Interested Article - Христианство

Спас Вседержитель , мозаика, Храм Гроба Господня , деталь купола над Кафоликоном, Иерусалим
Библия
Бог , Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство

Христиа́нство (от др.-греч. Χριστός — « Пома́занник », « Месси́я ») — мировая религия , возникшая около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа , описанных в Новом Завете , развитая в проповедях Его апостолов и учении отцов Церкви . Христиане исповедают , что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества . Христиане не сомневаются в его историчности .

Христианство — самая крупная авраамическая и мировая религия как по численности приверженцев , которых около 2,5 млрд, так и по географической распространённости : в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Основные направления в христианстве : католицизм — около 1,3 млрд верующих ; протестантизм — около 800 млн; православие — около 280 млн; Древневосточные православные церкви ( миафизитство ) и древневосточная Ассирийская церковь Востока ( несторианство ) — 70—80 млн .

В 1054 году произошёл раскол христианской Церкви на Католическую (с центром в Риме ) и Православную (с центром в Константинополе ). Древневосточные церкви отделились ранее. Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.

Вероучение

Деталь самого раннего известного изображения Троицы , (англ.) , около 350 ( Музеи Ватикана ): три одинаковые фигуры, представляющие Троицу, участвуют в создании Евы

Христианство есть вера во Христа, Сына Божия, Господа нашего, Спасителя и Искупителя, это есть «победа, победившая мир, сия есть вера наша» ( 1Ин. , ) .

Теология

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму , традицию почитания единого Бога ( монотеизм ), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей ( Бог Отец , Бог Сын , Бог Святой Дух ), единых по своей божественной природе .

Христология

Различные изображения Иисуса Христа в мировой культуре

Христология — учение об Иисусе Христе . В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия . Ортодоксальная ( католики , православные и протестанты ) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощённый Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога , созданным прежде мира. Несторианство проводило строгое различие между Богом Словом и человеком Иисусом Христом, которые сходятся в «лицо единения», именуемое Иисусом Христом. Монофизитство , напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса .

Распятие Христа рассматривается некоторыми христианскими богословами и другими авторами как совершённое евреями « богоубийство » .

Христианская антропология

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения . Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом , устремлённым к Богу . Между тем, человек един, поэтому спасению ( воскресению и обожествлению ) подлежит не только душа, но весь человек, включая его тело . Совершенным человеком, неслиянно соединённым с божественной природой, является Иисус Христос . Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду , раю и в чистилище (только у католиков ).

Почитание святых

Святые , Фра Беато Анджелико , XV век

Более 150 тысяч человек причислены христианскими церквями (Православной, Католической и др.) к лику святых (см. Канонизация ). Святые, канонизированные до разделения церквей , почитаются как католиками, так и православными.

Учение о таинствах

С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия , или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществлённых в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё пять таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание , имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов ); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак , понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви в соответствии с библейским текстом из Послания к ефесянам ( Еф. , ); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.

Возникновение и распространение

Погребальная стела Лицинии Амиас на мраморе ( Национальный музей Рима ). Одна из самых ранних найденных христианских надписей, из римского некрополя Ватикана начала III века. Содержит текст ΙΧΘΥϹ ΖΩΝΤΩΝ («рыба живых»), предшественник акронима Ихтис

Христианство зародилось в I веке в Палестине , первоначально в среде иудеев и арамеоязычного населения в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма , и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение среди греко-римлян Сирии и других провинций, а позже — среди других этнических групп . Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи .

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов ( Деян. ), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.

В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении около 300 года .

При императоре Константине I , начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания (см. Миланский эдикт ), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи , окончательно утвердившись в данном статусе в Византии в конце IV века.

До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи , а также в сфере её культурного влияния ( Армения , восточная Сирия , Эфиопия ), в дальнейшем (в основном во второй половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов , позднее (к XIII—XIV векам) — также среди балтийских и финских народов . В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров , сделавших данную религию самой распространённой в Северной и Южной Америке , Австралии , а также распространённой в Африке .

В процессе распространения христианства Христианская церковь целенаправленно приспосабливала языческие практики, наполняя их новым и, с её точки зрения, истинным содержанием. Первый этап адаптации приходится уже на первые века истории христианства , когда церковь заимствовала ряд античных языческих культурных элементов. В дальнейшем при христианизации различных стран и народов данная практика изменялась и при необходимости периодически возобновлялась. Элементы, заимствованные в ранний период, стали частью общехристианской традиции (даты и семантика некоторых праздников, ряд обычаев и культов). Заимствования, осуществлявшиеся в процессе дальнейшей христианизации, пополнили местные христианские традиции .

Христианские храмы часто возводились на месте языческих святилищ. В начале христианской истории языческие храмы обычно предварительно разрушались. С V века начинается процесс превращения их в христианские церкви. В ряде случаев прослеживается прямая связь между христианским и языческим посвящением храма .

Праздник Богоявления (τα επιφανια, Эпифания), вероятно, заменил языческий праздник с тем же названием, который был посвящён рождению и прибавлению света. На христианском Востоке этот праздник может называться τα φωτα 'светы'. Оба основных христианских праздника, Рождество Христово и Пасха , связаны с солярно-лунарной символикой: Рождество связано с рождением солнца ( день зимнего солнцестояния ), Пасха соотносится как с солнечным, так и с лунным циклом (весенним равноденствием и полнолунием ). Календарному соотнесению рождения Христа с рождением солнца отчасти могло способствовать Его Воскресение в первый день недели, в день, который у язычников был посвящён солнцу, что нашло отражение в названии воскресного дня в ряде языков (ср. лат. dies solis, греч. ημέρηλίου, англ. Sunday, нем. Sonntag), а также в день, в который был сотворен мир и свет был отделён от тьмы. Иустин Философ (ок. 100—165) писал императору Антонину Пию ( Первая апология , § 67): «В день солнца мы собираемся вместе, потому что это есть первый день, в который Бог, изменивший мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, спаситель наш, в тот же день воскрес из мёртвых». Зимнее солнцестояние (VIII день до январских календ) было соотнесено с Рождеством Христовым, в то время как летнее солнцестояние (VIII день до июльских календ) — с Рождеством Иоанна Предтечи ( 24 июня ( 7 июля )), что, согласно Августину , соответствует буквальному смыслу слов Иоанна Крестителя : «Оному подобает расти, мне же малитися» (уменьшаться) ( Ин. ) .

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа ( 11 сентября ), вероятно, был установлен Александрийской церковью в противовес празднованию александрийского Нового года ; праздники Рождества Богородицы 8 (21) сентября и Зачатия Богородицы 12 января — в Азии в противовес Олимпийским играм ; праздник Преображения Господня 6 (19) августа — в Армении в противовес языческому Празднику роз ; день архангела Михаила 8 (21) ноября — александрийского происхождения и заменил собой древнейший праздник Крещения Господня , установленный египетской церковью в противовес крокиям и торжествам в честь Усири; праздник Успения Богородицы связан с языческим праздником Деметры в Афинах; и др.

Языческое влияние заметно в обычае носить нательный крест , заменивший языческие наузы , культовой роли яиц , почитании сакральных изображений и др.

Б. А. Успенский определяет традицию усвоения дохристианских образов, их переосмысления и наполнения христианским содержанием как « воцерковление язычества» .

История

Христианография — карта распространения христианских конфессий, составленная (англ.) в 1635 году

Христианство сыграло важнейшую роль в развитии западной цивилизации , начиная с поздней античности и Средневековья .

Доникейский период (I — начало IV века)

Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора .

Апостольский век

I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение двенадцати лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима , а затем отправились на всемирную проповедь.

С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов почил около 100 года, и с ним закончился апостольский век.

«Апостольские мужи»

Время первохристианства I—II веков отмечено деятельностью так называемых «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов.

«Апологеты»

Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к так называемым апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 года) прибывший в Рим , где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонении императора Марка Аврелия в 166 году.

Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 годы), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.

Христианизация Армении

Основателями Армянской церкви считаются апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей , проповедавшие христианство в Армении в I веке .

В начале IV века (традиционная дата — 301 год) Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии , что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Тиридата III Великого .

Политика гонений на христиан императора Диоклетиана заставляет общину девичьего аскетерия бежать из Рима в Армению . Однако святые девы были замучены армянским царём Тиридатом III (тогда ещё язычником). Но впоследствии эти события способствовали обращению его царства в христианство через проповедь святого Григория Просветителя , крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом царства. Таким образом, Армения стала первым в истории христианским государством .

Христианизация Грузии

Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным . В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии . Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви . Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире .

IV—VIII века

Дионисий Фурноаграфиот , греческий иконописец XVIII века, в своей « Ерминии » даёт подробное описание иконографии Первого Никейского собора :
«Среди храмины под осенением Святого Духа сидят: царь Константин на престоле, по обе стороны его святители в архиерейском облачении — Александр, Патриарх Александрийский, Евстафий Антиохийский; Макарий Иерусалимский , святитель , святитель Иаков Низибийский , святитель Павел Неокесарийский и другие святители. Перед ними стоит изумлённый философ и святитель Спиридон Тримифунтский , одну руку простёрший к нему, а другой сжимающий черепицу, из которой выходят огонь и вода, и первый стремится вверх, а вторая по перстам святого стекает на пол. Тут же стоит Арий в священническом облачении и перед ним святитель Николай , грозный и встревоженный. Единомышленники Ария сидят ниже всех. В стороне сидит святитель Афанасий диакон, молодой, безбородый, и пишет: Верую во Единого Бога Отца, вседержителя до слов: и в Духа Святого».

При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией в Риме . Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает духовно-нравственный уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (например, монофелитство — типичная императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV веке быстро расцветает монашество и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов общепризнанного вероучения на семи Вселенских Соборах.

Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине

Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 году удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 года первый египетский монастырь в Тавенисси .

В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е годы) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 года).

В Сирии — преподобный Иаков Низибийский (ум. 340-е годы) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 год), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.

IX—XI века

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама . В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив , быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции .

Разделение церквей ( формально 1054 год)

Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии . Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе . Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом . Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма , далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.

В действительности разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII век), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.

Новое время

После Великих географических открытий (XV—XVII века) христианство распространилось в Америке , Океании , тропической Африке и остальном мире посредством миссионерской деятельности и европейского колониализма , особенно в период нового империализма .

Христианские конфессии

Христианство представлено большим числом (более 20 тысяч) различных конфессий и течений, каждое из которых претендует на статус истинной Христианской церкви .

В настоящее время в христианстве существуют следующие пять основных направлений :

Католицизм

Православие

Древневосточные церкви

Древневосточные православные церкви

Церкви, не принявшие исповедание веры, утверждённое на Халкидонском соборе 451 года (IV Вселенском), называются сегодня Древневосточными (ориентальными) православными или нехалкидонскими церквями . Они не имеют евхаристического общения с православными Церквями византийской традиции и Ассирийскими церквями .

Ассирийские церкви

К этой группе относятся церкви, не принявших решения Эфесского собора 431 года (III Вселенского).

Протестантизм

Основные конфессии (более 10 млн членов)

Другие конфессии

Течения в протестантизме

Численность

По состоянию на 2015 год число приверженцев христианства во всём мире около 2,4 млрд , в том числе:

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:

Основные направления христианства

На Западе христианство остаётся доминирующей религией в этой части мира, и около 70 % населения западных стран идентифицируют себя как христиане . Число христиан растёт в Африке и Азии , на самых густонаселённых континентах мира .

Критика христианства

Христианская мифология

Святая Гора Афон , из цикла « Славянская эпопея » Альфонса Мухи , 1926. Изображено незримое присутствие святых

Христианская мифология — комплекс представлений, образов и символов, связанных с христианством и развивающихся во взаимодействии христианской доктрины с фольклорными традициями христианских народов .

Соотношение между христианской доктриной и христианской мифологией весьма противоречиво. Христианская доктрина в своём обязательном для верующего виде, теология , представляет собой систему догматов и моральных принципов, сознательно противопоставленных чувственной наглядности и житейским ценностям. Эта система стадиально отлична от мифологии и противоположна принципу мифологии как обобщения архаического обычая , поскольку противопоставляет данности обычая потустороннюю «истину». Уже иудаистическая мифология представляет собой сложный феномен, определённые черты «обычной» мифологии в ней отсутствуют. Целые пласты мифологического материала (например, подробные сведения по фантастической космологии и др.), богато представленные в буддийской , джайнской мифологии и др., практически отсутствуют в каноне христианского Священного Писания и Священного Предания . Они имеются в христианских апокрифах , в фольклорных и полуфольклорных текстах. Они обособлены от официальной, общеобязательной доктрины .

Примечания

  1. , с. 855.
  2. Briggs Ch. A. . — C. Scribner’s sons, 1913
  3. , с. 194.
  4. . Дата обращения: 18 сентября 2019. 7 марта 2019 года.
  5. , с. 859—860.
  6. , p. 68.
  7. . от 3 сентября 2011 на Wayback Machine // Булгаков С. Н. , прот. Православие: Очерки учения Правосл. Церкви. — М., 1991
  8. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение Владимиро-Волынская епархия ». — С. 8-11. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-014-5 .
  9. Квливидзе Н. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXI : « Иверская икона Божией матери Икиматарий ». — С. 674-713. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-038-7 .
  10. Greenspoon, Leonard. / Greenspoon, Leonard, Hamm, Dennis, Le Beau, Bryan F.. — A&C Black, 1 November 2000. — P. 78. — ISBN 978-1-56338-322-9 .
  11. Rainer Kampling, 'Deicide,' in Richard S. Levy (ed.), Antisemitism: A Historical Encyclopedia of Prejudice and Persecution, Vol. 1 ABC-CLIO , 2005 ISBN 978-1-851-09439-4 pp. 168—169.
  12. : «Armenia was converted to Christianity about 300 CE, becoming the first kingdom to adopt the religion after the Arsacid king Tiridates III was converted by St. Gregory the Illuminator».
  13. / Ed. by F. L. Cross, E. A. Livingstone. — Oxford University Press , 2005. — P. 107.
  14. Энциклопедия Британника . Статья: . от 9 октября 2014 на Wayback Machine ;

    He returned to Armenia in the midst of a Christian persecution pressed by King Tiridates III (who was a zealot for the regional idols) and was imprisoned in a burial pit. After being rescued, Gregory reputedly converted the king about 300, and Tiridates then became the first monarch in history to impose Christianity on his people. He did so about 20 years before Constantine I.

  15. Большая советская энциклопедия . Статья Аршакиды армянские;

    При Тиридате III Великом [287—332] христианство стало около 301 государственной религией в Армении.

  16. Карташёв А. В. Вселенские соборы. — М.: « Эксмо », 2006. — 672 с. (С. 66)
  17. , с. 252—258.
  18. Religions in Global Society . p. 146, Peter Beyer, 2006
  19. Cambridge University Historical Series, An Essay on Western Civilization in Its Economic Aspects , p. 40: Hebraism, like Hellenism, has been an all-important factor in the development of Western Civilization; Judaism, as the precursor of Christianity, has indirectly had had much to do with shaping the ideals and morality of western nations since the christian era.
  20. Caltron J.H Hayas, Christianity and Western Civilization (1953), Stanford University Press, p. 2: «That certain distinctive features of our Western civilization—the civilization of western Europe and of America—have been shaped chiefly by Judaeo — Graeco — Christianity, Catholic and Protestant.»
  21. Fred Reinhard Dallmayr, Dialogue Among Civilizations: Some Exemplary Voices (2004), p. 22: Western civilization is also sometimes described as «Christian» or «Judaeo-Christian» civilization.
  22. Официальный сайт Армянской апостольской церкви . . от 21 июля 2013 на Wayback Machine

    Founded in the first century by two of the Apostles of Jesus Christ, Saints Thaddeus and Bartholomew, we are one of the five ancient Eastern Oriental Orthodox churches. At the beginning of the fourth century, Armenia became the first nation in the world to declare Christianity as our state religion…

  23. . Дата обращения: 20 ноября 2008. Архивировано из 20 ноября 2008 года.
  24. . Дата обращения: 8 апреля 2012. 18 июня 2012 года.
  25. . Дата обращения: 24 марта 2010. 11 января 2012 года.
  26. . от 2 августа 2016 на Wayback Machine // Patriarchia.ru
  27. . от 14 октября 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка)
  28. Рональд Робертсон. . от 11 июля 2009 на Wayback Machine
  29. . Дата обращения: 16 сентября 2009. Архивировано из 4 мая 2009 года.
  30. . Дата обращения: 16 сентября 2009. 23 мая 2011 года.
  31. Грузинская Православная церковь // Большая советская энциклопедия
  32. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. — М.: Политиздат , 1990. — С. 80.
  33. . — Amsterdam University Press, 2006. — «The enthusiasm for evangelization among the Christians was also accompanied by the awareness that the most immediate problem to solve was how to serve the huge number of new converts. Simatupang said, if the number of the Christians were double or triple, then the number of the ministers should also be doubled or tripled and the role of the laity should be maximized and Christian service to society through schools, universities, hospitals and orphanages, should be increased. In addition, for him the Christian mission should be involved in the struggle for justice amid the process of modernization». — ISBN 978-90-5356-938-2 .
  34. Kammer, Fred. . — Paulist Press, 1 May 2004. — P. 77. — «Theologians, bishops, and preachers urged the Christian community to be as compassionate as their God was, reiterating that creation was for all of humanity. They also accepted and developed the identification of Christ with the poor and the requisite Christian duty to the poor. Religious congregations and individual charismatic leaders promoted the development of a number of helping institutions–hospitals, hospices for pilgrims, orphanages, shelters for unwed mothers–that laid the foundation for the modern large network of hospitals, orphanages and schools, to serve the poor and society at large». — ISBN 978-0-8091-4227-9 .
  35. . — Chalice Press, March 1994. — «In the central provinces of India they established schools, orphanages, hospitals, and churches, and spread the gospel message in zenanas». — ISBN 978-0-8272-0463-8 .
  36. Bouteneff P. C. Oriental Orthodox // The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity. — Blackwell Publishing, 2011.
  37. . от 8 января 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка)
  38. . Дата обращения: 24 сентября 2008. 31 августа 2005 года.
  39. (англ.) . International Bulletin of Missionary Research (январь 2015). Дата обращения: 8 октября 2019. 23 октября 2019 года.
  40. . Дата обращения: 13 марта 2008. Архивировано из 28 января 2014 года.
  41. . Дата обращения: 13 марта 2008. Архивировано из 20 августа 2018 года.
  42. . Дата обращения: 13 марта 2008. Архивировано из 28 января 2014 года.
  43. . Дата обращения: 14 апреля 2010. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
  44. // Encyclopædia Britannica . Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2013
  45. (англ.) . The Pew Forum on Religion & Public Life (19 декабря 2013). Дата обращения: 19 мая 2013. 23 мая 2013 года.
  46. (англ.) . The Pew Forum on Religion & Public Life (19 декабря 2011). Дата обращения: 21 мая 2013. 30 апреля 2013 года.
  47. . Дата обращения: 24 ноября 2011. Архивировано из 10 июня 2012 года.
  48. . Дата обращения: 24 мая 2012. Архивировано из 15 апреля 2010 года.
  49. Encyclopedia of Global Religion . Vol. 1. Los Angeles: SAGE Publications. 2012. p. 319 . {{ cite encyclopedia }} : |title= пропущен или пуст ( справка ) ; Неизвестный параметр |editors= игнорируется ( |editor= предлагается) ( справка )
  50. . от 5 июля 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка) )
  51. . Pew Research Center. Дата обращения: 16 декабря 2022. 1 февраля 2021 года.
  52. Henderso, Errol A. Scriptures, Shrines, Scapegoats, and World Politics: Religious Sources of Conflict and Cooperation in the Modern Era / Errol A Henderso, Zeev Maoz. — Michigan : University of Michigan Press, 2020. — P. 129–130. — ISBN 9780472131747 .
  53. .

Литература

Научная литература

Христианская литература

  • Афанасьев, прот. Николай. Вступление в Церковь. — М., 1993.
  • Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. — Рига, 1994.
  • Зубов А. Б. Всеволод Семенцов в моей жизни // / Сост. В. К. Шохин ; ред. коллегия: A. M. Дубянский и др.; Ин-т философии РАН . — М. : Вост. лит. , 2008. — 352 с. — 500 экз. ISBN 978-5-02-036333-5 . от 6 марта 2016 на Wayback Machine
  • О. . (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2807 дней]) // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
  • Келлог, С. Г. . Пер. с англ. под ред. Орнатского Ф. — Киев : Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1894. — XI, 292 с. ; 23 см — Б. ц.
  • Керн, архим. Киприан . Евхаристия. — Париж, 1947; То же (репринт). М., 1992.
  • Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. 3-е изд. — Париж; Москва, 1996.
  • Валентин Асмус .
  • Лосский В. Н. Догматическое богословие. — М., 1991.
  • Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 , , , , , , [ неавторитетный источник ]
  • Протопресвитер Иоанн Мейендорф . Нью-Йорк, 1985 (2-е издание — Вильнюс; М., 1992, ISBN 5-900785-14-9 ; 3-е издание — Клин, 2001, ISBN 5-93313-018-4 ; 4-е издание — Минск, 2001). Пер. с англ. Ларисы Волохонской.
  • Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92)
  • Мень А. В.
  • Мень А. В. (Москва, 1997)
  • Мень А. В. (в 3 томах) (Москва, 2002)
  • Православная богословская энциклопедия / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900-11. Т. 1-12.
  • Спасский А. . — Сергиев Посад, 1914. Т. 1.
  • Флоровский, прот. Г. — Вильнюс, 1991.
  • Флоровский, прот. Г. Восточные отцы IV в. — Париж, 1931; То же (переизд.). М., 1992.
  • Флоровский, прот. Г. Византийские отцы V—VIII вв. — Париж, 1933; То же (переизд.). М., 1992.
  • H. Denzinger A. Schonmetzer, Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 36 ed. Basileae et Frib., 1976.
  • Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971—78. Bd.1—3.

Критическая литература

  • Арнольд Готфрид . Беспристрастная история церквей и ересей от начала нового завета до 1688 г. после рождества Христова. — Франкфурт-на-Майне, 1729
  • Гарнак Адольф фон . // Оп.: История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб., 1911, т. 6
  • Дешнер Карлхайнц . . В 4 томах / Пер. с нем. В. Хмары. — М.: Terra, 1996. — 464 с. ( )
  • Древс Артур . Происхождение христианства из гностицизма. — М., 1930.
  • Каутский Карл .
  • Косидовский З. Библейские сказания. Перевод с польского. Изд. 4-е. — М., 1978. — 455 с. с ил.
  • Косидовский З. Сказания евангелистов: Перевод с польского / Послесловие и примечания И. С. Свенцицкой. — 2-е изд. — М., 1978. — 262 с.
  • Ранович А. Б. . — М., Политиздат , 1990.
  • Таксиль Лео . Священный вертеп.
  • Толстой Л. Н. / Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 23, произведения 1879—1884, с. 60—303
  • Уайт, Э. Д. . 2 vols. (1896) (англ.) (на русском языке: Уайт, Э. Д. Борьба религии с наукой / Пер. Д. Л. Вейса . М.—Л., 1932)
  • John William Draper . (недоступная ссылка) / History of the Conflict Between Religion and Science. — New York: D. Appleton, 1874. (англ.) («История борьбы между религией и наукой»)
  • . . — London, 1902. ( ) (англ.) («Сверхъестественная религия: исследование реальности божественного откровения»)

Ссылки

Источник —

Same as Христианство