Сотрудники Фонда Карнеги
- 1 year ago
- 0
- 0
Генри Джейнс Фонда ( англ. Henry Jaynes Fonda ; 16 мая 1905 — 12 августа 1982 ) — американский актёр театра и кино, лауреат премии « Оскар », отец актёра Питера Фонды , актрисы Джейн Фонды и дед актрисы Бриджит Фонды . В 1999 году Генри Фонда был признан Американским институтом киноискусства одним из величайших актёров в истории .
Генри Фонда родился в Гранд Айленд , штат Небраска , США на втором году семейной жизни Уильяма Брейса Фонды (1879—1935), писавшего рекламные объявления на сдельной основе, и Элмы Херберты Джейнс.
Предки Генри Фонды в XV веке переехали из Генуи , Италия , в Нидерланды , перебравшись в 1642 году в голландскую колонию в Новых Нидерландах . Они были в числе первых голландских поселенцев, которые в штате Нью-Йорк основали городок, который сейчас называется Фонда в честь главы семьи Доу Фонды, который был убит индейцами. В Небраску , где в начале нового века родился Генри Фонда, переехал в 1880-х годах его дед по отцу Тен Эйк Фонда (1838—1921), военный телеграфист на Гражданской войне .
Его семья была последователями Епископальной церкви . Они были крепкой, дружной семьёй, обладали хорошим здоровьем, и избегали врачей из-за своих религиозных убеждений. В детстве Генри Фонда был активным членом движения Бойскаутов и стал вожатым отряда. Он увлекался живописью, был хорошим пловцом, бегуном и конькобежцем. Он был стеснительным юношей невысокого роста. Со школьных лет работал на предприятии своего отца, думая о возможной карьере журналиста.
В своей автобиографии Фонда рассказывал, как однажды стал свидетелем линчевания . В то время его отец владел полиграфической мастерской и из окна второго этажа четырнадцатилетний Генри Фонда стал наблюдателем происходящего. «Это было самое ужасное зрелище в моей жизни. Мы закрыли мастерскую, спустились вниз и поехали домой в молчании. Мои руки были влажные, на глазах стояли слёзы. Всё, о чём я мог думать — это тот чернокожий парень, болтающийся на верёвке» . Юный Фонда на всю жизнь запомнил этот момент и ярость, которую он испытал. В своей взрослой жизни он постоянно пытался менять предрассудки общества, высказывая своё мнение устами киногероев. Среди лучших картин Фонды, есть, по крайней мере, два фильма, в которых линчевание стало основой сюжета — это «Молодой мистер Линкольн» и «Странный инцидент».
В старших классах Генри Фонда стал работать в телефонной компании. Он внезапно сильно вырос: его рост стал более 180 см, но он по-прежнему оставался застенчивым. По окончании школы Фонда поступил в Университет Миннесоты на факультет журналистики, но не получил диплом и не стал работать по специальности, начав карьеру в кредитной компании Retail Credit Company.
Дебют Генри Фонды как актёра состоялся в местном любительском театре в Omaha Community Playhouse, в любительской труппе, которой руководила Дороти Брандо, мать знаменитого Марлона Брандо . Дороти Брандо была подругой матери Генри и пригласила молодого человека попробовать сыграть на сцене в спектакле «Ты и я». Генри Фонде тогда было двадцать лет. Театр привёл Фонду в восторг, он хотел знать всё об этом, начиная от установки декораций до создания спектаклей. Кроме того, Фонда понял, что у него хорошие актёрские способности. Он начал играть в спектаклях. Партнёршей Фонды на сцене зачастую оказывалась Дороти Брандо. Когда он получил главную роль в спектакле «Merton of the Movies», то понял всю привлекательность работы актёра, так как она позволяла сместить своё внимание с себя на создаваемый образ, описанный словами другого человека.
Фонда принимает решение уйти с работы в кредитной компании и в 1928 году едет на Восток навстречу своей фортуне. Сначала он играет в спектакле театра города Деннис, штат Массачусетс , а затем переезжает в город Фелмут, где сразу входит в труппу межуниверситетской летней театральной компании University Players. Он начинает совместную работу с актрисой Маргарет Саллаван , своей будущей женой, и с Джеймсом Стюартом , знакомство с которым станет началом многолетней дружбы. Роль в спектакле «The Jest» по пьесе Сэма Бенелли стала его первой профессиональной ролью в University Players. Там же Фонда познакомился с Джошуа Логаном, студентом второкурсником Принстонского университета . Вскоре после этого Логан прервал своё обучение в Принстоне , чтобы поехать в Россию на учёбу к Константину Станиславскому .
В 1934 году Фонда женился на своей партнёрше по сцене актрисе, будущей звезде Голливуда , Маргарет Салливан, но брак долго не просуществовал. Актёры развелись через два месяца после заключения брака, но за их коротким браком последовали многие годы дружбы.
Вскоре Генри Фонда приезжает в Нью-Йорк и, после развода с Маргарет Салливан, снимает квартиру вместе с Джеймсом Стюартом и двумя другими начинающими актёрами, ищущими признания на Бродвее . Они зарабатывают не больше, чем большинство американцев, имеющих случайную работу в годы Великой депрессии , порой у них нет денег даже на проезд в метро. Главными ролями Фонды на Бродвее стали роли в спектаклях «Новые лица Америки» и «Фермер женится». В 1935 году пьеса «Фермер женится» была переделана в киносценарий, и этот момент стал началом долгой успешной карьеры Генри Фонды в Голливуде. Фонде предлагают роль в этом фильме, он начинает зарабатывать 3000 долларов в неделю и попадает в общество звёзд Голливуда, таких как Кэрол Ломбард . Джеймс Стюарт приезжает в Голливуд вслед за своим другом. Они снова вместе снимают квартиру, расположенную по соседству с апартаментами Греты Гарбо . В 1935 году Фонда получает роль в фильме «Я слишком много мечтаю», в которой он снялся вместе с известной оперной певицей Лили Понс . Газета «Нью-Йорк Таймс» пишет о нём: «Генри Фонда — наиболее привлекательный из группы молодых романтических актёров» .
Настоящая известность к Фонде пришла после того, как в 1936 году он сыграл главную роль в первом цветном фильме, снятом на натуре, — « Тропинка одинокой сосны ». Его партнёрами по фильму были Сильвия Сидни и Фред Макмюррей . Затем последовала роль в «Наш дом Луна», где он снимался вместе с бывшей женой Маргарет Саллаван. Позже Саллаван вышла замуж за агента Фонды Лиланда Хейварда, а Фонда в 1937 году женился на Франсуазе Форд Сеймур, которая только немного интересовалась кино и театром. В этом же году вышел фильм «Жизнь даётся лишь раз», в котором также снималась Сильвия Сидни, режиссёром был Фриц Лэнг , а 21 декабря 1937 года на свет появилась дочь Фонды и Сеймур, будущая звезда кино Джейн Фонда .
В 1938 году вместе с Бетт Дейвис Фонда снялся в легендарной ленте « Иезавель », которая была очень хорошо встречена критиками. За фильмом «Иезавель» последовала картина «Молодой мистер Линкольн», в котором Фонда играл будущего Президента США Авраама Линкольна . Это было первое сотрудничество Генри Фонды с режиссёром Джоном Фордом . В том же году Джон Форд снял Фонду в своём первом цветном фильме «Барабаны долины Мохоке».
Успех Генри Фонды привёл к тому, что режиссёр Джон Форд пригласил актёра на главную роль в свой следующий фильм « Гроздья гнева » по новелле Джона Стейнбека . Кандидатура Фонды была поначалу отклонена Дэррилом Ф. Зануком , который хотел видеть в этой роли Тайрона Пауэра . Чтобы быть назначенным на роль, Фонде предложили подписать семилетний контракт со студией 20 век Фокс . Фонда согласился и получил роль. На экраны фильм вышел в 1940 году, и Фонда за свою роль получил номинацию на премию «Оскар». Многие считают, что это была лучшая актёрская игра того года, но премию получил Джеймс Стюарт за роль в фильме « Филадельфийская история ». Вторым фильмом 1940 года с участием Фонды стал «Возвращение Фрэнка Джеймса», где его партнёршей была Джин Тирни . В этом же году у Генри Фонды и Франсуазы Форд Сеймур родился сын Питер Фонда , ставший впоследствии, как его отец и сестра, киноактёром.
Став известным актёром, Фонда активно участвовал в общественной и политической жизни страны. В 1930-е годы он был одним из основателей и членом Голливудского Демократического комитета, организованного с целью поддержки президента Франклина Делано Рузвельта .
В следующие два года актёр непрерывно снимался. Сначала в 1941 году с Барбарой Стенвик в « Леди Ева ». Затем снова с Джин Тирни, которая была одной из самых любимых его партнёрш, в эксцентрической комедии «Кольца на её пальцах», а в 1943 году в вестерне « Случай в Окс-Боу », который был номинирован на премию Оскар, как лучшая картина года.
С началом Второй мировой войны Генри Фонда и Джеймс Стюарт помогли организовать фонд по сбору средств для защиты Великобритании от нацистов, а в 1943 году Фонда добровольно поступил в Военно-морские силы США для участия во Второй мировой войне, сказав: «Я не хочу участвовать в инсценированной войне в студии» . В Военно-морских силах Фонда прослужил три года, сначала Квартирмейстером 3-го класса на эскадренном миноносце USS Satterlee (DD-626), затем в звании младшего лейтенанта, в службе воздушной разведки береговой охраны центральной части Тихого океана. Был награждён « Бронзовой звездой » и отмечен Благодарностью Президента ( «Presidential Citation» ).
После возвращения с войны Фонда взял перерыв в киносъёмках, он посещал голливудские вечеринки и получал удовольствие от гражданской жизни. Они слушали музыку, общались с Джони Мерсером , Хоаги Сармикаел, Диной Шор и Нат Кинг Коулом , у которого брали уроки игры на фортепиано.
В 1946 году на экраны вышел фильм Джона Форда «Моя дорогая Клементина», в которой Фонда играл роль Уайатта Эрпа, а затем он сыграл с Джоном Уэйном и Ширли Темпл в вестерне « Форт Апачи », получившем в 1948 году несколько кинематографических наград. В том же 1948 году на экраны вышла комедия «На нашем счастливом пути», в которой Генри Фонда впервые играл со своим другом Джеймсом Стюартом.
После войны Фонда снялся в семи фильмах (последним был фильм Отто Премингера «Дейзи Кеньон» с Джоан Кроуфорд ), когда его контракт со студией Фокс истёк, и Фонда отказался продлить его. Он полностью посвятил себя работе в театре в течение последующих семи лет.
Генри Фонда вернулся на Бродвей. Он, надев свою собственную фуражку, в которой вернулся с войны, сыграл главную роль в «Мистере Робертсе», комедии о Военно-морских силах. В спектакле он играет младшего офицера, ведущего свою частную войну против командира. В 1948 году за эту роль Фонда получил премию Тони , а затем играл в этом спектакле во время национальных гастролей. После нескольких лет почти полного добровольного отлучения от кинобизнеса Фонда вместе с Джеймсом Кегни , Вильямом Пауэллом и Джеком Леммоном снялся в 1955 году в киноверсии этого спектакля , поставленной студией Warner Bros. Во время съёмок Фонда затеял спор с режиссёром Джоном Фордом. Форд ударил актёра, после чего Фонда объявил, что больше никогда не будет работать с Фордом. Фонда сдержал своё обещание, хотя они появились в документальном фильме Питера Богдановича «Снято Джоном Фордом», горячо разговаривая друг с другом.
В 1950 году жена Генри Фонда, Фрэнсис Форд Сеймур, покончила жизнь самоубийством, в том же году он женился на актрисе Сьюзен Бланшар, падчерице известного писателя, режиссёра и продюсера мюзиклов Оскара Гаммерштейна II , в 1953 году у них родилась дочь Эми, через три года они развелись.
После «Мистера Робертса» Фонда сыграл Пьера Безухова в голливудской киноверсии романа Льва Николаевича Толстого « Война и мир », в роли Наташи Ростовой играла Одри Хепбёрн . Съёмки фильма продолжались два года, на большой экран фильм вышел в 1956 году. Несмотря на то, что сюжет фильма проще, чем текст в романе Льва Толстого, кинофильм очень интересен. Образ Наташи Ростовой, созданный Одри Хепбёрн, полностью соответствует образу героини, описанной Львом Толстым, а Генри Фонда очень органичен в роли Пьера Безухова. Фильм получил многочисленные премии и номинации: премию « Золотой глобус », три номинации на премию Оскар — за лучшего режиссёра, художника по костюмам и оператора; две номинации на премию Британской академии кино и телевизионных искусств « BAFTA »; две премии «Silver Ribbon» итальянского синдиката киножурналистов и так далее.
В 1956 году Фонда работал с Альфредом Хичкоком , играя человека, ошибочно обвинённого в убийстве в триллере « Не тот человек ». Необычный, хотя не очень удачный фильм Хичкока основывался на реальных событиях и был снят на чёрно-белую плёнку.
Первая работа Фонды в качестве продюсера была представлена в 1957 году. Это был фильм « 12 разгневанных мужчин » режиссёра Сиднея Люмета , поставленного по сценарию Реджинальда Роуза на основе одноимённой телепьесы. Этот низкобюджетный фильм был снят всего лишь за семнадцать дней. Всё действие происходит в комнате присяжных заседателей, решающих судьбу юноши пуэрториканца, обвиняемого в убийстве. Фонда подобрал очень сильный актёрский состав, в фильме снялись Джек Клугман, Ли Джей Кобб , Мартин Болсам , Е. Джей Маршалл. Фильм был хорошо принят критиками по всему миру. Фонда вместе с сопродюсером Реджинальдом Роузом получили номинации на премии «Оскар» и «Золотой Глобус», режиссёр Сидни Люмет получил приз «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале а Фонда получил премию «BAFTA» как лучший актёр за роль Присяжного номер 8, который своей логикой и постоянным влиянием на остальных присяжных, привёл к вынесению оправдательного приговора. Идея и постановка фильма до сих пор являются источником вдохновения для кинорежиссёров. Так, Уильям Фридкин в 1997 году снял телефильм, получивший премии « Эмми », « Золотой глобус » и « ALMA », а в 2007 году российский режиссёр Никита Михалков снял ремейк фильма под названием « 12 ».
Несмотря на успех, Фонда заявил, что больше не хотел бы быть продюсером, опасаясь, что неудачи на этом поприще могут повредить его актёрской карьере.
Тем не менее, после ролей в вестернах «Жестяная звезда» в 1957 году и «Шериф» в 1959 году Фонда вернулся к продюсированию, приняв участие в работе над телевизионным сериалом — вестерн «Заместитель» для канала NBC . Съёмки продолжались до 1961 года. Фонда выступил не только в роли продюсера, но играл главную роль.
В это же время его четвёртый брак, заключённый в 1956 году с итальянской графиней Афдере Франчетти, ставший не очень удачным и принесший актёру много разочарований, подходил к завершению. Вскоре после развода Генри Фонда женился на Ширли Мае Адамс, с которой они прожили вместе до кончины актёра в 1982 году. Согласно завещанию, Генри Фонда оставил всё своё состояние в размере 200 000 долларов своей приёмной дочери Эми, родной дочери Ширли Адамс.
В 1960-х годах Фонда снимался в многочисленных фильмах о войне и в вестернах, среди которых « Самый длинный день » в 1962 году, «Война на Диком Западе», «По методу Харма» и «Битва за Выступ» в 1965 году, а также «Система безопасности». В 1964 году, в разгар холодной войны в «Системе безопасности» актёр играл решительного Президента Соединённых Штатов, который пытается предотвратить ядерный холокост, проведя напряжённые переговоры с Советским Союзом, который, в свою очередь, опасается атаки со стороны США. Кроме вестернов и военных фильмов в 1963 году Фонда снялся в мелодраме «Гора Спенсера», фильм был вдохновлён телесериалом The Waltons.
В 1968 году Фонде предложили роль злодея Франка в фильме « Однажды на Диком Западе ». Сначала Фонда отклонил предложение, но его уговорили актёр Эли Уоллах и режиссёр Серджо Леоне , прилетевшие в США из Италии специально, чтобы встретиться с Фондой. На съёмках Генри Фонда хотел воспользоваться коричневыми контактными линзами, но Леоне предпочёл оставить натуральный цвет глаз актёра. В результате голубые глаза, смотрящие так невинно на людей, резко контрастируют с порочным характером героя.
В конце 1960-х годов многолетняя дружба Генри Фонда и Джимми Стюарта столкнулась с испытаниями. Актёры разошлись в своих политических взглядах. Фонда был либеральным демократом , а Стюарт — консервативным республиканцем . После горячих споров, они стали избегать разговоров о политике. Друзья вместе сыграли в фильме «Firecreek», а в 1970 году они стали партнёрами в вестерне «Общественный клуб города Шайенн», в котором они высмеивают спорящих политиков.
Несмотря на приближающееся семидесятилетие, Фонда продолжал активно работать как в кино, так и на телевидении. В 1970 году он снялся в трёх картинах, наиболее успешной из которых была «Общественный клуб города Шайенн». Двумя другими были: «Слишком поздно, герой», в котором Фонда играл второстепенную роль, и «Жил-был обманщик» режиссёра Джозефа Лео Манкевича о харизматичном преступнике Парисе Питмане-младшем, который пытается убежать из Аризонской тюрьмы. Партнёром Фонды в этом фильме был Кирк Дуглас .
Иностранные телевизионные проекты нужны были Фонде, чтобы поддерживать актёрскую карьеру, так как в то десятилетие многие актёры испытывали карьерный спад. В 1971—1972 годах он снимался в телевизионном сериале «Семья Смит» канала ABC , а в 1973 году — в телефильме «Рыжий пони» по новелле Джона Стейнбека , который принёс актёру номинацию на премию « Эмми ». После съёмок в неудачной мелодраме «Пепельная среда», Фонда снялся в трёх итальянских фильмах, вышедших в 1973 и 1974 годах. Наиболее успешной из них был « Меня зовут Никто », представляющего Фонду в редком для него комедийном амплуа.
Генри Фонда продолжал активно играть в театре вплоть до последних лет своей жизни. Он вернулся на Бродвей в 1974 году, чтобы сыграть в биографической драме «Кларенс Дарроу» о знаменитом американском юристе. За эту роль Фонду номинировали на премию « Тони ».
К тому времени здоровье актёра было уже подорвано, но первые симптомы заболеваний появились после спектакля в апреле 1974 года, когда у него случился приступ сердечной недостаточности. После появления сердечной аритмии, у Фонда обнаружили рак простаты. После операции актёр вернулся на сцену в 1975 году.
Генри Фонда, прислушавшись к совету врачей, оставил сцену в 1978 году, сыграв в спектакле «Первый понедельник октября», но продолжал сниматься в фильмах и на телевидении. Так как здоровье актёра продолжало ухудшаться, он брал бóльшие паузы между съёмками.
1976 год был очень плодотворным. Фонда появился в нескольких интересных телевизионных фильмах. Один из них, «Встречный курс» канала ABC, рассказывал историю изменчивых взаимоотношений между президентом Гарри Труменом, которого играл Е. Д. Маршалл, и генералом Мак Артуром в исполнении Фонды. После съёмок в успешном мини-сериале «Почти человек», основанном на рассказе Ричарда Райта , Фонда снялся в эпическом мини-сериале канала NBC «Капитаны и Короли» по мотивам новеллы Тейлор Калдвелла. Тремя годами спустя, Фонда снялся в телесериале канала ABC «Корни: Новое поколение», но сериал так и остался в тени своего предшественника «Корни». В том же году Фонда сыграл в блокбастере о Второй мировой войне «Мидвей»
Конец 1970-х годов и несколько разочарований. Первым из неудачных фильмов был триллер «Щупальца» и посредственный «Русские горки», в которым Фонда играл вместе с Ричардом Уидмарком и молодой Хелен Хант . С Ричардом Уидмарком Фонда снялся также в фильме «Рой», где также играли Оливия де Хэвилленд , Фред Макмюррей и Хосе Феррер . Он также снимался и в большом провальном фильме « Метеор », в котором актёр уже во второй раз играл президента США, вместе с Шоном Коннери , Натали Вуд и Карлом Малденом . Затем был канадский фильм « Город в огне », в котором снимались Шелли Уинтерс и Ава Гарднер . В 1979 году Фонда получил небольшую роль в «Ванда Невада», где играл вместе со своим сыном Питером и Брук Шилдс .
В конце семидесятых здоровье Генри Фонды неуклонно ухудшалось. Ему было уже за 70 и критики начали говорить об уходе актёра из кино. В 1979 году комитет по присуждению Томи дал Фонде специальную награду за достижения на Бродвее. В 1980 и в 1981 годах Фонда получил ещё две премии: «Золотой глобус» и «Оскара» за личный вклад в киноискусство.
Фонда продолжал сниматься и в начале 1980-х годов. Почти все его работы до момента кончины были для телевидения.
В 1980 году на телеэкраны вышел фильм, номинированный на премию « Эмми » «Гидеоновы трубы», в котором также играла Фэй Рэй , этим фильмом окончательно завершив свою карьеру.
Однако профессиональным и личным триумфом Генри Фонды стала роль в фильме « На золотом озере » режиссёра . Прекрасная игра актёров, ставшая плодом беспрецедентного сотрудничества Генри Фонды и Кэтрин Хепбёрн , а также Фонды со своей дочерью Джейн, получила высокие оценки критиков сразу после премьеры, состоявшейся в декабре 1981 года. Генри Фонда сыграл отца эмоционально и физически отдалённого от дочери, но который в конце жизни становится более принимающим. Джейн Фонда рассказывала, что эта история очень близка к её реальным взаимоотношениям с отцом и участие в фильме помогло разрешить отцу и дочери некоторые проблемы в их личных взаимоотношениях. В январе 1982 года картина была выпущена в широкий прокат. Фильм получил одиннадцать номинаций на « Оскар », собрав в прокате около 120 миллионов долларов. Неожиданно фильм стал блокбастером. Он принёс 76-летнему Фонде «Оскар» за лучшую мужскую роль. За эту же роль актёр получил и «Золотой глобус». Кроме того, «Оскар» получили Кэтрин Хепбёрн — за лучшую женскую роль и Эрнест Томпсон за лучший сценарий. Сам актёр не смог принять участие в церемонии награждения из-за болезни. Награду получала его дочь Джейн. После смерти Фонды критики назвали эту роль «его последней и лучшей ролью» .
В 1982 году он принял участие в программе « Чтобы Польша была Польшей », чтобы выразить поддержку « Солидарности » .
Генри Фонда скончался в Лос-Анджелесе, в своём доме 12 августа 1982 года в возрасте 77 лет от болезни сердца.
В годы последовавшие за кончиной актёра его карьера была более успешна, чем в некоторые годы при жизни. Генри Фонда был широко признан одним из величайших актёров Голливуда Классической эпохи. В честь столетия со дня рождения Фонды телеканал Turner Classic Movies устроил марафон фильмов с его участием. В мае 2005 года Почтовая служба США выпустила 37 центовую почтовую марку с изображением Генри Фонды в серии «Легенды Голливуда». В Лос-Анджелесе продолжает работать Театр Генри Фонды по адресу: 6126 Hollywood Blvd., Hollywood, Los Angeles, California.
В 1999 году Генри Фонда был назван шестым в списке 100 величайших звёзд кино по мнению Американского института кино .
Три фильма с участием Генри Фонда входят в 100 самых вдохновляющих американских фильмов за 100 лет по версии Американского Института кино . Это фильмы: «На золотом озере» (1981) — номер 45, «Двенадцать разгневанных мужчин» (1957) — номер 42 и «Гроздья гнева» (1940) — номер 7.
За свою почти пятидесятилетнюю карьеру актёра Генри Фонда сыграл 106 ролей в кино и на телевидение и кроме «Оскара» был удостоен ещё тринадцати различных премий и десять раз был номинантом.
Фонда был основателем и членом Голливудского Демократического Комитета в начале 1930-х годов. Этот комитет был сформирован в поддержку президента Франклина Делано Рузвельта. Генри Фонда был одним из наиболее активных и влиятельных либеральных демократов в Голливуде вместе с Робертом Райаном и Грегори Пеком . Однажды Фонда сказал, что президент Рональд Рейган сделал его « физически больным », и что он «не может выносить никаких республиканцев, в особенности Ричарда Никсона ».
Во время войны США во Вьетнаме Фонда поддержал свою дочь Джейн в её антивоенных выступлениях.
Год | Название на русском | Оригинальное название | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1935 | The Farmer Takes a Wife | Дэн Харроу | ||
Путь вниз на восток | Way Down East | Дэвид Бартлетт | ||
I Dream Too Much | Джонни Стрит | |||
1936 | Тропинка одинокой сосны | The Trail of the Lonesome Pine | Дейв Толливер | |
The Moon’s Our Home | Энтони Амбертон / Джон Смит | |||
Spendthrift | Таунсенд Миддлтон | |||
1937 | Жизнь даётся один раз | You Only Live Once | Эдди Тейлор | |
Wings of the Morning | Керри Гилфоллен | |||
Slim | Слим | |||
That Certain Woman | Джек Меррик | |||
1938 | I Met My Love Again | Айвз Таунер | ||
Иезавель | Jezebel | Престон Диллард | ||
Blockade | Марко | |||
Spawn of the North | Джим Киммерли | |||
The Mad Miss Manton | Питер Эймс | |||
1939 | Jesse James | Фрэнк Джеймс | ||
Let Us Live | Брик Теннант | |||
The Story of Alexander Graham Bell | Томас Уотсон | |||
Молодой мистер Линкольн | Young Mr. Lincoln | Авраам Линкольн | ||
Барабаны долины Мохок | Drums Along the Mohawk | Гилберт Мартин | ||
1940 | Гроздья гнева | The Grapes of Wrath | Том Джоуд | |
Lillian Russell | Александер Мур | |||
The Return of Frank James | Фрэнк Джеймс | |||
Chad Hanna | Чед Ханна | |||
1941 | Леди Ева | The Lady Eve | Чарльз Пайк | |
— | Wild Geese Calling | Джон Мердок | ||
You Belong to Me | Питер Керк | |||
1942 | The Male Animal | Томми Тернер | ||
Rings on Her Fingers | Джон Уилер | |||
— | The Magnificent Dope | Тед Пейдж | ||
Сказки Манхэттена | Tales of Manhattan | Джордж | ||
The Big Street | Малыш Пинкс | |||
It’s Everybody’s War | рассказчик | короткометражный фильм | ||
1943 | Случай в Окс-Боу | The Ox-Bow Incident | Гил Картер | |
Immortal Sergeant | капрал Колин Спенс | |||
1946 | Моя дорогая Клементина | My Darling Clementine | Уайетт Эрп | |
1947 | Длинная ночь | The Long Night | Джо Адамс | |
Беглец | The Fugitive | священник-беглец | ||
Daisy Kenyon | Питер Лэпем | |||
1948 | On Our Merry Way | Ленк | ||
Форт Апачи | Fort Apache | подполковник Оуэн Терсдей | ||
1949 | Мозаика | Jigsaw | официант в ночном клубе | не указан в титрах |
1951 | Benjy | рассказчик | короткометражный фильм | |
1953 | Main Street to Broadway | в роли самого себя | удалённые сцены | |
1955 | Мистер Робертс | Mister Roberts | лейтенант Даг Робертс | |
1956 | Война и мир | War and Peace | Пьер Безухов | |
Не тот человек | The Wrong Man | Кристофер Эммануэль «Мэнни» Балестреро | ||
1957 | 12 разгневанных мужчин | 12 Angry Men | Восьмой присяжный | |
Жестяная звезда | The Tin Star | Морган «Морг» Хикман | ||
1958 | Очарованная сценой | Stage Struck | Льюис Истон | |
— | Rangers of Yellowstone | рассказчик | короткометражный фильм | |
1959 | Шериф Уорлока | Warlock | Клей Блейсделл | |
The Man Who Understood Women | Уилли Бош | |||
1962 | — | San Francisco Fire | рассказчик | короткометражный фильм |
Совет и согласие | Advise & Consent | Роберт Леффингуэлл | ||
Самый длинный день | The Longest Day | Теодор Рузвельт-младший | ||
Как был завоёван Запад | How the West Was Won | Джетро Стюарт | ||
1963 | Spencer’s Mountain | Клей Спенсер | ||
1964 | The Best Man | Уильям Расселл | ||
Система безопасности | Fail-Safe | президент | ||
Секс и незамужняя девушка | Sex and the Single Girl | Фрэнк Бродерик | ||
1965 | The Rounders | Мэрион «Хауди» Льюис | ||
In Harm’s Way | главнокомандующий | |||
The Dirty Game | Дмитрий Кулов | |||
Битва в Арденнах | Battle of the Bulge | подполковник Дэниел Кили | ||
1966 | A Big Hand for the Little Lady | Мередит | ||
1967 | Welcome to Hard Times | майор Уилл Блу | ||
1968 | Firecreek | Боб Ларкин | ||
Madigan | комиссар Энтони Расселл | |||
Yours, Mine and Ours | Фрэнк Бердсли | |||
Бостонский душитель | The Boston Strangler | Джон С. Боттомли | ||
Однажды на Диком Западе | C’era una volta il West | Фрэнк | ||
1969 | Stiletto | человек на премьере | не указан в титрах | |
1970 | Слишком поздно, герой | Too Late the Hero | капитан Джон Джи Нолан | |
The Cheyenne Social Club | Харли Салливан | |||
Жил-был обманщик | There Was a Crooked Man… | Вудворд Лопман | ||
1971 | Sometimes a Great Notion | Генри | ||
1973 | Змей | Le Serpent | Аллан Дейвис | |
Ash Wednesday | Марк Сойер | |||
Меня зовут Никто | Il mio nome è Nessuno | Джек Борегар | ||
1974 | Mussolini ultimo atto | кардинал Альфредо Ильдефонсо Шустер | ||
1976 | Midway | адмирал Честер Нимиц | ||
1977 | Tentacoli | мистер Уайтхед | ||
The Last of the Cowboys | Джон Ховард | |||
Rollercoaster | Саймон Дейвенпорт | |||
1978 | Il grande attacco | генерал Фостер | ||
Федора | Fedora | президент Академии | ||
Рой | The Swarm | доктор Уолтер Крим | ||
1979 | Город в огне | City on Fire | Альберт Рисли | |
Wanda Nevada | старый старатель | |||
Метеор | Meteor | президент США | ||
1981 | На золотом озере | On Golden Pond | Норман Тэйер-младший |
Год | Название на русском | Оригинальное название | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
— | Showtime, U.S.A. | н/д | эпизод: American Red Cross Drive | |
— | Medallion Theatre | доктор Мартин Эрроусмит | эпизод: The Decision at Arrowsmith | |
1955 | General Electric Theater | Эмметт Келли | эпизод: The Clown | |
Producers’ Showcase | Алан Сквайр | эпизод: The Petrified Forest | ||
1959 — 1961 | The Deputy | Саймон Фрай | телесериал ; основная роль | |
1961 — 1962 | Toast of the Town | Чарльз Кристиан Уэртенбейкер / актёр | телесериал; 2 эпизода | |
1963 | The Dick Powell Show | доктор Виктор Фэллон | эпизод: Tissue of Hate | |
1967 | Stranger on the Run | Бен Чемберлен | телефильм | |
1968 | — | Pat Paulsen for President | рассказчик | |
1970 | The Bill Cosby Show | Джошуа Ричардс | эпизод: The Elevator Doesn’t Stop Here Anymore | |
— | Pat Paulsen’s Half a Comedy Hour | хирург | эпизод: Episode #1.6 | |
— | Howdy | н/д | телефильм | |
1971 | The Doris Day Show | в роли самого себя | эпизод: Doris Goes to Hollywood | |
1971 — 1972 | — | The Smith Family | детектив Чед Смит | телесериал; основная роль |
1973 | The Red Pony | Карл Тифлин | телефильм | |
— | The Alpha Caper | Марк Форбс | ||
1974 | Clarence Darrow | Кларенс Дарроу | ||
— | The Music School | рассказчик | ||
— | Parker Adderson, Philosopher | |||
1976 | — | Collision Course: Truman vs. MacArthur | генерал Дуглас Макартур | |
Captains and the Kings | сенатор Энфилд Бассетт | мини-сериал ; 2 эпизода | ||
I’m a Fool | рассказчик | телефильм | ||
The Displaced Person | ||||
— | The Blue Hotel | |||
— 1978 | Laugh-In | приглашённый актёр | телесериал; 2 эпизода | |
1978 | — | Home to Stay | дедушка Джордж | телефильм |
1979 | Roots: The Next Generations | полковник Фредерик Уорнер | мини-сериал; 3 эпизода | |
Семья | Family | Джеймс Лоренс | эпизод: Thanksgiving | |
1980 | Barn Burning | рассказчик | телефильм | |
The Oldest Living Graduate | полковник Джей Си Кинкейд | |||
Gideon’s Trumpet | Кларенс Эрл Гидеон | |||
1981 | Summer Solstice | Джошуа |
Ассоциация | Год | Категория | Работа | Результат |
---|---|---|---|---|
Оскар | 1941 | Лучшая мужская роль | Гроздья гнева | Номинация |
1958 | Лучший фильм (как продюсер) | 12 разгневанных мужчин | Номинация | |
1981 | Выдающиеся заслуги в кинематографе | н/д | Победа | |
1982 | Лучшая мужская роль | На золотом озере | Победа | |
BAFTA | 1958 | Лучший иностранный актёр | 12 разгневанных мужчин | Победа |
1983 | Лучшая мужская роль | На золотом озере | Номинация | |
Эмми | 1973 | Лучшая мужская роль в мини-сериале или фильме | Рыжий пони | Номинация |
1975 | Кларенс Дэрроу | Номинация | ||
1980 | Гидеоновы трубы | Номинация | ||
Золотой глобус | 1958 | Лучший фильм — драма (как продюсер) | 12 разгневанных мужчин | Номинация |
Лучшая мужская роль — драма | Номинация | |||
1980 | Премия Сесиля Б. Де Милля | н/д | Победа | |
1982 | Лучшая мужская роль — драма | На золотом озере | Победа | |
Грэмми | 1961 | Лучший разговорный альбом | Voices of the Twentieth Century | Номинация |
1977 | Great American Documents | Победа | ||
1979 | The Grapes of Wrath | Номинация | ||
1980 | The Ox-Bow Incident | Номинация | ||
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | 1981 | Лучшая мужская роль | На золотом озере | Номинация |
Национальный совет кинокритиков США | 1939 | Лучшая актёрская игра | Молодой мистер Линкольн | Победа |
1981 | Лучшая мужская роль | На золотом озере | Победа | |
Круг кинокритиков Нью-Йорка | 1939 | Лучшая мужская роль | Молодой мистер Линкольн | Номинация |
1981 | На золотом озере | Номинация | ||
Тони | 1973 | Лучшая мужская роль в пьесе | Мистер Робертс | Победа |
1975 | Кларенс Дэрроу | Номинация | ||
1979 | Почётная премия | н/д | Победа | |
Давид ди Донателло | 1973 | Почётная премия | н/д | Победа |