 ноября 1938 года Валентиной Батищевой под аккомпанемент оркестра Виктора Кнушевицкого была впервые исполнена в Колонном зале Дома Союзов песня М. И. Блантера « Катюша », сразу ставшая необычайно популярной в Советском Союзе.

В разные годы с В. Кнушевицким сотрудничали некоторые ведущие советские джазовые музыканты, большинство которых обязаны своей карьерой А. Н. Цфасману, А. В. Варламову и Л. О. Утёсову, среди них: Л. А. Дидерихс, Т. Е. Ходорковский, А. Арский ( аранжировка и инструментовка ); В. А. Сафонов, Я. Б. Скоморовский , М. С. Ветров, П. Борискин ( труба ); И. А. Ключинский, И. П. Давид, В. Н. Ершов, И. Б. Фрадкин ( тромбон ); О. О. Кандат , А. П. Васильев, А. Г. Мунтян, М. М. Ланцман, В. Н. Костылев , А. М. Котлярский, Т. Г. Геворкян , И. Хазановский ( саксофон ); Б. В. Градский ( банджо и гитара ), С. М. Каган ( фортепиано ); И. А. Бачеев, А. А. Козловский, Л. Д. Олах (ударные); А. Г. Триллинг, Г. О. Узинг ( скрипка ) и многие другие.

Семья

Младший брат — виолончелист, профессор Московской консерватории Святослав Николаевич Кнушевицкий ( 1907 1963 ).

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 июля 2011. 18 мая 2014 года.
  2. .
  3. . bozaboza.ru . Дата обращения: 13 марта 2022. 13 марта 2022 года.

Литература

  • Баташев А. Н. Советский джаз. Исторический очерк. — М.: Музыка, 1972. — 176 с.
  • Кнушевицкий В. Н. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша . — М. : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. — Т. 2.
  • Дунаевский И. Передаем лёгкую музыку // Советская музыка. — 1949. — № 9.
  • Горбачев А.Н. Список некрологов за 1930-2015 годы. М., Infogans, 2016 (Ссылка на некролог в газете "Московская правда",1974)

Ссылки

Источник —

Same as Кнушевицкий, Виктор Николаевич