Interested Article - Биг-бенд

Биг-бенд , биг-бэнд ( англ. big band ) — тип большого ансамбля джазовой или эстрадной музыки . Первые биг-бенды появились в 1920-х годах в США как эстрадные танцевальные оркестры, приобрели особую значимость в эпоху свинга 1930-х годов. Основу репертуара биг-бенда составляют нотированные пьесы, с расписанными партиями. Главенствующая роль в биг-бенде отведена художественному руководителю ( англ. bandleader ), аранжировщику (в этой функции иногда выступает руководитель), инструментальным секциям, но не солистам-импровизаторам (как в небольшом джазовом ансамбле).

Биг-бенды часто обозначаются по имени их художественного руководителя. Из наиболее известных в США — это оркестры Дюка Эллингтона , Каунта Бейси , Бенни Гудмена , Гленна Миллера , Флетчера Хендерсона , Пола Уайтмена ; в Великобритании — и Рэя Нобла , в Бельгии — и т. д.

В СССР и России к биг-бендам относят оркестры Валентина Парнаха , Александра Цфасмана , Якова Скоморовского , Александра Варламова , Эдди Рознера , Олега Лундстрема , Николая Минха , Юрия Саульского , Кима Назаретова , Иосифа Вайнштейна , Вадима Людвиковского , Анатолия Кролла , Константина Орбеляна , Игоря Бутмана .

Джазовый биг-бенд

Оркестр Пола Уайтмена. 1921
Стандартный состав современного биг-бенда из 17 музыкантов-инструменталистов

В начале 20 века марширующие на парадах духовые оркестры постепенно освоили ритмы джаза и нередко в полном составе работали на танцплощадках. Ранний состав биг-бенда был разделён на четыре секции (группы инструментов): трубы, саксофоны, тромбоны и ритм-секция. Такая организация биг-бенда прошла эволюционный путь развития: в процессе совершенствования музыкальных и электронных технологий добавились электронные музыкальные инструменты (синтезатор, электропиано, вокодер), а также некоторые афроамериканские и латиноамериканские ударные инструменты (конги, тамбурины, маракасы и др).

Стандартный состав современного биг-бенда включает 17-20 музыкантов-инструменталистов:

Джазовый биг-бэнд Военной Академии США Вест Поинт, 2010 год

Каждая секция духовых состоит из 4 или 5 инструментов, входящих в группу. Например, у саксофонов: 1, 2 — альт-саксофон, 1, 2 — тенор-саксофон, 1 — баритон-саксофон ; у труб — 1, 2, 3, 4, (5) — трубы (иногда заменяется на флюгельгорн ); у тромбонов — 1, 2, 3, 4 — тромбоны или бас-тромбоны. При этом первые номера всегда являются ведущими. При исполнении тутти ведущей является первая труба. Флюгельгорн, флейты и кларнеты используются для исполнения особых сольных партий, предусмотренных аранжировкой исполняемой композиции; также в духовых секциях биг-бэндов при сольной игре часто применяются сурдины , слегка приглушающие тембр звука, но вместе с тем делающие его более выразительным и эмоционально окрашенным.

Общее звучание биг-бенда имеет характерные для медных духовых инструментов тембральные особенности и во многом зависит от мастерства каждого из музыкантов-инструменталистов, а также аранжировщика. Среди всемирно признанных мастеров аранжировки музыки для биг-бэндов такие музыканты, как Бенни Гудмэн , Гленн Миллер , Дюк Эллингтон , Генри Мансини, Рей Коннифф, Берт Кемпферт , Джеймс Ласт , Поль Мориа , Фаусто Папетти , Билли Мэй, Нельсон Риддл , Квинси Джонс , Тосико Акиёси и Лью Табакин.

Биг-бэнд под руководством Тосико Акиёси на фестивале джаза в Монтерее, Калифорния, солист — саксофонист Лью Табакин, 1981 год

Многие биг-бенды имеют в своём составе также солистов-вокалистов или целую вокальную группу (мужскую, женскую или смешанную), которая участвует в исполнении песен или вокализов, дополняя голосами звучание инструментов, а также сопровождает основную вокальную или инструментальную партию, исполняемую солистом. Например, в оркестре Рея Конниффа постоянная вокальная группа состояла из 4-6 вокалистов, которые гастролировали с оркестром в концертных турне. Для студийной работы в записи некоторых альбомов Рей Коннифф увеличивал вокальную группу до 16 вокалистов: 8 мужских голосов и 8 женских. В составе оркестра Томми Дорси (1938—1941 годов) была постоянная вокальная группа из 5 вокалистов: вокальный квартет The Pied Pipers и солист Фрэнк Синатра .

Мамбо-биг-бенд

Несколько отличается построение групп инструментов у музыкантов, играющих в стиле мамбо . Здесь, в отличие от джазменов, главный упор делается на ритм-группу, духовые инструменты играют подчинённую роль. Игра почти всегда сопровождается выступлением певцов, часто вокальной группой или солистом с группой сопровождения. Состав мамбо-биг-бенда:

  • ритм-секция
    • народные ударные (перкуссия) — конго, джембе, бонго
    • фортепиано, ударные, бас-гитара, иногда гитара
  • группа медных духовых — трубы, иногда тромбоны
  • группа деревянных духовых — саксофон: альт-саксофон, тенор-саксофон, баритон-саксофон, иногда флейты.

Все инструменты, за исключением фортепиано, гитар и ударных, повторяются неоднократно. Как правило музыка, исполняемая биг-бендом, сопровождает соло- импровизацию одного музыканта, поддерживаемую ритм-секцией. Коллективная импровизация встречается в исполнении биг-бендов крайне редко.

Комментарии

  1. Написание, рекомендуемое орфографическими и некоторыми другими словарями, а также Большой российской энциклопедией :
  2. Написание, соответствующее правилам англо-русской практической транскрипции . Используется в частности в следующих справочниках:

Примечания

  1. .

Литература

  • ( en ) Russo, William. Composing for the Jazz Orchestra. — Chicago : University of Chicago Press.
  • ( en ) Simon, George T. The Big Bands. — N. Y. : The Macmillan Company, 1967.
  • Rust, Brian . The American dance band discography 1917—1942. Vol. 1: Irving Aaronson to Arthur Lange. New Rochelle (NY): Arlington House, 1975 (p.1 — 1016).
  • Rust, Brian . The American dance band discography 1917—1942. Vol. 2: Arthur Lange to Bob Zurke. New Rochelle (NY): Arlington House, 1975 (p. 1017—2066).
  • Конен В. Дж. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века / Российский институт искусствознания. — М. : Музыка, 1994. — 160 с. — ISBN 5-7140-0407-8 .
  • Медведев А. , Медведева О. . Биг-бэнд // Советский джаз: проблемы, события, мастера. — М. : Советский композитор, 1987. — С. 578.
  • Rust, Brian; Forbes, Sundy . British dance band discography (1911—1945). Harrow (GB): General Gramophone Publications, 1987. 1390 p.
  • Rust, Brian; Forbes, Sundy . British dance band discography (1911—1945). Supplement. Harrow (GB): General Gramophone Publications, 1989. 72 p.
  • Саульский Ю. С. : методические заметки. — М. : Композитор, 2001. — 128 с. — ISBN 5-85285-209-0 .

Ссылки

  • Алексеев, Руслан. . ArtMuz’Company. Дата обращения: 8 апреля 2013. 18 апреля 2013 года.
  • Алексеев, Руслан. . rusalexmuz. Дата обращения: 8 апреля 2013. 18 апреля 2013 года.
  • Сетцер Б. / пер. с англ. Л. Аускерна // Jazz-Квадрат. — Минск, 2001. — № 5.
Источник —

Same as Биг-бенд