Interested Article - Криминальное чтиво
- 2020-03-17
- 1
« Кримина́льное чти́во » ( англ. Pulp Fiction — «Бульварное чтиво» ) — культовый кинофильм режиссёра Квентина Тарантино . Сюжет фильма нелинеен, как и почти во всех остальных работах Тарантино. Этот приём стал чрезвычайно популярен, породив множество подражаний во второй половине 1990-х . В фильме рассказывается несколько историй, в которых показаны ограбление кафе, философские дискуссии двух гангстеров, спасение девушки от передозировки героином и боксёр, которого задели за живое. Название является отсылкой к популярным в середине XX века в США pulp-журналам . Именно в стиле таких журналов были оформлены афиши, а позднее саундтрек , видеокассеты и DVD с фильмом.
Фильм постоянно находится в первой десятке списка 250 лучших фильмов на сайте IMDb . Обладатель премии «Оскар» , « BAFTA » и « Золотой глобус » в категории «Лучший оригинальный сценарий», « Золотой пальмовой ветви » Каннского кинофестиваля 1994 года и ещё более сорока кинематографических наград. Картина также имела большой успех у публики и считается важной вехой в истории кинематографа, давшей ощутимый толчок развитию независимого американского кино .
«Криминальное чтиво» считается шедевром Тарантино благодаря своему сценарию . За его саморефлексивность, нетрадиционную структуру и особенную стилизацию критики назвали фильм примером постмодернистского кино. Его часто считают культурным явлением, влияющим на кино и другие средства массовой информации, которые переняли элементы его стиля. Актёрский состав также получил широкую похвалу, а Тарантино получил особое признание. В 2008 году журнал Entertainment Weekly назвал его лучшим фильмом с 1983 года . Он входит в различные рейтинги величайших фильмов, когда-либо снятых. В 2013 году фильм «Криминальное чтиво» был отобран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов Соединённых Штатов как культурно, исторически или эстетически значимый .
Сюжет
Вслед за предыдущим фильмом Тарантино « Бешеные псы », части сюжета «Криминального чтива» были разделены, перемешаны и показаны в «неправильном» порядке; техника, до этого использовавшаяся режиссёрами французской «Новой волны» , в частности Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо , а также Стэнли Кубриком в « Убийстве ».
Всего в сценарии можно насчитать шесть частей, при этом авторские названия имеют три из них: «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» ( Vincent Vega and Marsellus Wallace’s Wife ), «Золотые часы» ( The Gold Watch ) и «Ситуация с Бонни» ( The Bonnie Situation ).
Первая и последняя части (Ограбление) пересекаются во времени и происходят в одном и том же месте. Две хронологически последовательные части («Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» и «Золотые часы») показаны также одна за другой.
Порядок историй в фильме:
|
Хронологический порядок:
|
Для удобства восприятия далее сюжет фильма представлен в хронологическом порядке, что не совсем правильно, так как нарушает авторский замысел . Желающие могут читать блоки с сюжетом фильма в правильном порядке.
Винсент и Джулс
Винсент Вега ( Джон Траволта ) и Джулс Уиннфилд ( Сэмюэл Л. Джексон ), бандиты на службе у Марселласа Уоллеса ( Винг Рэймс ), должны забрать принадлежащий их боссу чемодан у Бретта и его компаньонов, предположительно вследствие нарушения последними договорённости. По дороге они обсуждают данное Уоллесом Винсенту поручение «вывести в свет» вечером того же дня Мию Уоллес ( Ума Турман ), жену босса. Винсент рассказывает о своей недавней поездке в Европу. Идёт известный диалог о « » (рус. «Четвертьфунтовый чизбургер»), бургере из McDonald's , который в Европе из-за метрической системы называют «Royale with Cheese» (рус. «Королевский с сыром»). Добравшись до квартиры, после непродолжительного диалога и цитирования искажённого отрывка ( Иез. ) из проповедей пророка Иезекииля , Джулс и Винсент убивают Бретта и одного из его компаньонов.
В эпизоде упоминается вымышленная сеть гавайских ресторанов быстрого питания Big Kahuna Burger , встречающаяся в целом ряде фильмов Тарантино.
«Ситуация с Бонни»
Неожиданно из-за закрытой двери выскакивает ещё один компаньон Бретта и практически в упор разряжает свой револьвер в Джулса и Винсента; но ни одна из шести пуль не достигает цели. Бандиты убивают неудачливого стрелка, затем вместе с Марвином (одним из приятелей Бретта, который на самом деле был к нему подослан Уоллесом), забрав чемодан Уоллеса, покидают место преступления.
Джулс воспринимает то, что он остался цел, как знамение свыше и принимает решение завязать с преступным миром. По дороге к Уоллесу Винсент, неосторожно размахивая пистолетом в салоне машины, случайно стреляет Марвину в голову. Мозги Марвина разлетаются по всей машине. Джулс ведёт автомобиль в гараж к своему приятелю Джимми Диммику ( Квентин Тарантино ). Проблема усугубляется тем, что с ночного дежурства скоро должна прийти жена Джимми — Бонни, которая работает медсестрой, и, по словам Джимми, если она увидит труп в гараже своего дома, то подаст на развод.
Для разрешения ситуации Марселлас Уоллес посылает мистера Вульфа ( Харви Кейтель ). Под его руководством Джулс и Винсент доводят салон и самих себя до приемлемого состояния и отвозят автомобиль с трупом Марвина в багажнике на автосвалку Монстра Джо. Доставив машину на свалку, мистер Вульф покидает сцену в компании Ракель — дочери Монстра Джо, а Джулс и Винсент отправляются позавтракать.
Ограбление
(На этом месте начинается фильм.) Пара мелких грабителей, Ринго ( Тим Рот ) и Иоланда ( Аманда Пламмер ) за чашкой кофе размышляют о разнообразных превратностях своего дела, заканчивая обсуждением возможности ограбить посетителей и кассу забегаловки, в которой они находятся. Решившись, они выхватывают пистолеты. (В фильме на этом месте начинаются вступительные титры, и действие покидает данную забегаловку до самого конца фильма.)
(Действие фильма возвращается к этой сцене, преодолев весь свой хронометраж.) Джулс и Винсент сидят в том же ресторане и обсуждают желание Джулса уйти из криминального мира. Непосредственно перед началом ограбления Винсент идёт в туалет. Когда Ринго пытается помимо кошелька забрать у Джулса чемодан Уоллеса, тот перехватывает инициативу и берёт его на мушку. Иоланда берёт на прицел Джулса, вернувшийся Винсент — Иоланду. Джулс забирает у Ринго свой кошелёк, отдаёт ему все свои деньги, витиевато сообщает, что сохранит их жизни, поскольку вследствие сегодняшней переоценки жизненных ценностей собирается начать праведную жизнь, и даёт ошарашенным Ринго и Иоланде уйти с добычей (но без чемодана). Следом за ними с чемоданчиком из ресторана уходят Джулс и Винсент. (В фильме на этом месте начинаются финальные титры.)
«Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса»
Джулс и Винсент возвращаются к Уоллесу. Перед тем, как принять Винсента, Уоллес обсуждает с боксёром Бутчем ( Брюс Уиллис ) детали предстоящего договорного боя , который Бутч должен будет проиграть, и передаёт ему деньги. Между Винсентом и Бутчем происходит небольшая словесная стычка.
Винсент покупает у своего старого наркодилера Лэнса пакет героина , делает себе внутривенную инъекцию и направляется за Мией Уоллес ( Ума Турман ). Они едут в ресторан «Джек Рэббит Слимс», в туалете которого Мия нюхает кокаин, после чего они с Винсентом исполняют твист под сингл Чака Берри « You Never Can Tell » и выигрывают главный приз. Винсент отвозит Мию домой. Пока он был в туалете, Мия находит в кармане плаща Винсента купленный им пакет с наркотиком, и, не поняв, что это героин, вдыхает найденный порошок и получает передозировку (причина ошибки в том, что наркодилеры обычно продают героин, закатанный в шарики, а кокаин — в пакетиках, но Лэнс предупреждает Винсента, что шарики закончились, и он упакует героин в пакетик).
В ужасе от возможных последствий Винсент отвозит Мию к Лэнсу, где пытается возвратить бездыханную девушку к жизни с помощью прямой инъекции адреналина в сердце. Мия приходит в себя, после чего Винсент отвозит её домой. Договорившись, что Марселлас ничего не узнает об этой ситуации, они расстаются.
«Золотые часы»
История профессионального боксёра Бутча Куллиджа начинается с его сна — воспоминания о детстве, в котором армейский товарищ его отца — капитан Кунс ( Кристофер Уокен ) передаёт ему фамильную реликвию его семьи — золотые часы. В ходе продолжительного монолога выясняется, что, находясь во вьетнамском плену, отец Бутча пять лет прятал часы «у себя в заднице», чтобы их не отобрали. А после его смерти Кунс их прятал в своей ещё два года.
Проснувшись, Бутч обнаруживает себя поставленным перед необходимостью участвовать в договорном матче, за проигрыш в котором ему заплатил Марселас Уоллес. Однако Бутч нарушает договорённость, поставив через доверенного букмекера полученные от Уоллеса деньги на себя, нокаутирует соперника (впоследствии выясняется, что насмерть; сам бой не показан) и сбегает на такси.
В мотеле его ждёт подруга Фабиан ( Мария де Медейруш ), которая должна была собрать вещи из их съёмной квартиры. Утром следующего дня выясняется, что она в спешке забыла фамильные золотые часы Бутча, и ему приходится вернуться за ними. Он осторожно проникает в квартиру, забирает часы и, уже успокоившись, принимается готовить себе тосты для завтрака. Неожиданно он замечает на столе в кухне пистолет-пулемёт Ingram MAC-10 . Бутч берёт оружие и направляет его в сторону санузла. Дверь туалета открывается, и оттуда показывается Винсент Вега. От звука тостера Бутч рефлекторно выпускает в Винса очередь.
Бутч покидает квартиру и отправляется в отель. Остановившись на красный свет, он неожиданно видит Марселаса, который, переходя дорогу, замечает Бутча в машине. Бутч сбивает Уоллеса и попадает в аварию. Придя в себя, разъярённый Марселас выхватывает пистолет и начинает палить в Бутча. Бутч, оглушённый аварией, с трудом бежит.
На безлюдной улочке Бутч заскакивает в ломбард, подкарауливает Уоллеса, сбивает с ног и отбирает пистолет. Хозяин ломбарда Мэйнард связывает их и вызывает своего знакомого (согласно сценарию — брата), федерального маршала Зеда.
Мэйнард и Зед оказались садистами-извращенцами . Своей первой жертвой они выбирают Марселаса. Пока они за закрытой дверью насилуют Марселаса, Бутчу удаётся вырваться, оглушив охранника- мазохиста . Добравшись до выхода, Бутч решается вернуться и помочь Марселасу. Он снимает со стены катану , и спустившись в подвал, убивает Мэйнарда. Уоллес освобождается от пут, стреляет Зеду прямо в пах и обещает ему страшную месть. Бутч спрашивает у Марселаса «насчёт их общего дела». Марселас сообщает Бутчу, что больше нет у них никакого «общего дела» при соблюдении Бутчем двух условий: последний должен молчать о произошедшем и навсегда покинуть Лос-Анджелес .
Возвратившись в мотель, не захватив с собой никаких вещей, Бутч и Фабиан спешно уезжают на чоппере Зеда.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Джон Траволта | Винсент Вега |
Сэмюэл Л. Джексон | Джулс Уиннфилд |
Брюс Уиллис | Бутч Куллидж |
Ума Турман | Мия Уоллес |
Тим Рот | Тыковка (Ринго) |
Аманда Пламмер | Сладкая Зайчишка (Иоланда) |
Харви Кейтель | Чистильщик ») | Уинстон Вульф («
Мария де Медейруш | Фабиан |
Винг Рэймс | Марселлас Уоллес |
Эрик Штольц | Лэнс |
Розанна Аркетт | Джоди |
Кристофер Уокен | капитан Кунс |
Квентин Тарантино | Джимми Диммик |
Анджела Джонс | Эсмеральда Вилла Лобос |
Фил Ламарр | Марвин |
Фрэнк Уэйли | Бретт |
Роджер | |
Джеймс | |
Труди | |
Мэйнард | |
Питер Грин | Зед |
садомазохист | |
Джулия Суини | Ракель |
Алексис Аркетт | четвёртый человек |
Эд | |
Джерри Льюис | |
Пол Кальдерон | Пол |
Джозеф Пилато | Дина Мартина | двойник
Стив Бушеми | Бадди Холли | официант в образе
Мэрилин Монро | официантка в образе|
Бутч в детстве | |
Дик Миллер | монстр Джо (эпизод был вырезан) |
Эмил Ситка |
Съёмочная группа
Режиссёр | Квентин Тарантино |
Сценарий | Квентин Тарантино , Роджер Эвери |
Оператор | Анджей Секула |
Продюсеры | Дэнни Де Вито , , Лоуренс Бендер , , Боб Вайнштейн , Харви Вайнштейн , |
Монтажёр | Салли Менке |
Художественное оформление | |
Декорации | |
Костюмер | |
Арт-директор |
Саундтрек
Производство
Подбор актёров
Квентин Тарантино хотел, чтобы в фильм вернулся персонаж Майкла Мэдсена (Вик Вега) из « Бешеных псов », поэтому роль, впоследствии доставшаяся Джону Траволте, была написана специально для Майкла (на роль пробовался также Дэниел Дэй-Льюис ) . Но Майкл Мэдсен не смог принять участие в фильме из-за съёмок в фильме Лоуренса Кэздана « Уайетт Эрп ». Тарантино пришлось изменить имя персонажа с Вика на Винсента . Несмотря на то, что Тарантино специально написал роль Джулса для Сэмюэля Л. Джексона, актёр мог её не сыграть, так как продюсерам очень понравилась проба Пола Кальдерона на эту роль. Но в итоге, Джулса сыграл Джексон, а Пол исполнил роль бармена в баре Марселаса .
Долгое время Квентин Тарантино никак не мог решить, кого он сыграет в фильме — Джимми или Лэнса. В конце концов он выбрал Джимми, так как посчитал, что сцена с оживлением Мии слишком сложная, и при съёмке этой сцены он должен находиться за камерой .
Роль Бутча по замыслу Тарантино должен был сыграть уже добившийся голливудской славы актёр. Предполагалось, что роль этого боксёра достанется Сильвестру Сталлоне (аллюзия на фильм « Рокки »), но в итоге её получил Брюс Уиллис , который хотел сыграть роль Винсента. [ неавторитетный источник ]
Тарантино был сражён большими ступнями Умы Турман (он считает это весьма сексуальным ), и поэтому предложил ей роль Мии. Тарантино начитывал сценарий ей в телефонную трубку, чтобы актриса согласилась. [ неавторитетный источник ]
Сцена в ресторане («Honey Bunny» и «Pumpkin») была специально написана для Тима Рота и Аманды Пламмер .
Роль Вульфa была специально написана для Харви Кейтеля .
Первоначально предполагалось, что Стив Бушеми исполнит роль Джимми, но из-за своих контрактных обязательств на других проектах он не смог этого сделать. Однако, он всё же появился в фильме, в роли официанта, принимающего заказ у Мии и Винсента, в ресторане «Jack Rabbit Slim’s» .
Квентин Тарантино предлагал Курту Кобейну , основателю и солисту группы Nirvana , роль в фильме, но музыкант отказался. Об этом британскому таблоиду The Sun рассказала вдова Кобейна Кортни Лав . Самой Кортни Лав Тарантино также предлагал эпизодическую роль, но она, последовав примеру мужа, тоже от неё отказалась. По сведениям интернет-сайта World Entertainment News Network , вместо Кобейна и Лав режиссёр в итоге занял Розанну Аркетт и Эрика Штольца .
Бюджет фильма составил 8 млн долларов, из них 5 млн долларов ушло на гонорары актёрам .
Съёмки
Основные съёмки фильма начались 20 сентября 1993 года .
В сцене укола адреналином в сердце Мии Уоллес Джон Траволта вытаскивает иглу из груди Умы Турман. При монтаже фильма сцена была проиграна в обратном направлении, и тем самым был достигнут необходимый эффект реальности .
Две новеллы из трёх Тарантино написал до сценария «Бешеных псов» и «Настоящей любви». После успеха этих фильмов Тарантино решил дописать сценарий. Также он хотел, чтобы три новеллы были поставлены разными режиссёрами . Год спустя эта задумка была осуществлена в фильме « Четыре комнаты ».
Машина, на которой ездит Винсент — это красный кабриолет Chevrolet Chevelle 1964 г., которая принадлежала Квентину Тарантино и была угнана во время съёмок. Автомобиль был обнаружен 18 апреля 2013 года, спустя 19 лет после угона, в округе Сан-Бернардино, штат Калифорния .
Специально для фильма музыка не писалась, а его саундтрек состоит из композиций различных исполнителей в стиле рок-н-ролл , сёрф-рок , поп , соул .
Слово « fuck » используется в фильме 265 раз .
Восприятие
Выпуск и кассовые сборы
Премьера фильма «Криминальное чтиво» состоялась в мае 1994 года на Каннском кинофестивале . Фильм был показан на полуночном показе и стал сенсацией . Он выиграл « Золотую пальмовую ветвь », главный приз фестиваля, породив новую волну рекламы .
Первый обзор фильма в США был опубликован 23 мая в отраслевом журнале Variety . Тодд Маккарти назвал «Криминальное чтиво» «захватывающим зрелищем поп-культуры … потрясающим, огромным успехом» . После первого показа фильма Тарантино постоянно находился в пути, продвигая свою картину . В течение следующих нескольких месяцев он участвовал в кинофестивалях по всей Европе.
14 октября 1994 года «Криминальное чтиво» вышло в свет в США. Как описывает Питер Бискинд: «Он не был платформенным, то есть не открывался в нескольких кинотеатрах и медленно разворачивался, как традиционный инди-фильм ; он сразу же получил широкое распространение в 1100 кинотеатрах» . «Криминальное чтиво» стало самым кассовым фильмом в прокате в первые выходные, вытеснив фильм Сильвестра Сталлоне « Специалист », который был на второй неделе и показывался в кинотеатрах в два раза больше. При своём бюджете в 8,5 млн долларов и маркетинговых расходах около 10 млн «Криминальное чтиво» заработало 107,93 млн долларов в кассах США, что сделало его первым инди-фильмом, который превысил 100 млн долларов. Во всем мире сборы составили 213 миллионов долларов . Как говорит MovieMaker: «Фильм был не чем иным, как национальным культурным феноменом» . В Великобритании не только фильм стал большим хитом, но и книга по сценарию стала самой успешной в истории издательства Великобритании и входит в десятку лучших бестселлеров .
Награды сезона
«Криминальное чтиво» было названо Лучшей картиной Национальным обществом кинокритиков США , Национальным советом кинокритиков США , Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса, Обществом кинокритиков Бостона , Обществом кинокритиков Техаса, Юго-восточной ассоциацией кинокритиков и Кружком кинокритиков Канзас-Сити . Тарантино был назван лучшим режиссёром всеми семью из этих организаций, а также Сообществом кинокритиков Нью-Йорка и Ассоциацией кинокритиков Чикаго . На 52-й премии «Золотой глобус» Тарантино был назван единственным лауреатом премии «Лучший сценарий» . В феврале 1995 года фильм получил семь номинаций на Оскар — лучшая картина, режиссёр, актёр (Джон Траволта), актёр второго плана (Сэмюэл Л. Джексон), актриса второго плана (Ума Турман), оригинальный сценарий и монтаж фильма. Траволта, Джексон и Турман были также номинированы на 1-ю премию Гильдии киноактеров , вручённую 25 февраля, но никто не удостоился этой чести . На церемонии вручения премии Оскар в следующем месяце Тарантино и Эвери были объявлены совместными лауреатами премии за лучший оригинальный сценарий . «Криминальное чтиво» завоевало четыре награды на церемонии вручения премии « Независимый дух », которая состоялась в конце месяца: « Лучший фильм », « Лучший режиссёр », « Мужская роль » (Джексон) и « Лучший сценарий » (Тарантино) . На Британской академии кинопремии (BAFTA) Тарантино и Эвери разделили Премию BAFTA за лучший оригинальный сценарий , а Джексон — за лучшую мужскую роль второго плана . Фильм был номинирован на Гран-при Бельгийской ассоциации кинокритиков .
Критика
На агрегаторе отзывов Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 92 %, основанный на 107 отзывах, со средним рейтингом 9,20/10. Критический консенсус веб-сайта гласит:
Один из самых авторитетных фильмов 1990-х годов, «Криминальное чтиво» ― это безумная постмодернистская смесь острых ощущений нео-нуара и черного юмора .
На Metacritic фильм имеет средневзвешенный балл 94 из 100, основанный на 24 критиках, что указывает на «всеобщее признание» . Зрители, опрошенные , дали фильму среднюю оценку B+ по шкале от A+ до F .
Вырезанные сцены
Из фильма были удалены две сцены. В первой Джулс пытается решить, что ему нужно делать дальше, в то время как Тыковка и Зайчишка грабят ресторан. В этой сцене Джулс достаёт пистолет и два раза стреляет в Тыковку. Затем он разворачивается и три раза стреляет в Зайчишку, убивая её. Падая, её пистолет стреляет в длинноволосого яппи , который умирает, крича от боли. После этого снова показан Джулс, разговаривающий с Тыковкой, и оказывается, что вся перестрелка происходила в его голове . Во второй Мия задаёт вопросы Винсенту, снимая его на свою видеокамеру .
Отсылки к другим произведениям
Сюжет о передозировке Мии и её оживлении с помощью укола адреналина в сердце — дословное воспроизведение истории, рассказанной в документальном фильме (1978), режиссёром которого был Мартин Скорсезе .
Миа называет Винсента ковбоем, в ответ Винсент называет Мию девушкой-ковбоем. Джон Траволта сыграл до этого в фильме « Городской ковбой » (1980), а Ума Турман — в « Даже девушки-ковбои иногда грустят » (1993).
Харви Кейтель играл роль подобного «Чистильщика» в фильме « Возврата нет » (1993).
Танец Винсента и Мии отсылает к подобной сцене в одном из любимых фильмов Тарантино — « Банда аутсайдеров », а также к сцене танца из мультфильма « Коты-аристократы » .
Анджела Джонс играла в фильме «Curdled» (« Запёкшаяся кровь »), исполнительным продюсером и одним из сценаристов которого был Квентин Тарантино. Её героиня также из Колумбии и интересуется убийствами.
Книжка, которую читает Винсент Вега — Питера О’Доннелла . Тарантино является поклонником этой книжной серии и планировал сначала снять полнометражный фильм, а затем продюсировать съёмки сериала, но был выпущен только один эпизод в виде фильма « Приключения Модести Блэйз ».
Ссылки на фильм
В одной из сцен героиня Умы Турман в ресторане «Jack Rabbit Slim’s» рассказывает о пилотной серии телевизионного шоу «про лисиц», в котором она приняла участие. Впоследствии, сюжет этого шоу был частично взят за основу фильма « Убить Билла », то есть «блондинка лисица» является их главарём (Элли), «японка лисица владеет кунг-фу» (Орен Ишии), «темнокожая лисица спец по взрывчаткам» (Вернита Грин), ещё есть «особенно сексуальная француженка» (София Фаталь), а она сама играла «самую смертоносную женщину в мире, искусно владеющую ножами».
Ситуация, где шприц торчит из тела Умы Турман , обыгрывается также в фильме « Убить Билла. Фильм 2 » в сцене, где Билл стреляет шприцем с сывороткой правды в Беатрикс Киддо.
В фильме « Четыре комнаты » главный герой Тед называет одного парня длинноволосым отбросом- яппи (Long-Haired Yuppie Scum) . Это отсылка к сцене ограбления, где Тыковка, угрожая пистолетом длинноволосому парню, говорит следующие слова: «Яппи хренов, ты что делаешь? На пол!» Этого яппи в обоих фильмах исполнил их продюсер, Лоуренс Бендер . Роль Теда и Тыковки исполняет Тим Рот .
В фильме « Доказательство смерти » музыкальный автомат в баре играет заглавную тему «Криминального чтива».
Момент, когда Ума Турман рисует в воздухе прямоугольник, был обыгран в сериале « Дарья », в эпизоде «Road worrier», который вышел спустя три года после премьеры фильма.
Фразы, которые выкрикивают Ринго и Иоланда в самом начале ограбления, можно услышать в заставке к программе « Культурный шок » на радио « Эхо Москвы » .
Три фразы из фильма стали названиями музыкальных коллективов: , Yolanda Be Cool и 25/17 .
Пародии
В 1997 году вышел пародийный фильм ( англ. Plump Fiction ), в котором, в основном, пародируется «Криминальное чтиво», но также присутствуют и пародии на другие работы Тарантино: на фильм « Бешеные псы » (1992) и фильм Оливера Стоуна « Прирождённые убийцы » (1994), к которому Тарантино написал сценарий.
В мультсериале « Симпсоны » в сюжете эпизода « 22 Short Films About Springfield » спародированы некоторые сюжетные линии фильма.
В сериале « Сообщество », который известен своими пародиями и отсылками к поп-культуре, в 19 серии 2 сезона обыгрывается сцена из фильма. Главный герой планирует вечеринку в стиле Криминального чтива для своего друга.
В фильме « » присутствует длительная сцена пародии на эпизод с Бутчем и Уоллесом в магазине извращенцев.
В сериале « Доктор Хаус » в 7 сезоне существует отсылка к сцене с Винсентом и Джулсом.
В мультсериале « Гетто » в сюжете эпизода « » спародирована сцена, в которой Джулс возмущается по поводу частого употребления слова «что».
В сериале « Сверхъестественное » в эпизоде 6 «Slash Fiction» сезона 7 существует отсылка к сцене ограбления ресторана и сцене с Бутчем и Уоллесом в магазине извращенцев.
В сериале « Долбанутые » в первом эпизоде второго сезона спародирована встреча Бутча и Винсента на кухне.
В 2007 художник граффити Бэнкси изобразил в Лондоне пародию на Винсента и Джулса в руках с бананами вместо пистолетов .
В юмористическом телесериале « Маски-шоу », в эпизоде «Маски в колхозе», Георгием Делиевым и Владимиром Комаровым спародирована сцена танца Винсента и Мии Уоллес.
В фильме Пипец аниматор в костюме Пипца проходит перед машиной главного антагониста Фрэнка Д’Амико.
В супергеройском фильме 2014 года « Первый мститель: Другая война », в котором также снялся Сэмюэл Джексон в роли Ника Фьюри , есть момент с надгробием этого персонажа, которое содержит искажённую цитату пророка Иезекииля «Путь праведника», которую в Pulp Fiction произносил киллер Джулс. Сам же Тарантино сказал, что ему понравился оммаж к его работе .
Награды
Фильм был удостоен следующих наград:
- Премия « Оскар » — Лучший оригинальный сценарий ( Квентин Тарантино и Роджер Эвери )
- Золотая пальмовая ветвь — Квентин Тарантино, режиссёр (награда была вручена 23 мая 1994 года на Каннском кинофестивале)
- Золотой глобус — Лучший сценарий художественного фильма (Квентин Тарантино)
- BAFTA — Лучшая мужская роль второго плана ( Сэмюэл Л. Джексон )
- BAFTA — Лучший оригинальный сценарий (Квентин Тарантино и Роджер Эвери)
Фильм претендовал на « Оскар » ещё в 6 номинациях:
- Лучший фильм ( Лоуренс Бендер , продюсер). Победил « Форрест Гамп »
- Лучший режиссёр (Квентин Тарантино). Победил Роберт Земекис за «Форрест Гамп»
- Лучшая мужская роль ( Джон Траволта ). Победил Том Хэнкс за «Форрест Гамп»
- Лучшая мужская роль второго плана (Сэмюэл Л. Джексон). Победил Мартин Ландау за « Эд Вуд »
- Лучшая женская роль второго плана ( Ума Турман ). Победила Дайан Уист за « Пули над Бродвеем »
- Лучший монтаж ( Салли Менке ). Победил за «Форрест Гамп»
Также фильм претендовал на премию BAFTA ещё в 7 номинациях:
- Лучший фильм (Лоренс Бендер и Квентин Тарантино). Победил « Четыре свадьбы и одни похороны »
- Лучший режиссёр (Квентин Тарантино). Победил Майк Ньюэлл за «Четыре свадьбы и одни похороны»
- Лучшая мужская роль (Джон Траволта). Победил Хью Грант за «Четыре свадьбы и одни похороны»
- Лучшая женская роль (Ума Турман). Победила Сьюзан Сарандон за « Клиент »
- Лучшая работа оператора ( Анджей Секула ). Победил Филипп Руссело за « Интервью с вампиром: Хроника жизни вампира »
- Лучший монтаж (Салли Менке). Победил Джон Райт за « Скорость »
- Лучший звук ( , , , )
Кроме того, ещё пять номинаций на « Золотой глобус »:
- Лучший фильм — драма (Лоренс Бендер). Победил «Форрест Гамп»
- Лучший режиссёр (Квентин Тарантино). Победил Роберт Земекис за «Форрест Гамп»
- Лучшая мужская роль — драма (Джон Траволта). Победил Том Хэнкс за «Форрест Гамп»
- Лучший актёр второго плана (Сэмюэл Л. Джексон). Победил Мартин Ландау за «Эд Вуд»
- Лучшая актриса второго плана (Ума Турман). Победила Дайан Уист за « Пули над Бродвеем »
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 8 июня 2011. 7 декабря 2009 года.
- / Плахов А. С. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- от 9 сентября 2018 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica
- Махина. А. Прирожденные убийцы № 9/10 . — С. 30—33 . // Кинопарк : журнал. — 2010. —
- . Дата обращения: 12 января 2011. 1 июня 2012 года.
- . . Дата обращения: 29 ноября 2015. Архивировано из 6 марта 2013 года.
- . Entertainment Weekly (18 июня 2007). Дата обращения: 29 сентября 2013. 3 октября 2013 года.
-
O'Sullivan, Michael (2013-12-18).
.
The Washington Post
.
из оригинала
18 декабря 2013
. Дата обращения:
18 декабря 2013
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) - . Library of Congress, Washington, D.C. 20540 USA . Дата обращения: 8 мая 2020. 31 октября 2016 года.
- . Library of Congress, Washington, D.C. 20540 USA . Дата обращения: 8 мая 2020. 4 июня 2020 года.
- На самом деле, Джулс дословно воспроизводит пролог к японо-американскому боевику Bodigâdo Kiba ( (англ.) на сайте Internet Movie Database ), см. , который сам по себе был пародией на текст Библии ( )
- Robert Mcg. Thomas Jr. от 27 июля 2018 на Wayback Machine (англ.) на сайте nytimes.com , 25 января 1998
- Charyn, Jerome (2006). Raised by Wolves: The Turbulent Art and Times of Quentin Tarantino (New York: Thunder’s Mouth Press). p. 68.
- ↑ . Дата обращения: 8 июня 2011. 8 мая 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 19 ноября 2013. 2 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 6 сентября 2011. 4 января 2012 года.
- Polan, Dana. (2000). Pulp Fiction (London: BFI). pp. 69, 70.
- . Дата обращения: 27 апреля 2013. Архивировано из 1 мая 2013 года.
- . Дата обращения: 31 августа 2015. 27 сентября 2015 года.
- ↑ GERSON R. BISKIND, MORTON S. BISKIND. // Obstetrical & Gynecological Survey. — 1950-02. — Т. 5 , вып. 1 . — С. 115–117 . — ISSN . — doi : .
- . ICPSR Data Holdings (14 мая 1996). Дата обращения: 15 июля 2019.
- Davide Caputo. // Film International. — 2007-12. — Т. 5 , вып. 6 . — С. 97–98 . — ISSN . — doi : .
- Todd G. May, Michael Hardt. // SubStance. — 1994. — Т. 23 , вып. 2 . — С. 119 . — ISSN . — doi : .
- Valina L. Dawson, Ted M. Dawson. // Technical Advances in AIDS Research in the Human Nervous System. — Boston, MA: Springer US, 1995. — С. 163–173 . — ISBN 9781461358008 , 9781461519492 .
- Marc Vinyard. . CC Advisor. Дата обращения: 15 июля 2019. 28 мая 2020 года.
- Vincent L. Barnett. . — 2016-04-29. — doi : .
- William Leon Dawson. // The Condor. — 1911-11. — Т. 13 , вып. 6 . — С. 171–183 . — ISSN . — doi : .
- Eve Bender. // Psychiatric News. — 2009-08-07. — Т. 44 , вып. 15 . — С. 16–33 . — ISSN . — doi : .
- Jason S. Page. . — Office of Scientific and Technical Information (OSTI), 2013-06-04. 18 сентября 2020 года.
- // Journal of Endodontics. — 1989-10. — Т. 15 , вып. 10 . — С. 502 . — ISSN . — doi : .
- Jeremy Bentham. // The Collected Works of Jeremy Bentham: The Correspondence of Jeremy Bentham, Vol. 4: October 1788 to December 1793. — Athlone Press, 1981-01-01. — С. 29–29 . — ISBN 9780485132045 .
- E WURMFELD. // IFP/Los Angeles Independent Filmmaker's Manual. — Elsevier, 2004. — С. 15–33 . — ISBN 9780240805856 .
- . dx.doi.org. Дата обращения: 15 июля 2019. 19 мая 2018 года.
- Conor Kostik. // Circa. — 1996. — Вып. 75 . — С. 48 . — ISSN . — doi : .
- . Rotten Tomatoes . Fandango Media . Дата обращения: 21 февраля 2021. 5 декабря 2009 года.
- . Metacritic . CBS Interactive . Дата обращения: 29 декабря 2006. 17 августа 2010 года.
- (Type "Pulp Fiction" in the search box). . Дата обращения: 20 марта 2019. 2 января 2018 года.
- . Дата обращения: 25 марта 2021. 19 апреля 2021 года.
- . Дата обращения: 25 марта 2021. 31 декабря 2020 года.
- от 5 марта 2011 на Wayback Machine (англ.)
- eeggs.com. . www.eeggs.com. Дата обращения: 15 января 2017. 20 июня 2017 года.
- . wiki.tarantino.info. Дата обращения: 15 января 2017. 16 января 2017 года.
- . Дата обращения: 13 марта 2011. 23 марта 2011 года.
- . Дата обращения: 16 сентября 2014. 23 сентября 2014 года.
- . news.bbc.co.uk. Дата обращения: 21 февраля 2017. 14 декабря 2016 года.
- . Новости на КиноПоиске . Яндекс (15 августа 2019). Дата обращения: 10 сентября 2019. 25 сентября 2019 года.
- Chris Lindahl. (англ.) . IndieWire (14 августа 2019). Дата обращения: 10 сентября 2019. 14 сентября 2019 года.
Ссылки
- — официальный сайт фильма «Криминальное чтиво»
- (англ.)
- (англ.)
- 2020-03-17
- 1