Interested Article - Аэлита (фильм)
- 2020-01-25
- 1
«Аэлита» — классический советский немой художественный фильм Якова Протазанова , вольная экранизация одноимённого фантастического романа А. Н. Толстого .
«Аэлита» была первым фильмом Якова Протазанова после возвращения из эмиграции.
.Марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма , а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой .
Фильм вышел на экраны 25 сентября 1924 года в Москве в кинотеатре «Арс» с музыкальным сопровождением, специально написанным для фильма Валентином Кручининым .
Несмотря на широкий зрительский успех, фильм был принят советской критикой довольно холодно. Критическая реакция во многом была обусловлена тем, что « Межрабпом-Русь » был кооперативной (« нэпманской ») кинокомпанией. В опубликованной в «Известиях» рецензии на фильм было сказано: «Гора родила мышь»
15 октября 1924 года в кинокомиссии ГАХНа состоялся диспут о фильме со вступительным докладом В. К. Туркина . 3 декабря на заседании комиссии ЦК ВКП(б) по политическому руководству работой киноорганизаций компании « Межрабпом-Русь » было отказано в ходатайстве о вывозе фильма «Аэлита» за границу для демонстрации .
Фильм, существование которого долго игнорировалось отечественными историками кино, стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом и считается важным явлением в истории киноискусства в целом. Вероятно, это первый полнометражный фильм о космическом полёте
.Сюжет
Действие фильма начинается в декабре 1921 года в Петрограде , вскоре после окончания Гражданской войны и начала НЭПа . Страна лежит в разрухе, города полны голодающими людьми.
Инженеры Лось и Спиридонов (обе роли играет Николай Церетелли ) получают таинственный радиосигнал «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» и пытаются разгадать его смысл. Разыгравшееся воображение Лося рисует ему картины марсианской цивилизации.
«Управляющий энергией» Марса Гор ( Юрий Завадский ) изобретает машину, позволяющую наблюдать за жизнью землян. Правитель Тускуб ( Константин Эггерт ) запрещает ему кому бы то ни было сообщать об этом. Но королева Марса Аэлита ( Юлия Солнцева ) узнаёт о машине и просит Гора показать ей Землю. В числе прочих картин она видит Лося, который целуется со своей женой Наташей. Аэлита хочет больше узнать о жизни землян, а главное — лучше её почувствовать. Хотя Аэлита — королева, но она лишь «царствует», а на самом деле правит Марсом совет «Старших» во главе с Тускубом. Рабочие Марса находятся на положении рабов, ненужную рабочую силу складируют в холодильниках и при необходимости размораживают.
Жена Лося Наташа ( Валентина Куинджи ) работает в эвакопункте на одном из вокзалов Москвы. Через её эвакопункт проходит раненый на фронте красноармеец Гусев ( Николай Баталов ) и приехавшие из провинции жулик Эрлих ( Павел Поль ) с женой Еленой, которую он выдаёт за свою сестру. Гусев отправляется в госпиталь, а Эрлихи останавливаются у Спиридонова, первого мужа Елены Эрлих. Елена кокетничает со Спиридоновым, выманивая его сбережения, а Эрлих быстро получает работу товароведа на складе. Его подселяют в квартиру к инженеру Лосю, и Эрлих сразу начинает заигрывать с Наташей. Лось замечает это и начинает ревновать всё больше и больше. Ему кажется, что Наташа отвечает Эрлиху взаимностью. Одновременно он продолжает работать над «интерпланетонефом» — космическим кораблём для межпланетных путешествий — и грезить об Аэлите, которая наблюдает за ним с Марса.
Эрлиха начинают подозревать в растрате, но ему удаётся отвести от себя подозрения. Тем не менее, кража остаётся нераскрытой, и расследование самовольно берёт на себя сыщик-любитель Кравцов, мечтающий добиться места в МУРе (дебютная роль в кино Игоря Ильинского ).
Всё больше ревнуя Наташу к Эрлиху, Лось уезжает в длительную командировку в Волховстрой . Там он получает сообщение от Спиридонова — тот решил эмигрировать из СССР. Вернувшись в Москву, Лось становится свидетелем вольностей, которые позволяет Наташа Эрлиху, в ярости стреляет в неё и убегает. Он гримируется под уехавшего Спиридонова и начинает на окраине Москвы постройку интерпланетонефа.
Сыщик Кравцов замечает подозрительного лже-Спиридонова и начинает следить за ним. Он подозревает, что Спиридонов незаконно вернулся в СССР из эмиграции и убил Наталью Лось. Кравцов попадает на строительную площадку интерпланетонефа незадолго до старта и пытается арестовать Лося-Спиридонова, но у него нет ордера. В это время к Лосю присоединяется вылечившийся и соскучившийся «на гражданке» красноармеец Гусев. Перед самым стартом на корабль с ордером на арест тайно пробирается Кравцов. Когда корабль взлетает и направляется к Марсу, он предъявляет Спиридонову ордер на его арест. Однако Спиридонов снимает накладную бороду и оказывается инженером Лосем.
На Марсе замечают, что с Земли стартовал космический снаряд, направляющийся в сторону их планеты. Тускуб приказывает рассчитать место его посадки и уничтожить землян. Но Аэлита ломает его планы — по её приказу астронома ( Иосиф Толчанов ), рассчитавшего место посадки интерпланетонефа, убивают до того, как он сообщит эти данные Тускубу. Аэлита и её служанка Ихошка ( Александра Перегонец ) сами встречают прибывших на Марс землян. Лось увлечён Аэлитой, о которой он так долго грезил. Внезапно она представляется ему убитой им Натальей, и он впадает в отчаяние. Кравцов пытается получить содействие местных блюстителей порядка, но вместо этого его арестовывают. Тускуб требует, чтобы земляне были найдены и уничтожены. Гусев пробирается в рабочий квартал и устраивает там беспорядки, которые перерастают в восстание.
Восстание заканчивается успешно, однако Аэлита, вопреки надеждам землян, вместо освобождения рабочего класса приказывает войскам стрелять в празднующих победу рабочих. Пытаясь остановить Аэлиту, Лось убивает её… и просыпается. Оказывается, полёт на Марс ему только приснился. Он видит рекламный плакат со словами «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» и понимает, что таинственный радиосигнал — это всего-навсего рекламный ход компании по производству автомобильных шин. Лось отправляется домой и находит свою жену живой и здоровой. Эрлиха, который пытается скрыться с крадеными ценностями, арестовывают сотрудники угрозыска под руководством Кравцова.
Лось достаёт чертежи своего интерпланетонефа и сжигает их со словами, что незачем мечтать о Марсе, когда так много настоящих дел на Земле.
История создания
«Аэлита» была первым фильмом Якова Протазанова после возвращения из эмиграции.
Марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма , а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой .
Организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии Николай Ходатаев , Зенон Комиссаренко и Юрий Меркулов предлагали Протазанову ввести в фильм мультипликационные эпизоды, но режиссёр на такой эксперимент не пошёл. В итоге подготовленные эскизы были использованы для создания научно-фантастического мультфильма « Межпланетная революция » (1924).
Реклама, прокат
Фильм вышел на экраны 25 сентября 1924 года в Москве в кинотеатре «Арс» с музыкальным сопровождением, специально написанным для фильма Валентином Кручининым . Выходу фильма предшествовала беспрецедентная рекламная кампания в газетах, которая началась примерно за полгода до премьеры — 26 февраля 1924 года в « » (издававшаяся самой кинокомпанией « Межрабпом-Русь »), где поначалу публиковались интригующие объявления с текстом «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» — без всяких пояснений (но в ряде случаев по нескольку таких объявлений на одной полосе). С 15 апреля объявления стали сопровождаться поясняющим текстом: «С некоторого времени радиостанции всего мира стали получать непонятные сигналы…» Ближе к премьере ( 19 сентября ) к рекламной кампании была подключена газета « Правда », в которой таинственный сигнал был воспроизведён в более «прозрачном» виде: «Анта… одЭЛИ… уТА», а в рекламном объявлении, опубликованном 24 сентября , интригующая надпись была впрямую включена в объявление о премьерном показе фильма в кинотеатре «АРС».
«Аэлита» в течение месяца практически монопольно показывалась в кинотеатре «Арс» на трёх сеансах с неизменным аншлагом. Через месяц после московской премьеры, 28 октября , фильм вышел на экраны в Ленинграде , а в ноябре пошёл в Ижевске и Казани . Московский прокат закончился в начале декабря. Фильм продержался на столичном экране 10 недель, в провинции гораздо меньше — возможно, из-за того, что местные прокатчики разделили длинный фильм на две серии, не предуведомив об этом зрителей. В результате первая серия не вызвала у публики интереса, так как она была лишь длинным вступлением ко второй части и в ней фактически не было финала (даже промежуточного), а на вторую зрители просто не пошли.
15 октября 1924 года в кинокомиссии ГАХНа состоялся диспут о фильме со вступительным докладом В. К. Туркина . 3 декабря на заседании комиссии ЦК ВКП(б) по политическому руководству работой киноорганизаций компании « Межрабпом-Русь » было отказано в ходатайстве о вывозе фильма «Аэлита» за границу для демонстрации.
Оценка современниками
Несмотря на широкий зрительский успех, фильм был принят советской критикой довольно холодно. Критическая реакция во многом была обусловлена тем, что « Межрабпом-Русь » был кооперативной (« нэпманской ») кинокомпанией. В опубликованной в «Известиях» рецензии на фильм было сказано: «Гора родила мышь». Рецензент газеты «Правда» писал, что «стремясь исправить сомнительный с идеологической точки зрения сюжет романа Толстого создатели фильма сделали его сумбурным и невнятным». «Кино-газета» (издававшаяся самой кинокомпанией «Межрабпом-Русь») писала о фильме как о «выдающемся феномене», но сожалела, что «фильм слишком далеко отошёл от сюжета романа». «Кино-неделя» обвиняла сценаристов фильма в том, что им чужды интересы рабочего класса, и призывала установить жесткий партийный контроль над такими идеологически сомнительными режиссёрами, как Протазанов. «Новый ЛЕФ» назвал фильм старомодным развлекательным кино, бесполезным для новой советской культуры. Были, однако, и вполне доброжелательные рецензии:
…Земля, интерпланетонеф, Марс, Симов земной и Симов марсианский, Экстер, населившая Марс не то римскими легионерами, не то современными водолазами, камер-актёр Церетелли, на земле напоминающий механизированных марсиан, и тихо ступающие на Марсе, как земные волы, марсианские сенаторы; Игорь Ильинский, театрально изображающий Кравцова, Куинджи, переживающая Наташу, а между ними Церетелли, танцующий инженера Лося. Это ли не куча тез и антитез, почти немыслимых ни в каком устойчивом художественном единстве? И Протазанов мудро разрешил задачу художественного синтеза. Все художественно разнородные элементы он примирил… на пленке! Объектив объективен. Кинематография прежде всего техника. Считают кинематографию искусством одни критики. А стиль у кинематографии есть только один — кинематографический…
Одним словом, Я. А. Протазанов тряхнул стариной и показал молодежи, как крепко, по-натуралистически ставили в старину. («Пролеткино», № 6-7, 1924)
Со временем в советском киноведении устоялась «официальная» оценка фильма как не заслуживающего особого внимания неудачного коммерческого эксперимента:
Попыткой угодить зрителю капиталистических стран была первая крупная постановка только что объединившейся «Межрабпом-Руси» <…>. «Аэлитой» руководители фирмы делали ставку на экспортный «боевик», технически и постановочно не уступающий лучшим западноевропейским лентам, интересный как для первоэкранной публики внутри страны, так и для зарубежного буржуазного зрителя. Фильм должен был быть «масштабным» и «сенсационным» — с необычным сюжетом, большим числом действующих лиц, с популярными именами автора, режиссёра-постановщика, исполнителей главных ролей. В качестве литературной основы был взят опубликованный незадолго до того и пользовавшийся популярностью у читателя одноимённую повесть Алексея Толстого. Несколько расплывчатая идейно, повесть строилась на оригинальной фабуле (межпланетная экспедиция) и давала интересный и разнообразный материал для создания занимательного кинозрелища. В ней причудливо переплетались сочные бытовые сцены московской жизни первых лет нэпа с фантастическими эпизодами — полётом на Марс, встречей «земного» инженера с правительницей Марса Аэлитой, попыткой восстания «пролетарской части» марсиан против своих угнетателей и его разгромом. Повесть завершалась благополучным возвращением межпланетной экспедиции на Землю. <…> Сценаристы несколько перекомпоновали материал повести, изменили сюжетные мотивировки (так, например, полёт на Марс и вся марсианская часть из «реальной», как она была изображена у Толстого, превратилась в сон Лося), ввели новых действующих лиц (детектива-любителя Кравцова). Постановка была поручена только что вернувшемуся после четырёхлетнего пребывания за границей Я. А. Протазанову. Он привёз с собой опыт постановочной работы на лучших студиях Франции и Германии,— и руководители «Руси» охотно включили его в свой коллектив. <…> Снимали фильм Ю. Желябужский и специально приглашённый на эту постановку немецкий оператор Э. Шюнеман. Выпуску «Аэлиты» на экраны Москвы и Берлина предшествовала большая и изобретательная реклама. <…> Публика первоэкранных кинотеатров смотрела фильм, но он оставлял её равнодушной. На вторых и третьих экранах фильм провалился. Ещё меньший успех ждал «Аэлиту» за границей. Фильм не был принят ни критикой, ни зрителем. (Н. А. Лебедев. Очерк истории кино. Немое кино (1918—1934) — М.:, «Искусство», 1965)
В «Истории советского кино» (1969) сказано так:
…"Аэлиту" характеризовали эклектика и сумбурность. Поставив перед собой задачи значительно более трудные и широкие, чем авторы всех предшествовавших советских картин, режиссёр остановился в растерянности. Тем более, что и сам жанр фильма и его структура были непосильно сложными для кинематографа на тогдашнем уровне его развития… По пути из романа в фильм и философское содержание и образное противопоставление двух миров попросту исчезли… Фантастический и бытовой планы не рождали художественного контраста. Они смешивались произвольно и часто, особенно в сценах на Марсе, производили впечатление « вампуки ». Массовки были поставлены хаотично, сумбурно, неряшливо…
— «История советского кино». Изд. «Искусство», М., 1969, т. 1, стр. 126-128. Раздел «Рождение советского кино», часть «Русское кино», глава 3.
Значение
Фильм, существование которого долго игнорировалось отечественными историками кино, стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом и считается важным явлением в истории киноискусства в целом. Вероятно, это первый полнометражный фильм о космическом полёте.
Фредерик Пол пишет о нём так:
«Аэлита», при всех её недочётах, является одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино. Лишь полвека спустя (с появлением « Соляриса ») советское кино смогло предложить нечто столь же впечатляющее.
— Frederik Pohl, Frederik Pohl IV. Science Fiction: Studies in Film. — Ace Books , 1981
Актёры
- Юлия Солнцева — Аэлита
- Николай Баталов — красноармеец Гусев
- Игорь Ильинский — Кравцов, сыщик
- Николай Церетели — инженер Лось / Спиридонов
- Вера Орлова — Маша, невеста Гусева
- Валентина Куинджи — Наташа Лось
- Константин Эггерт — Тускуб, владыка Марса
- Павел Поль — Эрлих
- Юрий Завадский — Гор, хранитель энергии Марса
- Александра Перегонец — Ихошка, фрейлина Аэлиты
- Иосиф Толчанов — бородатый марсианский астроном
- Наум Рогожин — английский офицер
- Владимир Уральский — солдат
- Софья Левитина — председательница домкома
- Варвара Массалитинова — эпизод
- Михаил Жаров — эпизод
- Тамара Адельгейм — эпизод
- Галина Кравченко — эпизод
- — эпизод
- — эпизод
- Г. Волконская — дама на балу
Факты
- В фильме можно увидеть виды Москвы начала 1920-х годов. Например, Кремль с высоты первоначального Храма Христа Спасителя (в начале ленты); Красная площадь ещё без Мавзолея Ленина и с памятником Минину и Пожарскому в центре площади (на 58-й минуте).
- Один из отцов советской космонавтики, академик Борис Черток , заявлял, что именно просмотр «Аэлиты» привёл к увлечению радиотехникой, что открыло ему путь в авиацию и затем в космическую промышленность .
Литература
- Алейников М. Н. Яков Протазанов. — М. : Искусство, 1961. — 208 с.
- Арлазоров М. С. Протазанов. — М. : Искусство, 1973. — 280 с. — (Жизнь в искусстве).
- Вяткин, Андрей. Советские космические киноэкспедиции Вып. 2 . — С. 23—25 . // Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2003. —
- Игнатенко, Александр. «Аэлита»: Первый опыт создания блокбастера в России. — СПб. : Лениздат; Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, 2007.
- Аэлита // Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет и др.; под ред. А. В. Мачерета. — М. : Искусство , 1961. — Т. 1: Немые фильмы (1918—1935). — С. 50—51. — 528 с. — 3000 экз.
- История советского кино в четырёх томах / Редакторы И. Н. Владимирцева, А. М. Сандлер. — М. : Искусство , 1969. — Т. 1. — 754 с.
См. также
Примечания
- . — М.: АСТ, 2016. — С. 118.
- [militera.lib.ru/explo/chertok_be/07.html Ракеты и люди. От школы до авиазавода] . Дата обращения: 29 марта 2012. 4 октября 2012 года.
Ссылки
- на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- на сайте
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-01-25
- 1