Interested Article - Мумуйе
- 2021-02-25
- 1
Муму́йе ( фульб. люди ; самоназвание : фунгун , загум ) — группа адамава-убангийских народов , населяющая восточные районы Нигерии , главным образом, горные территории в окрестностях города Джалинго . К ним относятся пугу, апава, йоро, ранг, зинна, якоко, гола, или гонгла, и другие. Общая численность народов мумуйе оценивается в 600 тысяч человек . Из-за того, что районы расселения мумуйе являются в значительной степени труднодоступными, эти народы жили практически в полной изоляции вплоть до 1959 года .
Ареал и численность
Основная область расселения народов мумуйе — гористая местность на востоке Нигерии к югу от реки Бенуэ . Согласно современному административно-территориальному делению Нигерии , эта территория размещена в северо-восточной части штата Тараба (в районах , , , и ), а также частично в юго-западной части штата Адамава (в районах , , , , и ) . Небольшая группа мумуйе живёт также в приграничных с Нигерией районах Камеруна . Мумуйе расселены в соседстве с такими родственными народами, как йенданг , вака , теме , кумба , бали , пассам , генгле и кугама . Главные города в ареале мумуйе — Джалинго , Зинг, Монкин и Пантисава .
По оценочным данным, опубликованным в издании « Народы и религии мира » (1999), численность мумуйе составляла 600 тысяч человек . По современным оценкам, представленным на сайте , численность мумуйе составляет порядка 743 тысяч человек, из них в Нигерии — 730 тысяч, в Камеруне — 13 тысяч .
Общие сведения
К основному традиционному занятию народов мумуйе относят отгонное скотоводство — в основном разводят и перегоняют по пастбищам крупный рогатый скот . У части мумуйе также распространено ручное земледелие — выращивают просо , бобовые , сорго , рис , арахис , ямс , имбирь и цитрусовые . Наиболее важной среди прочих культур является просо — помимо получения муки просо идёт также на изготовление пива. Широкому и повсеместному развитию земледелия препятствуют отсутствие плодородных почв и длительный засушливый сезон с октября по март. Важную роль играет сбор дикого мёда, орехов ши и лесных трав. Сохраняется охота, у каждого селения имеются свои охотничьи угодья, убивать зверя на которых без разрешения владельцев запрещено. Из ремёсел развиты кузнечное и гончарное ремёсла, а также плетение. В последние годы распространяется отходничество на заработки в города .
Пища в основном растительная и молочная. К традиционным блюдам относятся каши и похлёбки с острыми овощными приправами. В качестве одежды используются небольшие кожаные передники, украшенные бисером и раковинами каури , и накидки из козлиных шкур. В 1970-х годах у мумуйе появилась европейская одежда, которая всё больше распространяется и становится обычной в настоящее время. Мумуйе, исповедующие ислам, носят традиционные для мусульман Африки длинные туники . Украшения (ожерелья, браслеты, серьги и другие) изготавливаются из железа, раковин, дерева, растительных волокон. Женщины помимо прочего вставляют украшения в ноздри. На тело наносят узоры шрамированием .
Распространён патрилатеральный счёт родства , основным социально-экономическим институтом является дола (большая семья). Дола возглавляется вождём и советом старейшин. Централизованная власть отсутствует. Сохраняется полигиния . Обряды инициации мальчиков проводят когда им исполняется 10 лет .
Жилища мумуйе представляют собой круглые глинобитные хижины с конической крышей. Деревни состоят из небольших разбросанных по округе поселений. Поселения могут включать от двух и более хижин, принадлежащих одной семье .
История
Согласно историческим данным, народы мумуйе и часть народов, живущих с ними по соседству, мигрировали в районы современного расселения из более северных территорий. Причиной миграции были угрозы, вызванные постоянными войнами, которые вели фульбе на северо-востоке Нигерии с XVII до начала XIX века. После переселения в условиях гористой местности разные группы мумуйе оказались в относительной изоляции друг от друга, что привело к их обособлению как в культурно-бытовом, так и в языковом плане. Из-за труднодоступности и отсутствия природных ресурсов в области расселения народов мумуйе контакты с властями в колониальный период у них практически отсутствовали . Также мумуйе находились в относительной изоляции по отношению к другим нигерийским народам вплоть до 1959 года .
Согласно легендам большинства этнических групп мумуйе, их предками являются выходцы из двух городов конфедерации Джукун — Йоро и Кам (у пугу) .
Язык
Народы мумуйе говорят на языке мумуйе адамава-убангийской семьи нигеро-конголезской макросемьи . Данный язык представляет собой диалектный континуум , состоящий из двух близкородственных диалектных групп — северо-восточной (зинг) и юго-западной. К первой группе относят диалекты баджама (гнооре), дженг, зинг (зинна, зенг) , манг, кваджи, меека, яа и якоко. Ко второй группе относят подгруппу монкин с диалектами кугонг, шаари и сагбее и подгруппу кпугбонг с диалектами касаа, йоро, ланкавири (ланковири) , саава, ньяаджа и джаалинго (джалинго) . Как второй язык мумуйе распространён среди соседних близкородственных этнических групп, на нём говорят носители языков , йенданг и йотти . Этническая общность ранг, относящаяся к мумуйе, говорит на идиоме ранг , который рассматривается как самостоятельный язык . Часть представителей народов мумуйе помимо родного также владеет английским языком .
Современный вариант письменности языка мумуйе, основанный на латинском алфавите , используется с 1991 года .
Религия
По данным сайта , представители этнических групп мумуйе в основном придерживаются традиционных верований (44 %), часть из них является христианами (29 %) и мусульманами-суннитами (27 %) .
Среди мумуйе распространены культы солнца (Ла), культ калебасового рога, магия и ведовство , почитание предков и одушевлённых сил природы. В каждой деревне есть хижина, называемая цафи, в которой хранятся образы того или иного божества и которая является местом принесения жертв. Религиозным лидером мумуйе является жрец народа йоро — главный вызыватель дождя . В условиях засушливого климата важнейшими обрядами для мумуйе стали ритуалы, связанные с посевными работами и сбором урожая . У мумуйе сохраняется тайное общество жрецов вабонг .
Культура
Одним из традиционных занятий народов мумуйе является художественная резьба по дереву. Наиболее распространённые изделия из дерева — статуэтки ягалагана и маски вабо, которые считаются наиболее важными элементами в ритуальных практиках мумуйе .
Статуэтки народов мумуйе впервые были открыты европейцами в 1968 году. Являющиеся воплощением духов-покровителей, статуэтки используются в разного рода обрядах, во время которых старейшины обращаются за помощью к духам, например, в обрядах, связанных с предсказаниями, целительством и т. п. Местом для хранения статуэток служит святилище — хижина цафи. Размер статуэток варьируется от 20 сантиметров до 1,6 метра. Зачастую формы статуэток представляют собой абстрактное, стилизованное изображение живого существа, что, по-видимому, связано со «сверхъестественной природой», которую эти статуэтки должны выражать. Статуэтки часто бывают украшены декоративными элементами — бусами, браслетами, цепочками, раковинами каури и т. п., по этой причине в носу и ушах статуэток делаются отверстия для украшений. Особенностью скульптуры мумуйе являются дугообразные формы плеч, свободное пространство между руками и телом, цилиндрическая форма груди, длинные руки с ярко выраженными локтевыми сгибами и очень короткие ноги, причёска на голове в виде гребня, следы скарификации на лице и теле, а также вытянутые уши (у статуэток, изображающих женщин) .
Помимо статуэток мумуйе используют в ритуальных целях также маски вабо, олицетворяющие животных — буйвола, обезьяну, слона, леопарда и т. д. Ритуальные танцы в масках сопровождают начало посевных работ, сбор урожая, похороны, посвящения, инициации и другие события .
-
Статуэтка
( Бруклинский музей ) -
Статуэтка
(Бруклинский музей) -
Маска
(Бруклинский музей) -
Маска
( Замок Сфорца ) -
Статуэтка
( Музей на набережной Бранли ) -
Статуэтка
(Музей на набережной Бранли) -
Статуэтка
( Музей Гленбоу )
Примечания
- ↑ Попов В. А. // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артёмова , С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1999. — С. 358—359 . — ISBN 5-85270-155-6 . 23 февраля 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- ↑ Simons G. F., Fennig C. D.: (англ.) . Ethnologue: Languages of the World (20th Edition) . Dallas: SIL International (2017). 24 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- ↑ (англ.) . African Art Museum (Yuri Raskin). 15 декабря 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- Представители этнической общности ланкавири (фото на сайте Mumuye.com, 1970-е годы) . Дата обращения: 25 октября 2017. 25 октября 2017 года.
- ↑ (англ.) (html). Mumuye.com. — Linguistic and Anthropological Aspects of Mumuye. 25 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- ↑ (англ.) . (2017). 25 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- / Виноградова Н. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 623. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 . . Дата обращения: 21 октября 2018. 28 ноября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- ↑ (англ.) . (2017). 24 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- ↑ (англ.) . . 15 декабря 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- Жилища ланкавири (фото на сайте Mumuye.com, 1970-е годы) . Дата обращения: 25 октября 2017. 25 октября 2017 года.
- / Виноградов В. А. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 206. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X . . Дата обращения: 21 октября 2018. 25 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- Виноградов В. А. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2 . . Дата обращения: 24 октября 2017. 24 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- Blench R. (англ.) (pdf) P. 1. Cambridge: Roger Blench Website. Publications (2004). 24 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- Simons G. F., Fennig C. D.: (англ.) . Ethnologue: Languages of the World (20th Edition) . Dallas: SIL International (2017). 24 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- Blench R. (англ.) (pdf) P. 63—64, 94—95. Cambridge: Roger Blench Website. Publications (2012). 28 ноября 2016 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- Hammarström H., Forkel R., Haspelmath M. , Bank S.: (англ.) . . Jena: (2016). 24 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- Simons G. F., Fennig C. D.: (англ.) . Ethnologue: Languages of the World (20th Edition) . Dallas: SIL International (2017). 24 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
Литература
- Tribal Studies in Northern Nigeria. — London: Kegan Paul, Trench, Trübner , 1931. — 582 p.
- Mumuye // . — Greenwood Publishing Group , 1996. — 681 p. — ISBN 0313279187 .
- Попов В. А. // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артёмова , С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1999. — С. 358—359 . — ISBN 5-85270-155-6 . 23 февраля 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- Appiah A. , Gates H. L. Mumuye // . — Oxford University Press , 2010. — 1392 p. — ISBN 0195337700 .
Ссылки
- (англ.) (html). Mumuye.com. — Linguistic and Anthropological Aspects of Mumuye. 24 октября 2017 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- (англ.) . African Art Museum (Yuri Raskin). 28 апреля 2013 года. (Дата обращения: 24 октября 2017)
- 2021-02-25
- 1