Шариат
- 1 year ago
- 0
- 0
Шариа́т ( араб. شريعة — букв. [правильный] путь, образ действия) — комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман .
Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной пророка Мухаммада и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.
Роль шариата стала предметом споров во всем мире. Введение законов, основанных на шариате, спровоцировало межобщинное насилие в Нигерии и, возможно, способствовало распаду Судана . Некоторые юрисдикции в Северной Америке приняли запреты на использование шариата, сформулированные как ограничения религиозных или иностранных законов. Продолжаются споры о том, совместим ли шариат с демократией , правами человека , свободой мысли , банковским делом .
Термин шариат происходит от арабского слова شريعة, которое в традиционном смысле означает мусульманский взгляд на мир в его целостности . В более узком смысле, под Шариатом подразумевают свод божественных повелений и запретов, Божественный закон, практические религиозные предписания мусульман, а также справедливость в широком смысле .
Мусульмане связывают понятие шариат прежде всего с его использованием в коранических аятах , обозначающих начертанный Аллахом прямой путь, следуя которому, правоверный мусульманин достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай . Общий смысл данного понятия определяется также его происхождением от корня ш-р-’ , неоднократно встречающийся в Коране в значении «узаконивать», «предписывать что-либо как обязательное » .
Синонимы этого слова аш-шар’ и ат-ташри употребляются также по отношению к Закону древних пророков , например Закону Мусы ( Моисея ) . Получение более нового Закона обогащало предыдущий и отменяло ( насх ) некоторые его положения . Другой синоним — шир’а , означающий такие понятия, как: путь, мазхаб , метод, традицию и т. д .
В исламской идеологии термин шариат в сочетании с определениями ислами или исламия (мусульманский, исламский) употребляются в общеязыковом значении в отношении правил, которыми должен руководствоваться правоверный, а также установленных Аллахом критериев оценки его поведения и образа мыслей. По этой причине шариат нередко воспринимается в массовом сознании как исламский образ жизни в целом, всеобъемлющий исламский комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы — религиозные, бытовые, нравственные, юридические и т. д. В таком широком смысле шариат часто называют «религиозным законом», причём термин «закон» употребляется в общесоциальном, а не в юридическом значении. Аналогичную смысловую нагрузку несёт и выражение «законы шариата» . Хадисы пророка были одобрены Аллахом, а если Пророк в чём-то ошибался, то Аллах сразу поправлял его откровением .
Вопрос о предписаниях, включаемых в шариат и каковы его источники , является ключевым для установления объёма данного понятия в терминологическом значении. В этом отношении в мусульманской идеологии утвердилось общее терминологическое определение шариата как совокупности обязательных к соблюдению установленных Аллахом норм и предписаний ( хукм ). Источниками шариата являются Коран , сунна Мухаммеда, единогласное мнение учёных ( иджма ) и суждение по аналогии ( кияс ) . Хадисы , передающие личное мнение пророка Мухаммада, а не волю Аллаха, в шариат не включаются .
Различными направлениями исламской мысли по-разному трактуют определение шариата. Так, захириты понимали под шариатом только те положения Корана и сунны, которые несут очевидный ( захир ) смысл, ясно указывая на конкретные правила поведения ( катият ад-даляля ). Другие направления считали, что те вопросы, на которых нет однозначного ответа в Коране и сунне, можно вывести с помощью чисто рациональных приёмов ( иджтихад ) или путём толкования неоднозначно понимаемых предписаний. Некоторые направления исламской юриспруденции под шариатом имели в виду лишь правила, регулирующие внешнее поведение мусульман, которые не касаются вопросов внутренней мотивации и религиозной совести. Однако большинство мусульманских идеологов считает, что шариат не содержит всех конкретных правил поведения и точных рекомендаций, как вести себя во всех жизненных ситуациях, а те предписания, которые имеются в Коране и сунне, являются вечными и соответствуют любым условиям .
Предписания шариата разделяются на три основные категории: как служить Аллаху и какие действия он одобряет ( ибадат ), как следует взаимодействовать с другими людьми ( ) и какие наказания предусматриваются за нарушение двух первых типов предписаний ( укуба ) . Больше всего в Коране и сунне норм первого типа (ибадат), конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношения мусульман (муамалат) меньше. Скорее всего, это связано с тем, что конкретные жизненные ситуации, которые могут возникнуть в будущем, не могут быть предусмотрены исчерпывающим образом в Коране и сунне и не поддаются учёту. Поэтому по данному кругу вопросов шариат устанавливает общие ориентиры и принципы ( аль-каваид аль-амма , или аль-куллия ), толкование и рациональное осмысление которых позволяет находить решение в каждой конкретной ситуации. С помощью иджтихада правоведы могут, не выходя за рамки общих целей шариата , вводить конкретные правила поведения и в случае необходимости гибко заменять эти правила новыми. Таким образом, шариат включает в себя не только ясные положения Корана и сунны, но и те положения, которые формулируют лишь общие ориентиры .
Шариат также включает вопросы религиозной догматики ( акида ) и этики ( ахлак ). На основании этого мусульманские богословы утверждают, что шариат регулирует не только внешнее поведение мусульман, но и определяет их религиозные убеждения, нацелен на их нравственное совершенствование и принимает в расчёт внутреннюю мотивацию поступков .
Аяты Корана, посвящённые проблемам основ вероисповедания, служения, духовности и этики, ниспосылались в мекканский период ниспослания Божественных откровений и продолжался на протяжении 12 лет. После переселения мусульман в Медину начался 10-летний государственный период исламской религии. В мединских сурах больше повелений относительно общественно-политической, культурной, экономической деятельности мусульман. В этот период были ниспосланы поведения относительно заключения браков , разводов , права наследования , торговли , ведения войн , заключения мира и т. д. Большая часть всех этих предписаний содержится в сунне пророка Мухаммеда .
Расхождения в оценках шариата предопределяют и характер взглядов исламских мыслителей на соотношение этого понятия с исламской юриспруденцией ( фикхом ). В исламской традиции нет единой позиции по данному вопросу . В начальный период становления и развития ислама под фикхом иногда понималось овладение всем комплексом религиозных положений, знание предписаний Корана и сунны Пророка, регулирующих поведение и образ мысли последователей ислама. Под шариатом понимался предначертанный Аллахом путь праведной жизни мусульман .
В дальнейшем трактовка содержания шариата и фикха изменилась и шариат выступал как совокупность всех регулирующих внешнее поведение норм, прямо установленных в Коране и сунне или введённые с помощью иджтихада. Поэтому фикх-юриспруденция выступает как наука, знание шариата, фикх-право включает все нормы шариата. В таком соотношении шариат и фикх часто употребляются как синонимы .
Представители фикха-юриспруденции и усуль аль-фикха — общей теории фикха считают, что шариат включают в себя положения относительно религиозной догматики ( акида ), этики ( ахлак ), а также «практические» нормы, регулирующие ибадат и . Сторонники данной позиции относят к таким нормам не только конкретные предписания Корана и сунны, но и нормы, сформулированные учёными путём толкования неоднозначных положений или с помощью иных рациональных аргументов ( иджтихад ). Эти нормы и составляют фикх-право, который включается в шариат в качестве его составной части. Отсюда делается вывод, что шариат является более широким понятием, чем фикх. Такой подход к соотношению шариата и фикха отличается формализмом и стремлением охватить реальные процессы их становления и развития. Он не в полной мере удовлетворяет потребностям практики, так как не учитывает важные особенности действия фикха-права .
В исламской правовой теории широкое признание получило решение, в соответствии с которым шариат, включающий религиозную догматику, этику и «практические» нормы, исчерпывается положениями Корана и сунны. Все его элементы имеют священный характер и олицетворяют божественное откровение ( вахй ). «Практические» нормы, несущие очевидный смысл, одновременно входят в фикх-право, занимая в его составе скромное место. Преобладающую часть фикха-права составляют правила поведения, которые введены исламскими правоведами на основе иджтихада. Таким образом, шариат и фикх-право совпадают лишь в части бесспорных и ясных предписаний Корана и сунны. Те положения, которые допускают различное понимание положений Корана и сунны включаются в неизменной форме, а фикх-право отражает их в виде решений муджтахидов . Толкуя их по-своему, различные правовые школы ( мазхабы ) могут приходить к разным решениям и формулировать несовпадающие правила поведения. Таким образом, положения шариата вечны и абсолютно обязательны, а большинство норм фикха-права изменчивы. Поэтому шариат лишён противоречий и ошибок, характерных для отдельных норм фикха-права и выводов фикха-юриспруденции. Из этого можно сделать вывод, что с точки зрения божественного откровения воплощённого в «практических» нормах, шариат шире фикха-права, а по количеству включаемых в него норм уступает ему .
Современные факихи опираются на указанный выше взгляд на соотношение шариата и фикха в своём толковании статей конституций ряда мусульманских стран, основанных на принципах шариата. Они часто включают в понятие шариата и общие правила, сформулированные муджтахидами на основе изучения всех источников фикха. В 1869—1877 годах в Османской империи были приняты 99 таких норм-принципов ( танзимат ) игравших роль гражданского и процессуального кодексов. Такой взгляд учитывает потребности правовой практики .
В современной исламской идеологии получил развитие подход, нацеленный преимущественно на общетеоретическое осмысление шариата в его соотношении с фикхом, согласно которому фикх-право не выступает элементом шариата и вообще не совпадает с ним. Их соотношение представляется как связь между источником фикха (шариатом) и нормативной интерпретацией положений шариата (фикха) .
С позиций исторического и социологического подходов шариат можно понимать как комплекс обязательных для исполнения предписаний и учение об исламском образе жизни, в котором затрагиваются вопросы догматики и этики, убеждения и религиозную совесть мусульманина. Поступки и внешнее поведение человека регламентируются шариатом путём конкретизации в определённых нормах, функцию которых выполняет фикх-юриспруденция. Фикх занимается выведением из шариата конкретных правил поведения. Посредством фикха происходит перевод шариатских положений в плоскость практических правил поведения, а шариат играет роль общего идейного источника, религиозно-этической основы фикха (права и юриспруденции) .
Существует пять разновидностей ( мазхабов ) шариатского права: четыре суннитских ( ханбали , малики , шафии и ханафи ) и одна шиитская форма — джафари .
Шариат определяет и организует жизнь мусульман на пространстве исламского мира . Однако, его влияние не везде одинаково. В Саудовской Аравии шариат остаётся единственной правовой системой. В Сирии , Ливане и исламских странах Африки государственные правонарушения и сделки между гражданами регулируются нормами светского законодательства, а вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций рассматриваются с точки зрения шариата. В Турции и странах Средней Азии суды следуют светским юридическим кодексам .
В узком смысле шариат включает в себя только те нормы, которые ясно зафиксированы в Коране и сунне. Согласно принципу исламского права, сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана, а Коран — для разъяснения сунны. При этом сунна не должна содержать постановлений, принципиально противоречащих Корану. Некоторые шариатские нормы восходят к племенным обычаям народов доисламской Аравии .
В более широком толковании шариат охватывает также нормы, выработанные в правовых школах (мазхабах). Поэтому, наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, шариат включает установления, сформулированные людьми на их основе или в согласии с ними. После Корана и сунны в суннизме в качестве источника права выступают иджма («единогласное мнение») общины и кияс («соизмерение») случаев, прямо не описанных в Коране и сунне. Иджма признаётся на основе известного хадиса пророка Мухаммеда, утверждающего, что община мусульман никогда не примет единогласно неверного решения. Единогласие общины было в дальнейшем заменено на единогласие правоведов ( факихов ). Кияс признаётся разными мазхабами в разной степени, а разработка его теории составила одну из наиболее развитых отраслей «основ фикха» ( усуль аль-фикх ). В шиизме вместо иджмы и кияса, в качестве источника права используются установления имамов, которые, согласно шиитским доктринам, обладают абсолютным знанием о любом предмете .
Различия между религиозно-правовыми школами в значительной степени определялись тем значением, которое придавалось источникам права. Если захириты признавали только ясно и недвусмысленно зафиксированные нормы Корана и сунны, то батиниты ( шииты и др.), напротив, допускали фактически свободное нормотворчество имамов , которое лишь по видимости согласовывалось с авторитетными текстами посредством толкования ( тавиля ) последних .
В современном суннизме в качестве авторитетных и непротиворечащих друг другу признаны четыре правовые школы: ханафитский , шафиитский , маликитский и ханбалитский мазхабы . Юридическая методология каждого мазхаба в разных пропорциях сочетает доводы авторитетных текстов с киясом. Ханбалиты предпочитают строгое истолкование сунны, в то время как маликиты и ханафиты допускают большую свободу действий в каждом конкретном случае. Такие расхождения в конечном результате приводят к некоторым различиям. Большинство суннитов причисляет себя к тому или иному мазхабу. Каждый мазхаб пользуется особым покровительством и почётом в определённых местностях. Большинство ханбалитов проживает в Саудовской Аравии, маликиты преобладают в Северной и Западной Африке, шафииты составляют большинство в Индонезии, Восточной Африке, южной Аравии и северном Египте. Наибольшим распространением пользуется ханафитский мазхаб, приверженцы которого составляют большинство мусульман России, Индии, Пакистана, а также стран Средней Азии и Ближнего Востока .
Шииты придерживаются самостоятельных юридических учений, отражающих те религиозные, социальные и исторические тенденции, в результате которых и произошло их отделение от суннитского большинства . В шиизме существует единственная форма мазхаба, известная как джафаритский мазхаб .
В литературе по фикху человеческие поступки с позиции их допустимости разделены на пять степеней ( ахкам аль-хамса ): обязательные ( фард , ваджиб ); рекомендуемые и одобряемые ( суннат , мандуб , мустахабб ); общедозволенные и нейтральные ( мубах , ); порицаемые ( макрух ); запретные ( харам , ) .
Наказание, которое налагается на преступника во благо обществу (умме) в шариате называется укубой ( араб. عقوبة ). Наказание определяет судья ( кади ), внимательно изучающий каждое преступление и выносящий приговор на основании законов шариата. Укуба применяется только на основании прямых повелений исламских первоисточников (Корана и Сунны). Ответственность за свои поступки должны нести все люди, независимо от влияния и общественного положения, а мера наказания должна быть адекватна совершенному проступку .
Наказания делятся на три группы: пресекающие наказания ( хадд ), отмщающие наказания (кисас, дийя, каффара, лишение наследства) и назидательные наказания (тазир) .