Темп (музыка)
- 1 year ago
- 0
- 0
Темп ( итал. tempo от лат. tempus время, нем. Zeitmaß ) — мера времени в музыке, упрощённо — «скорость исполнения музыки» .
По отношению к классико-романтическому периоду истории (середина XVIII в. — начало XX в.) темп всегда трактуется в связке с метром , например, как «скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени» . При этом проблема темпа существует даже в той музыке ( григорианская секвенция « Dies irae », органумы Перотина , мессы Дюфаи , мадригалы Монтеверди и сотни других примеров в модальной нотации и в мензуральной нотации ), по отношению к которой говорить о «метрике» не принято.
Начиная с XVII века (первые указания на темп у испанских виуэлистов Луиса де Милана и Луиса де Нарваэса относятся к XVI в.) композиторы всё более последовательно снабжают свою музыку клишированными «темповыми» инструкциями («весело», «протяжно», «умеренно» и т. д.), которые являются скорее указанием на этос (характер) музыки , чем однозначными предписаниями «скорости» . Несмотря на композиторские уточнения темпов, нараставшие с конца XVIII века (хрестоматийный пример — метрономические обозначения в поздних автографах Л. ван Бетховена , в XX веке — многочисленные уточнения темпа в рукописях И. Ф. Стравинского ), вопрос о «правильном» темпе того или иного музыкального произведения (или его части) по сей день остаётся излюбленным предметом обсуждения исполнителей, слушателей и критики . Особенную остроту он приобретает в том случае, когда темповые инструкции композитора отсутствуют (как это часто бывает в музыке барокко, например, у И. С. Баха ), либо они есть, но сделаны намеренно неточно и реферируют не «число долей», а этос. Например, ария баса «Mache dich, mein Herze, rein» из «Страстей по Матфею» Баха в аудиозаписи О. Клемперера (1961) звучит 10'18", а в интерпретации Дж. Э. Гардинера (1988) почти в два раза быстрее (5'57"). Финал Бранденбургского концерта № 3 (авторская ремарка Allegro ) в исполнении Берлинского филармонического оркестра с Г. фон Караяном (1965) звучит 5'52", а в исполнении кёльнского барочного оркестра «Musica antiqua» под управлением Р. Гёбеля (1986) тот же финал длится 3'58".
Хотя точное измерение скорости музыки (количество ударов в единице времени) вполне возможно с помощью метронома , в «живой» музыке (то есть не электронно-механической, где количество долей в единице времени устанавливается однозначно, например, на драм-машине ) темп, как правило, строго не выдерживается. Исполнитель замедляет (rallentando), ускоряет (accelerando) или играет/поёт намеренно неровно (знаменитое rubato романтиков, см. также Агогика ) по своему усмотрению, в зависимости от индивидуального ощущения. Имея в виду такое «ощущение», исследователи так описывают темп:
Темп — совокупность всех факторов музыкального опуса — обобщённое восприятие [мелодического] тематизма , ритмики , артикуляции , « дыхания », гармонических последовательностей , тонального движения, контрапункта . <…> Темп <…> есть приведение этого сложного гештальта к скорости per se, скорости, которая, объединяя различные элементы музыки, даёт им возможность развернуться с надлежащим чувством.
Оригинальный текст (англ.)Tempo is a consequence of the sum of all factors within a piece — the overall sense of a work’s themes, rhythms, articulations, “breathing,” motion, harmonic progressions, tonal movement, contrapuntal activity … Tempo … is a reduction of this complex Gestalt into the element of speed per se, a speed that allows the overall, integrated bundle of musical elements to flow with a rightful sense.—
Основной темп (в порядке возрастания): граве, лярго/ларго , адажио , ленто (медленные темпы); анданте , модерато (средние темпы); анимато , аллегро , виво, престо (быстрые темпы). Некоторые жанры ( марш , вальс ) характеризуются разным темпом.
Итальянский | Немецкий | Французский | Английский | Русский |
Метроном
по Мальтеру |
---|---|---|---|---|---|
grave |
schwer,
ernst, langsam und schleppend |
gravement | heavily, seriously |
очень медленно,
значительно, торжественно, тяжело |
♩ = 40—48 |
largo | breit | large | broadly |
широко,
очень медленно |
♩ = 44—52 |
largamente |
weit,
in weiten Abständen |
largement | broadly | протяжно | ♩ = 46—54 |
adagio | gemächlich | à l'aise |
(«at ease») easily,
unhurried |
медленно,
спокойно |
♩ = 48—56 |
lento | langsam | lent | slowly |
медленно,
слабо, тихо, скорее, чем largo |
♩ = 50—58 |
lentamente | langsam | lent | slowly |
медленно,
слабо, тихо, скорее, чем lento |
♩ = 52—60 |
larghetto | mäßig langsam | un peu lent |
somewhat faster
than largo |
довольно широко | ♩ = 54—63 |
andante assai | sehr gehend | un peu lent |
somewhat slower
than andante |
очень спокойным шагом | ♩ = 56—66 |
adagietto | mäßig gemächlich | un peu à l'aise |
somewhat faster
than adagio |
довольно медленно,
но подвижнее, чем adagio |
♩ = 58—72 |
andante | gehend, fließend | allant | («walking») flowing |
умеренный темп,
в характере шага (букв. «идя») |
♩ = 58—72 |
andante maestoso |
gehend,
fließend erhaben |
allant |
in a majestic
and stately manner |
торжественным шагом | ♩ = 60—69 |
andante mosso |
gehend,
fließend bewegt |
allant |
with motion
or animation |
оживлённым шагом | ♩ = 63—76 |
comodo,
comodamente |
bequem,
gemächlich, gemütlich |
commode | convenient (pace) |
удобно,
непринуждённо, не спеша |
♩ = 63—80 |
andante non troppo |
bequem,
gemächlich, gemütlich |
pa trop d'allant |
andante,
but not too much |
небыстрым шагом | ♩ = 66—80 |
andante con moto |
bequem,
gemächlich, gemütlich |
allant mouvementé |
andante,
but with motion |
непринуждённо, не спеша | ♩ = 69—84 |
andantino |
etwas gehend,
etwas fließend |
un peu allant |
somewhat close to andante
(somewhat faster or slower) |
скорее, чем andante,
но медленнее, чем allegretto |
♩ = 72—88 |
moderato assai | sehr mäßig | un peu modéré |
somewhat slower
than moderato |
очень умеренно | ♩ = 76—92 |
moderato | mäßig | modéré |
moderately,
neither slow nor fast |
умеренно, сдержанно,
средний темп между andante и allegro |
♩ = 80—96 |
con moto | mit Bewegung | mouvementé | with motion | с движением | ♩ = 84—100 |
allegretto moderato |
mäßig bewegt,
mäßig lustig |
un peu animé |
somewhat slower
than allegretto |
умеренно оживлённо | ♩ = 88—104 |
allegretto |
mäßig bewegt,
mäßig lustig |
un peu animé |
somewhat slower
than allegro |
медленнее,
чем allegro, но скорее, чем andante |
♩ = 92—108 |
allegretto mosso |
mäßig bewegt,
mäßig lustig |
un peu animé |
somewhat faster
than allegretto |
быстрее, чем allegretto | ♩ = 96—112 |
animato |
bewegt,
lustig |
animé |
animated;
lively |
оживлённо | ♩ = 100—116 |
animato assai |
bewegt,
lustig |
animé |
very much animated;
quite lively |
очень оживлённо | ♩ = 104—120 |
allegro moderato |
bewegt,
lustig |
animé |
quite lively,
cheerful and quickly |
умеренно быстро | ♩ = 108—126 |
tempo di marcia | marschieren | marcher au pas | marching | в темпе марша | ♩ = 112—126 |
allegro ma non troppo | bewegt, lustig | pa trop d'animé |
lively, cheerful and quickly,
but not too much |
скоро, но не слишком | ♩ = 116—132 |
allegro tranquillo | bewegt, lustig | animé tranquille |
lively,
cheerful and quickly, but calm |
скоро, но спокойно | ♩ = 116—132 |
allegro |
bewegt,
lustig |
animé |
lively,
cheerful and quickly |
скорый темп
(буквально: «весело») |
♩ = 120—144 |
allegro molto |
sehr bewegt,
sehr lustig |
très animé |
lively,
cheerful and quickly |
весьма скоро | ♩ = 138—160 |
allegro assai |
sehr bewegt,
sehr lustig |
très animé |
lively,
cheerful and quickly |
весьма скоро | ♩ = 144—168 |
allegro agitato,
allegro animato |
sehr bewegt,
sehr lustig |
très animé |
lively,
cheerful and quickly |
весьма скоро, взволнованно | ♩ = 152—176 |
allegro vivace |
sehr bewegt,
sehr lustig |
très animé |
lively,
cheerful and quickly |
значительно скоро, почти vivo | ♩ = 160—170 |
vivo | lebhaft | vif | lively and fast | живо | ♩ = 160—176 |
vivace | sehr lebhaft | vif | lively and fast | очень живо | ♩ = 176—192 |
presto | rasch | vite | fast | быстро | ♩ = 184—200 |
prestissimo(possible) | sehr rasch | très vite | very fast | очень быстро (предельно) | ♩ = 192—208 (и выше) |