Interested Article - Исламизм
- 2020-10-16
- 2
Ислами́зм ( араб. الإسلام السياسي — политический ислам ) — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население , а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата .
Модификации исламизма разной степени радикальности являются идеологией таких партий, как « Братья-мусульмане », « Эн-Нахда » в Тунисе , Партия свободы и справедливости и Аль-Нур в Египте , Партия справедливости и благоденствия в Индонезии, Партия справедливости и развития (Марокко) , « Ислах » в Йемене , « Джамаат-и-Ислами Бангладеш », « Джамаат-и-Ислами » в Пакистане , Союз строителей исламского Ирана , « Хезболла » в Ливане , « ХАМАС » в Палестине, Национальный конгресс Судана , Исламский освободительный фронт моро , Партия исламского возрождения Таджикистана , Исламское государство в Ираке и Сирии, « Абу Сайяф » на Филиппинах и « Талибан » в Афганистане .
Источники и свойства исламизма
Профессор Дамаскского университета Садик аль-Азм считает, что исламизм «представляет собой защитную реакцию против долговременной эрозии главенствующей роли ислама в общественной , институциональной , экономической , социальной и культурной жизни мусульманских обществ в XX веке». По его мнению, исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах» .
Аль-Азм перечисляет следующие неотъемлемые свойства исламизма:
- фундаментализм — как возвращение к основам ислама ( салафизм )
- возрождение активной веры и обрядов
- интегрализм — объединение всех сфер жизни общества и государства под законами шариата
- теократизм — восстановление Аллаха как верховной власти
- — буквально «главенство законов Господа», прямое, буквальное и всестороннее применение норм шариата
- терроризм — как способ наносить врагу максимальный урон без учёта любых долговременных последствий
Даниэль Пайпс — известный американский историк, публицист, писатель и политический комментатор, специалист по исламу и ближневосточному конфликту , — считает, что :
Исламизм — третья тоталитарная идеология (после фашизма и коммунизма ) — предлагает нелепый средневековый подход к проблемам современной жизни. Ретроградный и агрессивный , он притесняет немусульман, угнетает женщин и оправдывает распространение власти ислама с помощью силы.
Ряд исследователей полагают, что исламизм — это реакция клерикальных кругов на научное и материальное отставание исламского мира в XX столетии, на модернизационные процессы современного мира и т. п.
Практика исламизма
По мнению Владимира Мейстера, буквальное понимание Корана и следование законам шариата приводит к отрицанию: равенства полов, свободы совести и т. п., а также порождает реакционно-утопические стремления возродить мусульманское Средневековье . Альтернативного мнения придерживается французский политолог Тьерри Вольтон. Он считает исламизм формой возрождения традиционного ислама .
В зонах расселения мусульман в разных странах мира исламизм распространяется через формирование альтернативной идентичности , то есть мусульмане начинают считать себя не гражданами того или иного государства, а членами уммы (всемирного сообщества мусульман), которая подменяется конкретной исламистской организацией.
Исламисты пытаются установить контроль над сепаратистскими , ирредентистскими и протестными движениями. Так, сепаратистское движение в Чечне на первых этапах не было исламистским, но затем его стали контролировать исламисты.
Исламисты стремятся к реисламизации и к вовлечению в борьбу за достижение целей исламистов так называемых «этнических мусульман», то есть людей, чьи предки были мусульманами, но сами они верующими мусульманами не являются. Это, например, значительная часть секуляризованных татар , башкир , представителей кавказских народов в России, второе и третье поколение иммигрантов из исламских стран, живущих в странах Западной Европы , Америки , Австралии . Также используется прозелитизм среди тех, кто не является даже «этническими мусульманами» — известно немало случаев участия в насильственной деятельности исламистских организаций русских, европейцев, американцев из немусульманских семей, которые перешли в ислам.
Идеология исламистов предполагает допустимость и даже обязательность джихада против всех неверных — как немусульман, так и, что крайне важно, тех мусульман, которые не являются и не желают быть исламистами. Такие мусульмане объявляются вероотступниками в результате такфира , признания их неверными. Исламисты, используя положения шариата, допускают и рекомендуют совершение террористических актов, в том числе «слепых» (направленных против случайного набора людей в местах их концентрации), использование террористов-смертников .
Аналитики и учёные полагают, что террористические акты 11 сентября 2001 года в США стали результатом деятельности международной сети исламистов Аль-Каида . Ей же приписывается целый ряд терактов , начиная с 1992 года .
Примером, когда практическая деятельность исламистов привлекла широкое внимание мировых СМИ и правозащитных организаций, стал случай 11 марта 2002 года, когда в Саудовской Аравии , при пожаре в школе для девочек , сотрудники религиозной полиции не выпускали учениц из горящего здания, потому что они не были должным образом одеты, и не допускали в здание спасателей, чтобы предотвратить телесный контакт между мужчинами и женщинами. В результате противодействия сотрудников религиозной полиции спасателям, 14 учениц погибли .
В Иране летом 2011 года за переход из ислама в христианство и распространение христианства среди мусульман был приговорён к смерти 35-летний Юсуф Надархани. Предыдущий такой приговор был приведён в исполнение в Иране в декабре 1990 года .
Исламофашизм
Категорическое отрицание ряда ценностей Запада и склонность исламистов к радикальным методам борьбы дали основание ряду учёных, публицистов и политиков ввести в оборот термин «исламофашизм», которое впервые использовал французский марксистский историк ислама Максим Роденсон , обозначивший им режим революционной исламской диктатуры в Иране после событий 1979 года . Некоторые источники утверждают, что автором термина была итальянская журналистка и писательница Ориана Фаллачи .
Философ Фрэнсис Фукуяма в 2002 году утверждал, что сегодняшний « конфликт цивилизаций » — это не просто борьба с терроризмом и борьба с исламом как религией или цивилизацией, а скорее «борьба с исламофашизмом», то есть с радикально нетерпимой и антисовременной (по мнению Фукуямы) доктриной, отрицающей ценности западной цивилизации, которая недавно получила распространение во многих частях исламского мира .
Однако некоторые учёные и политики критикуют употребление данного термина. В частности, Евгений Примаков считал, что есть исламский экстремизм , но не исламофашизм, поскольку, по его мнению, фашизм строится на национализме . Некоторые критики утверждают, что термин используется для пропаганды . Например, писатель пишет, что нельзя называть Аль-Каиду фашистской, если только не использовать слово «фашистский» как синоним слова «отвратительный» .
Исламизм по странам
Исламизм в России
Верховный суд РФ в 2003 и 2010 годах признал террористическими ряд исламистских организаций и запретил их деятельность на территории России :
- « Высший военный Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов Кавказа »
- « Конгресс народов Ичкерии и Дагестана »
- « База » («Аль-Каида»)
- « Асбат аль-Ансар »
- « Священная война » («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»)
- «Исламская группа» (« Аль-Гамаа аль-Исламия »)
- « Братья-мусульмане » («Аль-Ихван аль-Муслимун»)
- « Партия исламского освобождения » («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»),
- « Лашкар-е-Тайба »
- «Исламская группа» (« Джамаат-и-Ислами »)
- « Талибан »
- « Исламская партия Туркестана » (бывшее «Исламское движение Узбекистана»)
- « Общество социальных реформ » («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»)
- « Общество возрождения исламского наследия » («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»)
- « Дом двух святынь » («Аль-Харамейн»)
- « Джунд аш-Шам »
- « »
- « Аль-Каида в странах исламского Магриба »
- « Кавказский эмират »
Исламизм в Турции
Религиозный экстремизм в Турции развивается на фоне проблем в Ираке и Афганистане . Подпитывается поддержкой Ирана , террористической организацией «Аль-Каида», а также радикальными татарскими исламистами и националистами. Ему способствуют также продолжение ближневосточного конфликта, отношения Турции с США и Израилем . Многочисленные исламистские группировки стремятся к насильственному установлению шариатского государства и восстановлению халифата , отменённого Кемалем Ататюрком . Идеологическая база исламизма в Турции весьма разрозненная: одни соединяют исламизм с сепаратизмом , другие обращаются к идеям пантюркизма , третьи вовлекаются в международные группировки. Также различаются социальная база и социальный состав этих групп и организаций .
Среди радикальных турецких исламистов известны «Исламская освободительная армия», «Бойцы исламской революции», «Турецкий исламский джихад», «Джейшуллах» («Армия Аллаха»), а также действующая с территории Германии группировка «Государство Халифата» (она же «Организация Федерального Исламского государства Анатолии»). Одной из наиболее известных являются созданная в 1984 году террористическая организация « » («İslami Büyükdoğu Akıncılar Cephesi», IBDA-C) и Курдская (Турецкая) Хизбалла (Hizbullahî Kurdî). Ряд организаций созданы как ответвления зарубежных экстремистских движений. Это «Борцы за Иерусалим» («Küdüs savacılar»), « Хизб-ут Тахрир » и «Организация исламского движения» («İslami hareket örgütü») .
Исламизм в Юго-Восточной Азии
Регион ЮВА характеризуется особенно благоприятными условиями для распространения идей исламизма в силу того, что мусульмане составляют большинство населения в нескольких странах региона (Индонезии, Малайзии, Брунее) и, более того, значительная часть населения — молодёжь, что довольно часто коррелирует с уровнем радикализации общества. Распространению радикального исламизма способствуют: 1) поддержка большой части населения; 2) интегрированность ислама как важного фактора во внутреннюю политику стран ЮВА; 3) неприязнь к западной системе норм и ценностей, стремление сохранить свою идентичность; 4) низкий уровень жизни населения и, как следствие, доверие по отношению к радикалам, пропагандирующим возможность благ для всех при условии осуществления замысла создания исламского государства; 5) активное распространение идей террористических организаций через Интернет и специализированные учебные заведения .
Первые исламистские объединения на территории стран Юго-Восточной Азии стали зарождаться еще в XX в., например, Даруль Ислам (ДИ; Индонезия) и Национально-освободительный фронт моро (НОФМ; Филиппины), главной целью которых была национально-освободительная борьба против страны-колонизатора, либо противоборство с правительствами своих стран за создание шариатского государства .
Сейчас существуют несколько десятков исламистских группировок, которые базируются преимущественно на территории 4 государств региона: Индонезии, Филиппин, Малайзии и Таиланда. Это такие организации, как Джемаа Исламия (ДИ), Джамаа Аншарут Таухид (ДЖАТ), Муджахидин Индонезия Тимур, Абу Сайяф, Барисан Революси Насионал-Координаси и др. Все эти группировки имеют широкую сеть контактов с различными террористическими организациями по всему миру, например, с Аль-Каидой. Как правило, именно вышеперечисленные организации брали на себя ответственность за самые крупные теракты, которые происходили в странах ЮВА за последние несколько десятилетий. Их целью является создание салафитского халифата, который будет включать в себя территорию ряда стран региона .
См. также
Примечания
- ↑ Игнатенко А. А. от 25 декабря 2014 на Wayback Machine // Независимая газета , 12.10.2000.
- Садик Дж. аль-Азм. [world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml Что такое Исламизм?]
- Даниэль Пайпс. от 23 мая 2013 на Wayback Machine // National Review Online, 8 ноября 2011 г.
- Сюкияйнен Л. Р. от 6 января 2008 на Wayback Machine // Полит.ру , 19.09.2006.
- . Голос России. Дата обращения: 21 сентября 2013. Архивировано из 22 сентября 2013 года.
- Мейстер Владимир. от 27 августа 2021 на Wayback Machine // Скепсис
- Коваленко Юрий // Известия , 24.01.2006.
- ↑ от 11 мая 2006 на Wayback Machine // НИИ Социальных систем МГУ имени М. В. Ломоносова
- . Дата обращения: 6 мая 2010. 9 января 2018 года.
- . Дата обращения: 29 сентября 2017. 9 ноября 2008 года.
- . Дата обращения: 18 июля 2011. 27 сентября 2011 года.
- . nasledie.ru. Дата обращения: 5 февраля 2010. Архивировано из 4 декабря 2010 года.
- Роджер Скратон.
- от 12 июня 2015 на Wayback Machine //
- Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. — М.: Ультра. Культура , 2003. — С. 299—322.
- Александр Дугин . Геополитика постмодерна. Глава 4. Малый шайтан исламо-фашизма (рецензия на статью Ф. Фукуямы «Исламо-фашизм»)
- . Дата обращения: 13 февраля 2010. Архивировано из 1 февраля 2014 года.
- Michael Boyle. 'The War on Terror in American Grand Strategy', International Affairs, 84, (March 2008), p196
- Sobran J. от 11 июня 2015 на Wayback Machine
- . Официальный сайт Федеральной службы безопасности. Дата обращения: 15 августа 2021. 3 февраля 2016 года.
- ↑ Разливаев А. А. // : журнал. — Барнаул: Алтайский государственный университет , 2008. — Вып. 4—3 . — С. 219—223 . — ISSN .
- ↑ Кравцов К. С. Радикальный исламизм в странах Юго-Восточной Азии // Международная научная конференция «Место Азиатско-Тихоокеанского региона в современных международных отношениях: проблемы безопасности и перспективы развития» / под ред. В. А. Аваткова и Т. В. Кашириной. — 2020. — С. 246—254.
Ссылки
- [world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml Что такое исламизм?]
- Мирский Г. И.
- Малашенко А. В.
- Пайпс Д.
- (англ.)
- Баунов А. Г.
- Густерин П. В.
- . Немецкая волна (1 июля 2014). Дата обращения: 5 июля 2014.
- Франсуа Оланд. . ИА «Кремлёвская пресса». Дата обращения: 26 июля 2016. Архивировано из 8 августа 2016 года.
- Александр Игнатенко. . ПОЛИТ.РУ. Дата обращения: 13 августа 2014.
- Алексей Малашенко. . Открытая Россия. Дата обращения: 10 января 2015.
Литература
- John Calvert. Sayyid Qutb and the Origins of Radical Islamism. New York: Columbia University Press , 2010, pp. vii+377, (Hardback). ISBN 978-0-231-70104-4 ( )
- 2020-10-16
- 2