Ударная волна
- 1 year ago
- 0
- 0
Уда́рная устано́вка — набор ударных инструментов ( барабанов , тарелок и других), использующихся совместно одним барабанщиком . Применяется в рок-группах, джазовых и эстрадных ансамблях и оркестрах, иногда в симфонических , духовых и камерных оркестрах .
По отдельным инструментам установки играют барабанными палочками , кисточками, различными щётками и колотушками. Для игры на хай-хэте и бас-барабане используются педали, поэтому барабанщик играет, сидя на специальном стуле или табурете.
Также см. История барабана , История том-тома
Ударная установка сильно изменялась со временем и изменяется постоянно. Значимую роль в развитии играют популярные музыкальные стили, знаменитые музыканты и конструкторы, также развитие технологии производства инструментов .
В конце XIX века возникает джаз . Примерно в 1890 году барабанщики Нового Орлеана начали приспосабливать свои барабаны к условиям сцены, чтобы один исполнитель мог играть на нескольких инструментах сразу. Ранние ударные установки были известны под коротким рекламным названием «trap kit». Бас-барабан этой установки пинали ногой или использовали педаль без пружины, не возвращавшуюся в исходное положение после удара, но в 1909 г. Ф. Людвиг сконструировал первую педаль бас-барабана с возвратной пружиной .
В 1920 г. Компания Gretsch стала производить корпуса барабанов по технологии многослоевого расслоения дерева. Первые обечайки были трёхслойными, в дальнейшем эта технология была усовершенствована: в начале 1940-х компания изменила структуру и способ соединения обечаек , этот способ используется и сегодня.
В начале двадцатых годов был популярен «snowshoe» или чарльстон — ножная педаль, состоявшая из двух пластин размером со стопу, с прикреплёнными к ним двумя тарелками. Около 1925 года барабанщики стали использовать «low boy» или «sock» тарелки. Эти парные тарелки располагались на коротком стержне и так же управлялись ногой . В 1927 году появился первый «high boys» или «high hat», позволявший исполнителю играть на нём как педалью, так и палочками, или комбинировать оба способа.
В 1918 г. в продаже появилась первая ударная установка Ludwig «Jazz-er-up» . Установка включала в себя большой барабан 24`х8`(с колотушкой и прикрепленным вуд-блоком ), малый барабан 12`х3`, и подвесную тарелку. Барабанщики начали использовать настраиваемые том-томы, стойки для установки различных инструментов. В 1931 г. Ludwig и Slingerland стали производить литую фурнитуру для барабанов. Были отобраны и развиты компоненты установки, сборка стала более качественной .
В 1935 г. Джин Крупа , барабанщик оркестра Бенни Гудмена , впервые начинает использовать «стандартную» установку из 4 барабанов, произведенную Slingerland. Развивалась техника игры, Джин впервые выступил как полноправный солист оркестра .
В 1940—1960 гг. происходит новое значительное изменение — джазовые и рок-барабанщики добавляют в свою установку второй бас-барабан. Примерно в то же время произошло ещё одно событие: Чик Эванс и Ремо Белли независимо друг от друга изобрели пластиковые мембраны барабанов на замену кожаным. Новые пластики позволили более точно настраивать барабан, не были подвержены влиянию погоды, колебаниям влажности.
В 1962—1964 гг. Ринго Старр в составе The Beatles выступил на американском телевидении в шоу Эда Саливана. Началась битломания . Выпуск барабанов Ludwig удвоился .
Следующий этап (1970—1980) связан с зарождением и развитием хард-рока . Музыканты начали поиск нового звучания барабанной установки: стали использовать томы без резонансного пластика, увеличивать глубину барабана и добавлять новые барабаны в установку. Звук стал более громким, пробивающим. Стала широко развиваться технология записи ударных . Появились барабанные синтезаторы, драм-машины, но они не смогли заменить живых барабанщиков .
Первая двойная педаль для бас-барабана была выпущена компанией Drum Workshop в 1983 г. Теперь барабанщикам не обязательно использовать два бас-барабана, а достаточно поставить один и играть на нём сразу двумя педалями.
1990 г. Pearl и Tama изобретают систему крепления RIMS, при которой том крепится к стойке без просверливания дополнительного отверстия в барабане. Это позволяет избежать нежелательных вибраций и лишнего отверстия в корпусе. .
Разные жанры музыки диктуют стилистически соответствующий состав инструментов в барабанной установке. Но обычно это бас-барабан, малый барабан, хай-хэт, три тома, тарелка «райд» и тарелка «крэш».
В стандартную ударную установку входят следующие элементы:
Количество инструментов в установке различно у каждого исполнителя и его стиля . Самые минимальные установки используются в рокабилли и диксиленд джазе, а установки исполнителей прогрессивного рока , фьюжн, метала обычно включают широкий набор инструментов: барабанщики используют дополнительные тарелки (объединяются термином эффект-тарелки : сплэш (splash), чайна (china) и др.) и том-томы или малые барабаны, также используются два хай-хэта .
Некоторые производители предлагают другой вариант ударной установки с 1 навесным и 2 напольными том-томами. Среди исполнителей, использующих такой вариант установки — Фил Радд ( AC/DC ), Тре Кул ( Green Day ), Чад Смит ( Red Hot Chili Peppers ), Хена Хабеггер ( Gotthard ) и Джон Бонэм ( Led Zeppelin ) .
В тяжёлой музыке (метал, хард-рок и т. д.) часто используется два бас-барабана или двойная педаль (т. н. « кардан ») — две педали, соединенные карданным валом так, что обе колотушки бьют в один бас-барабан поочерёдно.
Существует упрощённый вариант ударной установки, называемый англ. .
Инструмент | Описание | Звучание |
---|---|---|
Малый барабан | Незаглушенный малый барабан | (инф.) |
Заглушенный малый барабан | (инф.) | |
Rim click | (инф.) | |
Том-томы | Навесной том 8 дюймов | (инф.) |
Навесной том 12 дюймов | (инф.) | |
Напольный том-том | (инф.) | |
Бас-барабан | Заглушенный бас-барабан | (инф.) |
Хай-хэт | Закрытый хай-хэт | (инф.) |
Открытый хай-хэт | (инф.) | |
Хай-хэт открывающийся и
закрывающийся при нажатии педали |
(инф.) | |
Тарелка райд | Обычный удар | (инф.) |
Удар по «куполу» тарелки | (инф.) | |
Удар по краю тарелки | (инф.) | |
Тарелка крэш | Тарелка crash | (инф.) |
Бит | Типичный роковый бит с хай-хэтом | (инф.) |
Типичный роковый бит с райд-тарелкой |
(инф.)
|
Размер барабанов обычно выражается в виде «диаметр x глубина», в дюймах . Например малые барабаны часто имеют размер 14 × 5,5. Некоторые производители используют обратный порядок — «глубина × диаметр» , это Drum Workshop, Slingerland, Tama Drums, Premier Percussion, Pearl Drums, Pork Pie Percussion, Ludwig-Musser, Sonor, Mapex, и Yamaha Drums.
Стандартные размеры рок-установки таковы: 22" × 18" бас барабан, 12" × 9", 13" × 10" навесные томы, 16" × 16" напольный том и 14" × 5.5" малый барабан. Другая распространенная комбинация « фьюжн ». Она включает 20" × 16" бас барабан, 10" × 8", 12" × 9" навесные томы, 14" × 14" напольный том и 14" × 5,5" малый барабан. В ударных установках для джаза часто отсутствует второй навесной том.
Размеры бас-барабана также отличаются для различных стилей . Для исполнения джазовой музыки используются бас-барабаны небольших размеров, так как роль этого барабана в джазе — скорее расстановка акцентов , чем тяжёлый бит . А для метала, хард-рока используются очень большие бас-барабаны (часто несколько) для тяжёлого, резонансного тона.
Размеры тарелок также измеряются в дюймах: самые маленькие тарелки — сплэш (6—12 дюймов), самые большие — райд (18—24 дюйма).
По механизму извлечения звука
Звукоизвлечение происходит за счёт вибрации воздуха, создаваемой мембраной и усиленной корпусом барабана.
Звукоизвлечение такое же как и в акустических, однако к мембранам прикрепляют датчики, преобразующие вибрацию мембраны в электрический сигнал, который можно затем обрабатывать (запись, усиление, искажение).
На электронной ударной установке вместо настоящих инструментов используются более компактные и бесшумные пэды — пэд похож на цилиндр, диаметром от 6 до 12 дюймов, при высоте от 1 до 3 дюймов, в котором расположен датчик (или несколько), «снимающий» удар. Сигналы от датчиков направляются в электронный модуль, обрабатывающий удары. Модуль может генерировать звучание сам или передавать данные MIDI для секвенсора .
На электронных барабанах удобно заниматься в домашних условиях, так как они бесшумные и есть возможность регулировать громкость звука. Возможно также использование компонентов электронной установки совместно с акустической установкой.
Схема реализации такая же, как и в электронных барабанах. Только реализовано всё в одном корпусе небольшого размера в пределах 20х10х5 дюймов.
Внешне похожи на электронные. Вместо пэдов используются обрезиненные металлические пластины, или акустические барабаны с бесшумными пластиками и заглушками. Не имеют электронного модуля и не издают звуков, так как главная цель — тренировка . Часто используются дома для занятий, не мешающих окружающим. Для тренировки можно использовать и электронную с наушниками , но тренировочная установка стоит гораздо дешевле.
Чаще всего это набор MIDI -звуков в специальных программах или программно аппаратных комплексах ( драм-машина ). Даже не умеющий играть на барабанах может набрать партию ударных и использовать на выступлении или для записи. Существуют так же специальные VST -плагины эмулирующие драм-машину для таких программ, как Cubase или FL Studio ; к примеру VST плагин — .
Главной функцией барабанщика как части ритм-секции музыкального коллектива является создание основного ритма, (совместно с бас-гитарой , ритм-гитарой ). Как правило, барабанщики используют многократно повторяющиеся фигуры . В основе ритма лежит чередование низкого звука большого барабана и высокого, резкого звука малого барабана .
Помимо этой основной функции барабанщик украшает, подчеркивает основные акценты и изменения мелодии. При этом используются главным образом тарелки, особенно креш, или дробь на малом барабане. Некоторые произведения включают соло на ударных, в это время остальные инструменты отходят на задний план.
Микки Ди , ударник Motörhead в одном из интервью сказал :
На сцене энергия и само сценическое шоу важны не меньше, чем сам процесс игры на инструментах. Игра на барабанах это только часть профессии барабанщика, для выразительности нужно быть шоу-мэном, и я всегда помню об этом во время выступлений. Публика хочет видеть шоу, а не просто группу музыкантов, выполняющих какие-то телодвижения.
Джаз отличается сложными рисунками, мелкими брейками и специально отведенными для соло участками композиций .
Барабанные партии рока более экспрессивные, сильные, с крупными сбивками и энергичными переходами .
Для ме́тала характерна игра на большой скорости, использование бласт-бита , двух бас-бочек или двойной педали .
В таких стилях, как прогрессивный рок и прогрессивный метал , барабанщики широко экспериментируют с музыкальным размером , усложняют метр и ритм .
В хип-хопе , рэпе ритм часто программируется с помощью драм-машины или семплируется .
В поп-музыке ударные используются очень ограниченно, на одной громкости и в идеальном темпе .
Первоначально ударная установка нотировалась в басовом ключе. В настоящее время обычно используется нейтральный ключ из двух параллельных вертикальных линий. На стандартном нотном стане партия ударной установки может записываться различными обозначениями. Обычно в начале каждой партии приводится расшифровка расположения инструментов и всех встречающихся знаков. В некоторых случаях (довольно часто — в упражнениях) указывается аппликатура — порядок чередования рук при ударах. Ниже приводится самый распространённый вариант нотации барабанов.