Interested Article - Малагасийцы
- 2020-05-28
- 2
Малагасийцы ( Мальгаши , малаг. foko malagasy , фр. malgache ) — народ , основное население Республики Мадагаскар (около 25 млн человек). Живут также в Реюньоне (5 тыс. человек), на Сейшельских островах (1 тыс. человек), Коморских Островах (2 тыс. человек) и во Франции (2 тыс. человек). Говорят на малагасийском (мальгашском) языке , относящимся к малайско-полинезийской группе австронезийской языковой семьи . Разделены на несколько этнических групп , иногда называемых племенами (Орлова 1958: 8).
Происхождение
Вопрос о происхождении малагасийцев остаётся сложным. Неизвестно, принадлежали ли древние жители этого острова к негроидной расе , или негроидный компонент появился только во время одной из волн миграции из Восточной Африки представителей племён банту . В первом тысячелетии н. э. на остров стали переселяться индонезийцы . Они принесли с собой монголоидный антропологический тип , особый язык, свою, совершенно оригинальную культуру .
История
Раньше на территории «великого острова» существовало несколько государств, из них самым сильным было Имерина , созданное народностью мерина . Расцвет этого государства приходится на XIV век . Само его название говорит о его местонахождении. Мерина означает «высший». Королевство находилось на Высоком плато Мадагаскара. В начале XVI в. был основан Тананариве — «город тысячи», названный так в память многотысячного войска, присоединившего к Имерине земли, на которых стоит этот город. Великий правитель Рамбоазалама, царствовавший в конце XVIII в., значительно раздвинул границы королевства, объединил под своей властью многие, ранее разрозненные племена. Это ему принадлежит знаменитая формула единого Мадагаскара: «Нашей границей является море». Вскоре завершилось объединение острова, было создано государство с границами «от моря и до моря». Развитие мировой торговли и стремление лишить арабов монополии на торговый обмен с Востоком обусловили начало путешествий европейцев на Мадагаскар, первоначально только с разведывательными целями. 10 августа 1500 г. португалец Диогу Диаш первым из европейцев открыл Мадагаскар. Вскоре после него на остров потянулись французы, голландцы, англичане . В XIX в. государство достигло больших успехов. Было введено даже всеобщее обязательное обучение. Уровень образования в стране повысился настолько, что королевский двор уволил глашатаев и вывешивал свои указы прямо на стенах домов, поскольку почти все жители острова были грамотны и могли читать их. Малагасийское государство продолжало развиваться, на острове появились первые заводы , металлургические предприятия, началась разработка полезных ископаемых, зародилась периодическая печать, была создана сеть медицинских учреждений (только в 1870 г. их посетило 200 тыс. человек). В 1876 г. — на 6 лет раньше, чем во Франции, — на острове вводится бесплатное обучение. Но, несмотря на всё это, Имерина не смогла противостоять натиску крупнейшей империалистической державы. Используя вооружённую силу и играя на разногласиях между племенами, Франция в 1896 г. аннексирует остров. Лишь в 1960 г. страна вновь обретает независимость (Кулик 1970: 28).
Внутреннее деление
Малагасийцы делятся на несколько различных по культуре и самосознанию этнических групп, иногда называемых племенами. Наиболее чёткое разделение проходит между «горными» этническими группами (мерина, бецимилеу), населяющими плато вокруг Антананариву и Фианаранцуа , и «прибрежными» ( фр. côtiers ), населяющими остальную часть острова, прежде всего, береговую полосу. В ходе истории Мадагаскара образовалось также несколько смешанных этнических общностей .
-
Горные племена:
- Мерина
- Бецилеу
-
Прибрежные племена:
- Антакарана
- Антануси
- Антемуру
- Антендруи
- Антесака
- Бецимисарака
- Махафали
- Сакалава
- Цимихети
-
Смешанные племена:
- Бара
- Микеа
- Сиханака
- Танала
Система хозяйства
На Мадагаскаре сохраняется в основном порайонное разделение труда, возникшее очень давно и обусловленное разнообразием географических условий острова. Население влажного тропического района на восточном побережье занимается земледелием и рыболовством . Скотоводство является у них подсобным. Основная культура — рис , его сажают на естественно заболоченных почвах. На центральных плато рис требует искусственного орошения, поэтому здесь вся местность покрыта сетью каналов и сложных ирригационных сооружений. Рис сажают по горным склонам на широких террасах, веером спускающихся вниз, а также в речных долинах. Стены полей — террас плотно складывают из камней и глины, а по краю их проводят неглубокие канавки, отводящие на поля горные ручьи и потоки. Рис — культура очень трудоемкая и капризная. На участке, обработанном тщательно вручную, крестьянин выращивает рассаду риса. Поле несколько раз покрывают водой, пока не прорастут всходы. Затем мужчины принимаются за подготовку большого рисового поля, они вскапывают землю и просушивают её на солнце до тех пор, пока в ней не уничтожатся корни сорняков . После этого поле заполняют водой и заставляют скот в течение одного-двух дней топтаться на участке. В жидкую грязь семья крестьянина, стоя по щиколотку в воде, высаживают рассаду. Главное орудие мальгаша — ангади, узкая и длинная лопата с вогнутым лезвием. Ангади можно назвать универсальным орудием: ею обрабатывают землю, окучивают корнеплоды, расчищают засорившиеся каналы и т. д. Рис убирают вручную особыми ножами, а для молотьбы прогоняют скот по снопам, разложенным на току. Вся система земледелия на Мадагаскаре очень близка к земледелию Юго-Восточной Азии . На засушливых равнинах западного побережья главная отрасль хозяйства — скотоводство, а доля земледелия невелика. Население центральных плато, которые высоко подняты над уровнем моря и обладают умеренным климатом, занимается как скотоводством, так и земледелием. Уход за скотом (выпас, дойка пр.) — почетная обязанность мужчин и подростков. И здесь численность скота определяет богатство крестьянина; скот почти не режут на мясо. А поскольку плодородие земли ассоциируется с деторождением, земледелие считается делом женским, особенно обработка почвы и сбор урожая (Шпажников 1981: 134). Мальгаши разводят зебу — одногорбых небольших быков и коров, а также мелкий скот (овец, коз, свиней) и всевозможную домашнюю птицу. Кроме риса, мальгаши сажают бобовые (фасоль и горох), немного кукурузы (на юге острова), бататы, картофель, различные овощи, а также разводят сады. Шелководство получило распространение лишь в XX в., а раньше собирали коконы в лесу. Коноплю сажают для технических нужд; кроме того, её высушенные листья используют для курения. Табак обычно не курят, а жуют (Третьяков 1964: 94).
Охота является лишь спортом: в хозяйстве она уже не играет никакой роли. Рыболовство и охота на морских животных занимают значительное место в жизни прибрежного населения, особенно на западе. Для этого применяются большие лодки с балансирами, совершенно аналогичные морским лодкам Океании и Индонезии . Рыбу ловят также в реках, озёрах, болотах и даже на рисовых полях, на долгое время заливаемых водой из рек. Женщины и дети, бродя по колено в воде, «вычерпывают» рыбу специальными большими корзинами с редким плетением (Ольдерогге 1954: 620).
Социальная организация
Ни в одной стране Африки нет такой разнообразной и многочисленной национальной интеллигенции (врачей, фельдшеров , медицинских сестёр, юристов, художников , писателей, агрономов и т. д.), как на Мадагаскаре. Быстро идёт классовое расслоение мальгашской деревни, где уже выделилась прослойка богатых крестьян. Сельская беднота уходит на заработки на плантации и в города, пополняя кадры мальгашского пролетариата . Однако в основном — это временные рабочие, которые отработав определённый срок, возвращаются в свою деревню. Изменения в культуре, быте и нравах здесь также больше затронули мальгашское городское население, чем крестьянское, особенно во внутренних районах острова (Орлова 1958: 93).
Брачные отношения
Полигиния и большие патриархальные семьи почти исчезли к началу XX века. Преобладает нуклеарная семья . Родители следят за тем, чтобы жених и невеста не состояли в близком родстве. Брачные отношения допускаются только между людьми, степень родства которых восходит к третьему колену, например между правнуками и правнучками. Ранее заключались браки между ортокузенами, но только в тех случаях, когда родители хотели сохранить семейное наследство неделимым. Если же девушка и юноша состояли в близком родстве и намеревались сочетаться браком, то им необходимо было осуществить обряд «устранения кровосмешения». Выполнялся он следующим образом: забивали зебу, отрубали голову, на её место прикладывали хвост. Это означало снятие заклятия с брачующихся и предоставляло им возможность благополучно стать мужем и женой. Затем с зебу сдирали шкуру и натягивали на жениха и невесту так, чтобы получилось как бы одно «животное», — и с запретом на брак было покончено. После завершения церемонии можно было устраивать свадьбу; опасность кровосмешения считалась устранённой (Корнеев 1977: 42).
Жилище
|
Эту статью необходимо
исправить в соответствии с
правилом Википедии об оформлении статей
.
|
Мальгаши живут в прямоугольных домах. Материал, из которого строят их, и форма этих домов меняются в зависимости от природных условий острова. На восточном побережье, где преобладает жаркий и влажный климат, сооружают лёгкие постройки, состоящие из деревянного каркаса, обитого черешками пальмы рафии или бамбуковыми планками. Для защиты от сырости строения обязательно располагают на столбиках-сваях. Для вентиляции делают две двери на обеих боковых стенах. На жарком засушливом юге и западе лёгкий каркасный дом ставят прямо на землю и устраивают одну небольшую дверь. На расположенных высоко над уровнем моря центральных плато с довольно суровым климатом мальгаши строят солидные глинобитные или кирпичные жилища на высоком фундаменте, располагая их строго с севера на юг. Дверь и окно устраивают в западной длинной стене дома, что предохраняет от проникновении холодных юго-восточных ветров. Двускатная крыша, крытая соломой или черепицей, с высоко поднятой коньковой балкой опирается на деревянные столбы. В последнее время на центральных плато главным образом зажиточные люди строят одноэтажные дома из сырцового кирпича на очень высоком фундаменте с верандой, деревянным полом и черепичной крышей. Внутреннее убранство мальгашского дома отличается простотой и удобством. Стены и пол покрыты красивыми тростниковыми циновками. Вокруг очага, расположенного в южной половине дома, расставлена утварь: глиняные горшки с водой, калебасы, металлическая посуда, ступка с пестиком для обдирания риса, а также орудия труда. Иногда в северной половине стоит кровать главы дома — громоздкое высокое деревянное сооружение с закрывающимися створками. Створки и деревянная основа кровати покрыты богатой резьбой, изображающей бытовые сцены, а также людей и животных. На кровати имеются матрац, подушки и покрывало. На полках этажерки расставлены корзины разной формы и величины, в которых хранятся вещи, продукты, утварь: большая прямоугольная корзина с крышкой — для одежды; корзины с овощами, рисом, приправами; корзиночки для шелковичных коконов и ниток и т. д. Здесь находятся также обеденные принадлежности: деревянные резные или металлические ложки, деревянные и фаянсовые тарелки. Предки малагасийцев жили в хижинах или в домах различного типа, которые отличались друг от друга формой крыши, размерами и материалом. Наиболее древним типом жилищ было трану тумбука. Это землянка или полуземлянка с жилым помещением, углубленным в грунт. Крыша трану тумбука опиралась на грунт, землянка имела только один выход. В настоящее время трану тумбука сооружаются лишь как временное пристанище для туристов и охотников. В трану тумбука постоянно живут и по сей день птицеводы на болотистых почвах, однако современные трану тумбука хоть и невелики по размерам, но строятся выше уровня грунта, имеют настоящую крышу и иногда отапливаются. Все жилища мальгашей ориентированы на запад. В старину особо уважаемых гостей усаживали к северу от очага, менее почетным считалось место к востоку, а самые младшие по положению или возрасту могли претендовать лишь на места к югу.
Пища
Рис составляет основу питания мальгашей, и никакие другие продукты не могут восполнить его недостаток. Рис варят различными способами, но никогда не делают из него муку. Варёный рис едят с соусом, приготовленным из птицы или дичи и щедро приправленным перцем и пряностями . Особенность мальгашской кухни заключается в том, что пищу варят без соли, а солят её только перед едой. Молоко мальгаши едят преимущественно в виде простокваши , а также сбивают из него масло. Существует большая разница между пищей зажиточного населения и пищей простых крестьян.
Ремесло
Из домашних промыслов и ремесел, некогда значительно развитых, сохранились лишь некоторые: кузнечное ремесло, плетение, резьба по дереву, ювелирное дело, ткачество . Тонкие ювелирные работы по золоту и серебру, гранение камней, а также торговля ими сосредоточены в руках мальгашских предпринимателей и мастеров.
Мальгашские кузнецы , работая несложным инструментом, изготовляют весь необходимый крестьянину инвентарь. При этом они используют меха совершенно иной формы, чем африканские чашечные. Мальгашские меха состоят из двух полых цилиндров с поршнями, двигая которые попеременно за ручки, помощник мастера нагнетает воздух и раздувает пламя в горне . Такие меха широко распространены среди народов Юго-Восточной Азии.
Причина того, что ткацкое ремесло не утратило своего значения, заключается в том, что мальгаши упорно сохраняют одну из принадлежностей традиционной одежды, так называемую ламба (большой прямоугольный кусок ткани, которым человек драпируется как плащом). Ламба ремесленного изготовления прочнее и красивее сделанной из европейских тканей. На неё нанесен красивый традиционный узор в виде полос. Шёлковые тёмно-красные ламба (ламба-мена) служат погребальными саванами. Они ценятся очень дорого.
Помимо тканей, из которых делают одежду, мальгашские ткачихи изготовляют декоративные ткани из волокон пальмы рафии — рабаны. Узоры рабанов очень сложны, красочны, разнообразны и напоминают переливы змеиной кожи. Такой эффект достигается особым способом окраски пряжи в разные цвета при помощи завязанных на ней в определенном порядке узелков. Этот метод, очень распространённый в Индии и Юго-Восточной Азии, в Африке встречается только у некоторых народов бассейна Конго (Там же).
Религия
Исповедуют христианство ( протестантизм или католичество ), сохраняя элементы традиционных верований анимистического толка. Также часть малагасийцев приняли ислам . В традиционных верованиях основной пласт составляет духовная культура индонезийского происхождения. Пришельцы из-за океана принесли с собой родоплеменные культы — культы духов природы и духов предков, тотемизм . Позже, с проникновением на остров малайцев и других народов Юго-Восточной Азии, распространилось влияние буддизма . Постепенно складывался комплекс синкретических верований и культов, сочетавший культ духов (полидемонизм), культ богов и божеств ( политеизм ), тотемизм. Наиболее значительное место в ритуалах малагасийцев занимают погребальные и поминальные культы. Обряды поминовения сопровождаются музыкой, ритуальными плясками, стрельбой из ружей, а также многочисленными жертвоприношениями и угощениями, длящимися целыми неделями. Большое внимание уделяется сооружению склепов и надгробий. Надгробия обычно представляют собой каменные обелиски или деревянные столбы, искусно украшенные резьбой и увенчанные черепами быков. Умерших ежегодно поминают. В положенные сроки родственники умерших отправляются на кладбище; войдя в склеп, они обертывают лежащие там на полу останки покойников в новые са́ваны, переворачивают их на другой бок, чтобы «покойники не устали, оставаясь долгое время в одном положении» (Шпажников 1981: 132). Могила предков — священное место, существует множество табу в отношении могил. Так, например, запрещается отпускать шутки в адрес могилы, показывать на неё пальцем, класть во время еды на могилу тушку птицы. При жизни мальгаши стремятся селиться все вместе, под одной крышей, а умирая — ложиться в общую могилу, не разлучаясь, таким образом, и после смерти. Самым большим несчастьем для больных проказой считалось невозможным при жизни находиться вместе со здоровыми людьми, а после смерти быть похороненным вместе со ними. Отсюда пошла пословица: «прокаженный вдвойне несчастен: при жизни — разные дома, после смерти — разные могилы» (Корнеев 1977: 78). Почитаются многочисленные духи природы вазимба , — часть из них изображается в виде антропоморфных фигурок сампи . Строго соблюдаются многочисленные религиозные запреты: запрещается убивать тех или иных животных, употреблять в пищу некоторые растения. Культ богов запахари пользуется у малагасийцев меньшим влиянием, чем культ духов. Многие малагасийцы считают мотыльков духами умерших, также у них есть священные животные (корова и др.), священные деревья (фиговые, существуют даже целые священные рощи фиговых деревьев и т. д.), священные холмы, они почитают лемуров , в которые, по их мнению, переселяются духи умерших предков и т. д.
Примечания
Литература
- Буато П . Начало европейского проникновения // Мадагаскар. Очерки по истории мальгашской нации / Ред. Ю. Н. Панков. М.: Издательство восточной литературы , 1961. С. 25-409.
- Корнеев Л. А. Вступление в брак // Обычаи и фольклор Мадагаскара / Отв. ред. И. С. Брагинский. М.: Наука, 1977. С. 42-78.
- Кулик С. Мадагаскар и малагасийцы. Очерк // Новое время. Вып. 11. 1970. С. 28-29.
- Львова Э. С. Мадагаскар // Этнография Африки. М.: Издательство Московского университета , 1984. С. 286—289.
- Ольдерогге Д. А., Орлова А. С. Мадагаскар // Народы Африки / Ред. Д. А. Ольдерогге, И. И. Потехин . М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. С. 617—645.
- Орлова А. С. Мадагаскар // Африканские народы. Очерки культуры, хозяйства и быта / Отв. ред. И. И. Потехин. М.: Издательство Восточной литературы, 1958. С. 90-97.
- Рабеманандзара Р. В. Мальгашский мир // Мадагаскар. История мальгашской нации / Ред. М. Н. Машкин. М.: Издательство иностранной литературы , 1956. С. 41-45.
- Третьяков П. Н. Пути развития хозяйства и культуры Мадагаскарской Республики // Вестник Академии наук СССР. Вып. 2. 1964. С. 94-99.
- Шпажников Г. А. Острова Индийского океана. Мадагаскар // Религии стран Африки / Ред. И. И. Потехин. М.: Наука, 1981. С. 132—134.
- Dandonau A., Chapus G. S., Histoire des populations de Madagascar , Paris, 1952.
- Faublée J., L’ethnographie de Madagascar . Paris, 1946;
- Feeley-Harnik, G. A Green Estate. Restoring Independency in Madagascar . Washington: Smithsonian Institution Press, 1991.
- Middleton, K. P. (ed.) Ancestors, Power and History in Madagascar . Leiden — Boston: Brill, 1999.
Ссылки
- Страница о малагасийцах на (рус.)
- Страница о малагасийцах на (англ.)
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2020-05-28
- 2