Interested Article - Хукбальд Сент-Аманский
- 2020-04-21
- 1
Ху́кбальд Сент-Аманский ( лат. Hucbaldus Elnonensis, Ubaldus, Hubaldus, Hucboldus etc.; ок. 840 , Фландрия (северная Франция ) — 20 июня 930 , Эльнон ) — монах-бенедиктинец Сент-Аманского аббатства , поэт, агиограф, теоретик музыки.
Очерк биографии и творчества
Учился в школе Сент-Аманского аббатства, которую возглавлял его дядя Милон Сент-Аманский. После рукоположения в сан священника (880) работал в монастырской школе до норманнского вторжения в 883 году. Во второй половине 880-х гг. жил и работал в (другое название — Sithiu ) в Сент-Омере . В 893 году был призван в Реймс , где совместно с Ремигием Осерским занимался реформой церковного образования. Около 906 г. вернулся в Сент-Аман.
Изучал и знал античную литературную традицию, о чём свидетельствуют сохранившиеся поэтические творения Хукбальда, в том числе «Эклога о лысых» ( лат. Ecloga de calvis ), в 54 гекзаметрических стихах, все слова эклоги начинаются на букву «c» ; стихотворения «De sobrietate» (посвящённое Карлу Лысому ) и «Versus de diebus Aegyptiacis». Считается также автором литургической поэзии (латинской гимнографии) — гимнов , секвенций , тропов .
Дидактическую направленность имеет труд Хукбальда «Музыка» («Musica»; по Герберту — «De harmonica institutione»), который датируется не позже 885 г. В нём Хукбальд попытался приложить античное музыкально-теоретическое учение (усвоенное по Боэцию , которого автор уважительно величает титулом «doctor mirabilis») к нуждам современной ему церковно-певческой практики. Интервалику григорианской монодии Хукбальд ясно описывает как миксодиатоническую (диатонический звукоряд с двойной ступенью B/H), иллюстрируя (в отличие от Боэция) свои теоретические конструкции многими примерами совершенно конкретных песнопений (приводит инципиты антифонов, респонсориев и т. д.). Хукбальду принадлежит одно из первых в истории описаний ладовой системы григорианики ; из трёх Боэциевых синонимов для обозначения ладовых звукорядов (tonus, modus, tropus) он предпочитает «тон» (tonus) и устанавливает финалисы четырёх тонов (одно название для каждой автентической/плагальной пары): d, e, f, g .
Вследствие миксодиатоники во многих григорианских мелодиях исполнение их на музыкальных инструментах (которые, очевидно, настраивались строго диатонически ) Хукбальд полагал невозможным . Отмечая звуковысотную неопределённость невменной нотации , Хукбальд предлагал использовать для уточнения звуковысотности некоторые символы греческой нотации (в модифицированной форме строчных букв), располагая их над невмами. Он также разработал тип дидактической нотации с 6-линейным нотным станом, над линейками которого записывались слоги песнопения. Интервальные расстояния между линейками, соответствующие тону либо полутону, он предлагал уточнять латинскими буквами T и s , располагая их впереди нотоносца на манер современных ключей .
Из агиографических сочинений Хукбальда подлинными считаются «Vita longior Amati», «Passio S. Cassiani», «Passio SS. Cyriaci et Iulittae», «Vita S. Ioanati», «Vita S. Lebuini», «Vita S. Rictrudis».
О долгой посмертной славе Хукбальда свидетельствуют две сохранившиеся эпитафии XI века; в них (среди прочего) он почитается как «учёный, цвет и честь — и клира и [простых] монахов» (doctor, flos et honos tam cleri quam monachorum) .
Псевдо-Хукбальд
Перу Хукбальда Мартин Герберт приписал ряд трактатов второй половины IX—X веков, содержащих важнейшие для истории музыки примеры раннего многоголосия ( органум ), записанного в особой, так называемой дасийной нотации . Важнейшие из этих трактатов носят заглавия лат. Musica enchiriadis (Учебник музыки) и лат. Scolica enchiriadis (Схолии к учебнику музыки), датируемые IX веком .
Учёные XX века сочли все трактаты группы Enchiriadis анонимными , условно называя автора музыкально-теоретического учения Псевдо-Хукбальдом . Ныне в качестве автора трактатов «Musica enchiriadis» и «Scolica enchiriadis» рассматривается аббат (898—902) верденского монастыря Хогер . Критическое издание всех трактатов группы Enchiriadis осуществил в 1981 году Ганс Шмид (см. библиографию).
Трактаты «Musica enchiriadis» и «Scolica enchiriadis» получили большой резонанс в истории европейской музыкальной науки. Материал обоих трудов ассимилировал (вплоть до точных цитат) среди прочих Гвидо Аретинский , а через него — многие другие средневековые учёные музыканты.
См. также
- (нем.)
Примечания
- Deutsche Nationalbibliothek Record #118707566 // (нем.) — 2012—2016.
- Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- Hucbald // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- Рефрен стихотворения (« C armina c larisonae c alvis c antate C amenae») вызывает в памяти восьмую эклогу из «Буколик» Вергилия .
- Датировка И.Шартье. По другим сведениям (М.Бернхард) этот труд датируется около 900 г.
- ...quatuor modis vel tropis, quos nunc tonos dicunt...
- Quo [tetrachordo synemmenon] tamen hydraulia vel organalia minime admisso in pluribus frequenter cantibus, modulandi facilitate deficiunt (GS II, 113; ссылку на электронную версию этого текста см. ниже).
- Этот тип дидактической нотации также использовали авторы трактатов группы Enchiriadis (см. ниже).
- Chartier Y. L’oeuvre musicale d’Hucbald de Saint-Amand <…>, p.10.
- Автор диссертации об этих трактатах Н. Филлипс (1984) в качестве их датировки допускает середину и даже начало IX века.
- Лебедев С. Н. Към проблема за авторството на трактатите в сборниците на Герберт и Кусмакер // Музикални Хоризонти, № 7 (София, 1987), сс. 43-71.
- Torkewitz D. Zur Entstehung der Musica und Scolica Enchiriadis // Acta Musicologica 69 (1997), S. 156—181. Об атрибуции трактата «Musica enchiriadis» см. также в от 8 сентября 2018 на Wayback Machine к книге Торкевица. Хогера в качестве возможного автора «Musica enchiriadis» рассматривал уже Смитс ван Васберге в своей книге 1969 года ( Smits can Waesberghe J.M. Musikerziehung: Lehre und Theorie der Musik im Mittelalter. Leipzig: Deutscher Verlag für Musik, 1969, S.86).
- Desmond K. 'Sicut in grammatica': Analogical discourse in chapter 15 of Guido's Micrologus // The Journal of Musicology 16 (1998), p. 491-493 et passim;
Издания и литература
- Hucbaldi Carmina // Poetae Latini medii aevi 4,1: Poetae Latini aevi Carolini (IV). Teil 1. Herausgegeben von Paul von Winterfeld. Berlin, 1899, S. 261—275 (Monumenta Germaniae Historica).
- Huglo M. Les instruments de musique chez Hucbald // Hommages à André Boutemy, ed. G. Cambier. Bruxelles, 1976, p.178-96.
- Hucbald. Melodic instruction // Hucbald, Guido and John on music, ed. by C. Palisca. New Haven: Yale University Press, 1978, p. 1-46 (англ. перевод трактата «Музыка»).
- Musica et Scolica enchiriadis una cum aliquibus tractatulis adiunctis recensio nova post Gerbertinam altera ad fidem omnium codicum manuscriptorum, quam edidit Hans Schmid // Bayerische Akademie der Wissenschaften, Veröffentlichungen der Musikhistorischen Kommission 3. München, 1981.
- Phillips, Nancy . Musica and Scolica enchiriadis. The literary, theoretical and musical sources. Ph.D. diss. New York University, 1984.
- Hucbald von Saint-Amand: De harmonica institutione. Einleitung, Übersetzung und Kommentar von Andreas Traub // Beiträge zur Gregorianik, 7. Regensburg: G.Bosse, 1989 (нем. перевод «Музыки»).
- Konstanciak F.-J. Hucbald // Lexicon des Mittelalters. Bd. 5. München, 1991, Sp. 150-151 (там же дальнейшая библиография).
- Musica enchiriadis and Scolica enchiriadis. Translated, with introduction and notes by Raymond Erickson. Edited by Claud Palisca. New Haven: Yale University Press, 1995 (англ. перевод трактатов "Musica enchiriadis" и "Scolica enchiriadis").
- Chartier Y. L’oeuvre musicale d’Hucbald de Saint-Amand: Les compositions et le traité de musique. Montréal: Bellarmin, 1995, ISBN 2-89007-732-2 (критич. издание и франц. перевод «Музыки» Хукбальда).
- Phillips, Nancy . Musica enchiriadis // MGG 2, Sachteil, Bd.6. Kassel/Stuttgart, 1997, Sp.654-662.
- Walter M. Vom Beginn der Musiktheorie und dem Ende der Musik. Über die Aktualität des Mittelalters in der Musikgeschichte // Acta Musicologica 70 (1998), S. 209—228.
- Torkewitz T. Das älteste Dokument zur Entstehung der abendländischen Mehrstimmigkeit // Beihefte zum Archiv für Musikwissenschaft, Bd. 44. Stuttgart, 1999 (нем. перевод древнейшего фрагмента «Musica enchiriadis»)
- Ubaldo di Saint-Amand. Musica. Testo latino e italiano. Introduzione, traduzione e commento a cura di Alessandra Fiori. Firenze: Sismel, 2011. XXX, 255 pp. (La Tradizione Musicale. Studi e testi 15)
- Musica enchiriadis, hrsg. v. Petra Weber. Leiden: Brill, 2016. 147 S. (нем. перевод). ISBN 9783770560547
Ссылки
- (цифровое цветное факсимиле)
- (цифровое цветное факсимиле)
- (цифровое ч/б факсимиле)
- Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Oxford Music Online (цифровая копия статьи, опубликованной в энциклопедии New Grove Dictionary в 2001).
- 2020-04-21
- 1